Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Комарова Валерия Николаевна МБ ДОУ 249
Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту, то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно тренировка пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовки кисти рук к письму, и что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем поможет детям овладеть письмом.
Задачи: Ослабление напряжения в мышцах кистей и пальцев рук; Развитие кинестетических ощущений, умение расслаблять и напрягать мышцы кистей и пальцев рук; Развивать силу мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений; Динамической координации (координированной работы – одновременной и последовательной, одинаковой и противоположной) кистей обеих рук; Развитие зрительно-моторной координации; Совершенствовать движение рук развивая психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, слуховое восприятие, память, речь детей; Развивать умение действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями. Что происходит когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
Принципы построения работы От простого к сложному; Игровая мотивация; Выполнение упражнений сначала ведущей рукой, затем изолированно другой рукой, затем одновременно синхронно; Учёт трёх составляющих движения: сжатия, растяжения и расслабления; Учёт индивидуального темпа детей; Задания на разных уровнях сложности: по подражанию, образцу, речевой инструкции; Использование ауто команд (ребёнок проговаривает всё, что делает, в том числе помогает себе речевыми командами).
Методики обследования и коррекционная работа по развитию мелкой моторики Литература
Игровые технологии для развития мелкой моторики Игры – шнуровки развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательность действий.
Упражнения с массажным шариком, грецкими орехами, карандашами Также из карандашей, счетных палочек, спичек можно выкладывать разные предметы по образцу и по памяти.
«Весёлые ёжики»- Су Джок терапия Предложите ребенку покатать массажный мяч или карандаш между ладонями, или кистью одной руки.
ИГРЫ С ФАСОЛЬЮ И ГОРОХОМ Для начала ребёнок может попробовать выложить предложенные схемы. Затем попросите его придумать свои узоры, которые можно создать с помощью фасолинок и гороха. Поощряйте любые проявления фантазии ребенка. - Выложи из фасоли и гороха дорожки. - Укрась рисунки фасолью или горохом.
Звуковой лабиринт Способствует коррекции звукопроизношения (автоматизация звука изолированно, в слогах, словах и фразах. Развития мелкой моторики. Развитие силы голоса. Различные тактильные ощущения через соприкосновение пальцев с различными видами материала: пластмассой, тканью, резиной… Закрепление названия цветов и их оттенков. Закреплять названия числительных.
Рисование красками различными способами Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги. В процессе рисования формируются элементарные графические умения, развивается мелкая мускулатура руки, столь необходимая при освоение письма
Очень нравятся детям игры с пуговицами Подберите пуговицы разного размера и цвета. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, бусы и т.д. Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.
Очень увлекают детей игры с прищепками
В упражнениях действия с прищепками озвучиваются текстами и стихами
Кинезиологические упражнения Развивая моторику и для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений.
Скатывание тесьмы двумя руками одновременно
Пальчиковый театр Хорошим стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций являются игры с пальчиковый театром.
Спасибо за внимание!