ГБОУ СОШ 1393 ЮВАО г. Москвы Губарева Людмила Петровна Москва, 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку на тему: Ценностные ориентации младшего школьника
Advertisements

«Воспитание –это педагогическое управление процессом развития личности.» Х.И. Лийметс.
«…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих.
Умлеканская СОШ Обучение одарённых школьников в условиях введения ФГОС Учитель начальных классов: Мышегребова Ольга Борисовна.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Деформации ценностно - смысловой сферы личности бизнесмена в его профессиональной деятельности Позднякова А. В Магистрант 2- го года. Иванова Н. Л. Профессор.
Мониторинг личностных УУД в процессе реализации ООП ОО Мизюркина Тамара Анатольевна Учитель начальных классов Синеутёсовский филиал МАОУ «Спасская СОШ»
Система мониторинга в воспитательной работе Методист - психолог ГМЦ Адаменко О.Ю.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Липковская средняя общеобразовательная школа 1» администрации муниципального образования Киреевский район.
Одаренность – это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
Инновационные технологии как средство формирования мотивации учебной деятельности младших школьников Выполнила: Перка Алла Валентиновна.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Интерпретация и использование метапредметных и личностных результатов в системе оценки качества начального общего образования Ковалева.
Вятский государственный гуманитарный университет Факультет психологии Кафедра общей и специальной психологии ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Исследование по теме Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках предмета « Истоки ». Выполнено учителем начальных классов МБОУ СОШ.
Формирование гражданских качеств учащихся Учитель ГБОУ СОШ 350 Невского района СПб Тарасевич Е.В.
Исследовательская компетенция МО спортивного и эстетического развития.
Изучение и Изучение и диагностика диагностика Личности школьника Личности школьника Сальникова Т.В. Педагог-психолог МОУ СОШ П. Зеленоборск.
Транксрипт:

ГБОУ СОШ 1393 ЮВАО г. Москвы Губарева Людмила Петровна Москва, 2013

Проблема исследования: каковы особенности ценностных ориентаций современных младших школьников? Объект исследования: ценностно– смысловая сфера личности младшего школьника. Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций младших школьников. Цель исследования: выявить особенности ценностных ориентаций младших школьников.

Гипотеза исследования: Гипотеза Возможность достижения учеником более высоких результатов и развитие задатков и способностей в образовательной деятельности повысится при следующих организационных условиях, если: Осуществление диагностики и мониторинга признаков проявления повышенных способностей детей в различных видах деятельности. Осуществление уровневой дифференциации в обучении младшего школьника по ФГОСам. Привлечение родителей к наблюдениям за проявлениями повышенных способностей детей и создание условий для их развития. 4. Увеличивать число школьных предметных кружков и факультативных курсов. Развивать практику обще классной и индивидуальной проектной деятельности учащихся. Использовать ресурсы социального партнерства.

Задачи исследования: Провести теоретический анализ проблемы ценностных ориентаций младших школьников. Рассмотреть особенности формирования ценностных ориентаций у младшего школьника на основе психолого- педагогических исследований. Дать характеристику основным методам изучения ценностных ориентаций. Определить особенности ценностных ориентаций современного младшего школьника.

Методы исследования: Анализ литературы по проблеме исследования. Методика изучения мотивационной сферы учащихся. Анкетирование и мониторинг учащихся начальной школы. Диагностика с помощью игры соревновательного типа. Опросник для определения уровня воспитанности учащихся начальной школы.

Ценностные ориентации это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации представляют собой субъективный механизм управления человеческим поведением.

Существующие методики: Методика М. Рокича Методика Ш. Шварца Методика Х. Вантоила, Ю. Гилсписа Методика Дж. Гиллеспи и Г. Олпорта

1. Тестирование учащихся Проводилось с целью выявления ведущих, доминирующих мотивов в мотивационной сфере учащихся. Эта методика так же является развивающей и помогает школьникам осознать собственные мотивы.

Диаграмма распределения доминирующих мотивов:

Выводы по методике: Значимыми в мотивации младшего школьника являются узко личностные мотивы – мотивация благополучия и престижа. Мотивация долга и ответственности у учащихся находится на среднем уровне. Мотивы содержания учения занижены. Мотивация самоопределения и самосовершенствования находится на низком уровне.

