Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе Новикова Л.П. - методист Адамовского РОО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Advertisements

Всесторонние обогащение раскрытие творческого потенциала для поиска и самовыражения одаренных детей.
Всесторонние обогащение раскрытия творческого потенциала для поиска и самовыражения одаренных детей.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Выявление одарённых детей Подготовила Дроздова Анна Васильевна педагог – психолог МБОУ «СОШ 12» г. Энгельса.
МОУ гимназия 7 им. св. Питирима, епископа Тамбовского Евреинова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов Материал для педсовета, январь 2010 г.
Развитие личности ребёнка в начальный период обучения. Пути выявления и диагностика одарённости младших школьников.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Рабочая Программа Педагога – психолога Новицкой В.С – 2016 учебный год ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок».
Из опыта работы с одаренными детьми учителя высшей квалификационной категории Евлаховой Ольги Вячеславовны. МОУ СОШ 74 г. Воронежа.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
Психологическое сопровождение одаренных детей Педагог-психолог МОУ СОШ 2 р.п.Тумботино Легостина Е.С.
МОУ « Сторожевская средняя общеобразовательная школа »
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
Особенности работы с одаренными детьми. Анкета 1.Как оказался в группе РТО «Особенности работы с одаренными детьми» (направила администрация, попросился.
Оптимизация возможностей ЦДТТ для поддержки одаренных детей. Составитель: Марина Ю.А. – педагог-психолог ЦДТТ.
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
Педагогический совет 3 МКОУБутурлиновской ООШ 3 ( г.) Повестка дня : 1. Работа с одаренными детьми (докладчик Гайворонская Т.М., содокладчики.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
Транксрипт:

Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе Новикова Л.П. - методист Адамовского РОО

Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь. Конфуций.

Одаренность - Дар Дар (генетически обусловленный компонент способностей) Потенциал личности Потенциал личности________________________________ Высокий уровень развития каких-либо способностей

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Виды одаренности: 1 критерий: «широта проявлений» общая - суммарное личностное качество (большинство выдающихся людей добивались высоких вершин в разных областях); специальная - допускает ситуацию, что человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и не пригоден в другой (в природе это большая редкость); 2 критерий: степень сформированности одаренности. актуальная - проявленная, очевидная; потенциальная - не очевидна для окружающих. 3 критерий: форма проявления. явная одаренность – обнаруживается в деятельности ребенка ярко и отчетливо. Скрытая одаренность – проявляется в замаскированной форме. 4 критерий: особенности возрастного развития: Ранняя поздняя зависит от темпа психологического развития и возрастных этапов, на котором одаренность представляет в явном виде.

5 критерий: «вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики» в практической деятельности Одаренность в ремеслах, спортивная, организационная; в познавательной деятельности Интеллектуальная одаренность различных видов зависимости от предметного содержания; в художественно-эстетической деятельности ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ, МУЗЫКАЛЬНАЯ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ; в коммуникативной деятельности лидерская, аттрактивная одаренность в духовно-ценностной проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Признаки одаренности это особенности одаренного ребенка, которые проявляются в реальной деятельности и могут быть оценены в процессе наблюдения за характером его действий.

Признаки одаренности: Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Риски: трудности во взаимоотношениях с учителем (они часто нарушают дисциплину из-за недогруженности); трудности во взаимоотношениях со сверстниками; их способности начинают эксплуатировать; искажение личностного развития (завышенная самооценка, связанная с завышенными ожиданиями родителей. Они взваливают на ребенка собственные нереализованные амбиции, не учат ребенка проигрывать. Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим. Не могут четко развести реальность и фантазию. Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется по четырем основным направлениям: психолого-педагогическая диагностика коррекционно-развивающая работа консультирование просветительская работа

Направления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей психолог диагностика Диагностикапознавательноймотивации Диагностика интеллекта интеллекта Диагностика творческих творческихспособностей консультации консультации Развивающие занятия, тренинги родителей и родителей и педагогов педагогов Коррекционно – развивающиеработы Просвещение педагог

Диагностика Требования: - Комплексный характер оценивания разных сторон поведения деятельности ребенка; - анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам; -анализ реальных достижений детей в различных предметных олимпиадах, соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах; - использование предметных и проблемных ситуаций; -экспертная оценка продукта деятельности детей привлечением специалистов; Многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур; Выявление признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития

комплексный подход, предусматривает различные методы: специальные психодиагностические тренинги, психодиагностическое исследование с помощью разнообразных методик; наблюдение за учениками: в школе, во внешкольной деятельности и т. п. (приложение); экспертное оценивание их поведения учителями, родителями, воспитателями; проведение пробных уроков по специальным программам, а также включение учащихся в специальные игровые и предметно- ориентированные занятия; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности школьников (рисунки, стихи, технические модели) профессионалами;

Диагностика интеллектуальных способностей 1 – 2 кл. ( ШТУР – К.М.Гуревич) 3 – 5 кл. ( тест интеллекта – Г.Айзенка) Диагностика творческих способностей 1 – 11 классы тест Торранса: создание картин создание картин дополнение рисунков дополнение рисунков линии линии Диагностика мотивации 1 – 4 классы анкетирование учащихся (Лусканова, Р.С.Немов, М.Битянова)

Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренности необходимо связывать с задачами обучения и воспитания, а также с оказанием детям психологической помощи и поддержки.

Обучение и воспитание Цели: - Создание условий для развития творческой личности; - Развитие индивидуальности одаренного ребенка; - Развитие духовно- нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь); - Обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обуславливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся

Обучение и воспитание Программы обучения должны : Включать изучение широких тем и проблем; использовать междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знаний; Обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса; поддерживать и развивать самостоятельность в учении; Предусматривать качественное изменение учебной ситуации и учебного материала; Обучать оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности; Сочетаться с системой дополнительного образования.

Формы работы с одаренными учащимися творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися; факультативы; кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью; НОУ конкурсы; интеллектуальные марафоны; научно-практические конференции; участие в олимпиадах; выставки детского творчества. работа по индивидуальным планам; развивающие занятия

Консультирование Индивидуальное Индивидуальное (по итогам диагностики, по запросу) групповое групповое (скрытый или явный конфликт)

Психологическое просвещение Классные часы Классные часы Педсовет Педсовет Родительские собрания (конференции) Родительские собрания (конференции) повышение психолого-педагогической компетентности повышение психолого-педагогической компетентности учащихся, педагогов, родителей учащихся, педагогов, родителей

Дополнительно: - разработка индивидуальных образовательных маршрутов; - формирование адекватной самооценки; - охрана и укрепление физического и психологического здоровья; - профилактика неврозов; - предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.

«Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок». Артур Шопенгауэр