Из жизни Григория Сороки

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2 Удомельский район…проселочные дороги… осинники да березовые перелески, шумящая листва все это настраивает нас на грустный и торжественный лад. Между.
Advertisements

2 На Удомельской земле родилось много людей, составивших славу и гордость России, сюда за вдохновением приезжало много талантов, в Удомле ими были созданы.
Автор презентации – Бойцова Даша – 9 класс Учитель – Воронова Т.В.
Исследовательская работа по теме: Венецианов Алексей Гаврилович Работу выполнила: Ефимова Дарья ( изостудия «Спектр»)
Алексей Гаврилович Венецианов Автор : Петренко Лариса Евгеньевна МБОУ УСОШ 4 г. Удомля.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Удомельская средняя общеобразовательная школа 5 с углубленным изучением отдельных предметов «Золотое кольцо.
Изучить жизнь и творчество Алексея Гавриловича Венецианова в Удомельском крае. Задачи: познакомиться с творчеством и деятельностью А. Г. Венецианова на.
Жизнь простых людей в творчестве художников 18 века.
Певец душевной чистоты и благородства (Алексей Гаврилович Венецианов) Автор : Петренко Лариса Евгеньевна МБОУ УСОШ 4 г. Удомля.
Детство Лермонтова. Тарханы. Материалы для тематического классного часа.
Ученицы 5 « А » класса МКОУ Менделеевская СОШ Натаровой Галины Учитель : Сергеева Людмила Ивановна.
Осень 2013 г. 11 класс А. Константиново село в Рыбновском районе Рязанской области. Расположено на живописном высоком правом берегу Оки в 43 километрах.
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел (…). В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя:
Родился [12 (24) января 1848, Красноярск Умер - 6 (19) марта 1916, Москва]
"Если от вокзала Николаевской железной дороги в Москве ехать к Красным воротам, то на правой руке, на площади, к стороне той части Садовой улицы, которая.
Алексей Гаврилович Венецианов родился в 1780 году, в Москве в семье купца. В двадцать два года он отправился в Петербург и поступил на государственную.
Андрей Рублев Скорее всего, родился он в Московском княжестве(по другим сведениям в Великом Новгороде вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв»
РЕФОРМЫ 1860 – 1870 г.г Тема:ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА.
Нам виден Васильевский спуск. Там храм, возвышаясь горою, Стоит, не стряхнув снежный груз… Тот груз пусть совсем символичен - Украсил зимой купола. Ведь.
Усадьба Полотняный Завод, расположенная на реке Суходрев неподалеку от Калуги, - в прошлом родовое имение семейства Гончаровых. Своему названию усадьба.
Транксрипт:

К 195-летию со дня рождения художника Будовская сельская библиотека-филиал МБУК «Торжокская ЦБС» 2018 год

Григорий Васильевич Сорока родился 15 (27) ноября 1823 года. В Метрической книге родившихся, браком сочетавшихся и умерших по церквам Вышневолоцкого уезда Тверской области. Церковь села Поддубья запись: 1823 год. Ноябрь. Число рождения 15. Число крещения 19. Вотчины ротмистра Петра (Ивановича) Милюкова деревни Покровского у крестьянина Василия Савельева родился сын Григорий…» Отец новорожденного – Василий Савельев, крепостной крестьянин помещика Петра Ивановича Милюкова, 33 года; мать – Екатерина Иванова, 34 года. Григорий второй ребенок в семье. Старший - Илья (1818). После Григория родились: Федосья (1826), Евдокия (1829), Емельян (1831), Измаил (1836). В начале ХIХ века в д. Покровское насчитывалось 26 дворов и около двух сотен жителей. Сорока Г.В. Автопортрет. Вторая половина 1840-х гг.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в с. Поддубье, в котором крестили Г. Сороку, для которого в последствии он писал иконы. Фотография начала 1900 гг. Прозвище Сорока, позже перешедшее в фамилию, Григорий, вероятно, получил еще в детстве. Оно говорит о бойком, любознательном характере мальчика. В народных поверьях слово сорока (от наименования птицы) ассоциируется с непокорностью, способностью к неожиданным преображениям и волей к свободе

