Е-Эстония От компьютеризации к iОбществу 17-18 ноября 2011, Киев Светлана Тараненко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
E-Эстония Статистика, интернет По состоянию на конец 2008 года более 68% всех жителей Эстонии в возрасте года регулярно пользуются интернетом. Более.
Advertisements

Е-Эстония От компьютеризации к iОбществу Иван Шапран.
Эстонские инфотехнологии Снижая бюрократию и администрацию.
УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР « ИНТЕЛЛЕКТ » приглашает в образовательную поездку по Эстонии.
Заседание Правительства Республики Карелия «Об электронном правительстве Республики Карелия: перспективы развития» Петрозаводск 2009.
Инструкция по подаче заявления о государственном кадастровом учете в электронном виде на портале Росреестра - portal.rosreestr.ru.
Архитектура ИКТ – организационная, юридическая и технологическая модель взаимодействий Арво Отт, PhD Академия Электронного Управления Член.
Вводится на основании Федерального закона от ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Сочетает в себе документ,
Общая архитектура системы электронного правительства.
ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ФОНДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ЭЛЕКТРОННОМ УПРАВЛЕНИИ Социальный фонд Кыргызской Республики исп. Самыйбеков У. т: , ,
Опыт использования ЭЦП в информационно-телекоммуникационных системах органов государственной власти на примере АЦСК «MASTERKEY» Степанов Владислав Руководитель.
Интернет-сервис Dr.Web® AV-Desk Централизованно-управляемое комплексное решение для предоставления услуг информационной защиты неограниченному числу клиентов.
Платежные шлюзы для оказания электронных государственных услуг Арво Отт, PhD, Академия электронного управления Видеоконференция.
Заместитель министра Мазаева Марина Алексеевна ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Электронное правительство РК. Электронный акимат Карагнадинской области Астана 2014.
Декабрь 2011 года Правовые основы предоставления муниципальных услуг: новеллы регулирования Волошкин Иван Геннадьевич, ведущий специалист.
Единый портал государственных и муниципальных услуг
Единая образовательная сеть Итоги школ учеников учителей родителей.
Нормативно-правовые основы процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования Очеретина.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему: Процедура внедрения и использования фонда универсальных услуг Киев 2009.
Транксрипт:

е-Эстония От компьютеризации к iОбществу ноября 2011, Киев Светлана Тараненко

Эстония, общие факты Территория: км² Сухопутная граница с Россией и Латвией и морская граница с Финляндией, Швецией, Латвией и Россией 1521 островов и более 1000 озёр Главные города: столица- Таллинн (400 тыс. чел.), Тарту (100 тыс.), Нарва (69 тыс.), Кохтла- Ярве (48 тыс.) и Пярну (46 тыс.)

Население Эстонии В 2009 году в Эстонии проживало 1,32 миллионов человек 67% городского населения и 33% сельского Из проживающих национальностей 68% составляют эстонцы, 26% русские, 2% украинцы Плотность населения составляет 30 человек на км²

Идеология э-госуправления

Реформа государственных реестров – 1 Типичная бюрократия + интернет

Реформа государственных реестров – 2 Принцип «одного окна» (МФЦ)

Реформа государственных реестров – 3 Интегрированное э-правительство

Вовлечение населения

Немного статистики 63% семей имеет персональный компьютер дома. Все эстонские школы подключены к Интернету. По всей Эстонии расположено более 1100 общественных интернет-пунктов. Помимо обычных общественных интернет-пунктов по всей территории Эстонии расположено oколо 1000 высокотехнологичных зон беспроводного доступа к Интернету ( Эта сеть постоянно растет и во многих местах доступ к Интернету является бесплатным. С 2000 года правительство Эстонии перешло к безбумажным заседаниям кабинета министров, пользуясь электронной сетью документации в Интернете. Ежедневные изменения состояния госбюджета можно наблюдать в реальном времени. Доход можно декларировать в электронном виде посредством Интернета. В 2009 году 91% деклараций о доходах было представлено через электронный Налоговый и таможенный департамент. 98% жителей Эстонии в возрасте от 15 до 74 лет осуществляют ежедневные платежи с помощью Интернета. Вся Эстония покрыта сетью мобильной связи.

