Лекция 3 ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Восприятие (perception) это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовил Голобородько Евгений.
Advertisements

Человек Человек - разумное существо, поэтому он отвечает за судьбу всей природы и человечества, от него зависит, какой будет наша планета Земля!
Кафедра социальной психологииСлух это информация, удовлетворяющая какую-то психическую потребность людей, неудовлетворенную иными способами. Неудовлетворенность.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Тема 8, Тема 9 Лекция 6 Общая характеристика познавательной сферы человека Феноменология познавательных процессов.
Память.Механизмы и виды памяти.. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить.
Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а так же внутренних состояний.
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.. Органы чувств - средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. средства приема сигналов из.
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ П.К. АНОХИНА Подготовил студент 1 курса ДБХ -101 Полянских Антон.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Информатика 6 класс. С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет и другие его проявления).
Информация. Свойства, виды информации. Информация (от лат. informatio осведомление, разъяснение, изложение) в широком смысле абстрактное понятие, имеющее.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Чувства и эмоции
Чувственное познание окружающего мира. С первых минут жизни человек воспринимает реальную действительность, или окружающий мир (тепло, холод, звуки, свет.
Лекция 3 1.Понятие образа 2.Проблема обучения распознаванию образов 3.Геометрический и структурный подходы 4.Гипотеза компактности 5.Обучение и самообучение.
Методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме: Чувственное познание окружающего мира
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: ВОСПРИЯТИЕ Выполнили: Коваль Екатерина Сапожникова Мария.
Тема: Чувственное познание окружающего мира На дом: §2.2 в раб.тетр. Упр 7 стр 41.
Транксрипт:

Лекция 3 ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Восприятие (perception) это целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях (Словарь ) Познание (cognition) процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его многопорядковой сущности

У. Иттельсон восприятие окружающей среды включает когнитивные, аффективные, интерпретирующие и оценочные компоненты, действующие в одно и то же время в нескольких сенсорных модальностях

СТРАТЕГИИ МЕХАНИЗМА ВОСПРИЯТИЯ «снизу-вверх»: кодировка сигналов рецепторами, преобразование их соответствующими нейронными механизмами и передача в высшие отделы мозга; «сверху вниз»: процесс узнавания управляется ожиданиями тех объектов, которые должны быть найдены в конкретной окружающей среде

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА ЭГОНА БРУНСВИКА окружающая среда предлагает множество сигналов, и воспринимающий должен найти смысл наиболее важных из них, чтобы успешно функционировать (действовать) в определенной обстановке

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА ЭГОНА БРУНСВИКА выявляется, какие конкретно характеристики окружающего пространства способствуют возникновению страха преступления, действительно ли значимы в восприятии жителями среды отсутствие фонарей или большое количество кустов, за которыми можно спрятаться, и какие конкретно работы по дизайну среды нужно произвести, чтобы снизить этот страх

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТНОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА ЭГОНА БРУНСВИКА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА ГИБСОНА мы воспринимаем не отдельные черты или сигналы, которые впоследствии организуем в распознаваемые образы, а реагируем на значение, которое уже существует в экологически структурированной окружающей среде

Одно и то же пространство для человека и разных животных предоставляет разные возможности. Экологический мир человека включает дом и землю, которую он возделывает. Экологический мир гусеницы эго листья, которые дают возможность еды и укрытия. В экологическом мире крота существуют земля и корни деревьев ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА ГИБСОНА

ТЕОРИЯ КОЛЛАТИВНЫХ СВОЙСТВ ДАНИЭЛА БЕРЛАЙНА среда имеет несколько коллативных (от англ, collate сравнивать, сопоставлять) характеристик, которые обращают на себя внимание воспринимающего, побуждают к дальнейшему исследованию и сравнению среды

ТЕОРИЯ КОЛЛАТИВНЫХ СВОЙСТВ ДАНИЭЛА БЕРЛАЙНА Коллативные свойства среды: Новизна новые для воспринимающего элементы, или степень, в которой окружающая среда содержит новые или сначала не замеченные характеристики. Удивление неожиданные элементы, или степень, в которой ожидания от окружающей среды не подтверждаются. Несоответствие элементы, являющиеся неуместными или несочетаемыми, или степень, в которой существует несоответствие между компонентами окружающей среды. Сложность многообразие элементов, или степень, в которой разнообразные компоненты составляют окружающую среду.

