Выравнивание шансов детей на качественное образование как приоритет государственной образовательной политики ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРАТЕГИЯ 2020: ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ.
Advertisements

И. Шаповалов, начальник департамента образования Белгородской области - заместитель председателя Правительства области.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Начальник отдела дошкольного образования департамента образования и науки Наталья Валентиновна Гребёнкина, к.п.н. Департамент образования и науки Тюменской.
1 О кадровых ресурсах в системе общего образования области (состояние и перспективы развития) Начальник отдела кадрового обеспечения образования Ю.И. Горелова.
«О формировании бюджетной заявки по отрасли «Образование» в условиях подготовки доклада о результатах и основных направлениях деятельности» Комитет общего.
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Юферова Елена Александровна начальник управления образования Администрации города Иванова МОДЕРНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ.
Программа развития школы на гг.. ЦЕЛЬ Создание современной образовательной инфраструктуры для обеспечения национальной образовательной стратегии.
Э.Б. Поцелуева, заместитель главы г. Райчихинска по социальным вопросам - начальник управления образования.
1 Первоочередные задачи на 2007/2008 учебный год Минобрнауки России сентябрь, 2007.
Экспериментальная работа Центра образования гг.
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО Разработчики: В.Ф.Бут, Н.П.Стебловский, Е.А.Задорожная как ресурс развития общеобразовательного учреждения Ключевые слова: социальное.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
Психолого-педагогическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса как средство создания комфортного образовательного пространства.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы и риски внедрения.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Особенности организации мониторинга реализации в 2013 году «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования.
Государственная программа развития системы образования города Москвы на период годы Основные подходы и ключевые механизмы реализации.
Транксрипт:

Выравнивание шансов детей на качественное образование как приоритет государственной образовательной политики ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Наша система образования теряет потенциально успешных детей из неблагополучных семей, не давая им шанса реализовать свой потенциал. Страны Балл в тесте PISA Доля учащихся из семей с низким СЭС с высокими результатами в общей численности учащихся, % Доля учащихся из семей с низким СЭС с низкими результатами в общей численности учащихся, % Доля учащихся с высокими результатами в общей численности учащихся с низким СЭС, % Финляндия53611,42,247 Канада5249,82,939 Средняя по ОЭСР 4937,74,431 Литва4684,94,819 Турция46410,51,642 Россия4594,76,018 Чили44963,924 Результаты учащихся из семей с низким СЭС в PISA-2009

Гарантируем ли мы освоение стандарта среднего (полного) образования? Общероссийская ситуация Численность учащихся, сдававших ЕГЭ по обязательным предметам, в 2011 г. составило 50% от общей численности детей соответствующего возраста () Ситуация в проблемных школах Сокращение доли учащихся, поступающих в вузы Сокращение численности обучающихся на старшей ступени Школы не осуществляют набор в 10-й класс А.Макаров, А.Бессуднов, ВШЭ, 2012

Мигранты: образовательное неравенство Влияние миграционного статуса на успеваемость учащихся Опрос в шести муниципальных образованиях Подмосковья с максимальной долей детей мигрантов в школах Высшая школа экономики, Москва, 2012

Низкие результаты концентрируются в определенной группе школ («Двойки» ЕГЭ по русскому языку гг). (% двоек/%школ) 62% 64 % 68% год

Низкие результаты значительного числа школ носят устойчивый характер (более 30%) Группы школ по динамике результатов ЕГЭ

Дифференциация школ по качеству и условиям обучения

Страна Результаты в тесте на грамотность чтения Индекс социальной инклюзии Канада 52482,4 Финляндия 53689,2 Средняя ОЭСР 49374,8 Россия 45971,5 Чили 44948,6 Результаты теста на грамотность чтения и индекс социальной инклюзии («социально сбалансированный контингент») PISA-2009

Характеристика контингента обучающихся

Результаты ЕГЭ в городских школах с различным индексом социального благополучия Индекс социального благополучия ЕГЭ. Русский язык средний балл ЕГЭ Математика средний балл Социально неблагополучная среда 52,536,1 Социально нейтральная среда 58,843,2 Социально благополучная среда 62,547,5

Динамика результатов ЕГЭ в трёх категориях школ (средний балл ЕГЭ)

Вызов проблемной школы: соразмерность задач и возможностей

Страна Процент учителей, работающих на полную ставку Процент учителей с высшим образованием Индекс качества школьных ресурсов Канада0,010,030,18 Финляндия0,17-0,010,13 Корея-0,14-0,03-0,04 США-0,420,10,22 Турция0,120,04 Средняя по ОЭСР-0,070,150,13 Россия0,180,310,26 Чили-0,040,250,35 Связь социально-экономического бэкграунда школы и качества ресурсов

