1 ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК СНИЖЕНИЯ РЕСУРСОЕМКОСТИ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА Выполнила: ст. гр. КП-04-1 Выполнила: ст. гр. КП-04-1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Advertisements

Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
ООО Научно- производственный центр «Энергия» Комплексные энергетические решения по энергосбережению.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 10 ноября, 2009 г. Роль и место энергоэффективности.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Прогресс в выполнении дорожной карты подписанной в Астане КЫРГЫЗСТАН Г-жа. Касымова Гульсара Заседание Координаторов по странам и Участников рабочих групп.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
Система финансирования природоохранных мероприятий Выпускная квалификационная работа Студент Мусаев Р.Х. Научный руководитель Палт М.В. Научный руководитель.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
ЭНЕРГОАУДИТ. Определение энергоаудита Энергоаудит – технико-экономическое обследование систем энергогенерирования, энергораспределения и энергопотребления.
В Системе добровольной сертификации «МОЭК-Энергоменеджмент» установлен порядок взаимодействия органов по сертификации, учебных центров и специалистов.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Нормативно-правовая база, регулирующая использование в Беларуси местных топливно-энергетических ресурсов.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
LOGO Энергоаудит Цели. Задачи. Этапы. Результаты энергетического обследования.
Транксрипт:

1 ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК СНИЖЕНИЯ РЕСУРСОЕМКОСТИ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА Выполнила: ст. гр. КП-04-1 Выполнила: ст. гр. КП-04-1 Андронова А.А. Андронова А.А. Научный руководитель: доцент, Научный руководитель: доцент, к.э.н. Осиновская И.В. к.э.н. Осиновская И.В. Тюменский государственный нефтегазовый университет

2 ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ исследование положений, дающих системное решение важной народнохозяйственной проблемы, связанной с обеспечением эффективного ресурсопотребления в стратегически важном для российской экономики нефтегазовом секторе

3 Задачи исследования: 1) исследование состояния нефтегазового сектора российской экономики на фоне мировых тенденций и оценка его ресурсной обеспеченности на перспективу; 2) выявление путей снижения ресурсоемкости нефтегазодобывающей отрасли на основе внедрения энергоэффективных программ;

4 Задачи исследования: 3) определение форм и методов стимулирования внедрения энергоэффективных программ, разработка организационных основ создания служб ресурсоменеджмента на отраслевых предприятиях; 4) оценка перспектив, ожидаемых при реализации энергоэффективных программ в нефтегазовом секторе экономики. Продолжение

5 Проблемы нефтегазодобывающего сектора Проблемы нефтегазодобывающего сектора Проблемы, приводящие к росту ресурсоемкости нефтегазодобывающего сектора + Качественное ухудшение сырьевой базы отрасли Диспропорции в ценовой политике Научно-техническое отставание от мирового уровня Нестабильное финансовое положение производственных структур отрасли Высокая нагрузка на окружающую среду Высокая нагрузка на окружающую среду

6 Проблемы, приводящие к росту ресурсоемкости нефтегазодобывающего сектора рост ресурсоемкости нефтегазодобывающего сектора и «откат» к энергодоминированию Продолжение Продолжающийся дефицит инвестиций Несовершенная налоговая политика Износ основных производственных фондов Незрелость рыночных структур и конкуренции Высокая энерго- и ресурсоемкость российской экономики

7 ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОТБОРА РЕСУРСОЭФФЕКТИВНЫХ ПРОЕКТОВ НА ОСНОВЕ КОМБИНАТОРНОЙ ОПТИМИЗАЦИИ Формирование комбинации проектов Кm Оценка интегральной эффективности комбинации Эm=Эm= Отбор оптимальной комбинации проектов: max (Э m/ Р Т im ) Отбор оптимальной комбинации проектов: max (Э m/ Р Т im ) 1.Формирование частных критериев выбора (Э k ). 2. Оценка требуемых ресурсов (Р Т li ). 3. Оценка наличных ресурсов (Р н l ). Сводная матрица критериев выбора WkWk …W2W2 W1W1 Важность …………… х…ххА2А2 х…ххА1А1 (э k )…э2э2 э1э1 Частные критерии по проектам Проекты Характеристики комбинаций проектов Эффективность на единицу ресурсов (Э m / Р Т li ) Требуемый ресурс на комбинацию Интегральная эффективность комбинации (Э m ) Комбинация (проектов) Параметр хххх хххх хххх …А1А2А3А1А2А3 А1А3А1А3 А1А2А1А2 Формирование информационной базы по А i проектам Формирование информационной базы по А i проектам Проверка ограничений на ресурсы

8 - требуемый ресурс l - го вида (l = 1…L) для i– го проекта, входящего в комбинацию (i=1…n); - наличный ресурс i–й альтернативы, входящей в комбинацию проектов; Э j - частные критерии эффективности; j - количество частных критериев (j=1…k) Кm – комбинация проектов; k – количество критериев выбора; l - количество ресурсов (l =1….L); m – количество комбинаций проектов (m =1…М). Условные обозначения:

9 ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ПРОГРАММ НА КОРПОРАТИВНОМ УРОВНЕ(С ФРАГМЕНТОМ «ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ») уменьшение экологической нагрузки на окружающую среду поддержка научного потенциала компании, повышение экономической эффективности внедряемых мероприятий поддержка научного потенциала компании, повышение экономической эффективности внедряемых мероприятий совершенствование качества управления энергосбережением в компании совершенствование качества управления энергосбережением в компании стабильное развитие собственных генерирующих мощностей снижение энергетической составляющей в себестоимости продукции создание условий для ускоренного технического перевооружения обществ компании ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ – максимально-эффективное использование ТЭР и имеющегося научно-технического потенциала для обеспечения экономического развития нефтегазодобывающей компании за счет перевода ее экономики на энергосберегающий путь ПОДЦЕЛИ преодоление негативных тенденций в части нерационального потребления ТЭР стабильная оптимизация топливоэнегропотребления

10 КОМПЛЕКС МЕР Совершенствова ние нормативной и методической базы Достоверный и единообразный учет потребления ТЭР в соответствии с утвержденной структурой норм расхода Внедрение автоматизированных систем управления процессами электро-, тепло- и топливоснабжения Внедрение технических и организационных мероприятий, направленных на сокращение сверхнормативных потерь Анализ взаимосвязи технологии и энергозатрат путем проведения энергетических обследований в результате внутреннего и внешнего энергоаудита УСЛОВИЯ ДОСТИЖЕНИЯ Дополнительное финансирование ресурсоэффективных проектов Инновационный «прорыв» в сфере ресурсоэффективности и энергосбережения Мониторинг программ в процессе ресурсоменеджмента Мониторинг программ в процессе ресурсоменеджмента Продолжение

11 КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ 1.1. Применение энергосберегающих методов повышения нефтеотдачи пластов 1.2. Оптимизация работы энергоустановок в соответствии с режимом добычи 2.1. Применение энергосберегающего насосного оборудования 2.2.Внедрение частотно-регулируемого электропривода на объектах нефтедобычи ЭлектроэнергияЭлектроэнергия11 Совершенствование технологии производства Совершенствование технологии производства 22 Улучшение структуры используемого производственного оборудования Улучшение структуры используемого производственного оборудования 33 Повышение эффективности эксплуатации электрораспределительного оборудования и электросетей 3.1. Приведение установленной мощности трансформаторов в соответствие с нагрузкой, снижение потерь электроэнергии в электросетях 3.2. Развитие автономной энергетики на нефтяном газе 3.3. Компенсация реактивной мощности

Внедрение автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии 4.2. Совершенствование вспомогательных операций и технологических процессов. Ликвидация перезагруженного оборудования 1.1. Внедрение систем регулирования и учета тепловой энергии 1.2. Модернизация и замена теплообменников, очистка трубных пучков 1.3. Оптимизация применения вида теплоносителя ЭлектроэнергияЭлектроэнергия44 Организационные мероприятия 22 Повышение эффективности использования и оптимизация структуры производственного оборудования Повышение эффективности использования и оптимизация структуры производственного оборудования 11 Улучшение использования теплоэнергии Улучшение использования теплоэнергии ТеплоэнергияТеплоэнергия 2.1. Улучшение изоляции теплопроводов и теплоизолирующего оборудования, оптимизация схемы и ремонт теплотрасс 2.2. Использование тепла вторичных ресурсов 2.3. Улучшение теплозащиты ограждающих конструкций зданий и сооружений, оптимизация количества обогреваемых площадей

Модернизация и замена физически и морально устаревших печей и котлоагрегатов 1.2. Работа топливопотребляющего оборудования по режимным картам, режимная наладка печей и котлов 1.3. Очистка поверхностей нагрева, устройство антинакипных устройств и реагентов 1.4. Перевод котельных на нефтяной газ 2.1. Использование тепла уходящих газов теплогенерирующего оборудования Котельно-печное топливо 11 Улучшение использования производственного оборудования 22 Улучшение использования котельно- печного топлива Улучшение использования котельно- печного топлива

14 содействие организации и внедрению пооперационного приборного технического учета фактического расхода топлива, тепловой и электрической энергии освоение добывающими предприятиями усовершенствованного программного расчета норм расхода и сервисных программ информационно- аналитическое обеспечение оперативной оценки эффективности использования ТЭР и прогнозирования энергозатрат проведение экспертизы, защиты и утверждения плановых показателей по использованию ресурсов всех видов (включая энергетические), необходимых для выполнения плановых заданий по внедрению ресурсосберегающих мероприятий систематический мониторинг хода выполнения программных мер контроль за эффективным и целевым использованием финансовых средств, выделяемых компанией на реализацию мероприятий ресурсосбережения в нефтегазодобыче совершенствование методической базы регулярное проведение энергетических обследований дочерних обществ анализ отчетности всех структурных подразделений о результатах выполнения норм расхода ТЭР и плановых заданий по внедрению энергосберегающих мероприятий УЧЕТУЧЕТ АНАЛИЗАНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЕ (ПРОГНОЗИРОВАНИЕ) КОНТРОЛЬКОНТРОЛЬ организация внешнего аудита (в т.ч. энергоаудита) анализ эффективности ресурсосберегающих проектов отбор ресурсоэффективных проектов, формирование «портфеля» инновационных проектов ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ РЕСУРСОМЕНЕДЖМЕНТА НА НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕМ ПРЕДПРИЯТИИ ФУНКЦИИ

