Российская государственная библиотека для молодёжи Сектор социологических исследований Маргарита Михайловна Самохина, канд. социологических наук margarita@library/ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Библиотекарь – первый вестник красоты и знания Н. Рерих педагогическая все участники образовательного процесса Специализация:Пользователи: Режим работы:
Advertisements

Школьная библиотека. «Сегодня именно школьные библиотеки способны стать авторитетными центрами просвещения и досуга молодежи, а потому важно придать им.
БИБЛИОТЕКА МОУ «СОШ 4» г. ВАЛУЙКИ «Читатель – центр книжной вселенной» Н. А. Рубакин.
МБОУ»СОШ5» Корпус 2. ИЗ ИСТОРИИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ Школьная библиотека организована в 1953 году.Первым библиотекарем была Вертоградова Лидия Ивановна.
Стандарты Требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям Достижение планируемых результатов.
БИБЛИОТЕКА МОУ «СОШ 4 г. ВАЛУЙКИ» «Читатель – центр книжной вселенной» Н. А. Рубакин.
Факторы, влияющие на понижение показателей библиотечного обслуживания результаты исследования Т.Е. Кондрашова.
Библиотека Новозоринской средней школы «Развитие и использование информационных технологий давно уже не дань моде. Тот, кто не использует их, отстает навсегда»
П.Курган Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Курганская ООШ» Директор школы: Шишигина В.П. Библиотекарь: Калинина Л.Е.
Дверь в чудеса открыта здесь Презентация библиотеки МОУ «СОШ 30» Библиотекарь Игнатьева А.И.
БИБЛИОТЕКА – ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ШКОЛЫ. Машкина Елена Николаевна - школьный библиотекарь СТАЖ РАБОТЫ 26 лет ДЕТИ… ВПЕРВЫЕ ПРИХОДЯТ ОНИ В ШКОЛЬНУЮ БИБЛИОТЕКУ.
И.Б.Михнова, директор Российской государственной библиотеки для молодежи Организация библиотечного пространства с учетом потребностей приоритетных групп.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ Литвиненко Ольга Александровна, библиотекарь науч.-исслед. отдела ХГНБ им. В.Г.Короленко, преподаватель.
Заведующая библиотекой МОУ «СОШ 31» Кузнецова Любовь Михайловна Основы информационной культуры учащихся.
Заведующая библиотекой МОУ «СОШ 31» Кузнецова Любовь Михайловна.
Описание опыта работы библиотеки ГБОУ школы 430 Петродворцового района Санкт- Петербурга.
Выполнили: слушатели курса повышения квалификации «Технология создания и поддержания WEB-ресурсов организации» Сермус Н.Г. – зав. отделом ОМРиКФ МКУК «Саргатская.
Провести исследование о том, как ученики проводят своё время.
Виртуальное справочно-библиографическое обслуживание в практике работы в практике работы центральной городской библиотеки им. Горького г. Ростова на Дону.
ЭБС – альтернатива традиционному учебному фонду вузовской библиотеки? Плюсы и минусы. Директор библиотеки филиала ДВФУ в г. Уссурийске Соловьёва Е.Д.
Транксрипт:

Российская государственная библиотека для молодёжи Сектор социологических исследований Маргарита Михайловна Самохина, канд. социологических наук О молодёжной аудитории (или аудиториях) современной библиотеки: некоторые цифры и размышления

Ассоциации со словом «библиотека» Ответы школьников и студентов Липецк, Исследование Е.И.Гоковой, опрос в учебных заведениях Возраст Ассоциации 10 лет Здание со стеллажами, полками, столами и работниками – библиотекарями. Книги, журналы, газеты, учебники. 13 летЗдание со стеллажами и книгами. Дом знаний, учёба, чтение. 16 лет Читательский билет, абонемент, картотека, библиотекарь. Виды изданий, литература, книги. Чтение. Спокойствие, тишина. 20 лет Читательский билет, каталог, читальный зал, абонемент, картотека, хранилище, библиотекарь. Спокойствие, тишина. Читатели–студенты, очереди. Книги, журналы. Поиск информации.

