Долгосрочное регулирование тарифов МРСК Сочи, октябрь 2010 Директор по экономике Сергутин Алексей Владимирович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Регулирование тарифов в электросетевом комплексе с использованием метода доходности на инвестированный капитал (RAB)
Advertisements

Переход на долгосрочное регулирование МРСК и оптимизация тарифных решений в 2011 году Москва Всероссийское совещание ФСТ 7-8 апреля 2011.
Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы»
RAB-регулирование: настоящее и будущее Сасим С.В. Начальник отдела регулирования электросетевого комплекса ФСТ России Екатеринбург Июнь 2011.
Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Основные принципы формирования тарифов на услуги по передаче электрической.
Долгосрочное регулирование тарифов МРСК Механизмы оптимизации Москва, июнь 2011 Заместитель генерального директора по экономике и финансам А.В. Демидов.
Новое в законодательстве об электроэнергетике и особенности подготовки тарифных предложений на 2013 год 29 марта 2012 года.
Вопросы применения метода RAB Сентябрь 2010 года Струнилин П.В.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
ОАО «Холдинг МРСК» Распределительный сетевой комплекс России Реализация тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала (RAB) февраль.
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифное регулирование в электроэнергетике на годы.
О ПЕРЕХОДЕ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ТАРИФА НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ МЕТОДОМ ДОХОДНОСТИ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА (RAB) Докладчик: А.В. Сергутин, Директор по экономике.
Заместитель генерального директора по экономике и финансам, Демидов А.В. Долгосрочное тарифное регулирование филиалов ДЗО ОАО «Холдинг МРСК» Москва, июнь.
1 Adam Smith Conferences г. Москва Подходы к определению экономической эффективности инвестиционных портфелей электросетевых компаний Докладчик: ТИТОВ.
Федеральный закон от ФЗ «О теплоснабжении» 2 Постановление Правительства Российской Федерации от
1 Докладчик: Александр Кухмай Генеральный директор ОАО «МРСК Северо-Запада» Конференция «Электросетевое хозяйство регионов России. Конференция
Изменение методологических основ расчета и применения тарифов электросетевого комплекса. Взгляд в Будущее Егоров М.Б. 1.
Заместитель начальника Управления Д.В. Милютин Критерии согласования ФСТ России перехода на метод доходности инвестированного капитала Нахабино
Базовый уровень подконтрольных расходов Индекс эффективности подконтрольных расходов Коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов.
2012 Итоги тарифного регулирования услуг по передаче электрической энергии в 2012 году И.А. Шагина Начальник отдела регулирования распределительного сетевого.
Транксрипт:

Долгосрочное регулирование тарифов МРСК Сочи, октябрь 2010 Директор по экономике Сергутин Алексей Владимирович

долгосрочный метод регулирования с применением индексации (снижает инвестиционную привлекательность МРСК, не обеспечивает принцип возвратности инвестиций – рассматривается МРСК как альтернативный метод для регионов Северного Кавказа) порядок согласования перехода на RAB (критерии перехода) ставка доходности на 4 и 5-ый годы (снижена с 12 до 11%) сроки перехода на RAB по МРСК (24 региона с и 25 регионов с ) перечень необходимых нормативных изменений (переход на 5-летний период, увязка тарифа с надёжностью и качеством оказываемых услуг) 2 Этапы перехода на RAB регулирование нормативные акты ФЗ «Об энергосбережении» от и распоряжением Правительства РФ 30-р от утверждены сформирована основная нормативно- правовая база для запуска «пилотов» правлением ФСТ России утверждены Методические указания по регулированию методом RAB (приказ ФСТ от э) Порядок согласования перехода на RAB (приказ ФСТ от э/4) Целевая задача Согласовать до принятие решения по переходу на RAB с всех ДЗО Холдинга МРСК* *- Нурэнерго и Дагэнерго на индексный метод

