1 БАТКИБЕКОВ С.Б. БАТКИБЕКОВ С.Б. 31 января 2005 г. Проект программы социально- экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 27 января 2005 г. Греф Герман Оскарович Министр экономического развития и торговли Российской Федерации О проекте программы социально-экономического.
Advertisements

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Экспертная группа г.. 2 Масштабы сектора Условия и вызовы Демографические – демографический спад (крайне важно для профобразования); – старение.
Задачи развития системы образования Ключевой приоритет: развитие системы профессионального образования В целях интенсивного социально-экономического развития.
Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности» Цель и задачи Усиление позиций России в глобальной экономике, улучшение качественных.
Инвестиции в промышленную модернизацию Чухланцев Д.О. Председатель Подкомитета по региональной инвестиционной политике ТПП РФ, Генеральный директор Группы.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
Конкурентоспособность страны конкурентоспособность предприятия Конкурентоспособность по издержкам Конкурентоспособность по качеству.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Показатели необходимости развития рынка дошкольных образовательных услуг на территории МО «город Оренбург» Муниципальные ДОУ (99,2%) Негосударственный.
Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
ИНФОРМАЦИЯ о выполнении Плана мероприятий Правительства Хабаровского края по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ГОРОДА МОСКВЫ «СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ГГ.»
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Транксрипт:

1 БАТКИБЕКОВ С.Б. БАТКИБЕКОВ С.Б. 31 января 2005 г. Проект программы социально- экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу ( годы)

2 Реформы стимулировали экономический рост Высокие темпы роста в 2000 и в начале 2004 гг. – результат реализации экономических реформ Высокие темпы роста в 2000 и в начале 2004 гг. – результат реализации экономических реформ Экономический рост стал более сбалансированным, экономика стала диверсифицироваться Экономический рост стал более сбалансированным, экономика стала диверсифицироваться Более активную роль в финансировании инвестиций в основной капитал стала играть финансовая система Более активную роль в финансировании инвестиций в основной капитал стала играть финансовая система Инфляция последовательно снижалась на фоне быстрого роста денежного предложения Инфляция последовательно снижалась на фоне быстрого роста денежного предложения Начиная с середины 2004 г. ситуация изменилась – экономический рост замедлился на фоне высоких цен на нефть, торможения реформ и возросших рисков; рост ВВП в 2004 г. оценивается в 6,9% Начиная с середины 2004 г. ситуация изменилась – экономический рост замедлился на фоне высоких цен на нефть, торможения реформ и возросших рисков; рост ВВП в 2004 г. оценивается в 6,9% Перспективы роста зависят от качества экономической политики Перспективы роста зависят от качества экономической политики

3 Россия Темпы роста ВВП в странах с переходной экономикой за период с 1990 по 2003 г. Уровень ВВП в 2003 г. в процентах к 1989 г. Интегральный индекс продвижения рыночных реформ Беларусь Узбекистан Туркменистан

4 Причины замедления темпов экономического роста Ухудшение конкурентоспособности отечественных предприятий вследствие опережающего роста издержек по сравнению с повышением производительности труда Снижение темпов роста инвестиций с 12,5% в 2003 году до 10,9% в 2004 Снижение темпов роста экспорта в физическом выражении с 14% в 2003 до 8% в 2004 Снижение активности Правительства в проведении экономических преобразований

ВВП ПромышленностьИнвестицииДоходынаселения 2001 г.2002 г.2003 г.2004 г.

6 Основные задачи современного этапа развития Устранение «унаследованных» ограничений, препятствующих экономическому и социальному развитию Создание институтов, способных создавать стимулы для адаптации к быстроменяющимся условиям Выявление современных вызовов, задающих контекст развития в долгосрочной перспективе и поиск необходимых решений

7 Устранение сложившихся ограничений Отсутствие действий Снижение качества и объемов предоставления услуг, производства товаров Усиление дифференциации общества Увеличение рисков принятия «популярных» решений Нарушение макроэкономической стабильности Ухудшение качества потребления Нарушение социальной стабильности Хроническая бедность Создание негативных стимулов для осуществления реформ Деградация существующих конкурентных преимуществ

8 Среднесрочная программа Правительства П овышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста ЦЕЛЬ ОГРАНИЧЕНИЯ Н изкая эффективность государственного управления О тсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала Низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора Н еравномерное осуществление реформ на субфедеральном уровне Н изкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения С лабая диверсификация экономики Инфраструктурные ограничения роста

9 Среднесрочная программа Правительства СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ НЕГАТИВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ БЫСТРО МЕНЯЮЩЕЕСЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

10 Среднесрочная программа Правительства УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ Достижение устойчивого экономического роста, обеспечивающего прогрессивные сдвиги в экономике Реформы в секторах, связанных с развитием человеческого капитала Макроэкономическая стабильность Создание устойчивых, гибких институтов

