ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ. Периоды разработки проблемы общения в отечественной психологии Исследования В. М. Бехтерева. До 70- х гг. ХХ в. – « философский » этап,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Философия трансактного анализа Все люди хорошие: человеческие отношения во многом обусловлены представлениями о самих себе. Других людях и о том, как.
Advertisements

Эрика Берна. психологическая модель, служащая для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает.
Десять заповедей для родителей. Автор педагог – психолог Посессор М.А. ЦО 1436.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Гоменюк Лариса Владимировна, Попова Ольга Викторовна.
М-6. Межличностные отношения и общение Цели: уяснить специфику межличностных отношений и социальных ролей; понять сущность общения и его структуру; научиться.
Межличностные отношения и общение. 1. Межличностные отношения и социальные роли. Понятие и структура общения. 2. Виды и функции общения. 3. Средства общения.
Модели Эго состояний в трансакции. Трансакционный анализ (синонимы: транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) представляет.
Тема 25. Общение как социально- психологический инструмент Общение – многоплановый процесс развития контактов между людьми, который порождается потребностями.
Презентация на тему: «Самосознание.» Подготовила студентка 2 курса Группы 310 БУ Глазырина А.Ю.
Вербальное общение - правила: не быть предвзятым к собеседнику; преодолевать эгоцентризм; быть спокойным; уверенным; свободным; выражать неподдельный.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ Монгуш Орлана Орлан-ооловна Заведующая МБДОУ 8.
ГКОУ ЛО «Павловский центр «Логос» «Социально-коммуникативная компетентность у дошкольников с ОНР» Выполнили педагоги 3 дошкольной группы. п. Павлово 2016.
Подготовила: Елена Арсланова Гр.151-з. С чего начинается общение? Конечно, «с первого взгляда», т.е. общение начинается с наблюдения за собеседником,
1 ОБЩЕНИЕ КАК ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ коммуникативная сторона общения.
« Учитель по определению человек, понимающий проблемы детей». А. Адлер.
А ДАПТАЦИЯ Основной задачей образования в настоящее время является подготовка личности к процессу значительных изменений, происходящих в современном мире.
Общение Составные элементы общения Сообщение Разговор Раппорт Точка зрения Комплименты Интересы.
Общение и коммуникация Основные теории общения. Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения. Общение и коммуникация: сходства и различия.
Презентация к уроку по психологии (11 класс) на тему: Умение слушать. Виды слушания. Техника активного слушания.
Транксрипт:

ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ

Периоды разработки проблемы общения в отечественной психологии Исследования В. М. Бехтерева. До 70- х гг. ХХ в. – « философский » этап, ( Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев ). С 70- х гг. ХХ в. общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования ( Б. Ф. Ломов ).

Функции ( стороны ) общения : Коммуникативная ; Интерактивная ; Перцептивная.

Коммуникативная сторона общения Под коммуникативной стороной общения в узком смысле слова понимается процесс обмена информацией между людьми. Однако следует понимать, что, в отличие от простого « движения информации », между двумя устройствами мы имеем дело с отношением двоих индивидов, говорящих « на одном языке », являющихся активными субъектами и влияющими друг на друга в процессе общения. Еще Л. С. Выготский отмечал, что « мысль никогда не равна прямому значению слов » ( Выготский Л. С., 1956). Поэтому у общающихся должны быть не только идентичные лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

Коммуникативные барьеры Кроме того, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры носят социально - психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут быть связаны с социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, а также с различным мировоззрением. С другой стороны, барьеры могут возникнуть вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся - застенчивости, скрытности, некоммуникабельности, а также взаимной неприязни или недоверия.

Речь - процесс общения людей посредством языка. Язык – система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определённое значение и смысл. Основное предназначение языка – закреплять за каждым словом определённое значение.

Речь - главное средство коммуникации Коммуникация Вербальная Невербальная : кинестетика паралингвистика проксемика визуальное общение

Функции речи : Коммуникативная ; Сигнификативная. ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ВНУТРЕННЯЯ ВНЕШНЯЯ

Вопросы к видеофрагменту : Идеи о языке. Роль человеческого я зыка с т. зр. Ноама Хомского. Ген языка. Позиция Т. Черниговской. В чём учёный видит сложность языка ? Есть ли у животных эмпатия и самосознание ? Опасен ли искусственный интеллект ?

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ Интерактивная сторона общения условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение и выступает как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлиянии людей, складывающихся в их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга : поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А. В интерактивной стороне общения рассматривается характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ Перцептивная сторона общения ( от латинского «perceptio» - восприятие ) - процесс, возникающий при человеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания человека человеком. Процесс перцепции зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений. Перцептивная сторона общения предполагает понимание и адекватное восприятие, видение образа партнера, что достигается через механизмы " идентификации - конфронтации ", каузальной атрибуции и рефлексии, то есть понимания того, каким видят партнеры по общению самого субъекта.