Около 75% всех жителей Эстонии в возрасте года регулярно пользовались Интернетом. Более, чем в 72% домохозяйств есть подключенный к постоянному интернет-соединению компьютер (в 2008 году 51% и в 2005 году 34%). На июнь 2010 года у более, чем 97% домохозяйств существовала техническая возможность подключения к безлимитному ШПД менее, чем за 20 в месяц. Все эстонские школы подключены к Интернету. По всей Эстонии расположено более 1100 общественных интернет-пунктов. Помимо обычных общественных интернет-пунктов по всей территории Эстонии расположено oколо 1000 высокотехнологичных зон беспроводного доступа к Интернету ( Эта сеть постоянно растет и во многих местах доступ к Интернету является бесплатным. Ежедневные изменения состояния госбюджета можно наблюдать в реальном времени. В 2009 году 91% деклараций о доходах было представлено через электронный Налоговый и таможенный департамент. 98% жителей Эстонии в возрасте от 15 до 74 лет осуществляют ежедневные платежи с помощью Интернета. Вся Эстония покрыта сетью мобильной связи. Статистика, Интернет (данные - июнь 2010)

Цифровое неравенство Мы говорим, что это признак цифрового расслоения: около 270 тысяч совершеннолетних жителей Эстонии всё еще не пользуются Интернетом! Проекты Külatee (Проселочная дорога) (1, 2, 3) Проект «Ole Kaasas!» («Будем вместе!») Множество проектов «Прыжок тигра» Проекты типа «Лаптопы для учителей» Проекты типа «Пункты открытого Интернета» Проекты типа «EstWin»

Обучение - Будем Вместе! Будем вместе! – масштабный проект, инициированный Eesti Telekom, EMT, Elion, MicroLink и целевого учреждения Vaata Maailma SA. Цель проекта – организовать начальное и дополнительное обучение для 100 тысяч человек и привлечь в течение последующих 3-х лет в ряды интернет-пользователей еще 50 тысяч семей. Целевая группа проекта – жители Эстонии, говорящие как на эстонском, так и на русском языке, у которых нет навыков и возможности пользоваться Интернетом. В первую очередь это: многодетные семьи; сельские жители; люди преклонного возраста; люди с низким и средним уровнем дохода.

Ключевые направления проекта Обучение и поддержка пользователей – начальное и дополнительное обучение пользованию Интернетом Прикладной характер обучения Компьютерное обеспечение – компьютеры по выгодной цене для пользователей, прошедших обучение Интернет-соединение – мобильный Интернет или постоянное подключение к Интернету на выгодных условиях Обучение: Компьютерные классы Передвижные боксы Спецавтобусы

Проселочная дорога, III Серия тендеров годов Цель – в регионах «уронить» цену на интернет при резком росте скорости и качества Расходы государства около 1.3 М Суммарно около новых пользователей за первый год

Пункты открытого WiFi-доступа и AIP Региональные власти на тендерной основе субсидируют развитие WiFi точек доступа в регионах Точки доступа с компьютером и интернетом (бесплатные) Как сельские/муниципальные, так и коммерческие организации (бары, магазины)

Идентификация и подпись

Банковская авторизация Около 75% госуслуг признают при авторизации банковскую транзакцию Активно применяется с середины 1990-х годов – это был первый универсальный и потому массовый метод авторизации Кодовые карточки, PIN- калькуляторы

ID-карта Основные сферы применения: Идентификация личности Цифровая подпись - по состоянию на было поставлено более 54 миллионов цифровых подписей (2 млн за апрель) Шифрование. Рейсовый документ. Госпошлина Базируется на 16Kb RSA крипто-чипе до 2008 и 32Kb после 2008 года 2 приватных ключа; идентификационное приложение и приложение ЭЦП; файл с персональными данными Соответствует: ICAO Doc part 3, volume b ключи Базируется на 16Kb RSA крипто-чипе до 2008 и 32Kb после 2008 года 2 приватных ключа; идентификационное приложение и приложение ЭЦП; файл с персональными данными Соответствует: ICAO Doc part 3, volume b ключи

ID-карта - По состоянию на 24 мая 2011 г. было выдано ID-карт (при населении Эстонии 1.3 миллиона человек). По состоянию на 17 января 2011 г. более 400 тысяч жителей Эстонии реально использовали для идентификации в Интернете или дигитальной подписи свою ID-карту (102 тысячи новых пользователей за 2010 год). Выдает Полиция (ранее - Департамент Гражданства и Миграции) Печать и персонализация: TRÜB Швейцария Начало выдачи: Обязательна для граждан начиная с 15 лет.

