1 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ ПО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ИНДИКАТОРОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Май-июль 2011г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критерии финансовой грамотности населения и пути ее повышения Июль 2008.
Advertisements

Улучшение социально- экономического положения пожилых людей - приоритетное направление государственной социальной политики Конференция, посвящённая проблемам.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Презентация магистерской диссертации На тему : «Методики оценки рисков корпоративных клиентов» Выполнил: Родионов К.В. Научный руководитель: Васенкова.
Классный час Финансовая грамотность. 8 сентября 1802 года – создание Министерства финансов Российской империи Александр Первый «Должность Министра финансов.
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации Авторы: Кольцова Татьяна Научный руководитель Петрова О. Г. Колледж индустрии.
« Повышение финансовой грамотности в Томской области » 27 октября 2014 г.
В мире финансовой грамотности. Однако, для реализации большинства материальных желаний нужны денежные средства. Помощь и поддержка близкихХобби, увлечения,
Финансовая грамотность населения России: проблемы и пути повышения Национальное агентство финансовых исследований 17 сентября 2009.
1 ИНДИКАТОРЫ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ноябрь 2012 год Презентация.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Профессионализация оценивания программ и политик в России: разработка профессиональных принципов Балакирев В. АСОПП (Россия) Компания «Процесс Консалтинг»,
Этапы планирования потребности в персонале
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Диагностика состояния неплатежеспособных предприятий.
Подготовил Ст-т 3 к 2 гр Умардибиров Гамзат. Инвестициями называются все виды денежных, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты.
Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ» Анна Зеленцова, Координатор Проектной группы.
ПРО- ГНОЗИ- РОВАНИЕ Маркин Сергей Менеджмент 2 КУРС.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Транксрипт:

1 НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ ПО МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ ИНДИКАТОРОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Май-июль 2011г.

2 Понятие «финансовая грамотность» © Фонд «ИЭСИ» Финансовая грамотность отношение населения к вопросам финансовой тематики, представления о «верном» и «неверном» поведении, уровень доверия финансовым институтам информированность населения о финансовых продуктах и услугах, владение специальной терминологией опыт пользования финансовыми продуктами, модели поведения при взаимодействии с финансовыми институтами, характер управления личными финансамиУСТАНОВКИЗНАНИЯ ПОВЕДЕНИЕ Профессиональный уровень Общеэкономический уровень Обывательский уровень Признаки классификации субъектов оценки финансовой грамотности Возраст Социальный статус Уровень дохода Место жительства Опыт пользования финансовыми продуктами и услугами

3 Эмпирическая интерпретация понятия «финансовая грамотность» © Фонд «ИЭСИ» Эмпирические индикаторы установок массового сознания Осознание необходимости повышения личной финансовой грамотности Материальная обеспеченность и будущее пенсионное обеспечение в системе ценностей Представления о необходимости наличия сбережений Ориентация на обращение к профессиональным финансовым консультантам Критерии выбора финансовой компании для обращения и т.д. Эмпирические индикаторы финансовых знаний Знание финансовых институтов, продуктов и услуг Информированность о системе страхования вкладов Умение распознавать финансовые пирамиды Знания о возможностях размещения собственных пенсионных накоплений Знание о действии государственной программы софинансирования пенсий Знание последствий невозврата кредита в срок и т.д. Эмпирические индикаторы финансовых навыков Ведение учета доходов и расходов Наличие долгосрочного финансового плана Наличие сбережений Опыт пользования финансовыми услугами Доля семейного бюджета, расходуемая на выплаты по кредитам Установка приоритетов при расходовании средств Использование электронных платежных средств Обращение к консультациям при совершении финансовых операций

4 Общие и специальные вопросы в инструментарии © Фонд «ИЭСИ» Вопросы для отбора респондентов Сменные блоки вопросов в зависимости от возрастной категории Финансовое поведение и установки Знание и опыт пользования финансовыми продуктами и услугами Знание в финансовой сфере Востребованность информации, критерии выбора Социально-демографические характеристики Анализ данных по общей части анкеты позволяет охарактеризовать финансовую грамотность в целом, а также сопоставить доминирующие установки, имеющиеся знания и навыки в отдельных социально- демографических группах, выявить наиболее перспективные и проблемные. Результаты опроса по специальным блокам позволяют описать специфику и нормы финансового поведения, представителей отдельных возрастных категорий лет года года старше 55 лет