11 Реальные располагаемые денежные доходы вырастут к 2015 году по отношению к 2002 году по в 2,4 – в 2,8 раза, реальная заработная плата возрастет в 2 – 3,3 раза. Уровень бедности в 2010 году сократится до уровня 10% всего населения. В гг. будет решена задача сокращения слоя малообеспеченного населения и формирования массового среднего класса, доля которого в структуре населения повысится с 20 до 50-60%. Предполагаемые результаты выполнения Программы

12 Реформа образования Профессиональный рост и повышение оплаты труда кадрового корпуса Развитие интерактивных форм обучения Развитие интерактивных форм обучения Широкое использования проектных методов, а также методов, позволяющих имитировать реальные ситуации Широкое использования проектных методов, а также методов, позволяющих имитировать реальные ситуации Интеграция образования, науки и практической деятельности Интеграция образования, науки и практической деятельности Внедрение новых образовательных технологий Внедрение новых образовательных технологий Максимальный охват программами дошкольного обучения детей 5-6 лет, с акцентом на доступность этих программ для детей из малообеспеченных семей Максимальный охват программами дошкольного обучения детей 5-6 лет, с акцентом на доступность этих программ для детей из малообеспеченных семей Разработка и апробация механизмов государственной поддержки образовательного кредитования Разработка и апробация механизмов государственной поддержки образовательного кредитования Внедрение нормативно-подушевого механизма финансирования образования Внедрение нормативно-подушевого механизма финансирования образования Разработка новых стандартов профессионального образования с учетом современных квалификационных требований к различным категориям работников Разработка новых стандартов профессионального образования с учетом современных квалификационных требований к различным категориям работников Участие работодателей в разработке стандартов и учебных планов, а также в итоговой аттестации выпускников учебных заведений профессионального образования Участие работодателей в разработке стандартов и учебных планов, а также в итоговой аттестации выпускников учебных заведений профессионального образования Переход к модульному принципу построения программ непрерывного профессионального образования Переход к модульному принципу построения программ непрерывного профессионального образования Предоставление в общеобразовательной школе услуг дополнительного образования; Предоставление в общеобразовательной школе услуг дополнительного образования; Расширение числа организаций, реализующих образовательные программы непрерывного профессионального образования, в том числе внутрифирменного обучения; Расширение числа организаций, реализующих образовательные программы непрерывного профессионального образования, в том числе внутрифирменного обучения; Внедрение двухуровневой системы высшего профессионального образования Внедрение двухуровневой системы высшего профессионального образования Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования Создание условий для развития менеджерского слоя в системе образования Создание условий для развития менеджерского слоя в системе образования Увеличение уровня оплаты педагогического часа учителя в системе общего образования (за счет уменьшения нормы часов на ставку заработной платы и легализации оплаты дополнительного образования) Увеличение уровня оплаты педагогического часа учителя в системе общего образования (за счет уменьшения нормы часов на ставку заработной платы и легализации оплаты дополнительного образования) Гибкость и индивидуализация образовательных программ Расширение доступности образования Основные задачи Предлагаемые меры Учет требований рынка труда и работодателей Повышение качества и инновационного характера образования

13 Повышение эффектив- ности деятельности Реорганизация системы оказания помощи повышение уровня централизации средств ОМС в Федеральном фонде ОМС, в том числе за счет ассигнований из федерального бюджета модернизация системы фондов ОМС пересмотр порядка финансирования и регулирования деятельности страховых медицинских организаций Реструктуризация системы ОМС Конкретизация государственных гарантий Эффективная система здравоохранения снижение заболеваемости и смертности повышение качества услуг четкое определение объемов государственных обязательств в системе здравоохранения на основе конкретизации системы государственных гарантий (внедрение клинико-экономических стандартов) развитие механизмов легальной оплаты медпомощи сверх государственных гарантий перевод большинства учреждений здравоохранения в иные организационно- правовые формы (АУ,ГМАНО), отказ для таких организаций от сметных принципов финансирования, расширение самостоятельности организаций в вопросах оплаты труда медицинских работников обеспечение перехода от принципа содержания медицинских учреждений к принципу оплаты конкретных объемов медицинской помощи; перенос центра тяжести в оказании медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническое звено; развитие института врача общей практики как первичного звена оказания медпомощи и «диспетчера», определяющего дальнейшее наиболее эффективное направление пациента для специализированного лечения Реформа здравоохранения

14 Создание институтов гражданского общества Допуск негосударственных организаций к оказанию публичных услуг обеспечение равных условий доступа негосударственных и государственных НКО на рынки социальных услуг развитие грантового финансирования Создание легитимных «каналов влияния» на власть создание общественных советов из представителей гражданского общества при органах исполнительной власти всех уровней участие в мониторинге достижения результатов органами власти Создание благоприятных условий деятельности облегчение налогового режима благотворительной деятельности и некоммерческих организаций ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕН- НОГО УПРАВЛЕНИЯ И КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ Повышение ответственности и транспарентности структур гражданского общества повышение прозрачности деятельности некоммерческих организаций (обязательная публикация отчетности, создание попечительских советов) механизмы саморегулирования бизнеса и некоммерческих организаций принятие законодательства о продвижении общественных интересов; общественная экспертиза и государственно-общественные консультации на ранних стадиях подготовки решений;

