МОУ Борисоглебская СОШ 10 Автор: учитель русского языка и литературы Левина Елена Юрьевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
:, ; 8. Значения знаков препинания. Этот знак предупреждает: самое главное будет впереди. Не случайно и форма его- «столбик» из двух точек- как бы говорит.
Advertisements

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении Бессоюзные сложные предложения со.
БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по материалам учебника Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовска я, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов;
Спишите, расставляя ударения: Согнутый, сосредоточение, средства, таможня, танцовщица, творог, торты, убыстрить, углубить, украинский.
Русский язык. 9 класс Тема. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении.
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Учитель русского языка и литературы школы-интерната 15 Алексеева О.И.
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
Бессоюзные сложные предложения Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
Бессоюзное сложное предложение Вилисова Н.Н. Учитель русского языка и литературы ОСОШ г. Колпашево.
Бессоюзное сложное предложение Урок русского языка в 9 классе Учитель русского языка и литературы: Алтухова Л.В.
Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»
Запишите предложение: Раздавался по радио звонкий голос диспетчера, шумел по телефону начальник,мелькало озабоченное лицо инженера. - Докажите, что предложение.
- Пунктуация в бессоюзном сложном предложении Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли. Л.Н.Толстой.
Тире в бессоюзном сложном предложении. Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов. Между частями сложного предложения.
Практикум Работа с поэтическим текстом В поле чистом с..р..брит (?) ся Снег в..лнистый и р..бой Светит месяц тройка мчит (?) ся По дороге столбовой. Пой.
БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения (тренажер)
Знаки препинания в Б. С. П. Ученица 9 «А» класса: Кобелькова Ирина. Учитель: Ожован О. С. г. Кемерово, ГУ «Губернаторская специальная общеобразовательная.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Двоеточие Тире.
Транксрипт:

МОУ Борисоглебская СОШ 10 Автор: учитель русского языка и литературы Левина Елена Юрьевна

Цель: закрепление умений и навыков Программа М. М. Разумовской Задачи: -повторить теоретический материал; -сформировать умение постановки знаков препинания в БСП и объяснения их.

М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал, что уменьшение числа союзов делает речь «важнее и великолепнее». «союзы подобны гвоздям или клею…части каждой махины сплочены или склеены бывают…так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше».

Части сложного предложения могут соединяться только по смыслу и интонации, без помощи союзов или союзных слов. Сквозь сон встречает утро года, Синея, блещут небеса. (А. С. Пушкин.) природаУлыбкой ясною, Такие предложения называются бессоюзными.

Бессоюзная связь не так однозначно передаёт смысловые отношения между частями сложного предложения. Наступила весна, стало тепло. (сообщение о последовательности событий, предложение произносится спокойно, с интонацией перечисления.) Наступила весна- стало тепло. (сообщение о причине, вследствие чего стало тепло, интонация с заметной паузой между частями сложного предложения.) Интонация при устной речи и знаки препинания при письме определяются значением бессоюзного предложения.

ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ПРИЧИНЫ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ПОЯСНЕНИЯ ВРЕМЕНИ ДОПОЛНЕНИЯ УСЛОВИЯ СЛЕДСТВИЯ :, ; _

8. Значения знаков препинания. Этот знак предупреждает: самое главное будет впереди. Не случайно и форма его- «столбик» из двух точек- как бы говорит : СТОП. Остановись и подумай, обрати внимание на то, что сейчас будет сказано. Двоеточие предупреждает! Я поглядел кругом :царственно и торжественно стояла ночь. По форме «прочерк»,знак «летящий»,как взмах руки. Основная информация заключается в первой части предложения, вторая- вывод из неё. Куст заденешь плечом- на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.

характеризуется - перечислительной интонацией в устной речи; -употреблением на письме запятой или точкой с запятой. Одето небо чёрной мглою, В тумане месяц чуть блестит; Лишь на сухих скалах травою Полночный ветер шевелит., ;

причины пояснения дополнением характеризуется - в предложении выделяются две части -ПЕРВАЯ часть произносится с интонацией предупреждения, с понижением голоса, ВТОРАЯ- с заключительной интонацией. -эти предложения соотносимы со сложноподчинёнными предложениями. 1. Печален я : со мною друга нет. (ТАК КАК) причина 2. Выражение лица моего собеседника резко изменилось: оно стало злым и жёстким. (А ИМЕННО) пояснение 3. Я поглядел кругом : торжественно и царственно стояла ночь. (И УВИДЕЛ) дополнение

когда если

так что в результате поэтому

- и мгновенно

Молвит слово- соловей поёт.