Владимирская область Калужская область Курская область Новгородская область Омская область Республика Алтай Томская область Удмуртская Республика Ярославская область 3 Этапы перехода на RAB регулирование субъекты РФ регионов перешли на RAB c регионов перешли на RAB с Ивэнерго Мариэнерго Нижновэнерго Брянскэнерго Орелэнерго Тамбовэнерго Костромаэнерго Вологдаэнерго Карелэнерго Псковэнерго Карач.-Черкесские РС Тываэнерго Калмэнерго Смоленскэнерго Оренбургэнерго Пензаэнерго Ульяновские РС Саратовские РС Челябэнерго Мордовэнерго Астраханская область Белгородская область Липецкая область Пермская область Ростовская область Рязанская область Тверская область Тульская область Брянская область Воронежская область Костромская область Орловская область Смоленская область Тамбовская область Вологодская область Псковская область Самарская область Саратовская область Ульяновская область Оренбургская область Пензенская область Ставропольский край Республика Чувашия Республика Калмыкия РЭК направили заявления в ФСТ России только по 16 субъектам РФ МРСК Северного Кавказа (Ставропольэнерго) МРСК Центра (Брянскэнерго, Воронежэнерго, Костромаэнерго, Орелэнерго, Смоленскэнерго, Тамбовэнерго) МРСК Северо-Запада (Вологдаэнерго, Комиэнерго, Псковэнерго) МРСК Сибири (Хакасэнерго, Читаэнерго) МРСК Юга (Волгоградэнерго, Кубаньэнерго, Калмэнерго) МРСК Волги (Самарские РС, Саратовские РС, Ульяновские РС, Мордовэнерго, Оренбургэнерго, Пензаэнерго, Чувашэнерго) Янтарьэнерго с (24 субъектов РФ) МРСК Северного Кавказа (Кабардино Балкарские РС, Карачаево Черкесские РС, Северо осетинские РС, Ингушэнерго) МРСК Северо-Запада (Архэнерго, Карелэнерго, Колэнерго) МРСК Сибири (Алтайэнерго, Бурятэнерго, Красноярскэнерго, Кузбассэнерго-РСК, Тываэнерго) МРСК Урала (Свердловэнерго, Челябэнерго) МРСК Центра и Приволжья (Ивэнерго, Кировэнерго, Мариэнерго, Нижновэнерго) МОЭСК (Москва, Московская область) Ленэнерго (Санкт- Петербург, Ленинградская область) Тюменьэнерго с (25 субъектов) Заявки в РЭК поданы по всем субъектам до С ФСТ согласован переход 20 ДЗО в соответствии с утвержденными критериями

Критерии перехода к RAB а) наличие необходимых материалов: оценка капитала, ИПР б) стоимость активов компании не менее 3 млрд.руб. либо доля у.е. РСК составляет более 10% всех у.е. всех распределительных сетевых компаний субъекта РФ Займы не более: Четырёхкратная сумма дохода и возврата с учётом сглаживания Занимать не менее: Если Возврат капитала 2011 более 150% Амортизации займы на 2015 год не менее 20% РИК 2015 года Если Возврат капитала 2011 менее 150% Амортизации сумма займов за период более 30% суммы ИПР за период в) структура финансирования долгосрочной ИПР: г) оборачиваемость дебиторской задолженности за год, предшествующий 1-му долгосрочному периоду регулирования не более 135 дней д) соответствие долгосрочных параметров регулирования действующим нормам законодательства в области ценообразования Порядок согласования ФСТ России заявлений по переходу на RAB утвержден на Правлении ФСТ России

5 Данные по базе капитала и объему инвестиционных программ коэффициент переоценки 1,5 ИП на 5 лет 349 коэффициент переоценки 1, ИПР на 5 лет 17 ДЗО 20 ДЗО 31 ДЗО МОЭСК Ленэнерго Тюменьэнерго

