Теория отраслевых рынков. Взаимосвязь количественных и качественных характеристик оценки структуры отраслевого рынка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ: МЕТОДЫ И СРЕДСТВА Гуринович Е.В., заместитель руководителя.
Advertisements

ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
РЫНОК: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. РЫНОК КАК РАЗВИТАЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ТОВАРНОГО ОБМЕНА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СИСТЕМУ ОТДЕЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ РЫНКОВ, А ЗНАЧИТ,
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
Конкуренция и типы рынков Сущность и роль конкуренции в экономике.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Модели рынка (рыночные структуры) 1.Признаки рыночных структур 2.Рыночная власть в отрасли 3.Типологизация рыночных структур.
РОЛЬ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ВЕДОМСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА РЫНКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ г. Казань, 2012 год.
Тема 9: Типы рыночных структур. Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Монополистическая конкуренция Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции, которая существует в тех отраслях, где.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
Выполнила : Мукаева Камиля марк -32. Оценка капитала бренда.
Альтернативные издержки монополизации. X-неэффективность и X-эффективность монополии. Выполнила Редок Полина, студентка 1 курса экономического факультета,
Управление качеством. Элементы и системообразующие факторы конкурентоспособности продукции, товара, предприятия
1 Оценка доминирующего положения предприятий на рынке телекоммуникационных услуг Украины к.э.н., доцент кафедры экономики ГУИКТ (г. Киев) НОВИКОВА И.В.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
К ОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ Выполнил студент группы М Меньшиков В.О.
Относительные статистические величины Лекция 3. относительные величины это обобщающие показатели, выражающие меру количественных соотношений, присущих.
Транксрипт:

Взаимосвязь количественных и качественных характеристик оценки структуры отраслевого рынка. Теория отраслевых рынков

2 это совокупность количественных и качественных показателей, к которым относятся: число хозяйствующих субъектов и доли, занимаемые ими на данном товарном рынке; показатели рыночной концентрации; условия входа на рынок; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли. (Закон РСФСР от N (ред. от ) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках«) Структура рынка

3 Структура рынка позволяет охарактеризовать тип рынка и оценить его количественно и качественно. Качественные показатели представляют интерес с точки зрения оценки уровня и силы монопольной власти. Количественные в большей степени характеризуют рынок с позиции конкуренции.

Количественная оценка структуры рынка 4 К числу количественных показателей, позволяющих оценить структуру рынка, относят: численность основных продавцов; рыночные доли этих субъектов; показатели рыночной концентрации. Для оценки уровня концентрации необходимо: 1. оценить границы анализируемого рынка; 2. выбрать подходящий показатель размера фирм; 3. рассчитать показатели концентрации.

5 Установление продуктовых границ – трудоёмкий процесс. Необходимо: составить перечень товаров-заменителей; исследовать взаимозаменяемость с точки зрения потребителей и производителей на основе соответствующих анкет. Информационная основа таких исследований – классификаторы продукции, ГОСТы, товарные словари, опросы потребителей и т.п. Для определения товаров-заменителей используют критерий взаимозаменяемости товарной продукции, которая может рассматриваться как со стороны потребителей (взаимозаменяемость по потреблению), так и со стороны производителей (взаимозаменяемость по производству).

Географические границы рынков 6 - это «территория», на которой покупатели приобретают или могут приобрести изучаемый товар (товары-заменители) и не имеют такой возможности за её пределами. Границы устанавливаются на основе списка поставщиков и покупателей, определения территорий, где у потенциальных потребителей есть возможность приобретать указанные товары. Подход к определению границ отраслевого рынка : при наличии мнения покупателей о взаимозаменяемости товаров, продаваемых на разных территориях, последние могут рассматриваться как единый географический рынок.

Границы рынка Чтобы определить границы рынка, необходимо обозначить конкурирующие фирмы. Для этого устанавливается перечень всех фирм, функционирующих в рамках выделенных продуктовых и географических границ, а также перечень потенциальных продавцов (возможных конкурентов). 7 Для этого используются существующие регистры предприятий и классификаторы.

8 Показатель размера фирм предполагает, что на его основе будет определено значение рыночной доли. В качестве такого показателя чаще всего в исследованиях применяют показатель валового производства или объема продаж, иногда – занятость или активы, добавленную стоимость. Рассмотренные показатели, т. е. численность предприятий и рыночная доля лежат в основе расчета показателей концентрации.