2. Анкетирование учащихся Проводилось с целью выявления значимых ценностей у учащихся: эстетические интеллектуальные общечеловеческие материальные

График результатов ранжирования предпочтений:

Выводы по методике: Для ребенка имеют значение те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие: обладание умом, богатством, властью, красотой. Ценности, направленные на других людей: дружба, взаимопомощь, альтруизм - для ребенка являются менее значимыми. Для младшего школьника огромное значение имеет мнение учителя. Отношения с одноклассниками не имеют для младшего школьника большого значения. Взаимопомощь и сочувствие не свойственны ребенку младшего школьного возраста. Материальные ценности имеют для младшего школьника большее значение, чем альтруизм и принесение пользы другим людям.

3. Диагностика учащихся с помощью игры соревновательного типа Проводилась с целью выявления альтруистических позиций учащихся.

Распределение выбора действия учащихся: Тур 1 Тур 2

Дети считают интересными : Математику – 16 чел. 55% Русский язык - 5 чел 17 % Литературное чтение - 9 чел 31% Иностранный язык - 4 чел 14 % Физкультура - 9 чел 31 % ИЗО - 8 чел. 27 % Технология 2 чел 7 % Окружающий мир - 4 чел 14 % Музыка 3 чел 10 %

Из проведённой диагностики видно, что интересы детей высоки в гуманитарной сфере, в художественной деятельности, в природе и естествознании, меньше всего выявлено проявление коммуникативных интересов. Математика и техника – 45 % Гуманитарная сфера – 76 % Художественная деятельность – 69 % Физкультура и спорт – 55 % Коммуникативные интересы – 34 % Природа и естествознание – 69 % Домашние обязанности – 48 % Палитра интересов учащихся 2 «А» класса

Маршрутный лист ученика. Тема урока Сложение вида Соединить примеры парами а ) Бабушка посадила 10 грядок моркови, а капусты – на 3 грядки меньше. Сколько грядок с морковью и капустой у бабушки в огороде? ? б ) Дедушка с внуком решили кормить кур. Во дворе были 6 кур. Прибежали ещё 3 курочки. 1 курочка убежала. Сколько осталось кур? в ) Мама развела несколько цветов. Маша помогала маме. Когда она полила половину цветов, осталось полить ещё 7 цветов. Сколько цветов посадили мама с Машей? 3 68, 69, 71, 70, итог max Ваши результаты Ваша оценка : 13 – 14 баллов – «5» 9 – 12 баллов – « 4» Менее 8 баллов – « 3»

Выводы по методике: Младшие школьники в нашей выборке значительно больше ориентированы на свой собственный успех, чем на помощь другим людям. У младших школьников чувство коллективизма начинает формироваться, в некоторых случаях они готовы помогать своим друзьям, если это не противоречит их собственным желаниям и потребностям.

4. Опросник для учащихся Проводился с целью определения уровня воспитанности учащихся.

Распределение показателей воспитанности испытуемых:

Выводы по методике: У обучающихся в основном преобладают признаки среднего уровня проявления нравственных качеств личности. Лидируют критерий ценности «культурный уровень» и «бережливость». Критерии ценности «Долг и ответственность» и «чувство товарищества» у учащихся находятся на низком уровне.

Обобщение результатов исследования: Постулируемая при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми. Такие нравственные ценности, как дружба со сверстниками, помощь ближнему, альтруизм менее в иерархии ценностей младших школьников. Гораздо большее значение для ребенка имеет его собственный успех и благополучие. Успехом в данном случае являются похвала учителя, получение награды, обладание красотой, умом, богатством.

Рекомендации: Основываясь на результатах данного исследования, можно дать рекомендации учителям и психологам, тьюторам, на какие вопросы в воспитании детей следует обратить особое внимание. Эта работа может явиться базой для дальнейших исследований, посвященных выявлению форм и методов организации работы по формированию ценностных ориентаций у детей. Также, знания о том, что является ценным для современного младшего школьника, могут быть очень полезны работникам сферы образования и родителям.

Спасибо за внимание