Презентация по философии Невидимая реальность. Сознание как критерий реальности. Выполнила: Выполнила: Газитеева А.М. Газитеева А.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПСИХИКА существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.
Advertisements

1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
PPTzone.ru Сознание Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Социальный конструктивизм как способ интерпретации культурно - исторической психологии.
Цель – дать представление о категории бытия, ее философском смысле и специфике Задачи : 1. Образовательная : - Рассмотреть исторические представления.
Идеализм «Жалок тот, кто живет без идеала!» И.С.Тургенев.
Соотношение знания и веры.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
История и философия науки Тема 1 Сущность и особенности научного знания МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Бессознательное и сознательное в человеке. Выполнила: Крывчун Софья, 322 группа.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Символ психологии Греческая буква Ψ («Пси») - международный символ психологии. Она использовалась в старославянском алфавите.
Гносеология слово греческого происхождения («гнозис» знание и «логос» слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы.
Подготовил Голобородько Евгений.
Презентация на тему:. План: Движение Пространство Время.
Транксрипт:

Презентация по философии Невидимая реальность. Сознание как критерий реальности. Выполнила: Выполнила: Газитеева А.М. Газитеева А.М.

картина Франциско де Гойя «Сон разума рождает чудовищ »

Сознание это высшая форма отражения объективной действительности, свойственная только человеку. Сознание это высшая форма отражения объективной действительности, свойственная только человеку. Сознание это специфическая форма жизнедеятельности человека, продукт его взаимоотношений с объективной действительностью. Сознание это специфическая форма жизнедеятельности человека, продукт его взаимоотношений с объективной действительностью.

Современная трактовка сознания: Сознание - это способность направлять свое внимание на предметы внешнего мира и одновременно сосредоточиваться на тех состояниях внутреннего духовного опыта, которые сопровождают это внимание; особое состояние человека, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам.

Виды сознания Общественное сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений; Общественное сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений; Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека; Индивидуальное сознание - это духовный мир личности, отражающий общественное бытие через призму конкретных условий жизни и деятельности данного человека; Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Обыденное сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания.

Психологическая характеристика сознания включает в себя: «со-знание», т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. «со-знание», т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире. закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит «я» человека и его «не-я». обеспечение целеполагающей деятельности человека. обеспечение целеполагающей деятельности человека. наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях. наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Существуют различные историко- философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания.

В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека.

В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием.

Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто не зависящее от объективного мира и созидающее его. Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нём первооснову всего сущего. Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нём первооснову всего сущего. Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы – как совокупность представлений отдельного человека. Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы – как совокупность представлений отдельного человека.

Анализ понимания «сознания» у разных мыслителей

Платон ( г. до н.э.) древнегреч.философ-идеалист, ученик Сократа Сознание по Платону представляет собой совокупность сигналов, поступающих от органов чувств, его задачей является сравнение этих сигналов, установление сходства и различия между ними, противопоставление индивидуального и нахождение общего для приведения их к одной форме.

Рене Декарт ( ) франц.философ, математик, физик, физиолог Первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.

Эммануил Кант ( ) нем.философ и учёный, родоначальник нем.классического идеализма По Канту, основой содержания сознания являются не выводимые из опыта априорные идеи. Они усваиваются личностью путем созерцания внешнего мира внутренним чувством субъекта. Сознание, получая извне хаос чувственных явлений, вносит в него известный порядок с помощью априорных идей. Априорными формами являются пространство, время, причинность и т.п. Именно эту априорную основу, присущую всем людям, он называет трансцендентальным сознанием.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( ) нем.философ, объективный идеалист Гегель считал, что привычка охватывает все виды и ступени деятельности духа. Привычка по Гегелю - это сведенная к чистой идеальности телесность, которая присуща душе, как таковой. Это означает, что бытие для себя представляет собой совершенно бессознательное содержание, но в то же время и основу сознания, к которому это бытие для себя восходит. Итак, Гегель утверждает, что в привычке наше сознание одновременно и присутствует в вещи, заинтересовано ею, и, наоборот, отсутствует в ней, равнодушно к ней.

Маркс Карл ( ) основатель научного коммунизма, диалектического и исторического материализма и научной политической экономии нельзя отделить сознание, мышление от материи, которая мыслит; нельзя отделить сознание, мышление от материи, которая мыслит; сознание производно от материи, предельно просто и понятно. сознание производно от материи, предельно просто и понятно.

Фридрих Энгельс ( ) немецкий философ, социолог Сознание человека возникло в результате перехода наших предков к трудовой, производственной деятельности. Сознание человека возникло в результате перехода наших предков к трудовой, производственной деятельности. Развитие сознания, развитие человеческой психики обуславливается ходом общественно-исторического процесса. Развитие сознания, развитие человеческой психики обуславливается ходом общественно-исторического процесса. Развитие это выражалось прежде всего в возникновении новых потребностей человека. Развитие это выражалось прежде всего в возникновении новых потребностей человека. Овладевая природой, человек научился владеть и собой. Овладевая природой, человек научился владеть и собой.

Вильгельм Вундт ( ) немецкий физиолог и психолог, физиолог, идеалист Вундт говорил о сознании как «совокупности сознаваемых нами состояний», то есть явлений, содержаний, которые как на сцене сменяют друг друга.

Брентано Франц ( ) австрийский философ и психолог Брентано считал необходимым изучать сознание как единство всех духовных актов методом так называемого «внутреннего восприятия», то есть непредвзятого и «непосредственного» восприятия всего того, что совершается в сознании.

А.Н.Леонтьев ( ) русский психолог Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его «деятельности»

Л.С.Выготский ( ) русский психолог Человеческое поведение отлично от поведения животных, оно опосредствовано орудиями и социально по происхождению. Психическая деятельность тоже опосредствована орудиями, правда, орудия эти другие: речь. У животных нет речи, которая регулирует психические процессы, а значит и нет психической деятельности. Сознание и психика не возникают в деятельности, а скорее предшествуют ей. «Сознание не внутри нас, а вне нас», оно опирается на внешние знаковые системы.

Жан Поль Сартр ( ) франц.философ и писатель, глава фр.атеистического экзистенциализма Согласно Ж.П.Сартру, сознание есть абсолютное, трансфеноменальное измерение субъекта в свете бытия. Оно не имеет содержания и состоит в утверждении трансцендентного объекта, т.е. объекта, которым сознание овладевает благодаря тому, что оно само себя трансендирует. Сартр отрицает существование подсознательного и бессознательного.

М.К.Мамардашвили ( ) советский философ, доктор философских наук, профессор Сознание – это прежде всего сознание иного. Но не в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. Сознание – это прежде всего сознание иного. Но не в том смысле, что человек отстранен от привычного ему, обыденного мира, в котором он находится. В этот момент человек смотрит на него как бы глазами другого мира, и он начинает казаться ему непривычным, не само собой разумеющимся. Это и есть сознание как свидетельство. Термин «сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности. Термин «сознание» в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности.

Искусственное сознание: миф или реальность?

Одной из актуальных философских проблем является взаимоотношение объективного и субъективного, места и роли человека в мире, свободной воли, сознания, генезиса понимания. Эти вопросы, так или иначе, возникают при обсуждении проблемы искусственного интеллекта, так как в связи с этой проблемой встает необходимость выяснения природы сознания, функций сознания и его возможностей. Проблема искусственного интеллекта возникла в начале прошлого века и примерно с его середины прошлого века активно обсуждается в связи с быстрым развитием вычислительной техники.

История вопроса В начале XVII века Рене Декарт предположил, что животное некий сложный механизм, тем самым сформулировав механистическую теорию. В начале XVII века Рене Декарт предположил, что животное некий сложный механизм, тем самым сформулировав механистическую теорию.XVII века Рене ДекартXVII века Рене Декарт В 1623 г. Вильгельм Шикард построил первую механическую цифровую вычислительную машину, за которой последовали машины Блеза Паскаля (1643) и Лейбница (1671). Лейбниц также был первым, кто описал современную двоичную систему счисления, хотя до него этой системой периодически увлекались многие великие ученые. В 1623 г. Вильгельм Шикард построил первую механическую цифровую вычислительную машину, за которой последовали машины Блеза Паскаля (1643) и Лейбница (1671). Лейбниц также был первым, кто описал современную двоичную систему счисления, хотя до него этой системой периодически увлекались многие великие ученые.Вильгельм Шикард Блеза Паскаля ЛейбницаВильгельм Шикард Блеза Паскаля Лейбница В XIX веке Чарльз Бэббидж и Ада Лавлейс работали над программируемой механической вычислительной машиной. В XIX веке Чарльз Бэббидж и Ада Лавлейс работали над программируемой механической вычислительной машиной.Чарльз Бэббидж Ада Лавлейс Чарльз Бэббидж Ада Лавлейс В гг. Бертран Рассел и А. Н. Уайтхэд опубликовали работу «Принципы математики», которая произвела революцию в формальной логике. В гг. Бертран Рассел и А. Н. Уайтхэд опубликовали работу «Принципы математики», которая произвела революцию в формальной логике.Бертран Рассел Бертран Рассел В 1941 Конрад Цузе построил первый работающий программно- контролируемый компьютер. В 1941 Конрад Цузе построил первый работающий программно- контролируемый компьютер.Конрад Цузе Конрад Цузе Уоррен Маккалок и Валтер Питтс в 1943 опубликовали A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity, который заложил основы нейронных сетей. Уоррен Маккалок и Валтер Питтс в 1943 опубликовали A Logical Calculus of the Ideas Immanent in Nervous Activity, который заложил основы нейронных сетей. Уоррен Маккалокнейронных сетей Уоррен Маккалокнейронных сетей

Современное положение вопроса Некоторые из самых впечатляющих современных проектов: Робот Deep Blue победил чемпиона мира по шахматам. Робот Deep Blue победил чемпиона мира по шахматам.Deep BlueDeep Blue 20q проект, основанный на идеях ИИ, по мотивам классической игры «20 вопросов». 20q проект, основанный на идеях ИИ, по мотивам классической игры «20 вопросов». Распознавание речи. Системы такие как ViaVoice способны обслуживать потребителей. Распознавание речи. Системы такие как ViaVoice способны обслуживать потребителей. ViaVoice Роботы в ежегодном турнире RoboCup соревнуются в упрощённой форме футбола. Роботы в ежегодном турнире RoboCup соревнуются в упрощённой форме футбола.

В настоящее время существует несколько точек зрения на проблему искусственного интеллекта и сознания. Остановимся на них поподробнее.

Первая точка зрения Согласно этой точки зрения, всякое мышление есть вычисление. Под вычислением понимаются действия, которые определяются каким-либо алгоритмами. Осмысленное осознание, согласно этой точке зрения, это также вычисление. Согласно этой точки зрения, всякое мышление есть вычисление. Под вычислением понимаются действия, которые определяются каким-либо алгоритмами. Осмысленное осознание, согласно этой точке зрения, это также вычисление. Считается возможным создание искусственного интеллекта и, что это только вопрос времени и техники. Считается возможным создание искусственного интеллекта и, что это только вопрос времени и техники. Осознание обязано своим возникновением сложности сопровождающих деятельность мозга вычислений. Сознание это эмерджентный синергетический эффект сложных, с нелинейными взаимосвязями вычислительных процедур мозга. Осознание обязано своим возникновением сложности сопровождающих деятельность мозга вычислений. Сознание это эмерджентный синергетический эффект сложных, с нелинейными взаимосвязями вычислительных процедур мозга.

Вторая точка зрения Сознание является характерным, особым проявлением физической активности мозга. Любую физическую активность мозга можно смоделировать посредством вычислений. Но, даже смоделировав ее посредством вычислений невозможно вызвать ощущения, в основе которых они лежат. Т.е. можно смоделировать процессы, соответствующие состоянию, когда разумное существо испытывает страх, но невозможно вызвать страх у самого компьютера. Сознание является характерным, особым проявлением физической активности мозга. Любую физическую активность мозга можно смоделировать посредством вычислений. Но, даже смоделировав ее посредством вычислений невозможно вызвать ощущения, в основе которых они лежат. Т.е. можно смоделировать процессы, соответствующие состоянию, когда разумное существо испытывает страх, но невозможно вызвать страх у самого компьютера. Часто основой интеллектуального поведения человека являются эмоции, на основе которых строятся алгоритмы и всякие логические цепочки. Поэтому человеческий интеллект будет не совсем похож на искусственный, в котором процесс как раз обратный чувства, эмоции предполагается моделировать. Часто основой интеллектуального поведения человека являются эмоции, на основе которых строятся алгоритмы и всякие логические цепочки. Поэтому человеческий интеллект будет не совсем похож на искусственный, в котором процесс как раз обратный чувства, эмоции предполагается моделировать.

Третья точка зрения Сторонники третьей точки зрения, считают, что осознание есть результат физической активности мозга, но даже смоделировать эту активность нельзя никакими вычислительными средствами. Невозможность смоделировать внешние проявления сознания означает, что после достаточно большого количества вопросов компьютер собьется и начнет отвечать не так как человек.

Аргументы третей точки зрения в пользу того, что нельзя построить модель искусственного сознания и интеллекта: 1. нельзя создать замкнутую формальную систему логически обоснованных правил, которых было бы достаточно для доказательства всех утверждений даже в элементарной математике. Мозг это замкнутая система и, по-видимому, он сам себя полностью познать не может. 2. в основе деятельности мозга могут быть невычислительные процессы. Под невычислительными процессами здесь понимаются такие процессы, которые невозможно завершить, они не имеют конца. Поэтому если такие процессы возможны в математике, то почему они не могут быть задействованы деятельности мозга. 3. нашей повседневной деятельности возможны ситуации, когда не думаем и не говорим. Что тогда происходит в нервной системе? Психологи говорят - это нечто несимволическое, невербальное. Но если это невыразимо, то, как мы его ложем смоделировать, процессом каких вычислений это может быть?

Анализируя статьи и работы современных авторов, можно сделать вывод: большинство современных работ указывают на то, искусственное сознание сможет сотворить каждый, кто обладает достаточными техническими возможностями. Однако в данном случае под сознанием понимается картинка, отражение внешнего мира, что возникает у нас в голове. Эти авторы полагают, что обладание сознанием (в узком смысле слова) ещё не означает умения думать, строить умозаключения. То есть можно, подобно большинству животных, иметь сознание, но не иметь интеллекта. Сознание – это способность к восприятию, осознанию себя, своего внутреннего и внешнего мира. В этом смысле сознанием обладают все существа – от примитивных и до человека. Современные авторы полагают, что все наши сознательные процессы – это не более чем набор нервных импульсов, не имеющих ничего общего с предметами, которые мы видим, слышим, обоняем и осязаем. Мы не должны осознавать своей нервной деятельности, не должны видеть, воспринимать осознанно происходящее. Так же как компьютер или калькулятор не может осознавать своих действий, не отдаёт себе отчёта в том, что и зачем он делает.

Литература 1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Москва 1999 г. 2. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2. Политиздат 1989 г. 3. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967 г. 4. Менский М.Б. Человек и квантовый мир. – Фрязино: Век 2, – 320 с. 5. Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. – Москва – Ижевск: Институт компьютерных исследований, – 688 с. 6. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов- на-Дону: издательство «Феникс», – 511 с. 7. Спиркин А.Г. Философия. Москва 1998 г. 8. Стюарт Рассел, Питер Норвиг Искусственный интеллект: современный подход. М.: «Вильямс», с.1424.