Шаблон программы практики Цибизова Татьяна Юрьевна, д.п.н., начальник Управления образовательных технологий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Документы, регламентирующие практику Докл. Матына Л.И.
Advertisements

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Особенности государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам Рощин С.Ю.
Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Контрольно-оценочные средства. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Главный документ в университете – образовательная программа.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Транксрипт:

Шаблон программы практики Цибизова Татьяна Юрьевна, д.п.н., начальник Управления образовательных технологий

Программа практики

Во ФГОС ВО и в соответствии с Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования. утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. N 1383 и Положением «О порядке организации и проведения практики студентов МГТУ им. Н.Э.Баумана, обучающихся по основным образовательным программам бакалавриата, специалиста, магистратуры» от г. видами практики являются: учебная практика, производственная практика. Эти виды являются обязательными для учебных планов. Если ОПОП разработана на основе ФГОС, вводить строго в соответствии с редакцией во ФГОС – эти обязательные, дополнительно можно ввести еще в соответствии с видом профессиональной деятельности, указанными во ФГОС. Пример из ФГОС: Типы учебной практики: -практика по получению первичных профессиональных умений и навыков. Типы производственной практики: -практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Для ОПОП, разработанных на основе СУОС, мы можем устанавливать типы практик самостоятельно, но это должно быть прописано в нашем СУОС, например: технологическая, конструкторская и т.д.). Преддипломная практика является обязательной и относится к производственной. Виды и типы практики

Программа практики Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалиста, программам магистратуры». Оглавление ВВЕДЕНИЕ 1. ВИД ПРАКТИКИ, СПОСОБ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ 2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 4. ОБЪЕМ ПРАКТИКИ 5. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ 6. ФОРМА ОТЧЕСТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ 7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПО ПРАКТИКЕ 8. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ 9. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ) 10. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

Программа практики ВВЕДЕНИЕ Настоящая программа практики устанавливает требования к знаниям, умениям и навыкам студента, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа разработана в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВО или ФГОС ВПО) / Самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартом (СУОС) по направлению подготовки / специальности [Введите код и наименование направления подготовки/специальности]; Основной профессиональной образовательной программой по направлению подготовки [Введите код и наименование направления подготовки /специальности]. Учебным планом МГТУ им. Н.Э. Баумана по направлению подготовки [Введите код и наименование направления подготовки/специальности]. Виды учебной работы Объем в часах по семестрам Всего 2 семестр 4 недели Лекции (Л)-- Семинары (С)-- Лабораторные работы (ЛР)-- Самостоятельная работа (СР)144 Трудоемкость, час 144 Трудоемкость, зач. единицы 44 Оценка знаний: Дифференцированный зачет (зачет)

Программа практики 1. ВИД ПРАКТИКИ, СПОСОБ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ 1.1 Вид практики – (учебная или производственная, больше никаких вариантов) Способы проведения практики – (стационарная и/или выездная) Форма проведения – (дискретно или непрерывно) Тип практики (Конкретный тип учебной и производственной практики, предусмотренной ОПОП. Если ОПОП разработана на основе ФГОС, вводить строго в соответствии с редакцией во ФГОС – эти обязательные, дополнительно можно ввести еще в соответствии с видом профессиональной деятельности, указанными во ФГОС. Пример из ФГОС Типы учебной практики: -практика по получению первичных профессиональных умений и навыков. Типы производственной практики: -практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Для ОПОП, разработанных на основе СУОС, мы можем устанавливать типы практик самостоятельно, но это должно быть прописано в нашем СУОС, например: технологическая, конструкторская и т.д.).

Способы проведения практики: стационарная; выездная. Стационарной является практика, которая проводится в образовательной организации либо в профильной организации, расположенной на территории населенного пункта, в котором расположена образовательная организация. Выездной является практика, которая проводится вне населенного пункта, в котором расположена организация. Одна и та же практика может проводиться и как стационарная и как выездная. В этом случае в Программе практики пишется и то и другое. Организация проведения практики осуществляется образовательными организациями на основе договоров с организациями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП. Практика может быть проведена и непосредственно в образовательной организации. Способы проведения практики

Практика проводится в следующих формах: а) непрерывно - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных ОПОП (у нас непрерывной нет, наши практики – все дискретные, только у техникума может быть непрерывно); б) дискретно: по видам практик - путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики (то, что мы называем выделенная – летняя или зимняя); по периодам проведения практик - путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий (то, что мы называем распределенная – проходит в течение семестра). Формы проведения практики

Программа практики 2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Цель проведения практики: ______________________________________________ При прохождении практики планируется формирование компетенций, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой на основе ФГОС или СУОС по направлению подготовки/специальности [Введите код и наименование направления подготовки/специальности] (уровень бакалавриата / магистратуры / специалиста, профиль бакалавриата [Введите название профиля] / магистерской программы [Введите название магистерской программы] / специализации [Введите название специализации]): { в виде списка } [Код компетенции по ФГОС или СУОС – Формулировка компетенции] {можно в виде таблицы } Код компетенции по СУОС /ФГОС Формулировка компетенции Общекультурные компетенции Общепрофессиональные компетенции Профессиональные компетенции

