Исполнитель: Сергей Пономарёв СРз-408 Социальная профилактика - система социальных мер, направленных на сохранение, защиту нормального уровня жизни людей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
С ОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА. С ОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА - это системное и своевременно предпринимаемое воздействие на социальный объект с целью сохранения.
Advertisements

ТОГОУ «Рассказовская общеобразовательная школа- интернат среднего (полного) общего образования»
Подготовили: социальные педагоги Шевченко Н.В., Хрипунова К.Ю., Социально-педагогическая служба сопровождения в МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
ТЕМА: Социально-психологическая поддержка детей «группы риска».
«Ответственность родителей за воспитание детей» Общешкольное родительское собрание. декабрь 2007 года.
Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, Плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина.
Презентация к уроку на тему: Социальные презентации
Тема: «Эффективность воспитательной системы учреждения»
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
Формы социального обслуживания пожилых людей Классификация форм социального обслуживания. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское.
Marketing AGENCY Государственное бюджетное учреждение города Москвы центр социальной помощи семье и детям «Печатники» Программа выявления педагогической.
Цели, задачи, основные направления воспитательного процесса. Модель личности выпускника.
«Институт наставничества» О положительном опыте работы по внедрению «института наставничества» с закреплением за каждым молодым человеком, оказавшимся.
ГОБУ «Боровичский ЦППМС» Роль социального педагога в профилактике эмоционального неблагополучия и суицидальных намерений у обучающихся. Мир, вероятно,
Система работы по ранней профилактике социальной дезадаптации в дошкольном учреждении Васильева Н.Н. педагог-психолог, методист ЦПМСС «Зюзино» Система.
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
ТЕМА: ЛЮДИ ИЗ ГРУПП РИСКА, КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
СЕМЬЯ. ФУНКЦИИ СЕМЬИ. Семья - самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди,те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся,
Функционирование Социально-психологической службы в МОУ «Староалейская СОШ 2»
Транксрипт:

Исполнитель: Сергей Пономарёв СРз-408

Социальная профилактика - система социальных мер, направленных на сохранение, защиту нормального уровня жизни людей и предотвращение социальных отклонений путем устранения причин и условий их возникновения. (Социальная работа: учебное пособие / под ред. д.п.н, проф. Н.Ф. Басова. – М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», – 364 с.) 2

Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. (Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, с.) 3

Под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на: предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера; предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего потенциала. (Технология социальной работы: учебник / А.А. Чернецкая и др. - Ростов н/Д: «Феникс», – 400 с. («Высшее образование») 4

выявление причин и условий, способствующих возникновению какой- либо проблемы или комплекса проблем; уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы; предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы; сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей; содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей. 5

В качестве объектов социальной профилактики могут выступать как социальные группы и объединения, так и социальные проблемы. Рассмотрим эти объекты социальной профилактики более подробно. 6

В качестве первоочередных объектов социальной профилактики выступают следующие социальные группы и объединения: 1. Лица с физическими и психическими отклонениями и нарушениями (инвалиды, люди тяжело или хронически больные, люди, получившие серьёзные ранения или травмы). 2. Некоторые возрастные группы (дети, подростки, престарелые). 3. Группы «социального риска», т.е. люди, чьё социальное и имущественное положение по тем или иным критериям и причинам не имеет стабильности и которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, личностной целостности, морального облика, биологической гибели. 4. Лица социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы). 5. Лица, находящиеся по тем или иным причинам в зависимости от государства (пациенты больничных стационаров, домов-интернатов, приютов, детских домов и заключённые). 6. Вновь формирующиеся социальные группы (предприниматели и фермеры). 7

Первичная социальная профилактика Вторичная социальная профилактика Третичная социальная профилактика 8

Первичная социальная профилактика включает в себя комплекс социальных, образовательных и социально-реабилитационных мероприятий, способствующих сохранению, поддержанию нормального уровня жизни людей. Она направлена на содействие в достижении клиентом поставленных целей и развитие его способностей. Во время проведения первичной профилактики вводится социальный патронат - форма социально-профилактической работы с клиентом и его семьей, осуществляемый на основании договора о социальном патронате, заключаемого между клиентом и учреждением социального обслуживания населения. В договоре устанавливаются: права и обязанности клиента, определяется ответственность учреждения, которое проводит социально-профилактическую работу перечень социальных услуг, необходимых для устранения факторов, приводящих к возникновению социальной проблемы, социального отклонения. 9

Социальный патронат включает: проведение консультирования, социальный патронаж на дому, привлечение клиента к участию в различных программах данного учреждения (клубные объединения, группы дневного пребывания, кружки, студии). Методы первичной профилактики включают обучение клиентов новым навыкам, которые помогают им в самореализации и сохранении здоровья. 10