Новая, биометрическая, ID-карта Выдает Полиция (Департамент Гражданства и Миграции) Печать и персонализация: TRÜB Швейцария Начало выдачи: Java-карта Новые 2048b ключи; идентификационное приложение и приложение ЭЦП; файл с персональными данными Возможность записи файла с биометрическими данными Соответствует: ICAO Doc part 3, volume 2 Java-карта Новые 2048b ключи; идентификационное приложение и приложение ЭЦП; файл с персональными данными Возможность записи файла с биометрическими данными Соответствует: ICAO Doc part 3, volume 2

Digi-ID Идентификация личности только в э- каналах Выдается за 20 минут Не является обязательным документом Сертификаты действуют 3 года Не может использоваться в качестве документа, удостоверяющего личность в реальной жизни Госпошлина 16.- идентификационное приложение и приложение ЭЦП; файл с персональными данными Multos опсистема идентификационное приложение и приложение ЭЦП; файл с персональными данными Multos опсистема

Mobile-ID - Законная сила идентификации личности и подписи документов абсолютно идентичны ID-карте. EMT первым из эстонских операторов вывел эту услугу на рынок еще в мае 2007 года. В ноябре 2009 г. второй эстонский оператор (Elisa) вывел эту услугу на рынок. В декабре 2009 г. присоединился и Tele2. mobiil-ID становится абсолютно незаменимым в том случае, если вам нужно поставить дигитальную подпись находясь за устройством/компьютером, не оборудованным ридером ID-карты. Госпошлина отсутствует *)

Mobiil-ID customer service 2. Signature validation 1. Certificate and validity control Mobile-ID – как это работает Для mobile-ID не требуется установка дополнительного программного обеспечения!

Mobile-ID – существенные замечания Нужно сменить SIM-карту на новую, содержащую приложения mobile-ID Первичная активизация происходит по ПИН- коду ID-карты Бизнес-модель для оператора: фиксированная плата в месяц без ограничения использования (по Эстонии), Услуга связана с частным лицом, а не с компанией

X-Road или X-tee

X-tee / X-Road Среда обмена данными между различными инфосистемами X-tee была запущена в 2001 году. Вначале задумывалась как среда обмена данных для различных государственных инфосистем. Однако, вскоре оказалось, что договоренности по протоколам обмена настолько удобны, что частный сектор также начал интенсивно использовать X-tee. Основная задача, которая решается X-tee, это стандартизация протоколов обмена данными между различными регистрами данных, базами данных и инфосистемами. Теперь каждая, без исключения, новая создаваемая инфосистема (финансируемая государством) законодательно должна быть совместима с X-tee. На конец 2005 года в состав X-тее входило 57 различных реестров и баз данных (в Госсекторе), на конец 2008 года - уже более 100 реестров и баз данных, которыми пользовались более 60 тысяч организаций.

Роль МЭиК ( Министерство экономики и коммуникаций координирует администрирование и развитие x-Road и отвечает за функционирование x-Road, в том числе: –отвечает за последовательность, администрирование и развитие x- Road; –осуществляет надзор за соответствием x-Road оговоренным показателям качества; –рассматривает и согласовывает проекты по развитию инфраструктуры x-Road; –разрешает споры, связанные с применением и развитием x-Road.

Роль RIA ( Центр развития инфосистем государства (RIA) выполняет указания Министерства экономики и коммуникаций и обеспечивает администрирование и развитие x-Road, в том числе: –консультирует и обучает учреждения и граждан по вопросам, связанным с x-Road; –осуществляет мониторинг пользования x-Road и занимается связанными с безопасностью инцидентами; –ведет отчетность и статистику пользования x-Road; –подготавливает и проводит в жизнь проекты развития инфраструктуры x-Road; –поддерживает инфосистемы при открытии новых услуг и участвует в проектах по интеграции инфосистем; –обеспечивает при необходимости обмен информацией через шлюз с инфосистемами других государств;

Роль RIHA ( Ходатайство о подключении к x-Road осуществляется через инфосистему RIHA При этом, при подключении к x-Road поставщик услуги обязан: –зарегистрировать оказываемые услуги вместе с описанием услуги и принципами оказания услуги в RIHA –сохранять актуальными данные относительно услуги в RIHA –информировать через RIHA об изменениях услуги –Проблемы, связанные с безопасностью, равно как и инциденты, возникающие при пользовании x-Road, фиксируются в RIHA.

Развитие программного обеспечения компонентов x-Road За развитие программного обеспечения компонентов x- Road отвечают следующие учреждения: –архитектура x-Road - Министерство экономики и коммуникаций; –центральные компоненты x-Road - RIA; –пользовательский интерфейс услуг на портале «eesti.ee» - RIA; –сервер безопасности - RIA; –адаптер-сервер - администрирующее эту инфосистему учреждение или лицо; –программное обеспечения и бизнес логика оказывающей услуги инфосистемы - администрирующее эту инфосистему учреждение или лицо; –MISP - RIA;

Основной портал e-государства – Удобная и безопасная среда для общения с различными государственными и муниципальными структурами. Более 70% всех предоставляемых государством услуг могут быть предоставлены электронно. По сути - это надстройка над x-Road, единая "точка входа" для всех услуг, о которых пойдет речь ниже.

Концепции

э-Кабинет В августе 2000-го года правительство Эстонии стало первым в мире правительством, перешедшим к проведению заседаний полностью без бумаг, пользуясь только электронной системой документооборота Ежедневные изменения состояния госбюджета можно наблюдать в реальном времени.

e-выборы – Первая страна в мире, где стало возможным голосовать на выборах через интернет в 2005 г. на выборах в органы местного самоуправления (9287 человек проголосовали через Интернет). 5 туров выборов до сих пор. В марте 2011 примерно 25% избирателей проголосовали через интернет Первые в мире выборы с м-голосованием в марте 2011в Эстонии Связь с другими системами через X-тее!

e-выборы - Зачем? Еще одна возможность проголосовать – повышается процент участвующих в выборах Оптимизирует расходы на выборы в долгосрочной перспективе Способствует популяризации ID-карт Увеличивает число проголосовавших избирателей Удобнее для избирателей

Почему люди выбирают электронное голосование? Результаты опроса eGa, февраль 2009 г.

Существенные замечания Выборы проходят не только путем электронного голосования, параллельно есть система (например, кабинки для голосования), при которой избиратель гарантированно не подвержен влиянию извне. В электронном виде можно голосовать несколько раз в определенный период – засчитывается последний голос избирателя. После электронного голосования человек может придти и на избирательный участок. В таком случае, результат электронного голосования аннулируется.

e-выборы - Что происходит с поданным голосом?

e-выборы - Итоги Электронное голосование – не более, чем еще одна возможность КАК проголосовать Нужно учитывать, что изменение привычек избирателей требует времени (за 6 лет достигнута планка в 25%) Электронное голосование способствует развитию информационного общества IT-решение было недорогое (около 400k) и уже себя окупило

э-демократия –

e-Налоговый Департамент – Единая среда для предоставления и контроля налоговых и таможенных деклараций. в 2009 году более 93% всех жителей Эстонии задекларировали свои доходы через Интернет. Среда Мотивация Качество данных Связь через X-тее!

Отчетность для Коммерческого Регистра – Проект системы электронной отчетности предприятий будет запущен пошагово в несколько этапов. Начиная с 1 января 2010 г. можно будет подавать годовые отчеты в электронном виде для некоторых (основных) типов предприятий. В дальнейшем выгоды будут очень существенными: снимается необходимость предоставления отчетов с дублирующими данными (например, статистических отчетов уже с 2011 года), аналогично налоговым декларациям для физических лиц - масса полей будет "предзаполнена" и т.д. Связь через X-тее!