5 Социокультурный подход к оценке финансовой грамотности © Фонд «ИЭСИ» Социокультурный подход основывается на социальных установках в финансовой сфере. Центральным понятием социокультурного подхода является экономическая (финансовая) культура населения. Преимущества социокультурного подхода 1.Основан на принципе историзма, позволяет объяснить доминирующие в обществе установки и установить границы предполагаемых изменений. 2.Способен объяснить противоречия между отдельными компонентами финансовой грамотности: установками, знаниями и реальным поведением. Недостатки социокультурного подхода 1.Формирует идеальную картину норм финансового поведения без анализа ее соответствия реальной практике.

6 Социокультурный подход : результаты оценки © Фонд «ИЭСИ» 3,5 балла Эмпирические индикаторы Уровень финансовой грамотности НизкийСреднийВысокий Материальная обеспеченность и будущее пенсионное обеспечение в системе ценностей 2,8 Личная ответственность за достойную будущую старость (для возраста от 35 до 54 лет) 2,7 Необходимость формирования сбережений4,0 Личная ответственность за выплаты кредитов2,3 Критерии выбора банка для оформления кредита3,2 Модели поведения в случае возникновения споров со страховой компанией 4,2 Значение финансовых знаний в жизни4,0 Ориентация на обращение за консультацией4,0 Желание повышать финансовую грамотность3,5

7 Нормативный подход к оценке финансовой грамотности © Фонд «ИЭСИ» Нормативный подход соответствует узкому определению понятия «финансовая грамотность». Приоритетное значение в рамках нормативного подхода приобретает образовательная и информационная составляющие государственной политики стимулирования развития финансовых рынков. Преимущества нормативного подхода 1.Легко оцениваются и интерпретируются результаты. 2.Можно менять наполнение эмпирическими индикаторами в зависимости от актуальности отдельных тем. Недостатки нормативного подхода 1.Слабо учитывает реальные потребности и возможности отдельных категорий населения в получении финансовых знаний.

8 Нормативный подход: результаты оценки © Фонд «ИЭСИ» 2,8 Эмпирические индикаторы Уровень финансовой грамотности НизкийСреднийВысокий Известность финансовых продуктов и услуг 3,8 Знание финансовых институтов 3,7 Страхование вкладов 2,0 Способы повышения размера пенсии 2,7 Распоряжение пенсионными накоплениями 2,8 Последствия невозврата кредита в срок 3,0 Признаки финансовой пирамиды 2,0

9 Позитивный подход к оценке финансовой грамотности © Фонд «ИЭСИ» Позитивный подход основывается на оценках реального поведения граждан, в рамках которого можно выделить три составляющие: управление личными финансами, пользование финансовыми услугами, повышение информированности. Позитивный подход фиксирует существующее положение дел, позволяет максимально диверсифицировать показатели финансово грамотного поведения для отдельных категорий населения. Преимущества позитивного подхода 1.Позволяет получить информацию о поведении целевых групп на финансовых рынках 2.Ориентирован на реальное поведение, оказывающее прямое влияние на экономическую ситуацию Недостатки позитивного подхода 1.Не в состоянии объяснить причин различающихся моделей поведения в формально аналогичных условиях 2.Узко интерпретируется понятие рациональности финансового поведения 3.Не позволяет прогнозировать изменения финансового поведения отдельных категорий и населения в целом

