Научно-исследовательская работа магистранта Специфика программы осенью 2008 г.: до 14.10 – совместно для I и II курсов ВШЕК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что курс в принципе может дать: два уровня - минимальный и продвинутый - между которыми важно различать.
Advertisements

«Стратегии исследовательской работы / Конвенции академического сообщества» (вторники, с по ; ауд. 157 или 173, к. 7) Ресурсы:
Даты и темы занятий Введение в курс «Основы академической работы». Характеристика целей курса, системы отчетности, предлагаемых ресурсов. Тема.
Даты и темы занятий Введение в курс «Основы академической работы». Характеристика целей курса, системы отчетности, предлагаемых ресурсов. Лекции.
Современные проблемы науки в контексте культуры - ч. II, весенний семестр 2011 Вся презентация – комментарий к программе, очень пестрой, но вразумительной.
«История и методология изучения культуры / Стратегии исследовательской работы» (магистратура РГГУ, культурологи). весенний семестр 11.02, 18.02,
Магистратура ПМСАР Научно-исследовательский семинар кафедры методов сбора и анализа социологической информации.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
Алгоритм работы над темой самообразования Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога © Ольга Васильевна Горбачева,
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
Учебник – это основное средство обучения. Дидактические функции учебника: Мотивационная Информационная Контрольно-корректирующая.
Проектная деятельностьстудентов Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия.
Программные средства разработки Web-страниц и презентаций Представление дисциплины.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Повышение мастерства через: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПЛАН ПЕДАГОГА.
ПРОЕКТ НА ТЕМУ:. Требования к исследовательской работе Определение темы исследования: –цели –задач –методов Где и как будут использованы полученная информация.
«Ни одну серьезную экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки значительных объемов информации». Гендина Н.И.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ « ПРОЛОГ » «О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг…» (А.С.Пушкин)
Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы.
Транксрипт:

Научно-исследовательская работа магистранта Специфика программы осенью 2008 г.: до – совместно для I и II курсов ВШЕК.

Даты и темы занятий Введение в курс «Основы академической работы». Характеристика целей курса, системы отчетности, предлагаемых ресурсов Тема 2: «Тема» и «проблема» научного исследования. Обозначение (связанных друг с другом) темы, источников и проблемы – «визитная карточка» исследователя в научном сообществе Тема 3. Работа с источником Тема 4. Работа с исследовательской литературой и с ресурсами сети Интернет Тема 5. Работа с текстом собственного исследования Тема 6. Представление (в тексте, в устном выступлении и с привлечением дополнительных материалов) результатов исследования.

Отчетность для II курса: экзамен, Презентация исследовательского проекта (курсовой, диплома) (см. Что должно войти в итоговую презентацию к экзамену по СТИР (II курс ) (выполняется в форматах doc, ppt, htm; рассылается (Аркадий, Люба, Таня, Боря) накануне) Блок официальной информации о дипломе 1. Формулировка темы (презентация такого-то) 2. Уточнение темы диплома (если у него есть подзаголовок, характеризующий материал, аспект проблемы и т.п. - то, что на утверждении тем обозначается фразой «Потом поясните во Введении»). 3. Информация о руководителе, оппонентах, консультантах и т.п. Проблема 4. Предыстория проблемы: почему Вы взялись именно за ее исследование? Варианты: а) Определенное состояние предмета Вашего исследования, которое Вы рассматриваете как скрывающее вопрос; б) Историографическая ситуация в изучении Вашей темы, которая привела к тому, что сейчас должны появиться именно Вы с Вашим исследованием; в) Ваша личностная биографическая ситуация, которая привела к тому, что именно сейчас для Вас оказалось логично заняться именно этой темой, и т.д. 5. Формулировка цели исследования 6. Формулировка задач исследования, решение которых позволит достигнуть названной в предыдущем пункте цели. 7. Как звучат вопросы Вашего исследования? Источники и исследовательская литература 8. Список источников или их основных групп и жанров. 9. Способ работы с этими источниками. 10. Корпус исследовательской литературы – основные существующие в историографии направления анализа Вашей темы. 11. Корпус исследовательской литературы – доступность и освоенность. Электронные ресурсы, которыми Вы собираетесь пользоваться при подготовке диплома – список сайтов, аннотация одного из них. План работы (Как Вы помните, здесь тоже возможны варианты: Вы можете эксплицировать последовательность интересующих Вас вопросов; назывные предложения, фиксирующие определенные явления или проблемы, которые Вы собираетесь исследовать; последовательность своих исследовательских действий и т.п.) Промежуточные рабочие материалы: словники интересующих Вас явлений (какие маркеры цепляют Ваше внимание при анализе источников) и категорий Вашего анализа; Интернет-запросы (можно на человеческом языке, а можно на компьютерном, но тогда указывайте, под какую поисковую службу этот запрос отлажен); протокол описания единицы исследования (например, сайта, картины или биографии), анкеты, вопросники и т.п. Итоги 56. Подведение выводов (характер, а то и содержание тех выводов, которые вы собираетесь или хотели бы сделать). 57. Перспективы дальнейшего исследования. 58. Оговорки, которые будет необходимо произнести во Введении, чтобы оправдать Ваше исследование именно в том виде, в котором оно будет получаться Накопившиеся проблемы. 60. Состояние проделанной работы.