eRIK – e-Коммерческий регистр – различные услуги для юр. лиц, в том числе: портал предпринимателя, регистрация предприятий, изменение данных, отчетность. в ноябре был установлен мировой рекорд регистрации нового предприятия за 18 мин. запросы по партнерам - юр. лицам. e- Кадастровая книга – регистрация и контроль данных о земельных участках. e- Дело – Судебная документация и делопроизводство. e- Нотариус – Нотариальные услуги, документация и делопроизводство. Отчетность нотариусов перед государством. e- Право – межминистерская среда для делопроизводства и согласований законопроектов. Охватывает полный цикл: от инициирования разработки проекта до представления проекта в Правительство. Связь через X-тее!

e-Здоровье – Четыре базовые инфосистемы: Дигитальная история болезни Дигитальный снимок - централизованная среда для хранения, анализа и обработки рентгеновских снимков, ЭКГ, томографии и т.д. е-Регистратура е-Рецепт Связь через X-тее!

e-Полиция –

e-Полиция – общая архитектура

Вы превышаете скорость ePolice: фотография машины и Вас, фиксация факта превышения скорости Автоматическое распознавание номерного знака машины Данные посылаются в центральную систему Старший офицер проверяет данные и в 97% случаев выносит сам решение о штрафе, подписывает решение ЭЦП На следующий день решение о назначении штрафа уже послано нарушителю по электронной почте *) *) во Франции 1 месяц, в Дании 2-4 недели e-Полиция – дорожные штрафы

e-Полиция – больше результатов, меньше персонала

e-Полиция – результаты внедрения

Моя e-Полиция меня бережет ;)) я повернул через двойную линию проверка на алкоголь

Внедрение модуля e-Полиция – дорожное страхование

Услуги и решения

Интернет-банки: etcwww.swedbank.eewww.seb.ee Первый интернет-банк в Эстонии был запущен в 1995 году 99% всех банковских транзакций в Эстонии совершается через интернет-банк (в Европе 44%, в США 38%) Центры компетенции в Эстонии Все банки в Эстонии имеют свою среду интернет-банка Многие имеют и среду м-банка

ID-билет – Основная идея в том, что клиент покупает билет, но самого билета, "как бумажки", у клиента нет. Роль билета играет ID-карта. Уже работают такие билеты на: общественном транспорте зоопарке городских музеях бассейнах кораблях и т.д. Базовое решение разработано Центром Сертификации, а компании и организации просто подключаются к этой услуге.

э-Школа – Проект запущен в 2002 году, подключены более 95% школ. Полноформатный школьный дневник, включая: связь родитель - школа расписание уроков домашние задания оценки Связь с другими инфосистемами через X-тее !

Что такое э-Школа? Инфосистема, которая содержит информацию, связанную с учебным процессом школ. Работает на центральном сервере и доступна для пользователей с помощью Интернета. Не требует особого программного обеспечения. Необходимо постоянное подключение к Интернету. Дает возможность людям видеть информацию, с учетом их роли. Использование центрального сервера и высокие требования для идентификации пользователя гарантируют сохранность и удобство использования системы.

э-Школа: основные модули классный журнал журнал посещаемости лист оценок учащихся зачетные книжки расписание домашние задания и контрольные работы Ученик Родитель Учитель Школа Государство Местные органы самоуправления

Среды самообслуживания Большинство предприятий создало такие центры в Интернете, решая таким образом ряд вопросов: резко снижается нагрузка на персонал, занимающийся обслуживанием клиентов клиент гораздо быстрее получает то, что хочет интеграция с существующими государственными средами (регистр адресов, населения и т.д.)

Впервые запущена в 2000 году. На сегодняшний день более 75% всех парковок делается мобильной парковкой. Поступление денег в бюджет самоуправлений улучшилось на 84% Решение экспортировано в несколько стран. Поддерживается всеми мобильными операторами. Демо! Открытая мобильная парковка

Tallink SPA Hotel (пилот-проект с июня 2009) Парковочные талоны в продаже через интернет в приёмной гостиницы Парковочные ворота открываются при помощи мобильного телефона Услуга доступна также для зарубежных клиентов Служба поддержки через специальный интернет сайт PARGI.EE Впервые запущена в ноябре 2010 года, Tallink D – терминал На сегодняшний день в Таллинне две таких парковки Закрытая мобильная парковка –

Регистры ценных бумаг e-Депозитарий - Центральный регистр ценных бумаг и управления портфелями как для физических лиц, так и для юридических. Акционерные книги всех АО в Эстонии e-Пенсия - Вторая ступень накопительной пенсии. Полное самообслуживание для физических лиц (заявления, выбор и управление фондами, разнообразная отчетность). Рабочий инструмент для ПИФов. Контрольный механизм для государства (инспекция по ценным бумагам).