Факторы комфортности библиотеки Ответы посетителей библиотек Ижевск, Сыктывкар, Нижний Новгород, Нижегородская область Хорошие фонды, есть материалы на все вкусы 65,9 Можно взять на дом сразу много материалов58,8 Создана спокойная обстановка для работы, никто не мешает 49,4 Материалы можно взять на долгий срок42,3 Библиотекари доброжелательны к молодым, понимают их интересы 40,4 Библиотека открыта до позднего вечера27,6 Библиотека открыта с раннего утра16,5 Есть интересные молодёжные программы8,2 Есть специальная молодёжная зона7,1 Есть места, где можно пообщаться, пошуметь6,9 Можно участвовать в принятии решений, с мнением молодёжи считаются 6,3

Нужные библиотечные услуги Ответы посетителей библиотек Ижевск, Сыктывкар, Нижний Новгород, Нижегородская область Выдача литературы и других материалов на дом 75,1 Ксерокопирование материалов 32,1 Консультации библиотекарей, библиографов 31,2 Возможность работать в помещении библиотеки с библиотечными или собственными материалами 28,9 Интернет 26,2 Презентация новых поступлений (выставки, просмотры) 19,7 Курсы по изучению языка, компьютера и т.п. 15,3 Литературные и музыкальные вечера, встречи с интересными людьми, клубы и т.п. 14,1 Психологическое консультирование 6,9

По данным этого исследования ( а также других исследований, объектом которых являются молодые люди, пришедшие в библиотеку за материалами и информацией Главным фактором, определяющим отношение молодого пользователя к библиотеке, стимулирующим обращение в библиотеку, является богатство и разнообразие её фондов: именно хороший фонд выходит на первое место как показатель комфортности и именно о его недостатках вспоминают, говоря о какой-то неудовлетворённости работой библиотеки. В качестве важной характеристики хорошего фонда выступает его современность, наличие и быстрое поступление новинок. Используются, в основном, печатные источники – и прежде всего книги, с которыми работают фактически все респонденты. Именно с книгой библиотека ассоциируется в сознании молодых людей, именно с печатными материалами чаще всего связано их обращение в библиотеку и их реальное библиотечное поведение. О значимости библиотечного доступа в Интернет, об использовании здесь Интернет-ресурсов так или иначе говорит примерно каждый четвёртый респондент, о возможной нужности соответствующих библиотечных услуг в будущем – каждый третий.

Итак, с одной стороны, наш жизненный и профессиональный опыт доказывает, что при поиске информации молодые люди всё больше ориентируются на Интернет, на электронные, а не на печатные тексты. С другой стороны, видим, что библиотечное поведение молодых пользователей выглядит совсем по-другому. Возникает два (по крайней мере) предположения о специфике библиотечной молодёжной аудитории и о вариантах её развития и модификации. Первое предположение: библиотечным Интернетом активно пользуются лишь те, у кого его нет дома (в учебном заведении, на работе). Оно может быть подтверждено, например, интересным наблюдением: для респондентов, имеющих ридеры (и с большой вероятностью – домашний Интернет), библиотечный Интернет оказался гораздо менее значимым, чем для тех, у кого ридеров нет. Вероятно, востребованность этой услуги будет снижаться с расширением личных технологических возможностей пользователей. Другое предположение: молодые люди, ориентированные на электронные, а не печатные источники информации, ушли и продолжают уходить из библиотеки (а новые, младшие, туда уже не записываются). Молодая библиотечная аудитория не только сужается, но и «отстаёт от современности». Ситуация, при которой в сознании молодых библиотека ассоциируется прежде всего с печатными источниками информации, – закрепляется.

В целом данные исследования демонстрируют нам традиционную молодую (в основном, учащуюся) библиотечную аудиторию, для которой библиотека – это прежде всего возможность получения на дом печатных документов. Сокращение контингента библиотечных пользователей связано сегодня именно с объективным уменьшением этой аудитории, главной причиной которого становится уход в Интернет и вообще рост значимости электронных текстов. При этом внедрение современных электронных технологий само по себе будет приводить новых и удерживать прежних посетителей лишь постольку и пока, поскольку и пока эти молодые люди не имеют возможностей пользоваться соответствующими технологиями вне библиотеки. С другой стороны, результаты исследования указывают на значимость помощи библиотекаря, его рекомендаций. Можно предположить, что именно деятельность компетентного библиотекаря-библиографа – традиционное и виртуальное обслуживание, создание собственных ресурсов, организация мероприятий – является сегодня и продолжит быть важнейшим ресурсом развития библиотеки.

