Сбор анамнеза и осмотр в педиатрии

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Клиническое обследование хирургического больного! Кафедра общей хирургии лечебного факультета, доцент Саликов Александр Викторович.
Advertisements

Шкала определения зрелости по Ballard Баллард. Определение гестационного возраста включает в себя шкалу Баллард. Методика определения степени зрелости.
Оценка комплексного состояния здоровья ребенка, определение группы здоровья (по форме 112/у) Преподаватель:Жаксылыкова К.К Интерн:Сметуллаева Г.А 645.
Симптоматология. Живот. Доцент Насиров Ф.Н.. Физикальные методы обследования.
Мышечная система человека. Основные группы мышц человеческого тела. Цель: познакомиться с основными группами мышц их функциями.
СЕГМЕНТАРНО- РЕФЛЕКТОРНЫЙ МАССАЖ Выполнила Учащаяся группы 11 ФСз Седькова Е.И.
Рефлексы новорожденных. Классификация рефлексов 1) сегментарные двигательные автоматизмы а ) сегменты мозгового ствола ( оральные автоматизмы ) б ) сегменты.
МБОУ «СОШ 56» г. Новокузнецк Учитель первой квалификационной категории физической культуры Курская Татьяна Николаевна.
Первая медицинская помощь при остановке сердца ( клиническая, внезапная смерть)
Сестринское обследование - первый этап сестринского процесса.
CТРУКТУРА ТЕЛА. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ.. Тело человека имеет структуру, т.е определенное строение, расположение частей. Если вы посмотрите на.
Грыжи
Выяснение жалоб Сбор анамнеза Осмотр больного Определение амплитуды движения в суставах Измерение длинны и окружности конечностей Определение мышечной.
Основы клинической медицины в кардиологии. Национальный фармацевтический университет Кафедра клинической фармакологии с фармопекой ПЛАН ЛЕКЦИИ Определение.
В начале заболевания симптомы мало заметны. К врачу обращаются больные с запущенной формой. Если следить за своим состоянием, наступление болезни можно.
10 советов родителям о здоровье детей Совет 1. По всем вопросам относительно здоровья вашего ребенка следует обращаться к врачу-педиатру, который назначает.
Генетические болезни человека Подготовила студентка гр.М-911 Саламова Екатерина.
В организме здорового человека содержится 34 г железа, при гемохроматозе 2060 г. Железо является одним из важнейших микроэлементов и содержится во многих.
Определение частоты дыхательных движений (ЧДД). Выполнила: М.М.Ибрагимбекова, 519 леч.ф.
Уход за пациентами при рахите. Рахит - это заболевание всего организма с преимущественным поражением костно-мышечной системы.
Транксрипт:

Выполнила: Студентка 623 группы,специальности «Сестринкое дело» Бурдуковская Анастасия Александровна Преподаватель : Шуханова Людмила Шираповна

При проведении обследования ребенка необходимо соблюдать определенные условия, способствующие более полному получению информации и наименее травмирующие ребенка: 1). Помещение, в котором проводится непосредственное исследование, должно быть теплым (температура ), без сквозняков, желательно с естественным освещением. При искусственном освещении желательно лампы дневного света. Отсутствие посторонних шумов. 2). Осмотр проводится в присутствии родителей без посторонних лиц, девочек старшего возраста осматривают в присутствии матери. 3). Успешное проведение обследования невозможно, если не найден контакт с ребенком, его родителями или родственниками. Врач должен иметь опрятный вид. Желательно на работе не носить яркие украшения, не применять яркой, необычной косметики со стойкими запахами. 4). Руки должны быть чистыми (мыть перед каждым осмотром ребенка), теплыми, с коротко подстриженными ногтями.

Детей младшего возраста желательно заинтересовать игрушкой или предметами, представляющими для него интерес. Как правило, медработник получает данные о болезни от родителей ребенка. В разговоре с родителями следует выслушать их и одновременно наводящими вопросами и уточнениями получить необходимую информацию. При расспросе рекомендуется соблюдать определенную последовательность. Различают паспортную часть, анамнез заболевания и анамнез жизни.

Дата и время поступления больного Фамилия, имя, отчество ребенка Возраст, дата рождения Домашний адрес Детское учреждение, которое посещает ребенок (детский комбинат, группа; школа, класс; дата последнего посещения) Фамилия, имя, отчество матери, отца, возраст, домашний, рабочий или мобильный телефоны, место работы, должность Диагноз направившего учреждения

Жалобы, по поводу которых ребенок и родители в данный момент обратились за медицинской помощью, при поступлении в стационар и в период наблюдения (рассказ больного и родителей). Жалобы при поступлении в стационар и в период наблюдения (рассказ больного или его родителей). Когда заболел ребенок. При каких обстоятельствах развивалось заболевание и как протекало с первого дня и момента обследования? Общие проявления заболевания (температура, вялость, беспокойство, сон, аппетит, жажда, озноб).

Проявления заболевания со стороны всех органов и систем: а) дыхательная система: кашель (характер, время появления), мокрота, боли в груди или спине (характер, локализация, связь с дыханием, кашлем), одышка (затруднен вдох или выдох), приступы удушья, насморк; б) сердечно-сосудистая система: цианоз, одышка, боли в сердце, сердцебиения, «перебои», отеки (время появления, локализация); в) система пищеварения: тошнота, рвота, срыгивания у грудных детей (время их появления), отрыжка или изжога, боли в животе (характер, локализация, иррадиация, связь с приемом пищи), характер стула; г) мочевыделительная система: боли в поясничной области, частота мочеиспусканий, цвет мочи, недержание мочи, отеки; д) опорно-двигательная система: боли в конечностях, мышцах, суставах (характер, локализация, связь с метеоусловиями), изменение формы суставов, характер движений, травмы; е) эндокринная система: нарушение волосяного покрова, изменения кожи (чрезмерная потливость или сухость), нарушение роста и массы тела; ж) нервная система и органы чувств: головные боли и головокружения, судороги, тики, нарушения со стороны органов чувств, травмы черепа и позвоночника.

При выяснении анамнеза жизни у детей до 3 лет уделяется внимание особенностям антенатального, интранатального и раннего постнатального периодов.

- От какой беременности и какой по счету ребенок: если беременность не первая, как протекали предыдущие беременности и чем закончились (выкидыши, мертворожденные и недоношенные дети, аборты, предполагаемые причины этого). - Как протекала беременность у матери (токсикоз первой, второй половины – тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия, перенесенные заболевания, особенно вирусные, профессиональные вредности в этот период). Лечилась ли в стационаре во время беременности, какие лекарства применяла. - Режим и особенности питания беременной. Использован ли декретный отпуск - Как протекали роды (продолжительность, пособия, осложнения). Сразу ли закричал ребенок (крик громкий, слабый). Масса и длина тела ребенка при рождении. Когда ребенка приложили к груди, как взял грудь, активно ли сосал, как часто прикладывали ребенка к груди. Когда отпал остаток пуповины, зажила пупочная ранка. На которые сутки и с какой массой выписали ребенка из роддома.

- Заболевания в период новорожденности (интенсивность и длительность желтухи, гемолитическая болезнь новорожденного, родовая травма, заболевания кожи и пупка, септические заболевания, болезни органов дыхания, пищеварения и др.). - Физическое развитие ребенка на первом, втором и третьем году жизни (прибавки массы и длины тела). - Развитие моторики и статики: когда стал держать голову, повора­чиваться на бок, со спины на живот, сидеть, ползать, стоять, ходить, бегать. - Психическое развитие: когда стал улыбаться, гулять, произносить слоги, произносить слова, фразы. Запас слов к 1 году, 2 и 3 годам. - Поведение ребенка дома и в коллективе. Отношение к другим детям и взрослым. - Сон, его особенности и продолжительность. - Вид вскармливания на первом году жизни: естественное, искусственное, смешанное. При естественном вскармливании время кормления грудью, активность сосания. При смешанном вскармливании вид докорма, с какого возраста введен докорм, количество. При искусственном вскармливании возраст перевода на искусственное вскармливание, вид пищи. Режим кормления ребенка. Сроки введения прикормов, последовательность, переносимость. Время отнятия от груди. Питание ребенка к началу настоящего заболевания.

