Практико-ориентированный проект: «Красная книга Природы». Руководитель: педагог начальных классов ГБОУ СОШ 267 Давыдова Наталия Николаевна участники – учащиеся 2 «А» класса Москва 2013
Практико-ориентированный проект «Красная книга Природы» выполнен на занятиях по окружающему миру. Состав участников проекта: Руководитель- Давыдова Наталия Николаевна учащиеся 2 класса «А».
Цели проекта: Образовательные: познакомить учащихся с Красной книгой, историей её создания и её структуру; совершенствовать их практические предметные умения и навыки; раскрыть основные причины сокращения численности видов животных и растений; изучить меры, необходимые для их сохранения. Развивающие: привить чувства сопереживания к проблемам окружающей природы; побудить их быть активными защитниками природы. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растениям и животным; воспитывать умение работать с источниками информации; Помочь осознать, что главная общечеловеческая ценность – жизнь.
Задачи: Изучить историю Красной книги и её содержание. Провести анкетирование среди учащихся начальных классов и выявить объём знаний по данному вопросу. Выяснить какие животные находятся на грани исчезновения, а какие исчезли безвозвратно. Провести открытый урок по теме «Красная книга Природы». Освоить основы экологической грамотности. Воспитание чувства доброты и сострадания ко всему живому. Развитие уже имеющихся знаний, наблюдений и коммуникативных умений.
Аннотация проекта: Этот проект создаст условия для формирования исследовательских умений учащихся, коммуникативных навыков, развития их творческих способностей, критического мышления. Учащиеся познакомятся с Красной книгой, историей и причинами её создания, её структурой и составом. Расширят и углубят знания об исчезающих и исчезнувших животных. Раскроют основные причины сокращения численности и ответят на вопросы : «ПОЧЕМУ? Кто виноват? Чем мы можем помочь?».
ЭТАПЫ работы над проектом: 1 этап – мотивационный: Что такое природа? Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек? Почему нужно соблюдать тишину на природе? Для чего нам нужно беречь природу? Что произойдет, если не беречь природу? Как человек может спасти природу? Как вы понимаете высказывание: «Человек – часть природы?»
Проблема: Что мы можем сделать, чтобы сохранить и приумножить редкие виды животных и растений ?
2 этап – планирующий (подготовительный) Определили цель проекта, задачи и план действий, продукт проекта, критерии оценки результата процесса. Разделились на 5 групп: - Историки -Исследователи -Корреспонденты -Юристы -Оформители
3 этап – информационно- операционный Сбор материала Работа с литературой и другими источниками Подбор стихов и загадок Рефлексия
4 этап – рефлексивно-оценочный Презентация проекта «Красная книга Природы» и продукта проекта.
«Один человек оставляет след, сотня – тропу, тысяча – пустыню» народная мудрость
История создания Красной книги год Учёные всего мира создали международный союз охраны природы МСОП. По заданию этого союза ученые: биологи, экологи, стали изучать каким представителям нашей планеты помочь в первую очередь, составили списки и издали их в виде книги. Назвали ее «Красная книга фактов». Это была первая Красная книга. Эта книга советует, какие растения и животные редкие, призывает изучать и предупреждает об их исчезновении. В 1963 году был впервые выявлен реестр редких и исчезающих животных. Питер Скотт, возглавляющий специальную общественную комиссию по редким видам рекомендовал назвать книгу Красной – сигнал тревоги. В 1973 году Международным союзом охраны природы и природных ресурсов был опубликован « черный список» нашей безвозвратной потери, который печально констатировал, что млекопитающих животных, начиная с 1600 года, исчезло с лица Земли 63 вида и 55 подвидов. Красная Книга в СССР утверждена в 1974 году. Помимо этого, Красные книги созданы во многих республиках.
Пресмыкающиеся Земноводные Птицы Млекопитающие Рыбы Главы и разделы Красной Книги Российской Федерации
I том – Животные II том – Растения
Информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных.
Правила поведения в природе 10 «НЕ» 1. Не загрязняй природу, забирай с собой мусор 2. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и лягушек 3. Не бери лишнего у природы 4. Не разоряй муравейники 5. Не ломай ветки деревьев и кустарников 6. Не разводи костры под деревьями 7. Не шуми в лесу 8. Не рви в лесу и на лугу цветы 9. Не разоряй гнёзда птиц 10. Не уноси домой детёнышей диких животных
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.
Что надо делать, чтобы спасти исчезающие и редкие виды растений и животных? Запретить охоту. Запретить чрезмерную добычу животных. Запретить разрушать места обитания животных. Охранять заповедники. Заботиться о размножении.
Спасибо за внимание.