Программа практики Для категорий «знать, уметь, владеть» планируется достижение следующих результатов обучения (РО), вносящих на соответствующих уровнях вклад в формирование компетенций, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой (табл. 1). Таблица 1. Результаты обучения [Заполняется в соответствии с матрицей компетенций образовательной программы] Компетенция Код по ФГОС или СУОС Результаты обучения (РО) Дескрипторы – основные признаки освоения компетенций (показатели достижения результата обучения, которые студент может продемонстрировать) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции [Формулировка компетенции] ОК- СОК- ЗНАТЬ. Уровни: помнить, понимать, продемонстрировать знания УМЕТЬ. Уровни: применять, анализировать, проводить оценку, создавать ВЛАДЕТЬ. Уровни: методом, способом, познавательными, творческими, социально-личностными компетенциями. Лабораторные работы, лабораторный практикум, и др.(для учебной практики) Самостоятельная работа (для всех видов практики) Активные и интерактивные методы обучения [Укажите образовательные технологии, используемые при реализации практики: активные и интерактивные формы проведения занятий - разбор практических задач, компьютерные симуляции и др. Укажите базовые предприятия] [Формулировка компетенции] ОПК- СОПК- ПК- СПК- ЗНАТЬ. Уровни: помнить, понимать, продемонстрировать знания УМЕТЬ. Уровни: применять, анализировать, проводить оценку, создавать ВЛАДЕТЬ. Уровни: методом, способом, познавательными, творческими, социально-личностными компетенциями. Лабораторные работы, лабораторный практикум, и др.(для учебной практики) Самостоятельная работа (для всех видов практики) Активные и интерактивные методы обучения [Укажите образовательные технологии, используемые при реализации практики: активные и интерактивные формы проведения занятий - разбор практических задач, компьютерные симуляции и др. Укажите базовые предприятия]

Программа практики 3. МЕСТО ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Учебная/Производственная практика входит в вариативную часть Блока 2 [Введите название блока по ФГОС/СУОС] образовательной программы бакалавриата / магистратуры/специалиста по направлению подготовки/специальности [Введите код и наименование направления подготовки/специальности]. Прохождение практики предполагает предварительное освоение следующих дисциплин учебного плана: [Введите название дисциплины из УП] Результаты прохождения практики необходимы как предшествующие для следующих дисциплин образовательной программы: [Введите название дисциплины из УП] Прохождение практики связано с формированием компетенций с учетом матрицы компетенций ОПОП по направлению подготовки/специальности [Введите код и наименование направления подготовки/специальности]. 4. ОБЪЕМ ПРАКТИКИ Общий объем практики составляет ___ зачетных единиц (з.е.), _____ академических часов. ______________ недель в _____ семестре.

Программа практики 5. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ пп Модули (этапы) практики Виды работ на практике (в часах) Компетенция по ФГОС или СУОС, закрепленная за модулем М1 - индивидуальное задание - вводный инструктаж - инструктаж по технике безопасности - изучение основных видов деятельности предприятия 20 ОК- СОК М2 - практическая работа (работа по месту практики) - сбор и анализ материала, анализ литературы - проведение научного исследования, расчетов 84 ОПК- СОПК- ПК- СПК- М3 - обобщение полученных результатов - составление отчета по практике - защита результатов практики 40 ОПК- СОПК- ПК- СПК- Итого: 144

Программа практики 6. ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ Контроль результатов производственной практики студента проходит в форме дифференцированного зачета (или зачета) с публичной защитой отчета по практике, оценка вносится в зачетную ведомость и зачетную книжку студента (в раздел Учебная или Производственная практика). По результатам практики студент оформляет отчет и сдает руководителю практики. Руководитель практики проверяет правильность выполнения задания и оформления отчета Структура отчета студента по практике 1. Титульный лист. На титульном листе указывается официальное название МГТУ им. Н.Э. Баумана, факультета, выпускающей кафедры, ФИО студента, группа, название практики, должности и ФИО руководителя практики от МГТУ имени Н.Э. Баумана, должность и ФИО руководителя практики от предприятия – базы практики, их подписи и печать предприятия. 2. Содержание (оглавление). 3. Введение. В разделе должны быть приведены цели и задачи практики. 4. Основная часть. В разделе должна быть дана характеристика организации (подразделения организации), в которой студент проходил практику; характеристика проделанной студентом работы (в соответствии с целями и задачами программы практики и индивидуальным заданием). 5. Заключение. В заключении должны быть представлены краткие выводы по результатам практики. 6. Список использованных источников. 7. Приложения. Титульный лист оформляется по установленной единой форме, отчет оформляется в соответствии с требованиями Положения «О порядке организации и проведения практики студентов МГТУ им. Н.Э.Баумана, обучающихся по основным образовательным программам бакалавриата, специалиста, магистратуры». Сброшюрованный отчет подписывается руководителями практики.