Хозяева Сороки дворяне Милюковы происходили из крещеных татар. Они получили земли в районе оз. Молдино в удомельских пределах в XVI веке. В начале 1836 года в Поддубье стараниями Николая Петровича Милюкова, который был к тому же почетным смотрителем вышневолоцких училищ, открылась одноклассная школа для крестьянских детей. Можно предположить, что произошло это под влиянием (а может быть и по настоянию) А.Г. Венецианова, у которого такая школа существовала уже несколько лет. Учителем в школе стал священник Василий Матвеевич Владимиров – духовник А.Г. Венецианова. Деревня Покровское была ближайшая к Поддубью, а, следовательно, основные ученики школы - дети из семей покровских крестьян. Поэтому можно с высокой долей вероятности предположить, что Григорий посещал в детстве эту школу и получил в ней первичные знания по Закону Божьему, чтению, письму и арифметике. Сорока Г.В. Флигель в Островках. Первая половина 1840-х гг.

В 1838 году состоялся раздел владений Петра Ивановича Милюкова между сыновьями. Усадьба Островки и д. Покровское со ста крестьянами отошла старшему сыну Николаю Петровичу, а Поддубье среднему, Павлу Петровичу, служившему в Санкт- Петербурге в гвардии. Так, Николай Петрович Милюков стал хозяином семьи Григория Сороки. Крестным отцом Николая Петровича был сам император Александр I, крестной матерью – императрица Мария Федоровна. В отличие от братьев, служивших в гвардии, Николай Петрович служил по Межевому ведомству и к тридцати годам имел чин надворного советника. В начале 1830 года он женился на Аграфене Кононовне, дальней родственнице, также урожденной Милюковой. В семье родилось семеро детей: Петр (1830), Лидия (1832), Николай (1833), Конон (1835), Елизавета (1836), Михаил, Арсений. Сорока Г.В. Портрет П.И.Милюкова е гг.

Усадебный дом в Островках был построен в XVIII веке. Он был деревянный и отштукатуренный. Фасад был покрашен в розовый цвет, крыша - в зеленый. Главный фасад украшала лоджия, или открытая галерея, поддерживаемая двумя колоннами. Перед домом была разбита круглая клумба, ее огибала дорожка, которая спускалась к озеру Молдино и парому. Дом в Островках, обстановку парка в дальнейшем, став художником, Сорока писал неоднократно. В 1930-х годах дом был перевезен в с. Овсище, где использовался под больницу. Сегодня в нем располагается сельская библиотека. Сорока Г.В. Вид на усадьбу Островки

Сорока Г.В. Вид на озеро Молдино в усадьбе Островки. Конец 1840-х – начало 1850-х гг. Получив наследство, Николай Петрович вышел в отставку и обосновался в Островках. Зиму семья проводила преимущественно в Петербурге или в Москве, имела также дом в Твери. В Островках Милюков создал из крепостных хор и предпринял попытку создать театр. Мыльников Н.Д. Портрет Н.П.Милюкова год В 1840 году Григорий Сорока по Исповедным книгам прихода еще числится крестьянином д. Покровское. В состав дворовых людей Островков он попал в промежуток между 1840 и весной 1842 года. Всего усадьбу в то время обслуживало ок. 40 человек.

Каким образом Н.П. Милюков выделил способности Григория Сороки и отдал его в обучение А.Г. Венецианову - неизвестно. По времени это произошло, вероятно, весной 1842 года. Расцвет творчества Венецианова и его художественной школы уже позади. Большинство учеников давно уже окончили академию, стали самостоятельными. Между Венециановым и Н.П. Милюковым была довольно интенсивная переписка. Первое упоминание о Сороке находится в письме А.Г. Венецианова из Сафонково от 24 апреля 1842 года: Письмо ваше получил и вести давал о явке ко мне Григория… Не предсказывал ли я вам или, лучше сказать, опасениями моими не остерегал ли я вас от того, что случилось с вашим Григорием. Он не виноват, а вы виноваты, - вы ему дали направление, а потом остановили, вы ему дали почувствовать удовольствие внутреннее, тронули его душу из склепа положительного и остановили. Речь, вероятно, идет о развитии художественных способностей Сороки, о возможном освобождении от крепостной зависимости и о возникших препятствиях. Сорока Г.В. Портрет А.Г.Венецианова е гг.