10 Позитивный подход: результаты оценки © Фонд «ИЭСИ» 3,5 Эмпирические индикаторы Уровень финансовой грамотности НизкийСреднийВысокий Среднесрочное планирование личного / семейного бюджета ( ) 2,5 Активность в решении жилищного вопроса при наличии потребности (20-34) 3,2 Наличие сбережений на случай непредвиденных обстоятельств (35-54 ) 2,3 Ведение письменного учета доходов и расходов 3,3 Частота возникновения потребности в займах 4,3 Частота совершения покупок не по средствам 3,5 Планирование расходования средств при получении дохода 3,5 Совершение накоплений 3,8 Определение приоритетов при планировании расходов 3,7 Соблюдение плана расходования средств 3,2 Пользование банкоматами и платежными терминалами (55 лет и старше) 3,3 Пользование финансовыми продуктами и услугами 2,2 Наличие невыплаченных кредитов 4,8 Доля семейного дохода, расходуемого на выплаты по кредитам 4,3 Источники информации финансовой тематике (16 -19) 3,8 Знание структуры расходов и доходов семьи ( ) 3,3 Консультации перед финансовыми операциями (55 лет и старше) 2,7

11 Интегральный показатель финансовой грамотности © Фонд «ИЭСИ» Формула, применяемая для расчета интегрального показателя финансовой грамотности Fgr – показатель уровня финансовой грамотности, x – доля граждан с низким уровнем финансовой грамотности (менее 3 баллов) y – доля граждан со средним уровнем финансовой грамотности (от 3,1 до 4 баллов) z – доля граждан с высоким уровнем финансовой грамотности (более 4 баллов) Максимально возможное (идеальное) значение показателя равно 5. Комплексный метод оценивания позволяет нивелировать недостатки трех подходов (социокультурного, нормативного и позитивного) и усилить их преимущества. 3,3

12 Стратегии управления личными финансами (факторная группа 1) © Фонд «ИЭСИ» Группа 1 – «активные пользователи финансовых услуг» Стратегия финансового поведения: часто берут кредиты или одалживают деньги, иногда покупают то, что не могут себе позволить, в этом году пользовались многими финансовыми продуктами и услугами, хотели бы и дальше пользоваться различными финансовыми продуктами и услугами, в настоящее время у них есть кредиты. Социально-демографические характеристики Преимущественно женщины; Возраст от 20 до 54 лет; Около половины представителей группы имеют среднее специальное или среднее техническое образование; Высока доля специалистов, служащих и рабочих. Основная проблема в чрезмерном увлечении кредитами, которое в перспективе может привести к возникновению личной неплатежеспособности. Необходима работа по формированию ответственного подхода к пользованию кредитными продуктами, расширению перечня используемых финансовых услуг. У большинства представителей группы есть доступ к Интернет. Наиболее высока потребность в информации о возможностях системы пенсионного обеспечения, видах сбережений и юридических аспектах кредитования.

13 Стратегии управления личными финансами (факторная группа 2) © Фонд «ИЭСИ» Группа 2 - «люди, живущие сегодняшним днем» Стратегия финансового поведения: никогда не придерживаются плана, который составили для расходования свои денег, когда получают доход, то никогда четко не планируют то, как он будет потрачен, в их семье, как правило, не ведется письменный учет доходов и расходов, они скорее не склонны к формированию сбережений. Социально-демографические характеристики Высока доля подростков и пенсионеров Многие имеют неполное среднее или среднее общее образование Уровень дохода менее 10 тысяч рублей в месяц на человека Потенциальные риски – критическое снижение качества жизни этой категории населения. Необходима работа по формированию навыков планирования расходования средств. По отношению к подростковой части группы целесообразно полномасштабное финансовое просвещение.

14 Стратегии управления личными финансами (факторная группа 3) © Фонд «ИЭСИ» Группа 3 – «люди, склонные к сбережению» Стратегия финансового поведения: в семье скорее ведется письменный учет доходов и расходов, склонны к формированию накоплений, материальный достаток выше среднего уровня. Социально-демографические характеристики Более 40% старше 55 лет Высока доля граждан с высшим образованием Уровень дохода более 10 тысяч рублей на одного человека в месяц Преобладают специалисты и неработающие пенсионеры Неэффективное распоряжение свободными средствами приводит к снижению экономического потенциала региона и недостаточному использованию инвестиционных ресурсов населения. Обеспеченные пожилые люди представляют основную группу риска для финансовых пирамид. Необходимо информирование о возможностях инвестирования и признаках недобросовестного поведения на финансовых рынках.