ФЕНОМЕНЫ ВОСПРИЯТИЯ От меры точности " расшифровки " и понимания внешнего рисунка поведения другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Многим требуется время, чтобы понять, что впечатление, вызываемое ими у других людей, может значительно отличаться от ожидаемого. Здесь немаловажным фактором, резко повышающим эффективность общения, оказывается его эмоциональная сторона, степень эмпатической выраженности оценочного восприятия. С другой стороны, излишняя эмоциональная окрашенность образа партнера, порой экзальтированная тенденциозность его эмоциональной оценки могут существенно и при этом негативно повлиять на точность межличностного восприятия, утрировать влияние таких социально - психологических эффектов, как эффект ореола, эффект новизны, неоправданно усилить стереотипизацию восприятия.

Коммуникативная компетентность Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Стратегии общения Открытое - закрытое Монологическое - диалогическое Ролевое - личностное

Виды общения « Контакт масок »; Примитивное общение ; Формально - ролевое общение ; Деловое общение ; Духовное, межличностное ; Манипулятивное ; Светское общение.

Трансактный анализ

ЭГО - СОСТОЯНИЯ Эго - состояние Родителя ( Р ) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка. Эго - состояние Взрослого ( В ) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая. Эго - состояние Ребёнка ( Ре ) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как « старое » ( архаическое ) поведение детства. Эго - состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности.

Виды трансакций Трансакция это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул : « Привет !», реакция : « Привет ! Как дела ?». Во время общения ( обмена трансакциями ) наши эго - состояния взаимодействуют с эго - состояниями нашего партнёра по общению. Дополняющие, или параллельные, это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул : « Который сейчас час ?», реакция : « Без четверти шесть ». В данном случае взаимодействие происходит между людьми в одинаковых эго - состояниях ( Взрослого ). Пересекающиеся направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов. Например, муж спрашивает : « Где мой галстук ?», жена с раздражением отвечает : « Я всегда у тебя во всём виновата !». Стимул в данном случае направлен от Взрослого мужа к Взрослому жены, а реакция происходит от Ребёнка к Родителю. Скрытые - трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр.

Теория сценариев ( Э. Берн, К. Штайнер ) Сценарий это « план жизни, составленный в детстве ». Сценарий выбирается ребёнком на основе предложенных родителями или обществом. На выбор сценария влияют как внешние факторы, так и воля ребёнка. Контрсценарий некая последовательность действий, приводящих к « избавлению » от сценария. Контрсценарий закладывается в другом эго - состоянии. К примеру, для сценария « Ты должна страдать » контр сценарием может стать « Твоя жизнь наладится, если ты удачно выйдешь замуж ». Антисценарий « сценарий наоборот », может сформироваться при невозможности действовать согласно сценарию. Человек, действующий прямо противоположно своему сценарию, тем не менее всё так же подвержен его влиянию. Сценарий продолжает руководить человеком, но то, что в сценарии нужно было делать хорошо, человек делает плохо, и наоборот.

Тест « ребенок, взрослый, родитель » Инструкция к тесту : Попробуйте оценить, как сочетаются эти три " Я " в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до Мне порой не хватает выдержки. 2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять. 3. Родители как более взрослые люди должны устраивать семейную жизнь сво ­ их детей. 4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких - либо событиях. 5. Меня провести нелегко.

Тест « ребенок, взрослый, родитель » 6. Мне бы понравилось быть воспитателем. 7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому. 8. Думаю, что правильно понимаю все происходящие события. 9. Каждый должен выполнять свой долг. 10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется. 11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

Тест « ребенок, взрослый, родитель » 12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить. 13. Я, как и многие люди, бываю обидчив. 14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе. 15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей. 16. Я увлекающийся человек.

Тест « ребенок, взрослый, родитель » 17. Мой основной критерий оценки человека объективность. 18. Мои взгляды непоколебимы. 19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать. 20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны. 21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Ключ к тесту I ( состояние '' ребенок ''): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19. II ( состояние '' взрослый ''): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20. III ( состояние '' родитель ''): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Интерпретация результатов Родительское ( Родитель – Р ) состояние Я подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, " запускает " полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Интерпретация результатов Взрослое ( Взрослый – В ) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Интерпретация результатов Детское ( Дитя – Д, или Ребенок ) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно '' отвечает '' за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда '' острых '', необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем : не способен преодолеть трудности или / и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на : естественное детское Я ( спонтанные реакции типа радости, печали и т. д.), приспосабливающееся детское Я ( приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т. п.), возражающее детское Я.

Сочетания Эго - состояний Расположив соответствующие символы в порядке убывания веса ( в зависимости от количества набранных баллов ), получаем формулу. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения Э. Берна, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Если у вас получится формула II, I, III, или ВДР то это значит, что вы обладаете чув ­ ством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям. Если у вас получилась формула III, I, II, или РДВ то для вас характерна категорич ­ ность в суждениях и действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без сомнения то, что думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших слов и действий. Если на первом месте в формуле состояние I или Д - состояние ('' ребенок ''), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хотя и не всегда умеете управлять своими эмоциями.