Подходы к автоматизации деятельности предприятия
Главная цель создания ИС – обеспечить руководство предприятия информацией для принятия обоснованных управленческих решений
Подходы к автоматизации: Хаотичная автоматизация - Автоматизация не связанных между собой операций, выполняемых как одним, так и не сколькими сотрудниками, что приводит к наличию неавтоматизированных участков процессов Автоматизация по участкам - Процесс автоматизации отдельных производственных или управленческих подразделений предприятия, объединенных по функциональному признаку
Автоматизация по направлениям - Автоматизация отдельных направлений деятельности предприятия. Обязательное участие всех организационных звеньев, связанных с автоматизируемым направлением) Полная автоматизация управления предприятием - Автоматизация всех ключевых бизнес-процессов, которые могут быть интегрированы между собой двумя способами: - Полная автоматизация с внутренней интеграцией(работа отдельных ИС на предприятии, на основе единой базы данных) - Полная автоматизация с внешней интеграцией(применение отдельных ИС, между которыми налаживаются процедуры регламенты передачи данных)
АИС состоит из большого кол-ва элементов: подсистем, модулей, блоков, задач, процедур, функций, операций и т.п. Интеграция предполагает такое объединение и согласование функций и процедур, чтобы в ходе процесса функционирования предприятия обеспечивалась оптимизация его поведения, она должна применятся во всех подсистемах. При проектировании и эксплуатации системы вопросам интеграции должно уделяться первостепенное внимание, так как разрывы интеграционных связей, выпадение необходимых функциональностей снижают эффективность деятельности предприятия.
Особенности комплексного подхода к автоматизации деятельности предприятия: Повышенная экономическая эффективность этого подхода по сравнению с другими Чрезвычайно высокие требования к качеству управления процессом внедрения системы
Формирование и развитие на предприятия ИС, всегда требуют долгосрочного планирования, ориентированного на стратегические цели в области организации, развития и использования ИС, т.е стратегического планирование ИС
Процесс автоматизации состоит из следующих этапов: Планирования Контроля исполнения плана Регулирования – анализа результатов и принятия решений Существуют два типа планов автоматизации предприятия: Стратегический план(за редким исключением не содержит конкретного плана работ) Оперативный план(содержит план конкретных работ по реализации принятых стратегических решений. Он включает в себя события, которые должны произойти, носит календарный характер и сопровождается сметой расходов
Контроль исполнения планов подразумевает наличие периодического сбора, информации, её обобщение и представление оперативной информации лицам, принимающим решения. Анализ результатов и принятие решений подразумевает наличие процедуры анализа результатов, опираясь на который производится ревизия плана или внесение изменений в ход процесса.
Стратегический план(стратегия автоматизации) включает в себя следующие компоненты: Цели: области деятельности предприятия и последовательность в которой они будут автоматизированы Способ автоматизации: по участкам, направлениям, комплексная автоматизация Долгосрочная техническая политика – комплекс внутренних стандартов, поддерживаемых на предприятии Ограничения: финансовые, временные и т.д. Условия, при наступлении которых производится ревизия плана Анализ результатов выполнения плана Процедура управления изменениями плана
Автоматизация – это один из способов достижения стратегических бизнес - целей, во главе которого должна лежать стратегия бизнеса предприятия: миссия предприятия, направления и модель бизнеса.
Ограничения, которые необходимо учитывать при выборе стратегий автоматизации: Финансовые(определяются величиной инвестиций, которые предприятия способно сделать в развитие автоматизации) Временные обусловленны: - сменой технологий основного производства - Рыночной стратегией предприятия - Государственным регулированием экономики Ограничения, связанные с влиянием человеческого фактора - Корпоративная культура(отношение персонала в автоматизации) - Особенности рынка труда - Трудовое законодательство Технические ограничения(связанны с реальными возможностями предприятия, отсутствие помещений и т.п.)