Темпы перехода на RAB 6 МРСК регулируются методом RAB подписаны протоколы с ФСТ России доля НВВ регулируемая методом RAB ключевые параметры перехода на RAB МРСК Центра (5+5/11)Белгород, Липецк, Тверь Курск, ЯрославльБрянск, Орел, Тамбов, Кострома, Смоленск 91% переоценка: 1,3-4,6 рост ИПР: 1,8-3,7 МРСК Центра и Приволжья (5+3/9) Рязань, ТулаВладимир, Калуга, Удмуртия Иваново, Марий Эл, Нижний Новгород 90% переоценка: 1,2-2,1 рост ИПР: 3,2-5,6 МРСК Волги (0+4/7) Саратов, Ульяновск, Оренбург, Пенза, Мордовия 74% переоценка: 1,7 рост ИПР: 1,1-2,9 МРСК Северо-Запада (1+3/7)НовгородВологда, Карелия, Псков 53% переоценка: 1,6 рост ИПР: 1,8 МРСК Юга* (2+1/5)Астрахань, РостовКалмыкия 43% переоценка: 1,6-2,3 рост ИПР: 3,4-3,8 МРСК Урала (1/3)ПермьЧелябинск 61% переоценка: 2,2 рост ИПР: 3,7 МРСК Сибири (3+1/10)Горный Алтай, Омск, Томск Тыва 26% переоценка: 1-2,9 рост ИПР: 1,8-2,7 МРСК Северного Кавказа (0+1/7) Карачаево-Черкессия 9% переоценка: 2 рост ИПР: 2,2-3,7 Янтарьэнерго (0/1) Нет согласованной в соответствии с ПП РФ 977 инвестиционной программы МОЭСК (0/2) Функционируют в «крупных» субъектах РФ, переход на RAB которых оказывает существенное влияние на динамику тарифа по РФ в целом. Ленэнерго (0/2) Тюменьэнерго (0/3) * с учетом Кубаньэнерго

Проблемы перехода на RAB 7 наименование проблемы субъект РФ перекрёстное субсидирование по населению, малым и средним предприятиям через сети ЕНЭС («последняя миля») Забайкальский край Алтайский край Республика Хакасия Красноярский край разногласия по тарифам 2010 года (выпадающие доходы) Кемеровская область Волгоградская область Архангельская область Кировская область Республика Коми Калининградская область Мурманская область занижение инвестиционных потребностей (отсутствие согласования ИПР) Архангельская область Республика Коми Калининградская область неготовность администрации региона рассматривать RAB как долгосрочный метод регулирования Республика Бурятия Ленинградская область Калининградская область Кировская область

Инвестиционная программа до 2015 года 8 Экономические показатели, млрд. рублей Технические показатели (ввод), МВА и тыс.км Всего Холдинг МРСК - 2,1 млн. км; 371 ГВА

Износ оборудования и потери в сетях в системах регулирования Потери в сетях Износ оборудования - RAB регулирование - Метод индексации

Применение Х-фактора призвано выровнять различные уровни эффективности компаний Обеспечение эффективности операционной деятельности 10 На базе Холдинг МРСК сформировать систему повышения операционной/инвестиционной эффективности: методология бенчмаркинга определение уровня относительной неэффективности и установление индивидуального Х-фактора интеграция в систему мотивации менеджмента На базе Холдинг МРСК сформировать систему повышения операционной/инвестиционной эффективности: методология бенчмаркинга определение уровня относительной неэффективности и установление индивидуального Х-фактора интеграция в систему мотивации менеджмента показатель эффективности уровень относительной неэффективности по сравнению с наиболее эффективным предприятием преобразование/определе ние индивидуального показателя повышения эффективности (Х-фактор) интеграция в формулу регулирования Опыт ОАО «Холдинг МРСК» в дальнейшем необходимо распространить на ТСО

