Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интимно-личностное общение со сверстниками ВВД Чувство взрослости Центральное новообразован ие Переход от детства к взрослости Главная особенность.
Advertisements

Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Особенности шестиклассников. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания.
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. План: Понятие зависимого поведения; Причины; Механизмы формирования; Методики для определения зависимости; Направления профилактической.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Подростковый возраст : Особенности контакта с подростком Нет детей - есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
Всё многообразие действий и бездействий со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред психическому и физическому.
Психология развития и возрастная психология Выполнила студентка 2 курса заочного отделения Е. Б. Мельник.
ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (11-17 лет) Выступающий: доцент кафедры практической психологи образования КГПУ кандидат психологических.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Семинар классных руководителей «Психотерапия по профилактике правонарушений» г.
О.Г. Разумова В.П. Арсланьян. Фильм! 1) Теория «чистой доски» («Tabula rasa») - ребенок рождается, не имея никаких задатков, никакой предрасположенности.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Родительское собрание на тему: «Психологические особенности старших подростков»
Подростковая школа Сидорова Н.А., заместитель директора МБОУ «Лицей 21» Первоуральска.
Педагогический совет 5 декабря 2012 г.. Цель: способствовать формированию у педагогов установки на применение технологий педагогики поддержки в учебно-
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ» ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ МБОУ Наро - Фоминская сош 6 с углубленным изучением отдельных.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Особенности подросткового возраста. Особенности подросткового возраста «Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже несколько раз менялась…»
ПОДРОСТКИ Психологические особенности. Ключевые характеристики подростков: Бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается ребятами,
Транксрипт:

Психологические особенности подросткового возраста (11 – 15 лет)

Подростковый возраст открывает период взросления; Кризисность подросткового возраста определяется социо-культурными условиями, а также радикальными биологическими, психологическими, социальными и правовыми изменениями, в целом промежуточностью этого возраста в онтогенезе (М.Мид, К.Леви-Брюль, Ст.Холл, Л.С.Выготский, В.И. Слободчиков и др.).

Происходит бурный физический рост и половое созревание; С этим могут быть связаны особенности состояния и поведения подростков: раздражительность, плаксивость, трудности координации, негативизм, нарушение дисциплины; Оценка поступков сверстников идет более категорично и эмоционально чем у взрослых («максимализм»).

Особенности психических функций: Мышление: Теоретическое, способность к абстрагированию, рефлексии; Внимание является произвольным; Память становится опосредованной, логической. Вспоминать с подросткового возраста означает размышлять; Речь развивается за счет расширения словаря; варьируется в зависимости от стиля общения, личности собеседника, социальной группы. Речь саркастична, иронична, много сокращений, свой слэнг; Воображение оказывает терапевтическое воздействие на личность, эмоционально-волевую сферу, влияет на развитие познавательной активности и самосознания.

Ведущая деятельность: Интимно-личностное общение со сверстниками; Учебная (успешность во многом зависит от мотивации обучения, от личностного смысла, который подросток вкладывает в обучение); Общественно-значимая деятельность; Досугово-образовательная; Начало профессиональной ориентации.

Группы интересов (доминант): «Эгоцентрическая» - интерес к собственной личности; «Доминанта дали» - установка на большие масштабы; «Доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению, к сопротивлению; «Доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному.

Особенности развития личности: Становление самосознания (Кто я? Что я могу? Принимаю себя или нет? и т.д.); Появление устойчивой самооценки; Образ «Я»; Важный компонент: образ физического «Я» (представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности»); Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно; Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе;

Отмечаются акцентуации характера – заострение отдельных черт характера, создающих определенную уязвимость подростка (невротические расстройства, делинквентное поведение, аддикции); Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде; Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного».

Подростковый комплекс (специфические поведенческие характеристики): Реакция эмансипации (попытки освободиться из-под опеки взрослых. Крайний вариант - бродяжничество); Реакция группирования со сверстниками (повышенный интерес к общению со сверстниками, формирование собственной субкультуры); Реакция увлечения (хобби), в ней отражается как веяния моды, так и формирующиеся склонности и интересы подростка.

Список литературы: Литература Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - М., Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - М., Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). - М., Кон И.С. Психология ранней юности. - М., Кон И.С. В поисках себя. – М., Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. - М., Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Раттер М. Помощь трудным детям. - М., Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М Родари Д. Грамматика фантазии. - М., Рябцева С.Л. Диалог за партой. - М., Раттер М. Помощь трудным детям. - М., Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога.- М Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., Снайдер Д. Курс выживания для подростков. - Екатеринбург, Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. - М Ячевский А. На пути к зрелости. - М., Райс Ф. Психология юности. Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. М., Мяло К.Г. Время выбора. М., Толстых А. Возрасты жизни. М., Короленко Ц.П. Идентичность в норме и патологии. Новосибирск, Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.

Факторы риска алкоголизации и наркомании среди подростков

Медицинские предпосылки: Патология беременности и осложненные роды; Тяжелые и/или хронические заболевания, перенесенные в детском возрасте; Сотрясения головного мозга (особенно многократные)

Объективные факторы: Экономическое/ социальное неблагополучие (неполные семьи, социальная изолированность, неудовлетворительность жилищных условий, безработица); Общественная необустроенность (районы с вокзалами, общежитиями, высокий уровень преступности, часто меняющиеся жильцы, разобщенность людей);

Переводы и частые переезды (переводы из школы в школу, частые переезды усиливают риск в связи с кризисом адаптации); Доступность алкоголя и наркотиков.

Субъективные факторы: Семейная предрасположенность (семьи с алкогольными «традициями»); Неумелость, патологические формы воспитания (постоянная занятость родителей, отсутствие четких норм поведения, гипоопека, непоследовательность воспитания, жесткий стиль воспитания, гиперопека, легкий и неконтролируемый доступ к деньгам);

Антисоциальное поведение и гиперактивность (этот фактор риска главным образом связан с мальчиками 5-7 лет); Употребление алкоголя и наркотиков родителями и позитивное отношение к нему; Неуспеваемость (начиная с 5-6 классов, неудачи в учебе усиливают риск злоупотребления алкоголем, наркотиками, ингалянтами);

Отсутствие желания продолжать обучение в школе; Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками; Положительное отношение к алкоголю и наркотикам (считают, что от спиртного нет вреда, алкоголь ассоциируется с «хорошо проведенным временем»).

Сочетание факторов имеет прогрессирующий эффект: Два фактора риска – существует в 4 раза большая опасность возникновения неблагополучного поведения; 4 фактора – риск злоупотребления наркотиками возрастает в 10 раз.

Факторы защиты: Чувство юмора; Внутренний самоконтроль, целеустремленность; Важность взаимоотношений, по крайней мере, с одним взрослым человеком, помимо родителей (более взрослый «трезвый» товарищ, учитель и т.д.); Уважение законов и норм общества, школы, семейных стандартов, исключающих употребление алкоголя и наркотиков;

Наличие любви и заботы в семье; Преданность и близость; Доверительные отношения с родителями; Возможность активного участия в работе социальной группы; Наличие определенных обязанностей и успехи в их выполнении; Успешное овладение навыками принятия решений;

Наличие социальной поддержки; Признание и одобрение правильных действий; Интерес к учебе, духовному росту; Наличие увлечений; Интерес к религии.

Спасибо за внимание!