Мобильные платежи - Платежная система, разработанная совместно банками, Центром карт и Эстонским Телекомом. При помощи мобильного телефона осуществляются платежи за услуги, переводы денег между пользователями. Услуга запущена с 2002 года, к настоящему моменту есть несколько модификаций этой услуги.

E-счета – Единый портал, куда с одной стороны - стекаются счета различных поставщиков услуг, с другой - потребители услуг, история расчетов, оплата, отчетность. Предприятия выставляют счета в стандартном формате, который акцептируется гос. органами (Налоговая служба и т.д.). Интеграция с Центром обмена документами. Интеграция с другими средами, сетевой эффект!

Центр обмена документами (DVK) Среда обмена документами Загрузка и скачивание документов без ограничения размеров и форматов Интеграция с большинством существующих систем электронного документооборота, финансовых систем и т.д. Интеграция со средой е-счетов По состоянию на январь 2010 г.: Более 480 организаций и учреждений подсоединились Интеграция с 9 различными системами электронного документооборота (покрывающими 99% эстонского рынка ЭДО)

Закон о э-выборах Закон о э-выборах Инфополитика 1994 Инфо- политика Инфо- политика Создание RIA Создание RIA Создание RISO Создание ASO RIA получает полномочия CERT Eesti Külatee - 1 Külatee - 2 Külatee - 3 EstWin (ELASA) Создание TigerLeap Создание TigerLeap Инфополитика Закон о защите перс. данных - 1 Создание деп. Защиты данных Закон об открытости информации Закон о защите перс. данных - 2 X-Road, Постановление 331 Постановление о семантике Лаптопы учителям Будем вместе! «Окно в мир» Vaata maailma «Окно в мир» Vaata maailma Пункты свободного интернета Инфополитика 1998 Законы, интернетизация, образовательные программы Закон регистре народо- населения Гос. политика по ШПД Гос. политика по ШПД

Первый интернет- банк в Эстонии Первые э-выборы Первые э-выборы X-tee X-Road X-tee X-Road э э-Школа Мобильная парковка э-декларация о налогах э-Депо Пенсия, II ступень э-Правительство (заседания) Консолидация финансов в стране. PFM Консолидация финансов в стране. PFM э-Квитанция Более 50% транзакций в среде интернет банкинга Дигитальный рецепт э-Полиция Переход EEK => EUR Переход EEK => EUR Консолидация финансов в Таллинне Дигитальная картинка (рентген, томография) Хронология запуска инфосистем Mobile-ID (EMT) Mobile-ID (EMT) Mobile-ID (остальные операторы) Mobile-ID (остальные операторы) ID - карта Банковская авторизация становится «стандартом» э-Авторегистр Единый регистр народо- населения Биометр. ID - карта Биометр. ID - карта Первые договора между УЦ Эстонии и др. стран Запуск

Афганистан (2006) Албания (2005, ) Армения ( , 2008, 2009) Азербайджан (2004, 2006, 2007, 2009, 2010) Беларусь (2008) Болгария (2008) Великобритания (2006, ) Грузия (2004, ) Гаити (2009) Дания (2008) Египет (2006) Ирак (2007) Казахстан ( ) Катар (2007) Кипр (2006) Косово ( ) Киргизстан (2006,..., 2009) Македония (2004, 2005, 2007, 2008) Молдова (2005, 2007, 2008) Монголия (2007) Монтенегро (2008) Палестина ( ) Сербия (2007, 2009, 2010) Таджикистан ( ) Украина (2004, ) Узбекистан ( ) Шри-Ланка (2008) Швеция (2006, 2010) Хорватия (2007) Япония (2006, 2007) Страны использующие опыт Эстонии

Светлана Тараненко Благодарю за внимание! Время отвечать!