15 Административная реформа внедрение механизмов управления, обеспечивающих достижение результата: - система оперативного контроля за результатами - - проектный менеджмент - - стандарты доступности и качества публичных услуг обеспечение открытости информации о деятельности органов государственной власти и ее доступности для заинтересованных лиц, антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов Целеполагание, ориентация на результат Публичность деятельности СОСРЕДОТОЧЕНИЕ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ НА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВА завершение пересмотра и сокращения функций органов исполнительной власти, сокращение и реструктуризации сети государственных организаций, находящихся в ведении органов власти; механизмы, обязывающие власть публично доказывать необходимость введения любого нового государственного регулирования Сокращение функций внедрение администра-тивных регламентов, электронных админи- стративных регламентов (описания сроков и технологий исполнения всех функций); особые механизмы регулирования в отношении коррупцио- генных государственных функций и должностей; механизмы досудебного обжалования решений государственных органов и должностных лиц Регламентация деятельности

16 Частно-государственное партнерство Повышение качества социальных услуг Развитие инфраструктуры Интересы бизнеса за рубежом Развитие образования Внедрение концессионных и иных механизмов привлечения частных инвестиций в объекты инфраструктуры содействие в продвижении готовой продукции и услуг на международные рынки (продвижение национального бренда, содействие развитию промышленного дизайна; содействие в оформлении зарубежных патентов, поддержка экспорта малыми и средними предприятиями) Привлечение бизнеса к формированию образовательных стандартов Внедрение прозрачных механизмов частно- государственного финансирования социальных программ софинансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации; развитие инновационной инфраструктуры; развитие механизмов венчурного финансирования Инновационная активность Сферы примененияМеханизмы

17 инновационной продукции и услуг РЫНОК Развитие инновационной сферы Спрос на инновационную продукцию и услуги Создание и предложение инновационной продукции и услуг поддержка инноваци- онной деятель- ности Иннова- ционный капитал Интел- лекту- альные активы инвентаризация интеллектуальных активов и формирование баз данных, доступных для использования бизнесом развитие норма- тивно-правового обеспечения обо- рота интеллекту- альной собствен- ности и ее защиты формирование сети центров трансфера технологий, развитие иных элементов инновационной инфраструктуры – технопарков, бизнес- инкубаторов формирование рынка инновационного капитала, обеспечение эффективного функционирования государственных венчурных фондов «посевное» финансирование государственными фондами первых стадий коммерциализации, вовлечение бизнеса в такое финансирование налоговое стимулирование НИОКР создание технико- внедренческих ОЭЗ

18 Развитие финансовых рынков установление законодательными нормами прямого действия стандартов эмиссии ценных бумаг, отчетности финансовых институтов и раскрытия информации переход на МСФО и развитие национальных стандартов отчетности создание координационного органа для закрепления единых подходов к развитию и регулированию всех секторов финансового рынка принятие законодательства расширяющего спектр финансовых механизмов перераспределения рисков разработка механизмов по развитию долгосрочных видов накопительного страхования (страхование жизни, пенсионное страхование) упрощение процедуры проведения первичного публичного размещения акций (IPO) смягчение и упрощение валютного контроля в части ценных бумаг, операции с которыми осуществляются с использованием иностранного капитала прозрачность рынков снижение издержек расширение возможностей

19 Традиционный сектор (потенциальный вклад в прирост ВВП – 1-1.3% в год в годах) Стратегия развития нефтегазового сектора; Стратегия развития транспортной инфраструктуры; Стратегия агропромышленного комплекса и рыболовства Инновационный сектор (потенциальный вклад в прирост ВВП – % в год) Стратегия в области развития науки и инноваций; Стратегия развития авиационной промышленности; Стратегия развития оборонно-промышленного комплекса; Стратегия развития и использования информационных и коммуникационных технологий Развитие человеческого капитала Стратегия развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Стратегия развития образования Стратегия формирования рынка жилья, развития жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства (потенциальный вклад в прирост ВВП % в год) Стратегии развития секторов экономики

20 ДОВЕРИЕ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ТЕКУЩЕГО МОМЕНТА: СНИЖАЮЩИЙСЯ УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ БИЗНЕСА И НАСЕЛЕНИЯ

21 Фондовый рынок перестал расти Источник:: РТС Янв 02Июл 02Янв 03Июл 03Янв 04Июл 04Янв ,86 (21.12) 567,25 359,07 260,05

22 Январь 2002 года = 100% Инвестиции Машиностроение и металлообработка Инвестиционная активность замедляется из-за возросших неопределенности и рисков, что сказалось на экономической динамике

23 НЕОБХОДИМО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НЕОТЛОЖНЫХ МЕР ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ДОВЕРИЯ К ВЛАСТИ ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ РЕФОРМ