ОГКОУ КШИ « Томский кадетский корпус » Крюков С. Д., учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Джон Мильтон «Потерянный Рай» Выполнили: гр. ТМПА Зверева М., Наглаева Т., Осорова Д.
Advertisements

Начало Нового времени Начало Глава II. Художественная культура XVII в. Западная Европа §6. Право на познание, или О том, как был поставлен главный вопрос.
Тысячелетнее царство Воскресная школа церкви «Открытая дверь» 15 октября 2011 года.
Литература Англии XVII в. Творчество Д.Милтона ( )
Презентация к уроку (4 класс) по теме: Презентация к уроку "Православное учение о человеке"
Религия и язык как явление культуры. Религия? Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая.
Ханс - Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в небольшом городке Оденсе, в Дании. Он был единственным, а потому любимым и балованным ребёнком у.
Библия указывает на причину возникновения зла в мире. Эта причина – грех. Что такое грех ? Это нарушение человеком Божиих заповедей ( повелений ). А прояв.
Душевное лекарство. «Художественная литература,- писал литературовед и прозаик Ю.Н. Тынянов, - отличается от истории не выдумкой, а большим, более близким.
Революция в Англии. Цель : Узнать, про английскую революцию Задачи : Прочитать учебник Составить план презентации Сделать презентацию.
Библейские сюжеты в Матрице «Грехопадение» или «Технологическое рабство»
Читая стихи поэтов XX века. Что такое стихи поэтов XX ? Стихи поэтов XX века - это уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
В чём смысл моей жизни? 3 3:1 Среди фарисеев был человек по имени Никодим, один из иудейских предводителей. 2 Однажды вечером Никодим пришёл к Иисусу.
Теория происхождения человека. Теория творения (креационизм) Креационизм (от лат. creatio, род. п. creationis творение) теологическая и мировоззренческая.
Урок-презентация учителя православной культуры МБОУ «ООШ 6» Гараниной О.М.
«В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Основы Православной Культуры урок 5. Как появилось слово «спасибо»? Что означает выражение «Знать как «Отче наш»? Что такое молитва?
Бог сказал: «Создадим человека по образу и подобию нашему. Будет он владычествовать над всей землей, над зверями, птицами, рыбами и прочими Моими созданиями».
Транксрипт:

ОГКОУ КШИ « Томский кадетский корпус » Крюков С. Д., учитель русского языка и литературы

Когда ранней весной 1638 г. тридцатилетний англичанин Джон Мильтон выехал в свое первое и единственное путешествие по странам Европы, знаменитому астроному Галилео Галилею было уже семьдесят четыре года. Он жил на своей загородной вилле близ Флоренции под присмотром папской церкви, отчего его прозвали узником инквизиции. Что запретил Он? Знанье! Джон Мильтон

Пять лет назад он публично отрекся от результатов своих научных наблюдений и вопреки открытой им объективной очевидности вынужден был признать, что центром Вселенной была Земля, а не Солнце. Никуда не выезжая, он почти неотрывно смотрел на свое любимое небо, продолжая сквозь собственноручно построенный огромный телескоп внимательно разглядывать спутники Юпитера, лунные горы и впадины, темные пятна, периодически появляющиеся на поверхности раскаленного Солнца. К нему часто захаживали ученые мужи, чтобы побеседовать с ним о его открытиях. Он не чувствовал себя одиноким, уверенный в том, что естественное стремление человека к знанию не может быть остановлено никакими запретами. Именно об этом и шла речь между ним и Джоном Мильтоном, который счел своим долгом специально заехать к опальному астроному.

ДЖОН МИЛЬТОН 9 декабря 1608, Лондон 8 ноября 1674, Лондон

Лондон во времена Мильтона. Гравюра XVII в.

