«Проблемы дефекта речи в начальной школе и их коррекция с помощью игровых упражнений».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Advertisements

Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Для чего нужны занятия с логопедом ? - родители не всегда слышат все дефекты в речи ребёнка - нет такой области деятельности человека, где не нужна была.
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Малые фольклорные жанры как средство формирования звуковой культуры речи ребенка» Автор: Бухарина Татьяна Александровна воспитатель.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Поэтапная работа по исправлению речевых нарушений. Выполнила: учитель – логопед Гонтарь Е.А. МС(К)ОУ «С(К)Ш-И 52» г. Магнитогорска.
ГБОУ АО «Няндомская СКОШИ» Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе Учитель: Паршенкова Татьяна Николаевна.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ, ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЯ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЁМЫ: БИОЭНЕРГОПЛАСТИКУ.
Воспитатель МКДОУ «Детский сад 162» Вдовина Е. В..
Тема выпускной квалификационной работы « Формирование навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения с использованием игровых.
Лечебно-оздоровительная физкультура Бессмертных Елена Борисовна Учитель физической культуры МОУ Октябрьская СОШ.
Зачем нужен логопед в детском саду?. Известно, что детский возраст наиболее благоприятен для формирования восприятия и воспроизведения речи. Речь ребенка.
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
Артикуляционная гимнастика Для учителей-логопедов.
Профилактика звукопроизношения у детей младшего возраста.
О коррекции неправильного произношения звуков Л, Р: овладеваем специальными знаниями и практическими навыками работы Обучающий практикум.
Транксрипт:

«Проблемы дефекта речи в начальной школе и их коррекция с помощью игровых упражнений».

Дети – это взгляды глазок боязливых, Ножек шаловливых по паркету стук, Дети – это солнце в пасмурных мотивах, Целый мир гипотез радостных наук. Дети – это отдых, мир покоя краткий, Богу у кроватки трепетный обет, Дети – это мира нежные загадки, И в самих загадках кроется ответ! М.Цветаева

Речь не является врожденной способностью, она развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием. Речь служит показателем общего развития человека. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от достаточной речевой практики, речевого окружения, воспитания, обучения, которые начинаются с первых дней жизни.

Но у отдельных детей в силу индивидуальных особенностей, возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают стойкий характер дефекта. Этот дефект является самым распространенным у детей – ДИСЛАЛИЯ.

Дислалия – это нарушение произносительной (звуковой) стороны речи при сохранной иннервации речевого аппарата и слуха, которое наиболее часто проявляется в детском возрасте.

Наука выделяет три главные причины развития дислалии: 1.Генетика 2. Недостаток занятий с ребенком во младенчестве 3. Нарушение строения артикуляционного аппарата. Однако на практике выявляют и другие причины. Это может быть и плохая экологическая ситуация, и несбалансированное питание. Негативное влияние на развитие ребенка оказывает и курение матери во время ожидания малыша.

Причины возникновения функциональной дислалии: -неправильное воспитание речи в семье (сюсюканье) -подражание плохо говорящим сверстникам -двуязычие в семье -педагогическая запущенность -недоразвитие фонематического слуха -недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неумение владеть и чувствовать свой язык и его положение в полости рта) -снижение слуха -отклонения в умственном развитии ребенка.

Основной целью методики воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного произведения звуков речи. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов: -степени сложности дефекта -индивидуально-возрастных особенностей человека - регулярности занятий

Многие тяжелые нарушения устной, а затем и письменной речи устраняются с помощью правильно подобранной коррекционной работы. Сущность заключается в системе педагогического воздействия: -ранняя диагностика и точное определение дефекта речи ребенка; -исследование нарушений речи окружающих;

-подбор комплекса методик; -создание ситуаций стимулирующих речь ребенка; -обеспечение благоприятного окружения; -создание развивающей среды; -привлечение родителей к сотрудничеству; - создание психологического микроклимата.

Состояние теории и практики обучения побуждает к созданию других моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в речевом развитии, обучении, общении, поведении. Мною используются следующие приёмы:

Динамические дыхательные упражнения: Их цель: общее укрепление организма, улучшение функций диафрагмы, развитие фонационного дыхания, создание положительного настроения у ребенка. Эти упражнения состоят из ходьбы, бега, движения рук, ног, туловища в сочетании с произнесением звуков, звукосочетаний, слов, пословиц и т.д. «Боксер» - движение руками вперед с произнесением жжж, ввв; «Мельница» - круговые движения руками с произнесением ввв, жжж, ззз, ррр; «Присядка» - на вдох надо присесть, затем медленно вставать и делать при этом медленный выдох.Можно на выдохе проговаривать пословицы или считать по порядку. Ходьба на месте со счетом вслух до

Использование стихотворных текстов в работе над звуками. Пирожки, лужки, дружки Кружки, ложки и стожки Фляжка, ножка, нож, лачужка Ёж, чертёж, багаж, пичужка. Щёлок, щука и щиток Щи, щепотка, щавель, щёки Щебет, щёголь, щепки, щётки Борщ, товарищ, плющ и клещ Помощь, немощь, плащ и лещ. На руке у старца чётки А в углу совок и щётки На лицо упала чёлка А в заборе нашемщёлка. Оч-оч-оч. Наступила ночь. Ча-ча-ча. Горит в комнате свеча. Чу-чу-чу. Погасили мы свечу.

Приплывали два ерша Поливали из ковша Прибегали лягушата Поливали из ушата. Тушат, тушат,не потушат Заливают,не зальют. (К. Чуковский. Путаница). Ш-ш-варк! Ш-ш-варк! Ош-ш-ш-ш-ш-парю! Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш! Страш-ш-ш-ш-ш-но? Вот окошко распахнулось. Вышла кошка на карниз. Посмотрела кошка вниз. Вот налево повернулась. Проводила взглядом мух. Потянулась, улыбнулась И уселась на карниз.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики Основной комплекс направлен на выработку основных движений и положений органов артикуляционного аппарата. «Лягушка» Цель. Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. «Хоботок» Цель. Выработать движение губ вперед. Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их опускаю И на место возвращаю. «Окошко» Цель. Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении Описание. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). «Лопаточка» Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

Недопустимы упреки и порицания за неуспех. -успех переживается детьми как радость (ввиду положительного психологического настроя); -позитивная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка; -развивается способность к самостоятельной оценке своей работы; -создается чувство безопасности, чтобы свободно исследовать и выражать свое Я; -ценится постепенность коррекционно- -развивающегося процесса, не предусматривается попытка его ускорить.

Важно вовремя предупредить и устранить целый ряд вредных последствий неисправленной речи у ребенка, которые могут выражаться в следующем: 1.Задержка в умственном развитии ребенка, т.к. речь не только обогащает мышление содержанием, но и формирует его. 2. Тяжелые психические переживания ребенка из-за недостатков своей речи (проявляющиеся уже к 5 годам). 3. Затруднения в школьном обучении (вторичные речевые нарушения: диссиксия, дисграфия) 4. Нарушение стройного течения занятий в классе при наличии плохо говорящих, из-за смеха одноклассников, слезы и отказ отвечать. 5. В будущем - личные проблемы и ограничения в выборе профессий.

Нарушения звукопроизношения проявляются: -в отсутствии звука или звуков; -в искажениях; -в заменах.

Как правило, человек с нарушенной речью весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения – это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов. Нормализация развития интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая затрудненность и формируется нормальное словопроизношение; оттого так важно вовремя диагностировать патологии речи и начинать их лечение.

Проработав над этой проблемой в системе, целый год, я достигла результата, в 1 классе у меня было 5 человек с нарушением в речевом развитии, на данный момент к концу второй четверти 2 ученика. Русский язык является одним из сложных предметов в школе. Поэтому необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к нему, сделать его как можно более радостным и увлекательным. В этом может помочь использование игровых технологий, их систематическое использование на уроках русского языка и литературного чтения. Это не только способствует развитию речевых навыков, но и способствует умственному развитию учащихся.

Исходя из выше сказанного, я сделала вывод о том, что приёмы коррекции речи необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, основной комплекс артикуляционной гимнастики, дыхательная гимнастика, игровые дыхательные упражнения, использование стихотворных текстов в работе над звуками, упражнения для развития движения губ, применять приёмы как при изучении сложного, трудного для понимания материала, так и для закрепления изученного материала, на уроках русского языка и литературного чтения.