Задание: расставьте знаки препинания. Заря прощается с землёю Ложится пар на дне долин Смотрю на лес покрытый мглою И на огни его вершин. Вчерашний вечер помню живо Синели глубью небеса Лист трепетал красноречиво Глядели звёзды нам в глаза. Только песне нужна красота Красоте же и песен не надо.

Задание:. Заря прощается с землёю, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес покрытый мглою, И на огни его вершин. Вчерашний вечер помню живо: Синели глубью небеса, Лист трепетал, красноречиво Глядели звёзды нам в глаза. Только песне нужна красота- Красоте же и песен не надо. проверь себя.

Задание: расставить знаки препинания 1. Было тихо только плеск волн доносился из –за высокого борта. 2. Гордиться славою своих предков не только можно но и нужно не уважать оной есть постыдное малодушие. 3. Чудик обладал одной особенностью с ним постоянно что- нибудь случалось. 4. И знай пока живут леса не умирают чудеса. 5. Ты лунной ночью в лес войди не будет счёта чудесам. 6. Пофилософствуй ум вскружится. 7. Погасло дневное светило на море синее вечерний пал туман. 8. Хочу забыть забыть нельзя.

Задание: проверь себя 1. Было тихо, только плеск волн доносился из –за высокого борта. 2. Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно ; не уважать оной есть постыдное малодушие. 3. Чудик обладал одной особенностью : с ним постоянно что- нибудь случалось. 4. И знай : пока живут леса, не умирают чудеса. 5. Ты лунной ночью в лес войди - не будет счёта чудесам. 6. Пофилософствуй - ум вскружится. 7. Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман. 8. Хочу забыть - забыть нельзя.

Задание: вставьте после цифр в скобках запятые, двоеточия, точки с запятой. Между тем псы заливались всеми возможными голосами(1)один (2) забросивши вверх голову (3) выводил так протяжно и с таким старанием (4) как будто за это получал бог знает какое жалование (5) другой отхватывал наскоро (6) как пономарь (7) промеж них звенел (8) как почтовый звонок (9) неугомонный дискант, вероятно молодого щенка (10) и всё это (11) наконец (12) повершал бас ( 13) может быть (14) старик (15) наделённый дюжей собачьей натурой(16) потому что хрипел (17) как хрипит певческий контрабас (18) когда концерт в полном разливе (19) тенора поднимаются на цыпочки от сильного желания вывести высокую ноту (20) и все (21) что ни есть (22) порывается кверху (23) закинув голову (24) а он один (25) засунувши небритый подбородок в галстук (26) присев и опустившись почти до земли (27) пропускает оттуда свою ноту (28) от которой трясутся и дребезжат стёкла. (Н.В.Гоголь.)

Задание: проверь себя. Между тем псы заливались всеми возможными голосами(1): один (2), забросивши вверх голову (3), выводил так протяжно и с таким старанием (4), как будто за это получал жалование(5); другой наскоро(6), как пономарь (7); промеж них звенел (8), как почтовый звонок (9), неугомонный дискант, вероятно молодого щенка (10), и всё это (11),наконец (12), повершал бас ( 13), может быть (14), старик (15), наделённый дюжей собачьей натурой(16), потому что хрипел (17), как хрипит певческий контрабас (18), когда концерт в полном разливе (19): тенора поднимаются на цыпочки от сильного желания вывести высокую ноту (20), и все (21), что ни есть (22), порывается кверху (23), закинув голову (24), а он один (25), засунувши небритый подбородок в галстук (26), присев и опустившись почти до земли (27), пропускает оттуда свою ноту (28), от которой трясутся и дребезжат стёкла. (Н.В.Гоголь.)

1.В этом БСП следует поставить тире: а) Солнце быстрое встаёт будет день горячий. б) Я не жалею о поездке я многое узнал о стране. в) Махнёт птица раз станет светлым – светло. г) Земля кругла на ней не скроешь тайны. 2.Вэтом БСП следует поставить двоеточие : а) Я верю мы увидимся. б) Ласточка день начинает соловей кончает. в) Очень советую побывайте в заповеднике. г) Уже исчезла нагота полей их покрыла трава.

1.В этом БСП следует поставить тире: а) Солнце быстрое встаёт - будет день горячий. б) Я не жалею о поездке : я многое узнал о стране. в) Махнёт птица раз - станет светлым – светло. г) Земля кругла - на ней не скроешь тайны. 2.Вэтом БСП следует поставить двоеточие : а) Я верю : мы увидимся. б) Ласточка день начинает - соловей кончает. в) Очень советую : побывайте в заповеднике. г) Уже исчезла нагота полей : их покрыла трава. Ответы: 1. а), в), г); 2. а), в), г).