Джон Мильтон родился в 1608 г., отстав от начала XVII в. всего на несколько лет, поэтому история Англии и биография поэта неотделимы. Он получил очень хорошее образование – сначала дома и в лучших английских школах, а потом – в Кембриджском университете. Предпочитая не тратить времени на развлечения молодости, он серьезно занимался науками и языками, достигнув в этом немалых успехов. Друзья не без иронии спрашивали его: «Зачем ты приковываешь себя днем и ночью к книгам и учению? Живи, смейся, лови часы юности!» Молодость. Первые произведения

Однако Мильтон вовсе не запирался в сумрачной келье ученого. Он живо ощущал все радости обычного человеческого бытия, отстаивая лишь всеобщее право на ПОЗНАНИЕ и УСИДЧИВЫЙ ТРУД. По окончании курса он провёл пять лет в имении отца Хортоне (близ Лондона), погруженный в самообразование и самосовершенствование. Этот первый юношеский период жизни Мильтона завершился в 1637 – 1638 путешествием по Италии и Франции, где он познакомился с Галилеем, Гюго, другими знаменитыми людьми того времени. Молодость. Первые произведения

В противоположность большинству великих людей, Мильтон провёл первую половину жизни среди полной душевной гармонии; страдания и душевные бури омрачили зрелый его возраст и старость. Светлому настроению молодого Мильтона соответствует характер его первых поэм: «Весёлый» и «Задумчивый», где Мильтон рисует человека в двух противоположных настроениях, радостном и созерцательно-грустном, и показывает, как окрашивается для созерцателя природа со сменой этих настроений. Обе короткие поэмы проникнуты непосредственным чувством и особой грациозностью, характеризующей лирику Елизаветинской поры и уже более не встречающейся у самого Мильтона.

Поэма «Люсидас» даёт тонкие описания идеализированной сельской жизни, но само настроение глубже и обнаруживает таящиеся в душе поэта патриотические страсти; фанатизм революционера- пуританина странным образом переплетается здесь с меланхолической поэзией в духе Петрарки. «Комус». Это одна из самых блестящих драматических пасторалей, на которые в то время ещё не прошла мода. ПАСТОРАЛЬ [фр. pastorelle < лат. pastoralis пастушеский] литературное, живописное, театральное, оперное, балетное или иное художественное произведение, идеализирующее и воспевающее мирную пастушескую жизнь.

1639 – 1660 гг. – второй период в жизни и деятельности Мильтона. Вернувшись из Италии, он поселился в Лондоне, воспитывал своих племянников и написал трактат «О воспитании», главным образом биографической направленности и показывающий отвращение поэта ко всякой рутине. В 1641 Мильтон женился на Мэри Поуэл. Женитьба превратила его до того безмятежное существование в целый ряд домашних бедствий и материальных невзгод. Жена уехала от него в первый год жизни, и своим отказом вернуться довела его до отчаяния. Зрелость

Свой собственный неудачный опыт семейной жизни Мильтон распространил на брак вообще и написал полемический трактат «О разводе». На старости Мильтон очутился один в тесном кругу семьи – второй жены, совершенно чуждой его духовной жизни, и двух дочерей; последних он заставлял читать ему вслух на непонятных им языках, чем возбуждал в них крайне недружелюбное к себе отношение. Для Мильтона наступило полное одиночество – и вместе с тем время величайшего творчества. Этот последний период жизни, с 1660 по 1674, ознаменовался тремя гениальными произведениями: «Потерянный рай», «Возвращённый рай» и «Самсон-борец».

Поэт Английской революции

Перейдя в ряды партии «индепендентов», Мильтон посвятил целую серию политических памфлетов разным вопросам дня. ИНДЕПЕНДÉНТЫ [лат. Independentes независимые] приверженцы одного из течений протестантизма в Англии и др. странах, не признававшие власти епископов. В годы Английской революции XVII в. политическая партия во главе с Оливером Кромвелем, выражавшая интересы радикальной буржуазии и нового дворянства. Мильтон и политика

Оливер Кромвель Двадцать четыре написанные Мильтоном памфлета свидетельствуют о силе мятежной души поэта и о блеске его воображения и красноречия, охватывают все течение Английской революции. В них отражены защита народных прав и требование свободы для печатного слова. Карл I Появляются также трактаты, направленные сначала против церкви, а затем и против короля Карла I. Когда к власти пришел Оливер Кромвель, Карл I был захвачен и предан суду. Трибунал признал его «тираном, изменником, убийцей и общественным врагом народа»

30 января 1649 г. король взошел на эшафот и был обезглавлен. Монархия, объявленная «излишней, обременительной и опасной для свободы», была упразднена. С этого времени Англия стала республикой. В этом же году Мильтон пишет обширное сочинение «Права и обязанности королей и правительств», в котором защищает идеи революции, обосновывая право народа казнить короля, если монарх «пренебрегает законом и общим благом и правит только в интересах своих и своей клики». В правительстве Кромвеля Джон Мильтон занял должность консультанта и секретаря Государственного совета по латинской корреспонденции.

В числе других поручений, исполненных Мильтоном во время его секретарства, был ответ на анонимный роялистский памфлет «Образ короля, портрет его священного величества в одиночестве и страданиях», появившийся после казни Карла I. РОЯЛИСТЫ [фр. ед. ч. royaliste] монархисты; приверженцы королевской власти. Мильтон написал памфлет «Иконоборец», в котором остроумно опровергал доводы анонима. Обязанности Мильтона были столь велики, а занятия литературой столь напряжены, что зрение поэта не выдержало и он ослеп. Но даже в таком тяжелом состоянии он продолжал напряженно трудиться, диктуя секретарям свои памфлеты и речи; ещё тяжелее был для Мильтона разгром его партии.

Кромвель не оправдал ожиданий соотечественников, став фактически единоличным правителем Англии. Джон Мильтон на время уходит от прямых выступлений в печати, с тревогой ожидая развития событий. Когда в 1658 г. Кромвель умер, Мильтон вновь берется за перо, страстно призывая ко всеобщему объединению в борьбе за республику. Но его усилия были потрачены даром. Всего через два года имущие классы поспешили восстановить старую привычную форму власти, ограничив при этом ее возможности в пользу парламента. В 1660 г. на английский трон был приглашен сын казненного короля Карл II Стюарт

Несмотря на обещания Карла сохранить завоеванные свободы, начался период «великого преследования». Джон Мильтон как один из наиболее активных сторонников революции был приговорен к смертной казни, а самые дерзкие его трактаты были преданы огню. Чудом избежав наказания, гонимый и слепой Мильтон последние четырнадцать лет провел в уединении, создав свое самое известное произведение – эпическую поэму «Потерянный Рай». Умер он в 1674 г. В честь Мильтона назван кратер на Меркурии.

«Потерянный рай» появился в печати в 1667, «Возвращённый рай» и «Самсон-борец» – в «Потерянный рай» – христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, поэме Данте, «Потерянный Рай» не дает простора творческому вымыслу поэта. Пуританин Мильтон избрал библейский сюжет и передавал его согласно словам Писания; его действующие лица принадлежат большей частью к области сверхчеловеческой и не допускают реализма описаний. Эпопея «Потерянный рай»

Краткое содержание Поэт размышляет о причине непослушания первой четы – Адама и Евы, нарушивших единственный запрет Творца, называет виновника падения Адама и Евы: это Сатана, явившийся им в облике Змия. Сатана под видом тумана снова проникает в Рай и вселяется в спящего Змия, самого хитрого из всех созданий. Утром Змий находит Еву и льстивыми речами склоняет её к тому, чтобы она вкусила плодов с Древа Познания. Он убеждает её, что она не умрет, и рассказывает о том, как благодаря этим плодам сам он обрел речь и разумение.

Ева поддается уговорам Врага, вкушает запретный плод и приходит к Адаму. Потрясенный супруг из любви к Еве решается погибнуть вместе с ней и также преступает запрет Творца. Вкусив плодов, Прародители чувствуют опьянение: сознание теряет ясность, а в душе пробуждается чуждое природе безудержное сладострастие, на смену которому приходит разочарование и стыд. Адам и Ева понимают, что Змий, суливший им неизбывные восторги и неземное блаженство, обманул их, и упрекают друг друга.

Сатана в своей непомерной гордыне восстал против Творца, вовлек в мятеж часть Ангелов, но был вместе с ними низринут с Небес в Преисподнюю, в область кромешной тьмы и Хаоса. Поверженный, но бессмертный, Сатана не только не смиряется с поражением, но и не раскаивается.

Книга I "Потерянный рай" – это Предисловие к поэме. Мильтон в последующем изложении расскажет о событиях, начиная с грехопадения Человека до искупления его вины Христом, принявшим смерть во имя спасения Человечества. Но повествование начинается с низвержения с небес восставшего против Бога Сатаны, а далее и эта граница все-таки сдвигается к моменту сотворения мира.

