ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII В.)»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема Философия Нового времени © О.В. Кормилицина, 2016 г. Вопросы: Особенности философии Нового Времени Эмпиризм и рационализм в теории познания Категории.
Advertisements

Развитие психологии в XVIII веке Выполнила студентка НИЭПП группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.
Философия Нового времени. 1. Специфика философии Нового времени. 2. Эмпиризм и рационализм. 3. Характеристика философии эпохи Просвещения. 4. Немецкая.
СЕНСУАЛИЗМ и РАЦИОНАЛИЗМ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1. Философия европейского сенсуализма XVI-XVIII вв. 2. Европейский рационализм XVII-XVIII вв. ГУМЕР.
Философия нового времени. Ф.Бэкон Р.Декарт. Б.Спиноза. Дж. Локк. Г.В.Лейбниц.
Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 г. в Лондоне, в семье одного из высших сановников королевского двора - сэра Николаса Бэкона. Он успешно занимался.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Английский философ-эмпирик Джон Локк (1632 – 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую.
PPTzone.ru Сознание Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное.
Подготовили: Шилова И., Арыстанкызы А.. В средние века в Европе господствовали эмпирико- натуралистические взгляды на психические состояния. В частности,
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
Часть 1 1. Продукт общественно- трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеально воспроизведение в языковой форме объективных закономерных.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Основные особенности и проблемы философии Нового времени
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТРАНСПОРТА ( МИИТ) Познавательные процессы Выполнил работу Минаев Е.В Малых А.А.
Познание теория. Познание мира Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ эмпиризм и рационализм Выполнила студентка 2 к 2 мед 10 гр. Нестерчук Владислава.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.) 1. Характерные черты: – Рационализм – Механицизм 17 столетие называют веком разума, поскольку ценность рационального.
Транксрипт:

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В НОВОЕ ВРЕМЯ (XVII В.)»

Механицизм – учение, основывающееся на утверждении, что все естественные процессы являются механическими по своей природе и могут быть объяснены на основе законов физики и химии. Детерминизм – учение, утверждающее, что все события в мире предопределены событиями в прошлом. Редукционизм – учение, объясняющее сложные явления более высоко уровня в терминах простых явлений более низкого уровня.

Разногласия между сторонниками эмпиризма и рационализма возникали в основном по трем кардинальным вопросам: 1. вопросы об источниках и происхождении знаний; 2. о природе всеобщих понятий; 3. о соотношении и границах познавательных возможностей человека, а именно его чувственного опыта и логического мышления.

Фрэнсис Бэкон (1561–1626) – английский психолог, философ и политик, основатель эмпирической психологии.

Развивал идею о единой науке о человеке. Выделял два типа души- рациональную, божественную душу (или дух) и чувствующую, нерациональную, общую у человека и животных. Чувствующая душа: обладает способностью к ощущению и способностью выбора, определяемой как стремление к благоприятным и неблагоприятным обстоятельствам и возможностью совершать произвольные движения. Эти способ­ности имеют все тела Рациональная душа: память, разум, воображение, желание, воля.

Заложил основы эмпирического изучения сознания. Искажения объективной реальности, происходящие в процессе человеческого восприятия, обусловлены: Идолы рода. Коренятся в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается, например, в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с самим собой; присущи всем людям. Идолы пещеры. Возникают индивидуально у каждого человека благодаря специфическим условиям воспитания; при этом каждый человек как бы смотрит на мир из своей пещеры.

Идолы площади. Порождаются формами общения между людьми, прежде всего неточностью языка, неправильным словоупотреблением; присущи большим группам людей. Идолы театра. Порождаются слепой верой в авторитет, в частности традиционных философских учений, которые своей искусственной формой напоминают театральные представления; присущи большим группам людей. Фрэнсис Бэкон своим творчеством завершил этап развития психологии, где предметом изучения являлась душа, и дал начало развитию нового этапа в психологии, где главным предметом изучения становится сознание.

Рене Декарт Рене Декарт (Descartes, René, латинизированное имя – Картезий, Renatus Cartesius) (1596–1650) – французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от Cредневековья. (7.25; 11.17)

Первым осуществил разделение души и тела, сделав их совершенно независимыми друг от друга субстанциями. Способностью тела является только движение, а принципом его работы рефлекс. Способность души это мышление; а принцип ее работы рефлексия. Орган, где эти две несовместимые субстанции общаются, одна из желез внутренней секреции «шишковидная» (эпифиз). Декарт ввел понятие рефлекса. Три столетия спустя И.П.Павлов, следуя этой стратегии, распорядился поставить бюст Декарта у дверей своей лаборатории.

В содержании сознания включено три типа идей: 1)идеи, порожденные самим человеком. 2) идеи приобретенные. 3) идеи врожденные.

Спиноза Спиноза (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (1632–1677) – нидерландский философ- материалист и атеист..

В качестве единственной субстанции Спиноза выдвигал идею бога, называя богом природу Человек целостное телесно-духовное существо. четыре способа познания: а) понаслышке; б) от беспорядочного случайного опыта;, в) от общего к частному; г) непосредственное восприятие сущности через познание ее ближайшей причины

Спиноза выводит три типа познания: познания первого рода это мнение и воображение, которые существуют в виде образов. познания второго рода это общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуальных особенностей; обозначаемых объектов; интуитивное познание, определяемое как знание сущности; вещей, в котором конкретное и индивидуальное выступает в их подлинном единстве.

Гоббс, Томас (Hobbes, Thomas) (1588–1679) – английский философ и литератор. Родился 5 апреля 1588 г. в Малмсбери. Он прожил необычайно долгую и плодотворную жизнь. Склонность к философии проявилась, когда ему было далеко за сорок. Гоббс жил в один из самых значительных периодов английской истории: он учился в школе, когда заканчивалось царствование Елизаветы I, был выпускником университета, наставником и знатоком древних языков в эпоху Якова I, изучал философию в правление Карла I, был знаменит и находился под подозрением при Кромвеле и, наконец, вошел в моду как историк, поэт и почти что непременный атрибут британской жизни в эпоху Реставрации.

Все психические явления, существующие в природе, материальны и подчинены этим законам механики. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления (в виде их ослабленного следа), образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Этот процесс впоследствии стал называться ассоциацией.

Локк, Джон (Locke, John) Локк, Джон (Locke, John) (1632–1704) – английский философ, иногда называемый «интеллектуальным вождем XVIII века» и первым философом эпохи Просвещения. (1: 5.00;

Считал опыт единственной основой происхождения всех знаний, которыми обладает человек. Источником опыта всегда являются ощущения и рефлексия. И те, и другие предстают перед судом сознания. "Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме". Это определение стало краеугольным камнем интроспективной психологии. Душа, как и все в сознании человека, является «чистым листом», и все содержания души возникают при жизни из опыта, а не имеют врожденных, божественных идей. Локк придавал огромное значение воспитанию( в моральном воспитании надо опираться не столько на понимание, сколько на чувства детей, воспитывая у них положительное отношение к хорошим поступкам и отвращение к дурным.) В познавательном развитии надо умело использовать природное любопытство детей – оно есть тот ценный механизм, которым наделила нас природа и именно из него вырастает стремление к знаниям.

Важность теории идей Локка в первую очередь в том, что он сделал содержанием сознания и внутренние идеи, т. е. результаты работы разума, которые совершаются с помощью рефлексии, и внешние идеи, которые поступают в сознание через ощущения от органов чувств. То есть идеи из обоих источников и ощущения, и рефлексии связаны в сознании по закону ассоциаций.

Лейбниц Готфрид Лейбниц Готфрид (1646– 1716) – немецкий философ.

Душа и тело не могут влиять одно на другое и совершают свои операции самостоятельно и автоматически (психофизический параллелизм) Мир состоит из бесчисленного множества монад (от греч. "моноз" – единое). Каждая из них "психична" и наделена способностью воспринимать все, что происходит во Вселенной. Это предположение перечеркивало декартову идею равенства психики и сознания. (16.25) Душа имеет три области область отчетливого знания, смутного знания и бессознательного, которые наделены разной степенью осознанности.