Программа практики 7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПО ПРАКТИКЕ 7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования (соответствуют модулям) в процессе освоения практики, описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования с описанием шкал оценивания при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОПОП. ФОС для проведения промежуточной аттестации студентов по практике содержит следующие оценочные средства, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций, разбитые по модулям: индивидуальные задания для прохождения практики; контрольные вопросы к зачету / дифференцируемому зачету; мнение руководителя практики от предприятия; отчет студента о прохождении практики. Формирование фонда оценочных средств (ФОС) предусматривает: анализ комплекса показателей – дескрипторов освоения компетенций в виде результатов обучения, которые студент может продемонстрировать (см. табл.1); обозначение критериев – правил принятия решения по оценке достигнутых результатов обучения и сформированности компетенций. В качестве таких критериев принимаются достижение обучающимся заданного уровня результатов обучения; в качестве шкалы оценивания принимается 100-бальная система с выделением с соответствующей шкалой оценок: Рейтинг Оценка на экзамене, дифференцированном зачёте Оценка на зачете 85 – 100 отличнозачтено хорошозачтено 60 – 70 удовлетворительнозачтено 0-59 неудовлетворительнонезачтено

Программа практики ФОС для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике базируется на перечне компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы в соответствии с основной профессиональной образовательной программой. Для этапа формирования компетенций на заданном для практики семестре ФОС должен обеспечивать объективный контроль достижения всех запланированных результатов обучения. Основой построения ФОС является совокупность показателей – дескрипторов освоения компетенций в виде результатов обучения. Для каждого результата обучения (модуля) формируется оценка в баллах, которая дает объективную оценку достижения этого результата на заданном уровне. п/п Модули (этапы) практики Код компетен- ции Результаты обучения (РО) Дескрипторы – основные признаки освоения компетенций (показатели достижения результата обучения, которые студент может продемонстрировать) Оценка в баллах 1. - индивидуальное задание - вводный инструктаж - инструктаж по технике безопасности - изучение основных видов деятельности предприятия ОК- СОК Знает:0-20 Умеет: Владеет: 2. - практическая работа (работа по месту практики) - сбор и анализ материала, анализ литературы - проведение научного исследования, расчетов ОПК- СОПК- ПК- СПК- Знает:0-30 Умеет: Владеет: 3. - обобщение полученных результатов - составление отчета по практике - защита результатов практики ОПК- СОПК- ПК- СПК- Знает:0-50 Умеет: Владеет:

Программа практики 7.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы по модулям практики Модуль практики Тематика контрольных заданий М1 М2 М Контрольные вопросы.

Программа практики 8. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ 8.1. Литература [Укажите основную литературу (не более 2-х источников), которая является обязательной для освоения студентами (должна быть доступна студентам по нормативу обеспеченности). Наличие основной литературы в библиотеке см. на можно использовать электронные ресурсы - Год издания учебной и научной литературы - ТОЛЬКО за последние 5 лет для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Укажите, если доступна электронная версия каких-либо учебных пособий] Интернет-ресурсы [Укажите рекомендуемые ресурсы сети Интернет, необходимые для освоения дисциплины] 9. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИКИ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ) При проведении практики используются: преподавателей для оперативной связи; презентации в среде PowerPoint, анимации и видео сюжеты по теме дисциплины; список сайтов в среде Интернет для поиска научно-технической информации по разделам дисциплины; электронные учебно-методические материалы для обеспечения самостоятельной работы студентов, доступные в Интернет; 10. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ Пример для практики на предприятии: Производственная практика студентов проходит в одном из подразделений предприятия (можно перечислить предприятия), деятельность которого соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП. Дальше можно общими словами описать материально-техническую базу предприятия (цеха, мощности и т.д.) Пример для практики в МГТУ им. Н.Э. Баумана (лабораториях, НИИ НОЦ): Описать оборудование, лаборатории, возможности прохождения практики.

Практики в учебном плане В учебном плане подготовки бакалавров и магистров (на основе ФГОС ВО) должны быть прописаны все виды практик (учебная и производственная), а внутри каждого – их типы с объемом в з.е., семестре проведения и способе проведения (в календарном графике). Для всех магистров НИР – это производственная практика! Если практика проводится в летний период, то она относится к весеннему (четному) семестру, а в сессии она появляется зимой.

Количество зачетных единиц, предусмотренных для проведения практики

Доля практики в учебном процессе

Календарный график в учебном плане. В календарном графике учебного плана должны быть отражены все практики в соответствии с уч. планом и календарным периодом их проведения.

Спасибо за внимание!