Заканчивается действие в поэме изгнанием из Рая Адама и Евы, а самые поздние сведения о жизни на Земле содержатся в рассказе Архангела и едва доходят до Великого потопа. А история с грехопадением Адама и Евы у Мильтона начинается с низвержения Сатаны и с того, как, придя в себя после многодневного беспамятства от удара, падшие ангелы проводят совет о том, как им действовать дальше.

Книга II. В ходе совета, который проводит Сатана, вырабатывается новая тактика противостояния Небесам: вести скрытую войну, попытаться разрушить гармонию Божественного замысла, склонив к сомнению и непослушанию новое творение Бога – Человека. С этой целью Сатана начинает свой путь к новому миру. Пробравшись к воротам ада, которые охраняются Смертью и Грехом, он обещает вызволить обоих, отдав им новый мир, который обещает отыскать.

Полет Сатаны начинается с падения в бездну, из которой его выталкивает пролетающая комета; лишь получив этот сильнейший импульс, он справляется с неизмеримым, непреодолимым пространством и, с величайшим напряжением своих огромных крыл, выравнивает свой полет. Приближаясь к Божественному миру, он попадает из мира Хаоса в мир Природы, идея которой у Мильтона сопряжена с гармонией и порядком.

Книга III. Приближение Сатаны к новому миру не оказывается незамеченным Богом, который сообщает Сыну о том, что ему известно о замысле Врага и что он позволит этот замысел осуществить: Сатане будет позволено проникнуть в мир Человека, совершенство которого следует подвергнуть испытанию. Сразу же известно, что Человек не устоит. Но как бы ни было жаль новое творение, вмешаться в события – значило бы подвергнуть сомнению неукоснительный закон свободы воли. Человеку предстоит пережить грехопадение и стать смертным.

Вновь обрести Небо он сможет только при условии, что кто-нибудь добровольно отдаст за него свою жизнь. Бог-Сын не задумываясь предлагает свою жизнь в обмен на спасение Человека и поражает своим величием Отца. Приближающийся к новому миру Сатана поражен его гармонией. Он размышляет о том, как устроен мир, какую роль в нем играет Солнце, и о том, какой из блещущих шаров назначен Человеку.

ПРАВО НА ПОЗНАНИЕ (книга IV) Сатана Познанье им запрещено? Нелепый, подозрительный запрет! Зачем ревниво запретил Господь Познанье людям? Разве может быть Познанье преступленьем? Ужель Неведенье – единственный закон Покорности и веры и на нем Блаженство их основано? Ева Что запретил Он? Знанье! Запретил Благое! Запретил нам обрести Премудрость… В чем же смысл свободы нашей?

Книга IV. Сатана поражен видом Рая на Земле. Красота рождает в нем раскаяние. Но он упорствует в своем высокомерии и нежелании уступать. Второе сильнейшее впечатление на него оказывает вид первых людей. Он сознается себе в том, что готов их полюбить за совершенство, но считает, что его долг как предводителя падших ангелов довести до конца задуманное. Сатана слышит разговор людей у Древа Жизни, растущего рядом с Древом Познания, обдумывает связанный с ним запрет и останавливается в своих планах на том, чтобы разжечь в людях жажду Знания. Первая его попытка воздействовать на Еву через сон, внушив ей смутные думы и досаду, оказывается не доведенной до конца. Его вторжение обнаруживают Ангелы-хранители. Сатанинская попытка склонить их на свою сторону, обвинив в раболепстве перед Богом, встречает решительный отпор: в ответ его обвиняют в раболепстве, соединенном с лицемерием.

Книга V. Ева рассказывает Адаму сон, в котором Сатана ей обещал, что она станет богиней, вкусив плод с Древа Познания. Адам рассуждает о роли Воображения в союзе с Разумом и в оппозиции к нему. К первой чете приходит Архангел Рафаил, чтобы ответить на вопросы Адама об устройстве мира и природе Человека. Он рассказывает об ангельской сущности, о том, что ангелы имеют обоняние, осязание, слух и зрение. Пищу они сжигают, устраняя все ненужное, «претворив / Телесное в бесплотное». Рафаил произносит ключевые слова о природе Человека:

На расспросы Адама о Враге Архангел рассказывает о споре Сатаны с Серафимом Абдиилом о природе Власти и возвышающей, достойной и унижающей подчиненности: Природа и Господь Один закон гласят: повелевать Достоин Тот, кто подданных превысил Достоинством. Но истинное рабство Служить безумцу или бунтарю, Который на Владыку восстает, Его превосходящего во всем. Пер. Арк. Штейнберга

Сатанинское сомнение в мудрости Божественного закона основано на том, что никто не помнит своего рождения, и сводится к неверию в то, что Ангелы созданы Богом, а не самозародились и не равны ему своей первозданностью (853871).

Книга VI. Единственная книга, написанная по законам классической героической поэмы, описывает сражение небесных ратей с армией Сатаны. Архангел Рафаил рассказывает Адаму о сатанинском замысле создания сверхмощного оружия из частиц вещества, добытого из огненных недр Земли, и его реализации (472494). О том, как на подмогу Архангелам, чьи силы пришли в смятение под напором нового оружия, пришел Бог-Сын, как была одержана победа и Сатана низвержен с Небес. Так происходит возврат к началу поэмы.

Книга VII. Архангел Рафаил рассказывает Адаму о возникновении замысла сотворения нового мира и его осуществлении после низвержения Сатаны. До того как Бог начнет творить мир Словом, Бог-Сын выполнит общеинженерный замысел: Вот, прекратя пылающих колес Вращенье, взял он циркуль золотой, – Изделие Господних мастерских, – Чтоб рубежи Вселенной очертить И прочих созидаемых вещей; И, в центре острие установив, Другим концом обвел в кромешной тьме Безбрежной бездны – круг и повелел: – До сей черты отныне, мир, прострись! Твоя окружность и граница – здесь!

послесловие: Ангелы и демоны, Адам и Ева и другие действующие лица Мильтоновской эпопеи имеют определенный образ в народном воображении, воспитанном на Библии, – и от этих традиций Мильтон, поэт глубоко национальный, никогда не уклоняется. Эти особенности материала, над которым работал Мильтон, отражаются на его поэме; техническая сторона описаний условна, в изложении мало образности; библейские существа часто кажутся только аллегорией. Великое значение «Потерянного Рая» – в психологической картине борьбы неба и ада. Кипучие политические страсти Мильтона помогли ему создать грандиозный образ сатаны, которого жажда свободы довела до зла.

Первая песнь «Потерянного Рая», где побежденный враг Творца горд своим падением и строит свое царство, посылая угрозы небу, – самая вдохновенная во всей поэме и послужила первоисточником демонизма Байрона и всех романтиков вообще. Воинственная религиозность пуританина воплотила дух времени в образе души, рвущейся на свободу. Пафосу этой демонической (в буквальном смысле слова) стороны «Потерянного Рая» соответствует идиллическая часть – поэтические описания рая, любви первых людей и их изгнания. Бесчисленные поэтические красоты в передаче чувств, музыкальность стиха, грозные аккорды, говорящие о непримиримости в деле веры, дают вечную жизнь эпопее XVII века.

Несмотря на поражение республики, Джон Мильтон был глубоко убежден в том, что новая тирания падёт так же, как пала предыдущая. Работая над эпосом в годы преследования и реакции, Мильтон строил свою концепцию истории человечества как идущую с переменным успехом непрерывную борьбу добра и зла, веря в древнейшие религиозные события, поэт искал в них ответы на мучительные вопросы современности. Ветхозаветная история «Потерянного Рая» до краев наполнилась атмосферой того века, в котором жил Мильтон, и стала поэмой борьбы против деспотизма в любой форме. ВЫВОД

«Возвращённый Рай» передаёт историю искушения Иисуса Христа духом зла и написана более холодно и искусственно. В третьей поэме, написанной Мильтоном в дни старости – «Самсон-борец» – поэт отразил в образе библейского героя разбитые надежды своей партии. «Возвращённый Рай» и «Самсон-борец»

Всегда ли жизнь выдающегося поэта связана с историческими событиями его родины и в чем эта связь выражается? Может ли библейская история быть прочитана как история человечества и каков был сам человек в представлении Мильтона? Можно ли остановить процесс познания окружающего мира и всегда ли его результаты служат только во благо? Домашнее задание

Источники Солодовников Ю А. Человек в художественной культуре: учебник-хрестоматия для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, raiy.html