Первые известные 16 рисунков Сороки находятся в альбоме от 1842 года. С 1925 года альбом хранится в Русском музее Санкт-Петербурга. Этот альбом интересен тем, что на рисунках изображены люди, которые окружали Сороку в Островках: повар Гаврила Евстифеев, выполнявший также обязанности помощника старосты в храме с. Поддубья, ключница Татьяна Иванова, Варвара Титова, Наум Васильев из Всесвятского, Дмитрий Вышковский, управляющий Всесвятским Василий Федотов и жена его Пелагея Алексеевна, родители Иринарха Васильева - последнего ученика А.Г. Венецианова, их старший сын столяр Михаил. Еще один всесвятский столяр – Глеб Борисов; кум Дмитрий; горшечник из Островков восемнадцатилетний Степан; старик Василий Щербаков, отец Сергея Васильева, управляющего в Поддубье; отставной капитан Зверев семидесяти лет от роду; молодая крестьянка в сарафане. Можно предположить, что это было (возможно первое) домашнее задание, которое дал начинающему художнику А.Г. Венецианов.

Первой крупной картиной Сороки (постоянно приходится оговариваться из известных, из сохранившихся) была Гумно, которая написана в начале 1840-х годов. По сюжету и композиции она явно перекликается с одноименной картиной Венецианова годов. Хотя картина учителя давно уже находилась в Императорском Эрмитаже, можно предположить, что Сорока мог видеть в Сафонково какие-то наброски к ней, авторские малоформатные повторения или репродукции на открытках. Сюжет и изобразительный язык картин учителя и ученика различны. Если Венецианов поэтизирует крестьянскую жизнь и труд, то Сорока пишет эту жизнь изнутри – натужную, в темных тонах земли и крестьянских изб. Сорока Г.В. Гумно (?)

В это же время Сорока по воле Милюкова становится садовником. Логика помещика понятна. Талантливый крепостной художник – это престижно, но должна же быть и практическая польза от дворового. Крепостному заниматься только творчеством? Это непозволительная роскошь. А художник и садовник – вполне гармоничное сочетание. Очередная картина Сороки Вид на палисадник - лучшее тому подтверждение. С картин Гумно и Вид на палисадник начинается официальная жизнь Сороки в истории русского искусства. Сорока Г.В. Вид на палисадник е гг.

В 1844 году он пишет Кабинет в Островках и Отражение в зеркале. Как предполагают, Отражение написано во Всесвятском, принадлежащем двоюродному брату Николая Петровича Милюкова Владиславу Ивановичу. Сорока Г.В. Кабинет в Островках Сорока Г.В. Отражение в зеркале

Самые известные картины- пейзажи Сороки, в наибольшей степени определившие его место в истории русской живописи: Вид на плотину, Рыбаки, Вид в имении Спасское. Очень долго считалось, что эти пейзажи были написаны Сорокой на оз. Молдино. Исследователи полагали, что всю свою жизнь художник провел на берегах этого озера безвыездно. Но после обстоятельных исследований и сопоставления всех деталей (топография места, одежда крестьян), пришли к выводу, что картины были написаны художником в селе Спасском Козловского уезда Тамбовской губернии (сегодня – Староюрьевский уезд Тамбовской области), принадлежащем дворянам Лепехиным. Сорока Г.В. Рыбаки. Вторая половина 1840-х гг. Сорока Г.В. Вид на плотину

Смерть Венецианова 4 декабря 1847 года оборвала последние надежды Сороки на освобождение из крепостной зависимости. К этому же времени относится совсем небольшой Автопортрет (44 см х 36 см) Сороки, написанный, скорее всего, для себя. Это единственное за всю жизнь его изображение. Конец 1840-х гг. – наиболее плодотворный период в творчестве Сороки. В Островках им написаны полотна: Вид на озере Молдино в усадьбе Островки, Часовня в парке, Вид в Островках. В этих полотнах уже нет эпичности, но есть быт. Надо отметить, что местность, изображенная на полотнах, со времен Сороки почти не изменилась. Сорока Г.В. Часовня в парке. Конец 1840 – начало 1850 –х гг.

