Т еатральный сундучок Опыт работы по организации театрализованной деятельности Автор: Ионова Надежда Анатольевна, заместитель заведующего МБДОУ «Детский сад 16 «Золотая рыбка» г. Нефтеюганск
Согласно ФГОС ДО, на первом месте стоит развитие ребенка как личности творческой, активно проявляющей себя во всех видах деятельности, что является основной целью моей работы. Для достижения данной цели были поставлены задачи театрализованной деятельности на музыкальных занятиях: 1. развивать умения дошкольников придумать сюжет постановки, готовить необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять роли; 2. создать условия для развития творческой самостоятельности детей в передачи художественных образов средствами театральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография и т.п.); 3. предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями; 4. воспитывать артистические качества. Поставленные задачи реализуются через все виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательную, восприятие художественно литературы и фольклора, трудовую, продуктивную, музыкальную, двигательную
Театрализованная деятельность – это уникальный вид деятельности, который включает в себя 5 образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, поэтому необходимо организовать взаимодействие всех педагогических работников ДОУ с целью создания условий для театрализованной деятельности с дошкольниками Педагог-психолог: снятие психоэмоционального напряжения, раскрепощение, работа над мимикой Инструктор по физической культуре: имитация действий персонажей, упражнения на развитие моторики и движений Воспитатель: помощь в подготовке атрибутов и декораций в изодеятельности, знакомство с художественными произведениями, беседы Учитель-логопед: работа над речевым дыханием, связной речью, темпом и ритмом речи, интонацией Музыкальный руководитель: подбор музыки, общая организация постановки вместе с детьми, хореография, разучивание песен персонажей, игры- драматизации
Инструктор по физической культуре работает над имитацией действий персонажей Музыкальный руководитель работает над хореографией и разучиванием песен персонажей
Педагог-психолог работает над мимикой персонажей, проявлением эмоций Воспитатель рисует декорации Учитель-логопед работает над речью и дикцией
«Любая педагогическая работа эффективна тогда, когда она правильно организована». Одно из важных составляющих эффективности образовательного процесса - взаимодействие с семьей воспитанников. С этой целью создано единое образовательное пространство развития ребенка – организовано взаимодействие с родителями Родители участвуют в: -изготовлении атрибутов, костюмов, декораций ; -написании сценариев или подборе сюжета спектакля; -театрализованных представлениях, досугах; -подготовке афиш, пригласительных билетов
В содержание музыкальных занятий включаю: - инсценировку песен, попевок, хороводов; - просмотр спектаклей и беседы по ним; - игры-драматизации, театральные этюды, разыгрывание сказок; - упражнения для коммуникативного развития детей; - упражнения на дикцию; - задания для развития речевой интонационной выразительности; - игры-превращения, образные упражнения; - ритмические минутки (логоритмика); - пальчиковые игры для развития моторики рук; - упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы и т.п. Для того чтобы дети могли точно передать художественные образы необходимо правильно организовать развивающую среду, которая включает в себя: -сцену; -костюмы и декорации; -технические средства (музыкальный центр, проектор и экран, микрофон и др.); -музыкальные инструменты; -наличие кукол для театра; -ширмы
Для каждой инсценировки свои костюмы и атрибуты
Чтобы дети могли проявлять творческую самостоятельность и правильно передавать художественные образы мы вместе готовим необходимые атрибуты и декорации для будущего спектакля В качестве атрибутов используются: спортивное оборудование, нетрадиционные и бросовые материалы (стремянки, старые картонные коробки, остатки ткани, палочки для суши, пластиковые бутылки - для шлема богатырей и многое другое)
Для трансформируемости среды используются передвижные ширмы и кулисы, которые оформляются по теме будущего спектакля. Это позволяет трансформировать пространство для каждого сюжета (пока действие происходит на первом плане, за кулисами меняются декорации). Передвижная ширма, оформленная в виде двери
В каждой группе учреждения имеются музыкально-театральные центры, которые расположены рядом с центром игры и оснащены: -ширмы большие и настольные; -уголок ряженья (шляпы, бусы, веера, костюмы, парики, маски-шапочки и т.п.); -различные виды театра: би-ба-бо, магнитный, на коврографе, пальчиковый, теневой, на прищепках, перчаточные, на ложках и др.; -зеркало для ряженья; -гримерная
Образовательный эффект театрализованной деятельности: -является источником развития у детей чувств, глубоких переживаний, эмоциональной сферы; -приобщает ребенка к духовным ценностям; -позволяет формировать представления об окружающем мире во всем его многообразии через образы, краски, звуки; -помогает развивать физические качества; -способствует развитию речи и дикции, коммуникативных навыков; -развивает психические процессы (воображение, мышление, память, внимание); -формирует навыки самообслуживания; -развивает музыкальные и творческие способности, чувство ритма; -способствует формированию самостоятельности детей, проявлению инициативы, уверенности в себе; -помогает создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка
В учреждении созданы условия для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по технологии театрализованных игр. С этой целью реализуется инновационный проект «Тьюторское сопровождение педагогов дошкольных образовательных организаций как эффективное средство повышения качества образования», который направлен на повышение профессиональных умений педагогов по всем направлениям образовательной деятельности.
Результаты театрализованной деятельности: