Презентация Русский язык Выполнила : учитель русского языка и литературы Сабабашской основной общеобразовательной школы Сабинского муниципального района.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Значение какого слова определено неверно? Декламировать – публично проповедовать свои взгляды, убеждения. Симулянт – человек, который притворяется, создает.
Advertisements

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным Л.Ж.Успанова, учитель русского языка и литературы. Муниципальное образовательное учреждение.
Понятие об основных группах СПП 1.Запишите предложения и определите в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы: 1)Сердце предчувствовало.
Урок русского языка в 9 классе. Мировоззрение, миропонимание, гигант, гигантский, прогресс, гуманный, человечный, комментарий, популярный, аккомпанемент,
Основные группы придаточных обстоятельственных.. Вид придаточного обстоятельственного На какой вопрос отвечаетМесто придаточногоЧем прикрепляется 1. Степени.
Основные типы придаточных предложений. Придаточные определительные..
Сложноподчинённое предложение Урок русского языка.
О СНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ( СПП). Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы СОШ 1 г. Мончегорска Нуруллина Лилия.
Виды сложноподчиненных предложений. Человек не может быть один. Высшее счастье, радость человеческая – общение с другими людьми. В. Сухомлинский.
Урок русского языка в 9 – м классе на тему :. * Задачи: 1. Формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных.
Обобщающий материал по теме «Синтаксис» 9 класс в форме рифмованных алгоритмов Автор Аненко Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ.
Презентацию подготовил преподаватель русского языка БОУ ОО СПО «ОКТЭС» Кириленко Елена Александровна Сложноподчиненные предложения. 9 (11) класс.
Урок русского языка в 9 классе на тему: Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным МОУ СОШ 3 с.Камбулат Учитель: Грибанова Ирина Эдуардовна.
Задание В6 Что такое сложноподчинённое предложение? СПП – это предложение, состоящее из двух предложений, объединённых между собой на основе подчинительной.
Сложные предложения Простые осложненные предложения Слово- сочетания
Проверочный тест по теме : « Придаточные определительные »
Руководство по решению задания А24. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным.
Понятие о сложноподчинённом предложении. Цели урока - формирование умений: находить в СПП главную и придаточную части; определять место придаточного,
Придаточные определительные Автор разработки : Милашевская Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы школы29 г. Новороссийска.
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы ЛУШНИКОВОЙ СВЕТЛАНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ.
Транксрипт:

Презентация Русский язык Выполнила : учитель русского языка и литературы Сабабашской основной общеобразовательной школы Сабинского муниципального района РТ Хабибуллина Лилия Рафаеловна

Тема урока : Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Тип урока : Изучение нового материала 9 класс

Цели урока : Формировать умения: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; производить синонимическую замену там, где это необходимо и возможно; различать способы связи придаточных определительных с главным предложением; правильно расставлять знаки препинания ( выделять придаточные запятыми) составлять схемы предложений с придаточными определительными; подготовить учащихся К ЕГЭ Развивающая: различать группы СПП; расставлять знаки препинания; закрепить навыки правописания. Воспитывающая: привить интерес и уважение к родному языку, к его законам.

Расставьте ударение в словах: Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.

Списать предложения, расставляя знаки препинания, определить вид предложения. Знания однако я получил основательные и это помогло мне успешнее других сдать экзамен в институт. Землю подсушил мороз и запорошил первым нежным снегом. Я вернулся в комнату где перед лампой уже лежали две книжки.

Ответы: 1. ССП с соединительным союзом и. 2. Простое предложение с однородными сказуемыми. 3. СПП с союзным словом где.

Вспомните, на какие группы делятся СПП?

Виды придаточног о Отвечает на вопрос Прикрепляется к главному Примеры СоюзамиСоюзными словами ИзъяснительноеКосвенных падежей Что, чтобы, как, как будто, ли Что, когда, как, куда Я увидел, что на небе радуга. ОпределительноеКакой? _____________ _ Который, что, где, какой, чей. На небе такая огромная радуга, какую я ни разу не видел. Обстоятельствен ные Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Потому что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, с тех пор как и т.д. Куда, когда, откуда Радуга раскинулась на небе, точно распахнулись ворота в сказку. Виды придаточных предложений

В воздухе чувствовался дурманящий травяной x какой? запах, плывущий с далёких полей. В воздухе чувствовался дурманящий травяной x запах, который плыл с далёких полей. x Дурманящий травяной запах, который плыл с далёких полей, чувствовался в воздухе.

А.С. Пушкин говорил: «Причастия избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя краткость причастия вялым оборотом»

Сложноподчиненным предложением с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи союзного слова.

Ответим на вопросы: На какие вопросы отвечают придаточные определительные? Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного? Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?

1. И нищий наездник таится в ущелье, 2. Наступила минута, 3. В ясный день вы увидите в лесу, 4. Известно, 5.Солнце ещё не успело подняться, 1. как осенняя паутина блестит на солнце. 2. что слоны в диковинку у нас. 3. где Терек играет в свирепом веселье. 4.и в саду было холодно 5. когда я почувствовал страшную усталость.

а) Вновь я посетил тот уголок земли (какой?), где я провел изгнанником два года. (Дополнительный оттенок места) б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы. (Оттенок места.) в) Даже возле логова, где спят слепые детеныши, волк не кинется защищать потомство. (В.Песков.) г) Трудно перечислить те услуги, которые этот человек оказал мне и моим спутникам. (В.Арсеньев.) д) Тот лед на реке, по которому тогда ходила лисица, стал казаться узкой полоской на широкой свободной голубой реке. (М. Пришвин.)

– Придаточные определительные могут присоединяться к главному не только при помощи союзного слова который, но и с помощью других союзных слов (куда, где, откуда, когда и др.).

Работа по учебнику Упражнение 82 стр 53

Работа с текстом (1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна). (5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно. (7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость. (8)– Дорогой мой, – сказала Катерина Ивановна, – не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама. (12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка. (14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца. (19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала. (20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз. (22)– Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог! (24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому)

Задания к тексту А 29. В каком предложении говорится об отношении автора к Катерине Ивановне? 1)22 2)2 3)24 4)4 A 30. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 12 – 21? 1)Рассуждение 2)рассуждение и описание 3)повествование и рассуждение 4)повествование и описание A 31. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. 1)5 2)7 3)17 4)4

Анализ текста 1. Определить проблему, которую раскрывает автор в тексте. ( Одна из основных проблем, поставленных автором в тексте ………….) 2. Комментарий к проблеме.( Свои мысли + слова из текста) 3. Отражение позиции автора исходного текста ( Автор считает, что…… 4. Аргументация собственного мнения по данной проблеме, опираясь на знания, жизненный ( читательский) опыт.

Я О О Ю С Р Т Л Л Е С Б И Д Е Ю Д Г М Л

Замените придаточную часть причастным оборотом. После рекламной паузы вернемся к событиям, которые происходят в этом матче. Гриб, что я нашел, оказался отличным боровиком. Но ведь есть же на белом свете те далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы. Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

Упражнение 83, стр. 53.

- Какие основные группы СПП вы знаете? - Как определить СПП с придаточным определительным?

Вариант 1 Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить главные и придаточные части, начертить схемы предложений. Давно уже поспела п..левая клубника лакомит..ся которой нам позв..ляли (в)доволь. (Аксаков.) Грош(?) цена человеку который (не) может сл..мить дурной привыч ки. И боль что скворч..нком стучала в виске стиха..т стиха..т.

Вариант 2 Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить главные и придаточные части. Начертить схемы предложений. Я взбежал по маленькой ле(с,ст)нице которая вела в светлицу и в первый раз (от)роду вошел в комнату Марьи Ивановны. (Пушкин) Я пр_казал ехать на (не)знакомый предмет который тот(час) и стал подвига(т,ть)ся нам (на)встречу. (Пушкин) За равниной тянется черная пашня, над которой пестрят не то грачи, не то галки. (Чехов)

Вариант 3 Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, определить главные и придаточные части, начертить схемы предложений. К полудню мы вышли к той реч..ке где заранее условились (с,з)делать привал. Из лесного оврага на дне которого б..жал маленький роднич..к, неслось в..ркование диких голубей. Я ост_новился в гости(н,нн)ице где ост_навливались все проезжие. (Лермонтов)