Отчетность для I курса: пока очень туманно или – семинар; скорее всего, с какой-нибудь «острой» темой. Цель – упражнение в подготовке небольших высказываний с выполнением необходимых предварительных этапов: формулировка проблемы, отбор и критическое чтение источников, формирование собственной точки зрения, ее непротиворечивая реализация и оптимизированное исполнение ?? Контрольная работа по трем пособиям –Бут У.К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов. – М.: Флинта, – 360 с. –Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, – 204 с. –Эко У. Как написать дипломную работу. – М.: Книжный дом «Университет», – 238 с. (или другие издания). (Вопросы к контрольной работе см основная страница ресурсов

Список дополнительной литературы 1.Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. М., по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов 2.Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст] : ГОСТ 7.1–2003. – Минск : Межгос. совет по стандартизации, метрологии и сертификации ; М.: Изд- во стандартов, – (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу). 3.Дашкова Т.Ю., Перлов А.М., Степанов Б.Е. Учебно-методический комплекс «Методика академической работы в гуманитарном знании: организация, подготовка и презентация исследовательского проекта». (ГУ-ВШЭ, 2006) 4.Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. – М.: ИНФРА-М, – 399 с. 5. Ружиэйро В.Р. Мышление: Пятнадцать уроков для начинающих авторов. – М., Флинта, – 440 с. 6.Уэстон Э. Аргументация: Десять уроков для начинающих авторов. – М., Флинта, – 96 с. 7.Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта: Наука, – 288 c. 8.Agre Р. Networking on the Network См. также Агр. Ф.Н. Найдите свой голос

Что курс в принципе может дать: два уровня - минимальный и продвинутый - между которыми важно различать.

Минимальный (не имеющий к исследовательской работе особого отношения). Чего хочет любой работодатель? 4 Чтобы вы делали то, что вам поручено. –собирать информацию, примерно знать, где ее искать, –уметь перераспределить ее в соответствии с заданным форматом, –уметь видеть в ней минимальные противоречия и разрешать их, или, когда они плохо разрешимы, наоборот выделять и обращать на них внимание. 4 «Техническим» навыкам соответствуют «организационные» и «экзистенциальные». –уметь организовывать свое время, –быть готовым нести ответственность за результат своей работы, –уметь не бояться задания и при этом проявлять обучаемость – быть готовым к критике и необходимости адаптироваться к требованиям и интересам работодателей, читателей и т.д.

Чему может хотеть научиться автор (дипломной работы)? 4 Экономить силы. 4 Уметь переходить от внутреннего опыта переживания проблемы (например, неспособности написать диплом) к техническому заданию. Собственные терзания перемещаются вовне, их можно абстрагировать, уметь отделять от себя и формулировать как технические вопросы. Выясняется, что эти проблемы уже беспокоили человечество, и есть определенный багаж решений. 4 Знать, что собственные усилия соответствуют определенной норме или начать на эту норму ориентироваться.

Т.е. - не об исследовании. Об отчетах, текстах и докладах разным людям. 4 Вместо упражнения в этих навыках и разбора - увы, декларация (из-за ограниченности времени). Чтобы компенсировать это - пособия (по которым для I курса контрольная работа). 4 Итак, минимальный уровень – универсальные советы по сбору и перераспределению информации и по алгоритмам порождения и критической правки своего текста. 4 Независимо от специальности и от уровня работы, без учета принципиальной специфики разных источников и проблем.

«Продвинутый» уровень - проблематизация исследовательской деятельности. Почему эти правила именно такие? 4 Почему о курсовой, которая нравится самому студенту, ему сказали не «правильно» / «неправильно», а «неоригинально» / «безосновательно»? Кто устанавливает эти нормы? 4 Технические советы (как писать свой текст; насколько подробно и (не)критично читать исследовательскую литературу) могут основываться на позиции по поводу этих норм. 4 Однако до постановки перед собой этих вопросов надо дозреть. Пока предлагается лишь видеть содержание курса на шкале между уровнями или полюсами: 1) технических рекомендаций по работе с информацией и 2) проблематизации правил научной работы.

Правила научной работы не как принуждение или символ веры, а как проблема появляются только, когда осознается спор разных позиций: 1) исследование – личное и интимное дело творческой личности; 2) исследователю достаточно убедительно описать состояние дел, а как он к этому пришел – его собственная история; 3) других людей надо читать, полностью и до каждой строчки потому что надо; 4) других людей надо читать в той мере, в какой ты хочешь надеяться на то, что будут читать тебя; 5), 6), 7) … Точка зрения курса ближе к 4-й. Правила и стандарты научного исследования зависят (не столько от предмета или от озарения) от сообщества. 4 «Социальный контракт» (КБУ, с. 37). Соглашение автора с читателями: «Я сделаю свою часть, если вы сделаете свою» –Дам себе труд прочесть историографию, потому что сам не читаю Самоделкиных и т.п. –Сформулирую постановку проблему и четкое содержание, чтобы оптимизировать затрату времени читателей