Декларируемые задачи библиотеки и соответствующие им форматы взаимодействия с аудиторией Декларируемые задачи Роль библиотекаряРоль аудитории Предоставление материалов Исполнитель заказа, «обслуживатель»Пользователи, клиенты, заказчики, потребители Предоставление информации Информатор, исполнитель заказа Навигация по мате- риалам и источникам Эксперт, профессионалПользователи, «свободные ученики» Отбор, рекомендация материалов Эксперт, авторитет«Свободные ученики», «ориентируемые» ПросвещениеПросветитель, авторитет«Свободные ученики» ВоспитаниеВоспитатель, авторитетВоспитуемые Организация досуга (интеллектуального) Организатор досуга. Эксперт, авторитет «Потребители». Участники мероприятий. Соорганизаторы ОбщениеОрганизатор и участник общения, собеседник Участники общения, собеседники. Соорганизаторы

Три молодёжные аудитории современной библиотеки Первый тип – те, кто приходит (сам!) за материалами и информацией. По отношению к этой аудитории библиотекарь может выступать как исполнитель заказа, информатор, эксперт. Второй тип – аудитории, организуемые самой библиотекой. Они могут создаваться на период короткий (отдельные мероприятия), более длительный (циклы мероприятий, например лектории), достаточно долгий (клубы). Однако в любом случае их структура, содержание их деятельности определяется, в основном, активностью библиотеки. Значимость личностных и групповых потребностей аудитории этого типа в той или иной информации, личностных и групповых интересов, личностной и групповой активности может быть различной и меняться в процессе «жизни» аудитории. Но ведущей стороной остается библиотека. Библиотекарь может выступать как организатор, просветитель. Третий тип – молодёжные аудитории, активные в своей культурной деятельности и функционирующие совместно с библиотекой и на ее территории. Значимость ролей организатора и эксперта здесь может варьироваться в зависимости от активности самой аудитории.

Детская библиотека это... Ответы посетителей массовых каникулярных мероприятий Саров, Центральная детская библиотека, 2011 ( Младшие школьники 5–11 классы. Дом книг1319,6 Досуг, отдых («место, где можно отдохнуть, интересно провести время») 4145 Информационный центр4535

Востребованность библиотечных материалов и информации: аудитории и их динамика «Бедные» (малообеспеченная семья, небольшая зарплата, нет технических возможностей выхода в Интернет и т.д.) «Продвинутые» (активно ищут печатную и/или электрон- ную информацию, любят чи- тать, занимаются наукой и т.д.) «Привыкшие» (имеют большой библиотечный стаж, привыкли пользоваться услу- гами библиотеки и т.д.) Аудитория стабильна по величине (действуют разнонаправленные факторы). Аудитория уменьшается, но в опреде- лённой степени это зависит от ресурсов библиотеки (фонд – как новинки, так и старые книги, техническая оснащённость, компетентность персонала и т.д.). Частично виртуализируется. Аудитория уменьшается (приходит новое поколение, «интернетизированное» с детства). Частично виртуализируется.

Навигация, отбор, рекомендация материалов и источников: «воспринимающие» аудитории и их динамика Представители тех же групп, но ориентирующиеся в первую очередь на компетентность персонала и лишь затем на фонд и другие ресурсы. Группы «по интересам» (добровольные участники небольших мероприятий, активисты, члены библиотечных клубов, кружков и т.д.) «Доверяющие» (прислушивающиеся к советам конкретного библиотекаря) Аудитория уменьшается, но в определённой степени её дина- мика зависит от компетентности персонала и от других ресурсов библиотеки. Частично аудитория виртуализируется. Величина аудитории зависит от компетентности, креативности, коммуникационных навыков персо- нала, а также от материальных и технологических возможностей библиотеки. В принципе аудито- рия может виртуализироваться. Их всегда немного. Аудитория может виртуализироваться.

Просвещение (и воспитание?) «Доверяющие» Группы «по интересам» Аудитория библиотечных мероприятий (?) Всегда небольшая аудитория. Может виртуализироваться. Реальное воздействие библиотеки может определяться рядом связанных друг с другом факторов. В частности: - вписанность тематики и «языка» мероприятий в реальные интересы и жизненные практики аудитории (знание аудитории); - компетентность (знание предмета); - авторитет библиотеки и/или отдельных сотрудников у посетителей мероприятий и/или у лидеров групп ; - «внешность» библиотеки ( эстетика, технологии и т.д.).

Библиотека как место досуга (индивидуального и группового) «Бедные» (заинтересованные в бесплатных услугах) «Привыкшие» Группы «по интересам» Аудитория библиотечных мероприятий (?) Привлекательность библиотеки может определяться рядом связанных друг с другом факторов. В частности: - материальные и технологические возможности библиотеки по органи- зации современных форм досуга; - современный дизайн библиотеки; - вписанность тематики и «языка» мероприятий в реальные интересы и жизненные практики молодёжной аудитории; - предложение новых, неожиданных, оригинальных форм; - привлечение молодых в качестве организаторов, соорганизаторов мероприятий.

Спасибо за внимание! Маргарита Михайловна Самохина