Оценка уровня рыночной концентрации Показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. 9

10 Показатели рыночной концентрации индексы концентрации, непосредственно её учитывающие показатели неравенства размеров фирм индекс концентрации, индекс относительной концентрации, индекс Херфиндаля–Хиршмана, индекс Холла–Тайдмена коэффициент Джини, дисперсия логарифмов рыночных долей фирм, дисперсии рыночных долей, индекс энтропии Тейля, индекс Линда

Показатели, используемые в аналитических исследованиях: 11 минимальная концентрация (величина, обратная числу фирм); относительная концентрация (отношение действительной концентрации, к минимально возможной); относительная энтропия; индекс избыточной концентрации; относительный индекс концентрации (отношение двух предыдущих) ; среднее значение кривой нарастающей концентрации.

Если в целях исследования необходимо оценить значение неравенства размеров фирм, то используют дисперсию логарифмов рыночных долей или индекс Джинни; если число фирм – показатель энтропии; если рыночную концентрацию – индекс концентрации или индекс Херфиндаля-Хиршмана. Чаще всего предпочтительным является индекс Херфиндаля-Хиршмана. 12

Индекс Херфиндаля-Хиршмана показывает, какое место, долю на данном рынке занимают более мелкие субъекты, есть ли предпосылки при данной структуре рынка для противодействия более мелких субъектов рыночной силе крупнейших 13 где Кк – коэффициент концентрации; di – доля i-ой фирмы; ωi – вес i-ой фирмы, определяемый как Ri/Ri.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана имеет ряд преимуществ: Во-первых, при его расчете учитывается целый ряд показателей: доли фирм, их число, средние доли, а также степень неравенства фирм в соответствии с их вкладом в кривую совокупной концентрации. Во-вторых, значения рыночных долей крупных фирм далеко не всегда увеличиваются, а напротив, корректируются в зависимости от их вклада в совокупное значение рыночной концентрации. В-третьих, в отличие от индекса Джини, появляется возможность избежать нулевого значения индекса концентрации при монополии,. В-четвертых, для рынка с равным распределением рыночных долей также удается избежать нулевого значения коэффициента. 14

Вывод: Таким образом, для оценки уровня концентрации на рынке обычно используют соответствующие показатели концентрации, которые дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. 15

Качественная оценка структуры рынка 16. по степени открытости рынка для межрегиональной и международной торговли. по наличию или отсутствию барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов. по степени их преодолимости Качественно оценить структуру отраслевого рынка можно:

Степень открытости рынка для межрегиональной и международной торговли Возможность входа на товарный рынок продавцов из других регионов (или других стран) приводит к увеличению числа фирм, действующих на рынке и, соответственно, значительно снижает рыночную концентрацию, поскольку доля, занимаемая на рынке местными продавцами, сокращается. 17 Степень открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле оценивают по доле импортной продукции в общем объеме реализации на конкретном товарном рынке

«Барьеры входа» понятие появилось в экономической литературе в 1956 г. 18 теория организации отраслевых рынков, рассматривающая входные барьеры с позиции анализа характеристик соответствующей отрасли (рынка); 2 направления в изучении входных барьеров: концепция стратегического управления, анализирующая барьеры с позиции принятия стратегических решений фирмой.

2 типа входных барьеров 19 нестратегические стратегические выступающие как воздействие внешней среды формируются в зависимости от поведения фирм.

Уровень и высоту входных барьеров можно оценить с помощью ряда статистических показателей: норма входа новых фирм на рынок, определяемая как отношение вошедших за определенных период времени фирм к количеству фирм, функционирующих на конец этого периода; норма проникновения новых фирм на действующий рынок как отношение объема вы- пуска (продаж) вошедших на рынок фирм к общему объему выпуска продукции на рынке; норма выхода как число ушедших с рынка фирм за анализируемый период к общему числу действующих фирм на рынке на конец анализируемого периода; время достижения новыми фирмами размера уже действующих на рынке фирм; доля оставшихся на рынке фирм через некоторый временной интервал; доля банкротств, поглощений и слияний сравнительно с новыми фирмами рынка. 20

Вывод: Таким образом, количественные и качественные характеристики, отражающие структуру отраслевого рынка, следует рассматривать во взаимной связи, поскольку указанные характеристики отображают в совокупности методологический подход к ее изучению. 21

Взаимосвязь количественных и качественных характеристик структуры рынка 22

Вывод: Оценка структуры отраслевого рынка предполагает выполнение целого ряда взаимосвязанных этапов расчетов, для каждого из которых необходимо использование соответствующих методик. В совокупности они образуют методологическую базу, позволяющую достаточно всестороннее с соответствующими качественными и количественными параметрами охарактеризовать структуру рынка, выявить его тип. Кроме того, выявленная структура отраслевого рынка позволяет делать дальнейшие выводы о его потенциале, а также о возможных стратегических решениях каждого его участника. 23

Спасибо за внимание. 24