- Получал ли ребенок витамин Д, с какого возраста. - Когда появились первые зубы, порядок и характер их прорезывания. Количество зубов к концу первого года жизни. - Перенесенные заболевания: рахит, диатез, анемия, заболевания органов дыхания, инфекционные заболевания (особенности течения, осложнения), глистные инвазии, хирургические вмешательства (когда, какие). - Профилактические прививки: против гепатита, туберкулеза (БЦЖ, БЦЖ – М), полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори, паротита, краснухи. Реакции на прививки. Туберкулиновые пробы, когда проводились, их результат. - Аллергические реакции (в чем выражалась, вид аллергена: бытовые, пищевые, лекарственные) - Контакт с инфекционными больными (в семье, в квартире, в детском учреждении).

- Какой по счету ребенок в семье. - Как развивался в период раннего детства. - Поведение дома и в коллективе: для школьников успеваемость в школе, какие предметы предпочитает. - - Вредные привычки. - Перенесенные заболевания и хирургические вмешательства. - Профилактические прививки и туберкулиновые пробы. - Аллергические реакции. - Контакт с инфекционными больными.

К анамнезу жизни относится и сбор семейного анамнеза, наряду с паспортными данными родителей выясняют: - Возраст родителей. - Состояние здоровья родителей и ближайших родственников по линии матери и отца. Наличие в семье инфекционных (туберкулез, венерические заболевания, токсоплазмоз и др.), психических, онкологических, нервных, эндокринных, аллергических и др. заболеваний. Наличие таких неблагоприятных факторов, как алкоголизм, курение, возможные профессиональные вредности. - Составление генеалогического дерева (карты) в пределах трех поколений. Желательно, чтобы полученные данные отражались в генетической карте.

(осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). Объективное исследование начинают с общего осмотра ребенка, который должен быть раздет: до 3 лет полностью, дошкольников до трусов, детей школьного возраста (особенно девочек в период полового созревания) следует раздевать постепенно, по мере исследования.

Общий осмотр: состояние, самочувствие, положение, нарушение походки (рис.1), наличие малых аномалий развития. Состояние удовлетворительное – сознание ясное, активный, нет признаков интоксикации или они незначительные, отсутствуют функциональные нарушения систем организма. - Состояние средней тяжести – сознание ясное, снижение активности, отчетливые признаки интоксикации, наличие функциональных нарушений систем организма. - Состояние тяжелое – различные стадии нарушения сознания, выраженная интоксикация, декомпенсация систем организма. - Состояние крайне тяжелое – усугубление этих явлений и появление признаков, угрожающих жизни ребенка. Самочувствие – нарушено, не нарушено; страдает, не страдает. - Положение активное – легко меняет положение тела, совершает активные движения, занимает непринужденную позу. - Положение пассивное – не может изменить свое положение без посторонней помощи. - Положение вынужденное – особенное положение, которое принимает ребенок для облегчения своего состояния (например, поза легавой собаки при менингите, положение ортопноэ при бронхиальной астме).

Сознание: - Сознание ясное – ребенок легко ориентируется во времени и пространстве. - Сознание ступорозное (сомнолентное) – состояние оглушенности, реакция на окружающее замедлена, на вопросы отвечает мало, на сильное раздражение реагирует плачем. - Сознание сопорозное – реакции на окружающее нет, но сохранена реакция на болевые раздражения. - Кома - потеря сознания, значительное угнетение мозговой коры. Нервно-психическое развитие (для детей раннего возраста). Настроение (ровное, спокойное, приподнятое, возбужденное, неустойчивое), контакт с окружающими детьми, интерес к игрушкам, окружению, поведение.