Вторичная социальная профилактика проводится в том случае, когда у клиента происходит нарушение социальных норм, требований, возникают первые проявления противозаконных действий (обман, хулиганство). Вторичная социальная профилактика - это комплекс социальных, образовательных, социально-реабилитациoнныx мероприятий, предупреждающих, устраняющих или нейтрализующих основные причины и условия, вызывающие социальные отклонения. При ее реализации для специалиста по социальной работе является первостепенной задачей выявление на территории своего района клиентов, которые склонны к противозаконным действиям. Для этого чаще всего применяются следующие формы социальной работы: уличное патрулирование, посещение на дому клиентов, проживающих в социально­опасных семьях. Далее с клиентами, имеющими склонность к противозаконным действиям, устанавливаются доверительные отношения, они информируются о различных программах, привлекаются к различным мероприятиям и акциям социальной службы. Впоследствии в отношении гражданина, склонного к девиантному поведению и его семьи устанавливается социальный патронат, ориентированный на коррекцию семейных отношений, восстановление межличностных связей с родственниками, определение четких социальных ролей в семье. 11

Третичная социальная профилактика проводится в отношении клиентов, совершивших правонарушение, имеющих рецидивы противозаконных действий. Под третичной социальной профилактикой понимается комплекс социальных, образовательных, социально-реабилитационных, социально-терапевтических мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов противозаконных действий, а также физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп. Целью данного вида социальной профилактики является: коррекция поведения клиента и развитие его личности. Результатом социально-профилактической работы будет: восстановление социального статуса человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, возвращение в семью, продолжение дальнейшей образовательной или профессиональной деятельности. 12

Во время проведения третичной социальной профилактики помощь должна носить: интенсивный характер, с целью разрушения социально отрицательных позиций клиента, формирование новых установок, соответствующих общепринятым нормам и ценностям. Здесь уместны индивидуальные формы, коллективные формы технологии социальной работы. Коллективные формы социально- профилактической работы проводятся в объединении клиентов (клуб, группа самопомощи, творческая студия, кружок). 13

1. Стадия предупреждения - основной задачей которой является принятие мер, формирующих у человека социально приемлемую систему ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними. 14

2. Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных и эффективных мер недопущения возникновения ситуации, чреватой осложнением процесса жизнедеятельности субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное происшествие. 15

3. Стадия пресечения - используя социально приемлемые способы, блокировать формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения. 16

1.Медико-социальные - направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико- социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п. 2.Организационно-административные - создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других. 3. Правовые - разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п. 17

4. Педагогические - формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения. 5. Экономические - направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п. 6. Политические - создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках. 18

1.Нейтрализующие, направленные на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция). 2.Компенсирующие, целью которых является восполнение понесённой субъектом утраты (назначение и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по потере кормильца) 3.Предупреждающие, позволяющие не допустить возникновения обстоятельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни). 4.Устраняющие, направленные на устранение подобных обстоятельств (помещение ребёнка в детский дом или установление опекунства). 5.Контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий. 19

Во-первых, принцип системности, предполагающий выявление всех возможных источников проблемы клиента, одновременное формирование условий для её последующего разрешения и использование для этого различных методов и способов деятельности. 20

Во-вторых, принцип превентивности, предотвращение возникновения проблемы, решение «ещё не возникших проблем». Так, развитие, совершенствование и внедрение в практику эффективной системы полового просвещения и воспитания молодёжи может рассматриваться как одна из возможностей решения проблем раннего материнства, «брошенных» детей. 21

В-третьих, принцип активизации собственных сил человека, предполагающий обучение его необходимым умениям и навыкам для самостоятельного решения собственных проблем. Например, совершенствование навыков общения, обучение основным способам поведения в определённых жизненных ситуациях (при устройстве на работу, в семье, в ситуации стресса). 22

В-четвёртых, принцип оптимальности, позволяющий выявить степень актуальности и значимости данной проблемы для субъекта. 23

В-пятых, принцип гуманизма, доверия и доверительности, являющийся универсальным принципом профессиональной деятельности социального работника. 24

Особое внимание в рамках данной темы следует обратить на методы профилактики суицидального поведения. Суицидальные настроения обычно связаны с чувствами безнадежности, безысходности, гнева, обиды. Заявления о намерениях покончить жизнь самоубийством являются попыткой найти помощь и понимание окружающих. Распространенными методами профилактики суицидального поведения являются: постоянное наблюдение за подростками, как группой, более подверженной суицидальным настроениям; наличие телефонов доверия и анонимных психологических консультаций. 25

Профилактика подобной формы отклоняющегося поведения может быть эффективной лишь в случае формирования системной, широкой зоны действия профилактики, уровни социальной профилактики должны быть согласованы друг с другом, наличие социальных работников и социальных педагогов в школах, введение практики территориальной социальной работы, когда участковый социальный работник постоянно взаимодействует с подростками, проживающими на его территории, помогая справляться с возникающими трудностями путем коррекции информирования, организации досуговых форм деятельности. В последнее время в России появился ряд суицидологических центров и кабинетов социально-психологической помощи, где можно получить профессиональную помощь. В самых критических ситуациях предотвратить самоубийство может только профессиональный психиатр, но не менее важную роль в решении этой проблемы играет и социальный работник. Важно своевременно прогнозировать ситуацию и не допустить, чтобы нерешенные проблемы превращались во всеобъемлющий кризис. Социальный работник содействует решению возникающих перед человеком проблем, при необходимости привлекая к работе других специалистов, в том числе психиатров и психологов. 26

Конец! 27