Несомненно, переходящий за поворотом дорогу слои, может вызвать крайнее удивление, содержащее в себе конфликт Отсутствие сочетания элементов может вызвать удивление с оттенком разочарования. На фото мы видим многоэтажный дом рядом с церковью (Москва) и внутреннее убранство храма (Винчестер, Англия): с точки зрения православного христианина, плакаты здесь в высшей степени неуместны, однако с позиции протестанта они вполне органичны.

Большое количество элементов городской среды (реклама, вывески, объявления, обилие проводов, растяжек, машин) создает ощущение перегруженности и снижает эстетическую оценку данной городской среды Сложность можно найти и в естественной среде: причудливые формы вулканической породы и птичий базар содержат в себе большое число стимулов окружающей среды.

МОДЕЛЬ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТИВЕНА И РЭЙЧЕЛ КАПЛАН люди предпочитают окружающие среды, в которых могут обеспечить себе выживание; мы все еще сохраняем врожденные инстинкты, предпочитая окружающие среды, которые облегчают защиту и безопасность люди будут любить места, которые для них понятны и имеют смысл

Модель предпочтения окружающей среды Стивена и Рэйчел Каплан

«Спас на Крови» и центр Помпиду. Сложность исключительно важная для восприятия характеристика. Количество и разнообразие элементов в пространстве делают место неповторимым и запоминающимся, но чрезмерная сложность в сочетании с «холодным» строительным материалом может вызывать состояние перегрузки стимулами, неудовлетворенность и отторжение Отсутствие разнообразия в элементах данного пространства связано с переживанием скуки и равнодушия. В искусственной среде это могут быть дома с однообразной и монотонной архитектурой, а в природной бесконечные занесенные снегом пространства или пустынная местность

Разбросанные дома в новостройках Ленинграда 1980-х годов и Покровская церковь с заводом на своей территории примеры несогласованной среды. Представленная на фото среда очень необычна и явно содержит в себе скрытую информацию: гигантская часть лица и палец, торчащий из воды, указывают на место проведения ярмарки (Стокгольм, Швеция), а ладья, вмонтированная в мостовую рядом с крепостной стеной и проезжей частью, свидетельствует об историческом прошлом города (Саусхэмитон, Англия).

ВИДЕОЭКОЛОГИЯ В. А. ФИЛИНА Человек в городе живет в гомогенной и агрессивной среде, которая, будучи противоестественной, не только не доставляет эстетического наслаждения, но и порождает большое число социальных проблем. Гомогенное поле представляет собой поверхность, на которой видимые элементы либо отсутствуют, либо их число минимально. Агрессивное видимое поле это поле, на котором рассредоточено большое число одних и тех же элементов. Такую среду создают многоэтажные здания с большим числом окон на стене.

Лекция 4 ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ Когнитивная карта – внутреннее (субъективное) представление пространственного положения объектов (Психологический словарь, 1996). Особенность когнитивных карт состоит в том, что они отличаются для всех людей, потому что основаны на индивидуальном прошлом опыте и чувствах. Пути это элементы пространства, включающие маршруты: пешеходные переходы, дороги, улицы, шоссе, реки или другие пути. Границыэто элементы пространства, которые ограничивают место, указывают на то, что одно пространство закончилось и начинается другое.

НЕПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ мысли и чувства о месте: это оценочная часть познания окружающей среды восприятие человеком множества подробностей и деталей, связанных как с реальностью, так и придуманных им от переполненности чувствами, увеличивает значимость места в его внутреннем мире, что обычно влияет на когнитивную карту

ОЦЕНКА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Целостная оценка окружающей среды обычно складывается из различного рода впечатлений о ней. Одна среда может иметь для человека какое-то особенное значение, другая вызывать сильные чувства, третья оцениваться как небезопасная.

Гиффорд: оценка окружающей среды относится к шести видам впечатлений личности о среде: описание, оценочные суждения, суждение о красоте (эстетическая составляющая), эмоциональные реакции (аффективная составляющая), Значение риск (или безопасность)

Семантическая шкала измерений значения спроектированной окружающей среды (Gifford, 2002)

Посмотрите на фото с точки зрения эстетики. Различные варианты городской среды, которые мы на них видим, вызывают целую гамму переживаний

Основные измерения эмоционального свойства мест по Д. Расселу и У. Лэиыосу

Привязанность к месту ощущение себя частью места. Сообщение об идеологии способ, посредством которого здание или место передает философские, архитектурные или политические идеи тем, кто смотрит на них. Сообщение о личности здание «говорит» наблюдателям про живущих в нем людей. Архитектурные цели оценка функций здания в соответствии с его формой или внешним видом.