Возможности и условия успеха

Распределение баллов ЕГЭ по математике в зависимости от индекса социального благополучия

Доля сегмента риска в общем массиве школ Доля «Справившихся» в сегменте риска Доля «Справившихся» в общем массиве школ Доля «Выдающихся» школ в общем массиве 29%32%9%7% Справившиеся – результаты ЕГЭ не ниже среднего по региону Выдающиеся - результаты ЕГЭ выше среднего в группе наиболее благополучных школ

Адаптивное поведение: путь к проигрышу «Люди в школе возрастные, а когда человеку 65, основная масса менять ничего не хочет или даже не может» «Высшее образование не всем нужно. Плюс понимаем, что не все могут сдать ЕГЭ….Учебные результаты - это еще не все, важно воспитать, дать путевку в жизнь, это мы успешно делаем» «У нас родителей с высшим образованием крайне мало. А если родители не заинтересованы в получении знаний, то что мы можем сделать». Ассиметричный ответ: путь к успеху «Мы сами себе не позволяем остановиться на каком-то уровне…. Сидеть на месте нельзя, надо работать. Увидел, что твои дети не конкурентоспособны – учись…» «Если бы дети возвращались обратно сюда, тогда бы наша среда могла бы улучшаться. Потому что дети бы возвращались с образованием, уже совершенно другие. Знаете, сколько бы уже народу у нас было образованного, культурного. Потому что дети-то учатся некоторые в престижных очень вузах, поступают все бесплатно».

Выбор подходов Жесткие Мягкий закрытие школы присоединение школы к сильной замена директора замена до 50% педагогического коллектива передача школы под внешнее управление привлечение в школу квалифицированных кадров осуществление школой глубоких внутренних изменений (на основе обязательств) при оказании внешней ресурсной, экспертной и консалтинговой поддержки

Выбор подходов Тип воздействияРезультаты Поддержка только школ с низкими результатами Реагируем постфактум, не устраняем причин риска, стимулируем пассивную позицию неэффективной школы Поддержка всех школ, работающих со сложным контингентом, в т.ч. с низкими результатами Сокращаем возможности риска, осуществляем превентивные шаги, не имеем ресурсов для экстренных мер Поддержка всех школ, работающих со сложным контингентом плюс специальные программы для школ с низкими результатами Сокращаем возможности риска, осуществляем превентивные шаги, имеем ресурсы для экстренных мер, гарантируем «вознаграждение» за эффективную работу

Основные инструменты Регулярное дополнительное финансирование школ, работающих со сложным контингентом Целевое финансирование на реализацию программ улучшения результатов школ, работающих со сложным контингентом, демонстрирующих низкое качество образования Подготовка/подбор руководителей – лидеров, привлечение для работы высококвалифицированных учителей Вовлечение педагогов в программы повышения квалификации, основанные на индивидуальных планах профессионального развития, и партнерском взаимодействии (внутри и межшкольном) Партнерство со школами-лидерами, школами, успешными в аналогичной ситуации, вузами Сотрудничество с семьями, ПМС-центрами, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта Формирование в территориях институтов экспертно-консультационного сопровождения программ улучшения результатов школ с низким качеством образования Использование для занятий с обучающимися дополнительных ресурсов времени: школа полного дня, образовательные программы в каникулярный период

Системность инициатив Вовлечение всех уровней управления образованием, профессионального и местного сообществ Охват изменениями инструментов финансирования, управления, оценки качества, преподавания, профессионального развития педагогов, взаимодействия с родителями Сочетание поддержки и контроля Формирование культуры высоких ожиданий и сотрудничества

«Наиболее эффективная государственная образовательная стратегия - инвестирование на всем протяжении обучения учащегося в средней школе» (ОЭСР, 2012). Создание системных условий для выравнивания шансов на качественное образование гарантии доступа к качественному дошкольному образованию и подготовке, в особенности для проблемных семей использование специфических стратегий финансирования (в т.ч. средневзвешенная формула, в которой учитывается тот факт, что затраты на преподавание для учащихся из проблемных семей могут быть выше, чем для прочих) Содействие совершенствованию образовательной деятельности проблемных школ и процессу обучения слабоуспевающих учащихся

Основную цель реформы образования я понимаю, как моральную необходимость повысить образовательные достижения всех учащихся и сократить отставание наименее продвинутых групп в обретении высокого уровня умений и компетенций, необходимых для успешной жизни в современном мире. (М.Фуллан) «Дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей. Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку - и методическую, и кадровую, и финансовую» (В.Путин)