ПЕРЕХОД НА RAB – обеспечение надежности и качества Постановление Правительства РФ от «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг» Постановление РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» Методические указания по регулированию тарифов с применением метода RAB (Приказ ФСТ РФ от N 231-э ) Методические указания по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для сетевых организаций (Приказ Минэнерго России от N 296) Методические указания по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов к тарифам в привязке к уровню надежности и качества Проект приказа ФСТ РФ Порядок предоставления адресных компенсации потребителям – физическим лицам (юридические лица в обычном гражданско-правовом порядке) Проект приказа ФСТ РФ Обеспечение сбора фактических данных по параметрам качества и надежности в течение 2011 г. В МРСК полноценно такая статистика отсутствует, не отлажена процедура ее сбора Разработка предложений по плановым значениям указанных параметров начиная с 2012г На первом этапе наказание/поощрение за достоверность данных, а не за сами параметры 3. Реализация ПИЛОТНОГО ПРОЕКТ в 2012 году на базе ОАО «МРСК ЦЕНТРА» 4.

Переход на двуставочный тариф с применением максимальной разрешенной мощности * Учет максимальной мощности при формировании ТБР на 2011 год невозможен в связи со следующими обстоятельствами: - уже сформированы балансы в ФСТ России и РЭК; - потребители и ЭСК не готовы к данной схеме, т.к. не проводили ревизию договоров и ранее выданных ТУ на технологическое присоединение; - не приняты соответствующие решения по изменению НПА. Фиксирование мощности Переход на двуставочный тариф с применением расчетов за заявленную * мощность Более четкое прописание возможности наложения санкций за превышение заявленной мощности ОБОСНОВАНИЕ Структура затрат (80% постоянных затрат) Отсутствие перекрестного субсидирования между потребителями Стимулирует энергосбережение и снижает затраты сетей на инвестиции и на поддержание инфраструктуры Оптимизирует заявки в условиях относительной бесплатности ТП при RAB Стимул для сетей присоединять «быстрее» и «больше» График перехода Переход на двуставочный тариф с применением расчетов за максимальную мощность Прозрачность расчетов для потребителей Подача балансов в РЭК и ФСТ с учетом максимальной мощности по договорам ТП

Выводы Необходимо ФСТ России до принять решения по согласованию перевода на RAB по регионам обратившимся до Холдингу МРСК продолжить работу по совершенствованию инвестиционной эффективности в рамках RAB регулирования Холдингу МРСК учесть в инвестиционных программах параметры по надежности и качеству Холдингу МРСК продолжить работу по созданию системы бенчмаркинга

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

1. Разработка методики ранжирования объектов/целевых программ ИПР в увязке с параметрами надёжности и качества 2. Оценка текущего состояния электросетевых активов, инвестиционных программ и ремонтных программ в соответствии с методикой 3. Фиксация количественных результатов от реализации объектов/целевых программ в бизнес-планах 4. Определение дополнительной величины финансового результата с включением в КПЭ высших менеджеров РСК 5. Расчёт целевых показателей реализации ИПР по каждой РСК 6. Внесение в НПА по RAB: применение поправочных коэфф-в при учёте построенных объектов в зависимости от их загруженности в первые два года эксплуатации (кроме отказа заявителя от ИП и вынужденное строительство) ЧТО СТРОИТЬ? – Инициация объекта/целевой программы Повышение качества принимаемых инвестиционных решений 15

1.Определение типовых проектов нового строительства. 2.Расчет нормативной стоимости реализации таких проектов с учётом гео-климатических коэфф-в 3.Доведение доли типовых проектов в новом строительстве до уровня не менее 50% 4. Скорректировать НПА по определению укрупнённых расценок при капитальном строительстве объектов на уровне 220 кВ и ниже 5. Снизить долю в стоимостном выражении проведённых закупочных процедур способом «у единственного источника» 6.Внесение в НПА RAB : ИП, стоимость которых превышает нормативную учитываются в базе капитала с поправочным (понижающим) коэфф-м на сумму превышения. КАК СТРОИТЬ? Повышение качества принимаемых инвестиционных решений (продолжение)

Экономическая эффективность инвестиционного проекта 17 Текущий статус принятия решений в Холдинге МРСК механизм ответственности сетевой компании за соблюдение надежности и качества услуги по передаче э/э методика оценки электросетевых активов учет параметров надежности и качества в инвестиционных программах Принципы формирования инвестиционной политики (действующий регламент Холдинга МРСК): NPV (Чистый дисконтированный доход) IRR (Внутренняя норма доходности) Срок окупаемости инвестиций – не должен превышать нормативный срок эксплуатации оборудования; Положительный баланс денежных средств нарастающим итогом на каждом шаге жизненного цикла проекта с учетом источника финансирования Необходимые изменения

62 договора аренды 18% потребления (104,4 млрд. кВтч), 14% НВВ РСК (69,1 млрд. руб.) 62 договора аренды 18% потребления (104,4 млрд. кВтч), 14% НВВ РСК (69,1 млрд. руб.) Проблема «последней мили» Объекты ЕНЭС Потребители ОАО «ФСК ЕЭС» МРСК Уровень ВН (110 кВ и выше) Уровень СН1 - НН (35 кВ и ниже) Промышленные предприятия Население и социально-значимые объекты Малый и средний бизнес Потребители региональных сетевых компаний Рост тарифной нагрузки Потребители «последней мили» Отвечает за надежность и качество электроснабжения потребителей регионов Возможные убытки от расторжения договоров «последней мили» в 2011 г. Расторжение всех договоров «последней мили», в т.ч. 52 млрд. руб. Расторжение по решению суда9 млрд. руб. Рассматриваемые в суде0,8 млрд. руб. Договоры с 2011г2,0 млрд. руб. Прирост тарифа от 10% до136% по субъектам РФ Красноярскэнерго - 64% Волгоградэнерго – 34% Хакасэнерго - 136% Прирост тарифа по Холдинг МРСК 16 % Прирост тарифа по Холдинг МРСК 16 %

Дискриминация субъектов экономики РФ по признаку присоединения к электрическим сетям ЕНЭС - ТСО Регион РФ Отрасль промышленности Наименование потребителя Средний тариф на услуги по передаче ТСО, руб./МВтч Ленинградская область Дерево- обрабатывающая Сясьский ЦБК673,62 Святогорский ЦБК673,62 Кировская область Цветная металлургия ОАО "Кировский завод по обработке цветных металлов" 1 530,07 ЗАО "Омутнинский металлургический завод" 1 530,07 Республика Марий Эл Энергомашино- строение ЗАО "Потенциал"1 082,23 ОАО "Завод Контакт"1 082,23 Ликвидация конструкции «последней мили» Средний тариф на услуги по передаче ФСК, руб./МВтч Разница тарифов 262,15 2,6 раза 673,62 349,94 4,3 раза 1 530,07 277,78 3,9 раз 1 082,23 РЕШЕНИЕ Услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «ФСК ЕЭС» должны учитываться в региональном «котловом» тарифе на услуги по передаче электрической энергии

Эффективность долгосрочных инвестиционных программ Централизация закупок Электронная торговая площадка Единая методика оценки участников Прямые договоры с производителями Совершенствование поведения конкурсных процедур: год выполнение НИОКР/ПСД 2012 год пилотный проект 2013 год применение во всех МРСК План-график перехода к типовым проектам Типовые проекты – модульное исполнение : компоновочные решения строительные части подстанций Реализация Инвестиционной программы в рамках программы развития региона Заключение договоров take or pay с заявителями Скидка к доходности в зависимости от загрузки оборудования Обеспечение загрузки оборудования

21 Разработка целевой программы по реновации оборудования Главная проблема Холдинга МРСК – изношенность основных фондов - требует масштабной реновации оборудования Целевое значение износа – 50% к 2020 году Разрабатывается Федеральная программа реновации с участием государства Необходима реализация масштабной программы реновации Сравнение износа основного оборудованияИзнос основного оборудования Холдинга МРСК

22Энергоэффективность и энергосбережение Замена изношенного оборудования, в том числе на высокотехнологичное Внедрение автоматизированных систем учета электроэнергии Проведение аудита состояния электросетевого комплекса, паспортизация оборудования Создание системы мониторинга распределительных электрических сетей Среднее значение = 6,1% -0,6% Снижение потерь Текущие потери Целевые потери* 12%6,1% Экономия в год млн МВтч МВтмлрд руб. 40, ,4 * Потери развитых стран Сравнение потерь электроэнергии Целевые значения потерь Меры повышения энергоэффективности в распределительном сетевом комплексе Рациональное использование энергетических ресурсов – стратегическая цель государства В ноябре 2009 принят закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» В целях экономического стимулирования энергосбережения и повышения энергоэффективности в инвестиционных программах на период гг. предусмотрены соответствующие проекты и разработаны проекты целевых программ перспективного развития систем учёта розничного рынка электроэнергии в сетях. Снижение потерь – быстрый способ увеличения энергоэффективности

23 Прогнозные параметры RAB-регулирования переход к RAB по 30-р: 01 июля 2010 года * учёт отмены договора «последней мили», возврат выпадающих доходов

24 Прогнозные ПАРАМЕТРЫ RAB-РЕГУЛИРОВАНИЯ переход к RAB по 30-р: 01 января 2011 года * учёт отмены договора «последней мили» ** Прирост Ставки на содержание Тарифа на передачу э/э обусловлен учётом выпадающих в рамках Неподконтрольных затрат

Мировой опыт реализации RAB-регулирования История: Создан и впервые применен в Великобритании в 1980-х гг. Первые отрасли - связь и водоснабжение В начале 90-х на регулирование по методу RAB были переведены другие инфраструктурные отрасли, в том числе и электросетевое хозяйство RAB-регулирование широко применяется: Австралия, США, Канада, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Чехия, Словакия, Венгрия, Польша, Румыния, Болгария и другиеРезультаты В Великобритании за 15 лет удалось вдвое сократить издержки сетевых компаний и на 50% снизить тарифы на передачу электроэнергии Надежность и качество услуг, предоставляемых распределительным сетевым комплексом, - выросли Методика тарифообразования RAB (Regulatory Asset Base - Регулируемая база задействованного капитала) – система долгосрочного регулирования тарифов, обеспечивающая инвесторам возврат и доходность вложенного капитала 1

Целесообразность внедрения RAB-регулирования Стабильность экономического и бюджетного планирования регионов Взаимосвязь цены и качества оказания услуг по передаче и электроснабжению Высвобождение средств от возврата и дохода на старый капитал для погашения кредиторской задолженности Привлекательность для инвесторов, связанная с прозрачностью и гарантированностью условий возврата и дохода на новый инвестированный капитал 26 Долгосрочный прогноз роста тарифов: социально ориентированный (низкий рост) Рост затрат на услуги ОАО «ФСК ЕЭС» на период 2010 – 2012 гг: в связи с переходом на RAB Невозможность компаний Холдинга реализовать обязательства перед регулирующими органами в части исполнения ИПР В рамках исполнения обязательств в части исполнения инвестиционных программ способно нивелировать риск субъективности государственного регулирования (сглаживание) Текущая ситуация Долгосрочное тарифное регулирование методом RAB Преимущества RAB-регулирования

Механизм формирования тарифной выручки при RAB-регулировании 27 Ставка доходности на старый капитал %

Общесистемные затраты распределительного сетевого комплекса 28 Распределение общесистемных затрат в Холдинг МРСК Учёт в тариф на передачу электроэнергии Распределение общесистемных затрат осуществляется в соответствии с учётной политикой Обществ ФСТ России в 2008 году рекомендовано РЭК учитывать расходы электросетевых компаний по договорам с ОАО «Холдинг МРСК», однако данное предложение РЭК – не реализуется 4%