Проблемы возникающие при разработке стратегии автоматизации, как правило, связаны со следующими факторами: Состоянием рынка информационных технологий Определением эффективности инвестиций в информационные технологии Необходимостью реорганизации деятельности предприятия при внедрении информационных технологий
Процесс изменения системы управления является многоэтапным: Определение миссии предприятия и его стратегических целей(решается исходя из анализа) Анализ и адаптация внутренней среды предприятия с тем, чтобы его структура и принципы функционирования соответствовали миссии предприятия и были направлены на достижение поставленных стратегических целей Формирование спецификаций, сопровождающееся выпуском проекта ИС предприятия Внедрение – реализация проекта ИС на предприятии
Метод проектирования автоматизированных ИС. Одним из наиболее известных подходов к реорганизации является методика планирования бизнес-систем BSP. Главная идея заключается в том, что информация является одним из основных ресурсов и должна планироваться в масштабах всего предприятия, а ИС должна проектироваться независимо от текущего состояния и структуры предприятия Подход CPI (Continuous Process Improvement) и его японский аналог TQM(Total Quality Management) В основе лежит очевидная концепция управления качеством выпускаемой продукции. Качество должно быть направлено на удовлетворение текущих и будущих запросов потребителя.
Требования CMM (Capability Maturity Model) CMM применяется для: - Улучшения ПО – процессов, когда предприятие планирует, разрабатывает и реализует их изменения. - Оценки ПО - процессов - Оценки возможностей ПО Фактически CMM является комплексом требований к ключевым элементам эффективного ПО – процесса и способам его эволюционного улучшения. Реинжиниринг бизнес – процессов BPR(Business Process Reengineering) фундаментальное переосмысление и радикальное перепланирование бизнес - прцоессов предприятий, имеющих целью резкое улучшение показателей их деятельности
Под бизнес – процессом понимается совокупность действий, получающая на входе данные различных типов и продуцирующая результат, имеющий ценность для потребителя. Одним из побудительных мотивов реорганизации деятельности предприятия может служить его желание сертифицироваться по стандарту ISO 9000 (представляет собой серию стандартов , наиболее полным из которых является ISO 9001, специфицирующий модель обеспечения качества на всех этапах жизненного цикла товара/услуги ) При реорганизации важен выбор метода оценки существующего положения дел и перспективных предложений: Метод динамического функционального анализа на основе сетей Петри различного вида Метод функционально – стоимостного анализа ABC
Каждый из этих методов регламентирует следующие основные этапы выполнения оценок: Построение статистической модели Расширение стат. Модели соответственно поведенческими или стоимостными характеристиками её объектов Сбор и ввод в модель необходимой фактической информации Исполнение модели и получение соответствующих оценок
С использование динамической модели, основанной на сетях Петри можно описать и проанализировать: Механизмы взаимодействия процессов(последовательность, альтернатива) Временные отношения между выполняемыми процессами(одновременность, наложение, поглощение, одинаковое время запуска и т.п.) Абсолютное время(длительность процесса, время запуска) Управление исключительными ситуациями, определяемое нарушениями
ABC (Activity Based Costing) – метод определения себестоимости и других характеристик товаров и услуг на базе функций и ресурсов, задействованных во всех видах деятельности предприятия ABC модель обеспечивает лишь получение важной для бизнес – процесса информации, содержащей стоимостную картину деятельности и характеризующей её эффективность и прибыльность товаров Для дальнейшего анализа применяется методика ABM(Activity Based Management) ABM представляет собой комплекс методов анализа ABC – модели для реорганизации бизнес – процессов в целях повышения производительности, снижения стоимости и улучшения качества
Средства проектирования автоматизированных информационных систем. Инструментарий, которым пользуются инженеры по управлению, аналитики и проектировщики автоматизированных систем называется CASE – средствами. Инструментальные средства могут быть отнесены к одной из следующих категорий: Локальные, поддерживающие один – два типа моделей и методов(Design/IDEF, ProCap, S-Designor, CASE. Аналитик) Малые интегрированные средства моделирование, поддерживающие несколько типов моделей и методов – Erwin и Bpwin Средние, поддерживающие от 4 до типов(Rational Rose, Paradigm Plus, Designer/2000) Крупные, поддерживающие более 15 типов(ARIS Toolset)
Предприятие располагает следующими принципиальными способами приобретения IT решения: Разработка(самостоятельно, либо силами другой компании) + Возможность разработки АИС для конкретных локальных целей предприятия + Отсутствие функциональных, информационных и др. ограничений, присущих готовы АИС + Повышение степени совместимости с уже использующимися системами на предприятии - Большие затраты ресурсов - Сложность в определении пользователем своих потребностей - Необходимость в планировании и контроле над разработкой - Отсутствие необходимой квалификации у сотрудников в большинстве компаний
Покупка готового решения, его адаптация и настройка под специфику предприятия + Минимальные задержки и затраты до внедрения ИС + Возможность выбора пакета(модулей), наиболее соответствующего требованиям организации + Наличие возможности наглядно оценить функциональные возможности готового продукта + Наличие соответствующего полного пакета документации на ИС - Наличие вероятности того, что разработчик прекратит свое существование или обслуживание ИС - Выбор и оценка готовых решений требуют использования дополнительных ресурсов - Ограниченные возможности для решения возникающих проблем
Покупка ядра информационной системы и её модификация + Уменьшается использование ресурсов организации по сравнению с самостоятельной разработкой + Преодолеваются функциональные ограничения + Сочетаются выгоды двух других подходов - Возникают трудности при модификации, что порождает новые ошибки и проблемы контроля - Усложняется процесс ведения документации по внесенным изменениям - Возможен отказ со стороны разработчика в обслуживании модифицированных решений
Прототипирование – это подход к разработке системы, при котором создается упрощенная действующая модель, или прототип. + Лучшее определение потребностей пользователей, большая вовлеченность пользователей в разработку, обнаружение ошибок при экспериментах, простота внесения изменений, меньшая стоимость - Большой расход времени пользователей, прототип не охватывает всех свойств разрабатываемой системы, повышенные ожидания пользователей и возможные разочарования Аренда информационной системы у специального ASP провайдера
Предлагается следующая классификация деятельности на предприятии: А – первичная деятельность: изготовление конкретных изделий(автомобилей) или сервис(например гарантийное обслуживание) B – вторичная деятельность, направленная на улучшение основной деятельности А С – деятельность, направленная на совершенствование деятельности группы B В рамках рассмотренных групп деятельности предприятия используются модели, представленные на рисунке:
Вышеперечисленные группы деятельности предприятия предполагают взаимосвязанность, таким образом, модели, используемые в рамках данных групп деятельности предприятия должны быть взаимосвязаны. Логическая модель, созданная на базе объектно- ориентированного подхода отражается: В компоненте представления(интерфейс ИС) через прямой или обратный инжинириг В документации СМК предприятия в серверной части ИС через описание бизнес-логики В базе данных ИС через реляционную модель
BPI(Business Process Improvement) подразумевает прохождение следующих этапов, предполагающих использование логического моделирования: Отражение в шаблоне текущего состояния предприятия Создание в шаблоне желаемой системы бизнес-процессов предприятия с привлечением передового опыта(IDEF0 и DFD-диаграмм) Обеспечение реализации на предприятии желаемой системы бизнес-процессов с помощью ERP-системы и системы менеджмента качества(основанной на стандарте ISO 9001:2000) Накопление статистики по состоянию бизнес-процессов предприятия(относящиеся к деятельности А), и ее анализ для обеспечения эффективности группы B
Определение качественных и количественных измерений и оценок бизнес-процессов предприятия, для возможности определения факта достижения желаемой системы бизнес- процессов. Когда результаты оценок предприятия не совпадают с теми что заложены в шаблоне, необходимо вернуться на предыдущий этап Констатация факта достижения предприятием желаемой системы бизнес-процессов. Прохождение описанных выше этапов предполагает вхождение предприятия в цикл BPI, обеспечивающий непрерывное улучшение бизнес-процессов предприятия
Проблемы моделирования и предложения по их решению: Моделирование для предприятия нередко заканчивается тем, что разработанные модели оказываются неактуальными и ненужными. Причинами этого являются: Наличие нескольких нестыкованных между собой моделей Отсутствие шаблона, что способствует увеличению срока создания модели и ее удорожанию Отсутствие четко сформулированных целей моделирования Отсутствие информационной поддержки обеспечения внедрения и функционирования модели на предприятии
Первая проблема снимается за счет описания в рамках одной модели как текущей, так и желаемой системы бизнес- процессов Вторая проблема снимается за счет использования шаблона, который основывается на стандартах ISO 9001:2000 и ERP Третья проблема снимается за счет использования базы для моделирования(стандарты ISO 9001:2000 и ERP) Четвертая проблема снимается за счет ориентации предприятия с самого начала моделирования на ERP- систему, что в дальнейшем позволяет в полной мере обеспечить контроль и оценку бизнес-процессов.
Используя ERP-систему, предприятие решает сразу 3 задачи: Информационную поддержку внедрения, контроля и оценки желаемой системы бизнес-процессов Представление организацией производства и управления предприятием на базе ERP-стандарта, полностью или частично покрывающего стандарт ISO 9001:2000 Интеграция процессов предприятия