Системный подход в объяснении психологических механизмов болезни ребенка
Карл Людвиг фон Бертала́нфи (19 сентября 1901, Вена 12 июня 1972, Нью-Йорк) австрийский биолог, постоянно проживавший в Канаде и США с 1949 года. Первооснователь обобщённой системной концепции под названием «Общая теория систем»
Мюррей Боуэн ( ) родился в г. Веверли (штат Теннеси). Всю Вторую Мировую Войну, с 1941 по 1946 гг., Боуэн прослужил в США и Европе, пройдя путь от лейтенанта до майора. Опыт, полученный на войне, способствовал тому, что область его интересов все больше смещалась от хирургии к психиатрии.
Мюррей Боуэн один из отцов- основателей системной и семейной терапии.
Система совокупность элементов, связанных (взаимодействующих) между собой таким образом, что качества и свойства взаимосвязей играют не меньшую (а иногда и большую) роль, чем качества, свойства самих элементов, при этом данная совокупность взаимодействующих элементов (или объектов) реализует общую функцию (функции).
Семья (или любая другая система) это социальная система, то есть комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом..
Системная семейная терапия - не просто техника, а другой, отличный от индивидуальной психотерапии способ видения и решения проблем. В системном подходе психологические трудности и психические проявления индивида рассматриваются как симптомы проблемных семейных связей, а не только как индивидуальные нарушения или интрапсихические повреждения.
Общая теория систем указывает, что каждая переменная в системе взаимодействует с другими переменными таким образом, что не всегда бывает легко различить причину и ее воздействие. Luterman (1984) пишет в своей работе о глухоте: «Когда в семье рождается глухой ребенок можно сказать, что до некоторой степени глохнет вся семья» (с. 2). Von Bertalanffy (1968) отмечает, что все живые системы состоят из взаимозависимых частей и что взаимодействие этих частей создает характеристики, не свойственные каждой части в отдельности.
Реакция семьи на нарушения развития или болезнь ребенка во многом определяется ее идеологическим стилем; однако верно и обратное: такой ребенок может оказать влияние на ценности семьи..
Например, при рождении особого ребенка семья не только реагирует на сам этот факт, но и пересматривает сложившиеся в ней представления о людях с нарушениями. Хронические болезни и нарушения развития не ограничены ни расовыми, ни культурными, ни социально-экономическими барьерами, так что особый ребенок может появиться на свет и в самой догматичной и полной предрассудков семье.
В таком случае семье придется не только столкнуться с тем, что означают для нее нарушения развития у ребенка психологически и практически (Marshak & Seligman, 1993), но и пересмотреть свое отношение к представителям одного из «меньшинств», а именно к людям с ограниченными возможностями. Таким образом, рождение особого ребенка принесет такой семье двойное потрясение. Нередко случается, что при появлении такого ребенка в семье люди, прежде свысока смотревшие на «неполноценных», со временем превращаются в их пламенных защитников. Darling (1991) называет такой тип поведения «ролью крестоносца».
Положения системного подхода а)целое больше, чем сумма его частей; б)все части и процессы целого влияют друг на друга и друг друга обусловливают; в)система первична по отношению к входящему в нее элементу.
Законы семейной системы Системы живут и развиваются в соответствии с двумя основными законами. Закон гомеостаза гласит, что система в целом должна остаться без перемен, и, как может показаться на первый взгляд, противоречащий ему закон развития утверждает, что система должна пройти свой жизненный цикл, состоящий из определенных стадий развития. И на этом пути нельзя перепрыгнуть через ступеньки или же застрять на одной из них, не рискуя разрушить всю систему.
Семья сложная и динамическая система. Семья не статична: в ней постоянно происходят перемены и новые события. Кроме того, семьи изменяются, проходя различные стадии жизненного цикла. Тяжелая болезнь или нарушения развития у одного из членов семьи становится серьезным стрессовым фактором, зачастую влияющим на жизненные цели членов семьи. Для того, чтобы вмешательство в жизнь семьи особого ребенка было успешным, специалист должен хорошо представлять себе статические и динамические характеристики этой семьи.
Спасибо за внимание!