Реакция на осмотр – адекватная, неадекватная. Ширина глазных щелей, косоглазие, нистагм, величина зрачков, реакция их на свет; Безусловные рефлексы новорожденных (оценка рефлексов должна проводиться в теплой комнате на ровной полужесткой поверхности, ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим, наносимые раздражения не должны причинять боли): хоботковый рефлекс (при ударе пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ «хоботком», в норме определяется до 2- 3 месяцев); поисковый рефлекс (при поглаживании кожи в области угла рта происходит опускание губы, отклонение губы и поворот головы в сторону раздражителя; исчезает к концу первого года жизни, наблюдается у детей до 3-4 месяцев); сосательный рефлекс (если вложить в рот ребенка соску, то он начинает совершать активные сосательные движения; исчезает к концу первого года жизни); ладонно-ротовой рефлекс Бабкина (при надавливании большими пальцами на ладони ребенка близ теноров происходит открывание рта и сгибание головы; исчезает к 3 месяцам); хватательный рефлекс (схватывание и прочное удерживание пальцев, вложенных в ладонь ребенка; иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой- рефлекс Робинсона; исчезает на 2-4 месяце);

рефлекс Моро (вызывается различными приемами: ребенка, находящегося на руках у медработника, резко опускают на 20 см, а затем поднимают до исходного уровня; можно быстрым движением разогнуть нижние конечности или резко убрать пальцы, обхваченные пальцами новорожденного, из его ладоней, либо ударить по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии см с двух сторон от головы. В ответ на эти действия отводит руки ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Хорошо выражен до 4-5 месяцев); рефлекс Бабинского (штриховое раздражение подошвы стопы по наружному краю в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев или их веерообразное расхождение; в норме сохраняется до 2 лет) рефлекс опоры (если взять ребенка под мышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами голову, и приподнять его, он сгибает ноги в тазобедренных и коленных суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище; рефлекс исчезает к 2 месяцам) рефлекс автоматической походки (если в положении рефлекса опоры ребенка слегка наклонить вперед, то он делает шаговые движения, не сопровождая их движениями рук, иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней, рефлекс исчезает к 2 месяцам); рефлекс ползания Бауэра (ребенка выкладывают на живот (голова и туловище по средней линии), в таком положении ребенок он совершает ползающие движения (спонтанное ползание).Если к подошвам приставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и ползание усиливается. Исчезает к 4 месяцам); рефлекс Галанта (при раздражении кожи спины у ребенка, лежащего на боку, большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам происходит выгибание туловища дугой, открытой кзади, в сторону раздражителя. Иногда при этом разгибается нога на соответствующей стороне. Исчезает к 4 месяцам);

Симптом Хвостека поколачивание перкуссионным молоточком впереди ушной раковины приводит к сокращению мышц века, а иногда и верхней губы. Симптом Труссо при накладывании жгута или ручном сжатии середины плеча кисть руки ребенка принимает форму «руки акушера». Симтом Люста при постукивании молоточком позади головки малоберцовой кости или при сжатии икроножной мышцы в области Ахиллова сухожилия нога принимает форму «ноги балерины».

Кожа и видимые слизистые оболочки: - цвет, сыпи, рубцы; придатки кожи, температура, влажность, эластичность; - эндотелиальные пробы (симптомы жгута, щипка, молоточка); - дермографизм (вид, скорость появления и исчезновения). Объективными методами исследования кожи являются: осмотр, пальпация, исследование ломкости сосудов и определение дермографизма.

- Особенно внимательно следует смотреть подмышечные впадины, кожные складки. - Прежде всего, следует обратить внимание на окраску кожи и видимых слизистых оболочек, а затем на наличие сыпи, кровоизлияний, рубцов. - Нормальная окраска кожи ребенка нежно- розовая. Однако при заболеваниях возможны бледность или покраснение кожи, желтушность, цианотичность, землистый или землисто-серый оттенок. Необходимо также обратить внимание и на другие кожные изменения: расширение кожной венозной сети в верхней межлопаточной области в верхней части груди, на голове и части живота.

Розеола пятнышко бледно-розового, красного или пурпурного цвета, размеры от точки до 5 мм. Форма округлая или неправильная; края четкие или размытые, над уровнем кожи не выступает. При растяжении кожи исчезает, при отпускании появляется вновь. Пятно имеет такую же окраску, как и розеола, размер от 5 до 20 мм, не выступает над уровнем кожи. Форма пятна чаще всего неправильная. Пятно исчезает при давлении на кожу; после прекращения давления возникает в том же виде снова. Эритема обширные участки гиперемированной кожи красного, пурпурно-красного или пурпурного цвета размером более 20 мм.

Геморрагия кровоизлияние в кожу. Геморрагия имеет вид точек или пятен различной величины и формы, не исчезающих при растягивании кожи. Папула - элемент, слегка возвышающийся над уровнем кожи. Имеет плоскую или куполообразную поверхность. Размер от 1 до 20 мм. Бугорок элемент, который клинически сходен с папулой, однако отличается от последней тем, что при ощупывании бугорка всегда отчетливо определяется инфильтрат в коже. Узел представляет собой ограниченное, глубоко уходящее вглубь кожи уплотнение, часто выстоит над уровнем кожи, имеет размер до мм и больше. Волдырь возникает обычно быстро и быстро исчезает, не оставляя после себя никакого следа. Возвышается над уровнем кожи, имеет округлую или овальную форму, размер от нескольких миллиметров до мм и больше. Пузырек полостной элемент размером от 1 до 5 мм. Пузырек заполнен прозрачным серозным или кровянистым содержимым, может ссыхаться и давать прозрачную или бурого цвета корочку. В случае скопления в пузырьке большого количества лейкоцитов он превращается в гнойничок пустулу.

Необходимо обратить внимание на наличие пигментированных и депигментированных участков кожи, шелушение, элементы экссудативного диатеза молочные корки на щеках, гнейс на волосистой части головы и бровях, также на расчесы, потницу, рубцы и др. При осмотре волосистой части головы обратить внимание на облысение, особенно на затылке, выраженность (достаточность или поредение) волосяного покрова, обилие пушковой и более грубой растительности на лбу, обильную растительность на конечностях и спине. Следует осмотреть состояние ногтей на руках и ногах, обратить внимание на их форму (часовое стекло), ломкость. При осмотре полости рта следует обратить внимание на состояние слизистой полости рта, десен, неба, языка, состояние зубов и миндалин. Прежде всего, нужно осмотреть слизистую оболочку полости рта, начиная со слизистой губ, затем мягкого и твердого неба, языка и зева. Обратить внимание на: окраску слизистой, наличие гиперемии, ее влажность, наличие пузырьков, язв, афт, молочницы, пятен Филатова-Коплика; разрыхления и кровоточивости десен; состояние языка (глоссит, макроглоссия, язвы, налеты, сосочки, географический язык и т.п.) и зубов (количество постоянных или молочных, наличие кариеса, налета на зубах). Необходимо обратить внимание на миндалины увеличены ли они (обычно они не выходят за нёбные дужки), есть ли на их поверхности налет, гнойные пробки, цвет слизистой оболочки.

Осмотром головы определяют величину и ее форму, однако более точное представление о величине головы можно получить только при измерении ее сантиметровой лентой. Обращают внимание на увеличение или уменьшение размеров головы. При осмотре необходимо также отметить форму черепа. В норме форма черепа округлая, а при патологии может быть квадратной, четырехугольной, башенной, ягодицеобразной и т.д.

Осмотр живота проводится в горизонтальном и вертикальном положении. Обращают внимание на форму живота, его размеры, симметричность, наличие видимой на глаз перистальтики желудка и кишечника, участие в дыхании. Имеют значение и вид кожи живота, ее напряжение; блеск, сосудистая сеть, состояние пупка (втянут, сглажен, выпячен). Осмотр ануса обязателен на наличие трещин слизистой, выпадение прямой кишки, зияние ануса.

Прежде всего, исследуется состояние пульса ребенка. Пульс на лучевой артерии следует ощупывать одновременно на обеих руках, при отсутствии разницы в свойствах пульса дальнейшее исследование проводится на одной руке.

Пальпация должна быть поверхностной, проводить ее нужно нежно и не причинять ребенку боли, особенно на месте воспалительных инфильтратов. Руки врача должны быть чистыми, теплыми, сухими. Внимательно следить за мимикой ребенка, разговором отвлекать внимание ребенка от обследования. С помощью пальпации определяются эластичность, влажность, температура кожи. Для того, чтобы определить эластичность кожи, необходимо захватить кожу (без подкожно-жирового слоя) в небольшую складку большим и указательным пальцами правой руки, затем пальцы отнять. Если складка расправляется сразу же, как только отняли пальцы, то кожа считается нормальной эластичности; если же складка расправляется не сразу, а постепенно, то эластичность кожи считается сниженной. Захватить кожу в складки легче там, где мало подкожно-жирового слоя на тыльной поверхности кисти, на локтевом сгибе. Эластичность кожи у грудных детей можно определить на животе.

Ребенок должен лежать на спине со слегка согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами, руки должны быть вытянуты вдоль туловища, голова на одном уровне с туловищем, желательно отвлечь ребенка. Поверхностная или ориентировочная пальпация осуществляется путем легкого поглаживания и незначительного надавливания брюшной стенки, для этого обе или одна рука кладется ладонной поверхностью на брюшную стенку, надавливание осуществляется пальцами пальпирующей руки. Этим методом пальпации выявляют локализацию болей и зоны кожной гиперестезии.

Влажность определяется путем поглаживания кожи пальцами на симметричных участках тела, на груди, туловище, в подмышечных впадинах и паховых областях, на конечностях, в том числе на ладонях и подошвах, на затылке у грудных детей. Ощупыванием определяется и температура тела.

степень развития, характер распространения, толщина подкожной жировой складки на животе, на груди, спине, конечностях, лице; наличие отеков и уплотнений; тургор тканей. Для оценки подкожно-жирового слоя требуется несколько более глубокая пальпация, чем при исследовании кожи большим и указательным пальцами правой руки захватывают в складку не только кожу, но и подкожную клетчатку. Определить толщину подкожно-жирового слоя следует не на одном каком-нибудь участке, а в различных местах, так как в патологических случаях отложение жира в различных местах оказывается неодинаковым. В зависимости от толщины подкожно- жирового слоя говорят о нормальном, избыточном и недостаточном отложении жира.

Следует обратить внимание на наличие отеков и их распространенность (на лице, веках, конечностях, общий отек анасарка или локализованный). Чтобы определить наличие отеков на нижних конечностях, необходимо надавить указательным пальцем правой руки в области голени над большеберцовой костью. У здорового ребенка ямка не образуется. Определение тургора мягких тканей проводится путем сдавливания большим и указательным пальцами правой руки кожи и всех мягких тканей на внутренней поверхности бедра и плеча. Если у маленьких детей тургор снижен, то при сдавливании их определяется ощущение вялости или дряблости.

Для исследования периферических лимфатических узлов применяются осмотра и пальпации, причем основным методом обследования следует считать пальпацию, требующую определенного навыка. Пальпация производится в следующем порядке. Начинать целесообразно с затылочных лимфатических узлов, заушные лимфатические узлы на сосцевидном отростке, подчелюстные под углом нижней челюсти, подбородочные, передние шейные по ходу переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы, задние шейные сзади грудино-ключично-сосцевидной мышцы, надключичные в надключичных ямках, подключичные в подключичных ямках, подмышечные в подмышечных впадинах, локтевые в желобке двуглавой мышцы у локтя и выше, торакальные у нижнего края большой грудной мышцы, паховые в паховых областях.

1) затылочные, 2) заушные, 3) подбородочные, 4) подчелюстные, 5) переднешейные, 6) заднешейные, 7) надключичные, 8) подключичные, 9) подмышечные, 10) торакальные, 11) локтевые, 12) паховые, 13) бедренные.

- Степень развития мускулатуры, тонус и сила мышц, объем и характер движений. Тонус мышц определяется при помощи пассивного сгибания и разгибания верхних и нижних конечностей. Возможно повышение тонуса гипертония или понижение гипотония. Сила мышц у старших детей исследуется при помощи динамометра.

голова (величина, форма, большой родничок, швы черепа); грудная клетка (форма, рахитические четки, гаррисонова борозда); позвоночник (кифоз, лордоз, сколиоз); конечности (искривление, плоскостопие); суставы (формы, величина, подвижность). Объективное исследование производится путем осмотра, пальпации и измерения. Осмотр необходимо проводить в положении лежа, сидя и стоя на выпрямленных ногах при свободно опущенных руках. Затем просят ребенка пройтись, присесть, согнуть и разогнуть руки и ноги и т.д.

При осмотре позвоночника следует обратить внимание, имеется ли искривление позвоночника. Искривление позвоночника вперед носит названия лордоза, назад кифоза, в сторону сколиоза (последнее всегда патология).

Затем переходят к осмотру грудной клетки, оценивают ее форму. Обращают внимание на деформацию грудной клетки, наличие «куриной» груди (грудина выпячивается вперед в виде киля. гаррисоновой борозды (западение на месте прикрепления диафрагмы, в этом случае реберные дуги выглядят как бы вывернутыми вперед), сердечного горба (выпячивание грудной клетки в области сердца), груди «сапожника» или воронкообразной груди (западение грудины и т.д.

Краниотабес - (craniotabes; кранио- + лат. tabes разрушение, истощение) размягчение и истончение плоских костей черепа в области большого и малого родничков, над сосцевидным отростком и по ходу черепных швов.

При осмотре верхних конечностей обращают внимание на наличие деформации плечевых костей; пальпацией можно определить утолщение в области эпифизов лучевой кости («рахитические браслеты»). Пальпацией же можно обнаружить и утолщение в области диафизов фаланг пальцев («нити жемчуга»).

Определение массы и длины тела, окружности груди, головы, плеча, бедра, голени, «филиппинского теста», массо-ростовых индексов.

- голос, крик, кашель, мокрота; - тип дыхания, число дыханий в минуту, глубина и ритм дыхания, отношение пульса к дыханию, вид одышки (экспираторная, инспираторная, смешанная); - симметричность грудной клетки, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры, резистентность грудной клетки; - голосовое дрожание; - сравнительная перкуссия легких; - аускультация легких (характер дыхания, хрипы, шум трения плевры, бронхофония); - симптомы бронхоаденита (Кораньи, Д'Эспина, «чаши Философова», Аркавина).

пульсация сонных артерий, набухание и пульсация шейных вен, пульсация области сердца и эпигастрия; пульс на лучевой артерии (частота в минуту, ритм, наполнение, напряжение, синхронность), пульс на бедренной артерии и артерии тыла стопы; верхушечный толчок (локализация, сила, распространенность), симптом «кошачьего мурлыканья»; границы относительной и абсолютной тупости, ширина сосудистого пучка; аускультация сердца (характеристика тонов, ритм, акценты, наличие шумов). При наличии систолического или диастолического шумов определить тембр, интенсивность, место наилучшего выслушивания, продолжительность, проводимость, зависимость от перемены положения тела. артериальное давление на руках и на ногах; функциональные пробы (Штанге, Генча, Мартинэ, Шалкова). Объективное обследование сердечно-сосудистой системы состоит из осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации.

Артериальное давление и функциональные пробы При первичном осмотре ребенка артериальное давление измеряют на обеих руках и обеих ногах.

Эндокринная система: нарушение роста (гигантизм и нанизм) и массы тела (ожирение, истощение), распределение подкожного жирового слоя. Пальпация щитовидной железы. Половые органы: вторичные половые признаки (степень выраженности, формула). При пальпации яичек прежде всего необходимо отметить опущение яичек в мошонку, наличие уплотнений, затем отмечают форму, консистенцию, болезненность.

- состояние слизистой полости рта, языка, зубов; зубная формула; - форма и величина живота, состояние брюшной стенки и пупка; определение асцита; - поверхностная пальпация живота (напряжение мышц брюшной стенки, болезненность, уплотнения); - глубокая пальпация живота (тонкий и толстый кишечник, мезентериальные лимфатические узлы, поджелудочная железа); - перкуссия и пальпация печени; - пальпация селезенки; - болевая пальпация живота (болевые точки: т. желчного пузыря, Дежардена, Мейо-Робсона, Боаса, Оппенховского; болевые симптомы Георгиевского- Мюсси, Кера, Ортнера, Мерфи); - аускультация живота; - состояние ануса, выпадение прямой кишки; - характер стула (цвет, запах, консистенция, примеси).

Осмотр поясничной области, перкуссия и пальпация почек, перкуссия и пальпация мочевого пузыря, болевые точки, симптом поколачивания, частота мочеиспусканий, количество выделяемой за сутки мочи, цвет мочи, состояние наружных половых органов.