Еще одна группа картин этого периода – портреты членов семьи Милюковых: портреты сестер Милюковых Лиды и Лизы, Конона Милюкова, Анны Петровны Милюковой, владельца Поддубья и первого хозяина Сороки Петра Ивановича Милюкова и портрет тверского историка Василия Алексеевича Преображенского (между 1851 и 1854 гг.) Сорока Г.В. Портрет А.П.Милюковой год Сорока Г.В. Портрет А.И.Поздеева Конец 1840-х – начало 1850-х гг. Сорока Г.В. Портрет Л.Н.Милюковой Вторая половина 1840-х гг.

Сорока Г.В. Портрет Конона Милюкова. Вторая половина 1840-х гг. Сорока Г.В. Портрет В.А.Преображенского. Начало 1850-х гг.

Согласно деревенской легенде, между Григорием Сорокой и Лидией Милюковой возникла взаимная любовь, ставшая причиной гибели обоих. Якобы, эта любовь стала одной из причин, почему Милюков не давал вольную Сороке – боялся, что, став свободным, Сорока женится на Лидии. Развязка сюжета – Лидия кончает с собой (чего не было) после самоубийства Сороки. Никакой документальной основы эта легенда не имеет, как нет и документов, опровергающих ее. Опыт исследований показывает, что совсем на пустом месте крестьянские легенды и предания не возникали. Искусствовед Г.С. Островский считает, что Портрет Елизаветы Милюковой достойно выдерживает сравнение с лучшими женскими портретами не только 1840-х годов, но и во всей русской живописи прошлого столетия.

В 1852 году, в возрасте 28 лет Григорий создает семью. В Метрической книге родившихся, браком сочетавшихся и умерших по церквам Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Церковь села Поддубья содержится запись об этом событии: Июль 18. Помещика Статского Советника Николая Петровича Милюкова, деревни Покровского крестьянский сын Григорий Васильев, православного вероисповедания, первым браком. Того ж помещика крепостная дворовая девка, сельца Островков Александра Нестерова, православного вероисповедания, первым браком». По меркам того времени брак очень поздний. Жизнь и быт дворового всецело зависит от воли помещика. Возможно, брак был заключен не по любви, а по помещичьему расчету. Сорока В.Г. Портрет женщины с ребёнком

В 1853 году сельца Островков помещика Николая Петровича Милюкова дочь девица Лидия Николаевна становится крестной матерью первенца Сороки – сына Константина. В том же году Лидия выходит замуж за поручика Сергея Васильева Сафонова. Во второй раз вышла замуж за вдовца, чиновника по особым поручениям при тверском губернаторе Н.Г. Левенталя. имела дочь Наталью, в замужестве Красенскую, к которой перешли Островки. Сорока Г.В. Крестьянский мальчик Последняя из известных прижизненная запись о Сороке в Исповедных ведомостях относится к 1860 году: В деревне Покровском помещика статского советника Николая Петровича Милюкова крестьяне… Григорий Васильев 37 (лет), жена его Александра Нестерова 35, дети их Константин 7, Александр 6.

В это время основным источником существования Сороки и его семьи становится иконопись. Есть свидетельства о писании икон и расписывании стен в храмах Николо-Теребенского монастыря на реке Мологе, в с. Маковище, в с. Дубровском, в с. Поддубье. О неплохих доходах от иконописи говорит то, что у его семьи единственный в Покровском двухэтажный дом со светелкой, превращенной в иконописную мастерскую. Милюкову Сорока платит 25 рублей серебром оброку в год. (Как показывают старожилы, сегодня на месте дома Сороки в центре деревни находится пруд). У него ученики и подмастерья. Собрав вокруг себя крестьянских детей, он пытается заниматься с ними и живописью. Но развитие это не получило. Семья Сороки растет. У него рождаются два сына и дочь. Сорока Г.В. Спас Нерукотворный е гг.

По свидетельству внука Н.П. Милюкова Николая Кононовича Милюкова отношения Сороки к его владельцу сильно обострялись; как множество русских талантливых людей, он начал сильно пить. Манифест об освобождении крестьян из крепостной зависимости объявили в Твери 6 марта 1861 года. 11 марта он был опубликован в Тверских губернских ведомостях. Среди ярых противников освобождения крестьян – Николай Петрович Милюков. Мировые посредники зачитывали Манифесты и договоры о выкупе земли на сельских сходах. В договоре о выкупе земельных угодий крестьянами у Н.П. Милюкова значится и подпись Григория Васильева. Кабальные условия выкупа земли провоцировали волнения среди крестьян. Озера, реки, леса оставались в собственности помещиков, которые накладывали запреты на ловлю рыбы, сбор грибов и ягод… Сорока Г.В. Вид в Островках

Многие помещики, и среди них Милюков, продолжали относиться к крестьянам как к своим крепостным. Крестьяне писали жалобы, посылали в Тверь и в Санкт-Петербург ходоков. Вероятно, как человек, владеющий грамотой, Сорока, в случае разногласий с Милюковым, писал от имени крестьянской общины прошения по инстанциям. Н.К. Милюков в своих заметках пишет, что Сорока явился агитатором против моего деда, которому он, конечно, не мог простить того, что он его, художника, не отпустил на волю…» Сорока Г.В. (?) Гостиная в Богдановском

Отношения Сороки с Милюковым обострились до предела к апрелю 1864 года. Сорока писал жалобы на помещика от крестьянской общины, Милюков - на Сороку за подстрекательства. Неоднократно, как можно предположить, выяснение отношений происходило на сходах публично. Община клокотала и высказывала помещику всю накопившуюся в веках злость и претензии, помещик пытался сохранить рычаги власти и общественный статус. В ходе очередного конфликта Сороке было назначено наказание, что, согласно молве, и привело его к самоубийству. Сорока Г.В. (?) Диванная в Богдановском

Почему Г.Сорока решился на этот шаг доподленно неизвестно. Очевидно очередной капли унижения оказалось достаточно, и Сорока наложил на себя руку. Досадить этим бывшему хозяину он не мог, скорее напротив. Это было очевидно и для него самого. Скорее всего, он пошел на этот шаг от усталости, просто от утомления жизнью. Горшечный сарай, в котором повесился Сорока, как показывают старожилы, находился метрах в двухстах на восток от деревни. На этом месте и сегодня находят много битых черепков. По православной традиции Сороку, как самоубийцу, не отпевали и похоронили за церковной оградой около сарая под кустом сирени. Г.В.Сороке был всего 41 год! На месте утраченной церкви Покрова Пресвятой Богородицы

19 сентября 2006 года у д. Покровское Удомельского района Тверской области состоялось открытие надгробного памятника на могиле художника Григория Васильевича Сороки ( ). Памятник установлен по инициативе удомельских краеведов, хлопотами и трудами Председателя «Союза художников России» В.М. Сидорова. Место могилы художника считалось утерянным. Удомельские краеведы, не зная его, собирались установить символическое надгробие на предполагаемом месте захоронения - у останков храма и кладбища. Эта информация прошла по тверской прессе. Ее уловил В.М. Сидоров, который в 1960-х гг. несколько раз бывал в Удомельском районе, собирая материалы о жизни и творчестве художников. Место могилы художника ему указала бабушка из д. Поддубье, а он, в свою очередь, указал его в июне 2006 года удомельским краеведам и представителям власти.

На открытии памятника присутствовала правнучка Г. Сороки Варвара Григорьевна Новосильцева (1913 г.р.) По благословению тогдашнего Патриарха Алексия II состоялось отпевание Григория Сороки.

С гибелью Сороки, – констатирует Г.С. Островский, – в русском искусстве окончилась эпоха крепостных художников. Наверное, он был последним – во всяком случае, последним крупным художником, который до самой реформы, а по существу и после нее, пребывал в крепостной зависимости. Смерть Сороки приходится на этот переломный момент, в ней видится особый знак, и она остается в летописи отечественного искусства своего рода символической вехой. Сегодня картины Г.В.Сороки хранятся в Русском музее, Историческом музее, Тверской картинной галерее и в др. собраниях

Источник: Подушков Д. ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СОРОКА - творческий символ Удомельской земли // Удомельская старина: краеведческий альманах Что почитать? Обухов В. Григорий Сорока / В.М.Обухов. – М.: Искусство, – 86 с., ил. Казовский М. Тайна крепостного художника: повесть // Подвиг. – – с