15 Обеспечение взаимодействия участников ресурсоэффективных проектов Региональные власти (органы местного самоуправления) Малые и средние независимы е предприятия (внедренчес кие центры) Малые и средние независимы е предприятия (внедренчес кие центры) Бизнес - проекты в области ресурсоэф фективнос ти нормативно – правовое «поле» (Федеральный закон об энергосбережении от г. 28 – ФЗ; Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России» от г.; Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на гг. и на перспективу до 2010 г.; основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года и т.п. система государственных стандартов Российской Федерации по энергосбережению и экологическому менеджменту меры федеральной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере ресурсосбережения налоговые льготы для предпринимателей государственная поддержка инновационных проектов и программ нормативно – правовое «поле» (Федеральный закон об энергосбережении от г. 28 – ФЗ; Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России» от г.; Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» на гг. и на перспективу до 2010 г.; основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года и т.п. система государственных стандартов Российской Федерации по энергосбережению и экологическому менеджменту меры федеральной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере ресурсосбережения налоговые льготы для предпринимателей государственная поддержка инновационных проектов и программ Меры государственной поддержки ресурсоэффективных проектов Меры государственной поддержки ресурсоэффективных проектов Последствия внедрения ресурсоэффективных проектов и программ: сокращение удельных расходов ресурсов, связанных с добычей нефти и газа; экономия ресурсозависимых затрат на добычу нефти и газа; соблюдение экологических требований и требований Энергонадзора; утилизация отходов от всех видов деятельности; поиск альтернативных видов энергии и т.п.; переход на ресурсосберегающих сценарий развития экономики Последствия внедрения ресурсоэффективных проектов и программ: сокращение удельных расходов ресурсов, связанных с добычей нефти и газа; экономия ресурсозависимых затрат на добычу нефти и газа; соблюдение экологических требований и требований Энергонадзора; утилизация отходов от всех видов деятельности; поиск альтернативных видов энергии и т.п.; переход на ресурсосберегающих сценарий развития экономики Дочерние акционерные общества нефтяных компаний Собственные структурные подразделен ия основных производств Общественност ь НЕФТЕГАЗОВЫЙ БИЗНЕС

16 ТИПОЛОГИЯ ИНСТРУМЕНТОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕСУРСОЭФФЕКТИВНЫХ ПРОГРАММ Инструменты стимулирования АдминистративныеЭкономическиеМорально-этические Законодательство в области ресурсосбережения и эффективного недропользования Система ценообразования на ресурсы Сознание социальной ответственности, добровольные соглашения между нефтяными компаниями и государством по внедрению ресурсосберегающих проектов Целевые программы по ресурсосбережению и инновациям Формы финансирования ресурсоэффективных мероприятий Система воспитания и образования Энергетический аудит Кредитные механизмы по финансированию ресурсоэффективных проектов Общественный резонанс Лицензирование хозяйственной деятельности Система экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты Формирование сознания общества, нацеленного на экономное расходование имеющихся ресурсов Сертификация и техническое регулирование Ресурсные и экологические налоги Экспертиза инновационных проектов Система страхования рисков

17 Оценка эффективности внедрения программ Показатели, характеризующие эффективность внедрения энергосберегающих программ Показатели, характеризующие эффективность внедрения энергосберегающих программ экономия потребляемых ресурсов в натуральном и стоимостном выражении снижение энергетических издержек в себестоимости продукции стоимостном выражении обобщенные энергозатраты уменьшение ресурсоемкости производства (сокращение удельных показателей потребления ресурсов, в т.ч. энергетических) общая экономия затрат на добычу и переработку углеводородного сырья.

18 Оценка эффективности внедрения программ Основной показатель внедрения ресурсосберегающих программ на федеральном уровне - бюджетный эффект. Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления ресурсоэффективных проектов на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Достижение экономически оправданной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдения требований к охране окружающей среды позволит обеспечить структурную перестройку нефтегазодобывающей отрасли. Например, ежегодная экономия средств от использования энергии при внедрении только одного из проектов, связанного с более эффективной системой электрообогрева на нефтяных промыслах Тюменской области, составит 799,79 тыс. руб. Кроме того, теплопотери от передаваемого тепла снизятся с 60% до 2-5%. Можно представить размеры экономии топливно-энергетических ресурсов при осуществлении крупномасштабных ресурсосберегающих проектов. Продолжение

19 Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!