ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», «КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Advertisements

«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь!» МЕТОД ПРОЕКТОВ 1919г. «МЕТОД ПРОБЛЕМ» (Дьюи, Лай, Торндайк…)
МЕТОД ПРОЕКТОВ как технология внедрения общеучебных и коммуникативных компетентностей Учитель МОУ «СОШ «ЛЦО» Варава Ирина Михайловна.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Проектная деятельность. Содержание Проектная деятельность в образовании История развития метода проекотов Основные дидактические требования Типология.
Этапы формирования работы по проектированию как метода деятельностного познания ( Методические рекомендации ) Родина Ю. П. учитель русского языка и литературы.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Развитие коммуникативных умений через разработку творческого проекта.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
«Метод учебных проектов» Типология проектов : 1.Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, практико-ориентированная,
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Аспекты организации проектной деятельности. Требования ФГОС 2-го поколения к результатам освоения учащимися программы основного общего образования: освоение.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
Проектная методика В процессе обучения иностранным языкам.
Учитель экономики МОУ СОШ 7 Скворцова Ю.В.. Услышишь – забудешь, «Услышишь – забудешь, Увидишь – запомнишь, Увидишь – запомнишь, Построишь – поймёшь».
Использование телекоммуникационных проектов при решении уравнений и неравенств Презентацию выполнили: студенты 5 курса группы «А» специальность «Математика»
Метод проектов в вопросах и ответах. «Устремите ум на радость творчества» Н.И. Рерих Н.И. Рерих Основополагающий вопрос: Зачем исследовать то, « Зачем.
Метод проектов Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить. МОУ СОШ с.Алферьевка.
Транксрипт:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», «КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ»

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ – использование знаний и умений для понимания текста, диаграмм, схем, формул, таблиц, пр. и интегрирование информации из разных источников. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ – определение переменных, присутствующих в проблеме и связей между ними, выдвижение гипотез, критическая оценка информации. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ – разработка формы представления информации, переход с одной формы к другой. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ – принятие решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проведение анализа системы, планирование достижения цели. РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД РЕШЕНИЕМ – исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.

МЕТОД ПРОЕКТОВ это совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА. Основным назначением внедрения проектных методов обучения является формирование человека с мышлением нового типа – преимущественно продуктивного.

СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Защита проекта, прогнозирование Проблемная ситуация Поиск способов решения (выдвижение гипотез) Исследовательская, поисковая пр. деятельность Проблема?? НОВАЯ проблема Проблема?! Проблема!! РЕШЕНИЕ… Оформление результатов

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Метод проектов (от греческого «исследование») – система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов. Проект – замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам. Проектное мышление, проектная деятельность – процесс обобщённого и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей. Результат проектной деятельности – творческие проекты.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации преподавателя. Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ различаются уровнем проработки новизны: Для проектной деятельности характерна УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА – столкновение личного знания и незнания для отдельного человека или группы людей. Для исследовательской деятельности характерна НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА – столкновение всеобщего знания с всеобщим незнанием. В проектной деятельности совершается маленькое собственное открытие. При этом, для учебного процесса важно другое – активизация самостоятельной исследовательской деятельности.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЕ важнейших компетенций для современной жизни: способность брать на себя ответственность; участие в совместном принятии решения (коммуникации) регулирование конфликтов ненасильственным путём; владение устным и письменным общением; использование приобретенных знаний для решения познавательных и практических задач; способность учиться всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни. РАЗВИТИЕ исследовательских умений: анализа (выявления проблем, сбора информации самостоятельно), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, синтеза (обобщения).

КОМПОНЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (6.) Портфолио - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчёты. 1.ПРОБЛЕМА 2.ПРОЕКТИРОВАНИЕ (планирование) 3.ПОИСК ИНФОРМАЦИИ 4.ПРОДУКТ 5.ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ 1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированные знания. 2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность партнеров. 4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ Исследовательские (напоминает научное исследование), Поисковые, Творческие (свободные и нетрадиционные подходы), Ролевые (игровые, выступают в роли кого-то, чего-то), Прикладные По доминирующей в проекте деятельности: Практико-ориентированные (определенный продукт), Ознакомительно-ориентировочные, Информационные (сбор информации), Творческие. По уровню проработки новизны:

ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ МОНОПРОЕКТ – в рамках одной области знания МЕЖПРЕДМЕТНЫЙ – привлекаются знания из различных предметных областей По предметно-содержательной области: По характеру координации проекта: НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ (жесткий или гибкий) СКРЫТЫЙ – не явный, имитирующий деятельность участника проекта (характерен для телекоммуникационных проектов) По количеству участников проекта… индивидуальный, парные, групповые

ТИПОЛОГИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ В зависимости от охвата системного этажа в пределах одной группы одного потока одного факультета, вуза города, региона, страны и т.д. По характеру контактов: По продолжительности проекта: краткосрочные (2…6 часов); среднесрочные (16…18); долгосрочные (на семестр).

ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На занятии В рамках группы вне занятий В рамках учебного заведения Телекоммуникационный проект ПРОЕКТНАЯ деятельность

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ Многоуровневый зал на 150 человек в институте управления, экономики и социологии (г. Королёв) Мультимедийный зал Лекционный зал Круглый стол Конференц-холл

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ СОВМЕСТНАЯ учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ участников-партнеров, организованная в среде компьютерной телекоммуникации на основе соревнования или сотрудничества (предпочтительнее) ЦЕЛЬ – достижение совместного результата деятельности УСЛОВИЯ: общая проблема, цель, согласованные методы, способы деятельности, ТРЕБОВАНИЯ – совместные знания должны : быть интегрированными касаться собственно предмета проблемы учитывать особенности национальной культуры учитывать особенности мироощущения партнеров

МП и УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ГРУППА 1 относительно низкая эффективность внедрения МП Формирующие специальные и общеучебные знания и умения: русский язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика. Систематическое построение учебной программы как условие высокого качества знаний «на выходе» диктует жёсткий отбор форм и методов обучения. ГРУППА 2 относительно высокая эффективность внедрения МП Формирование компетентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и др.) и носят интегрированный и (или) прикладной характер: иностранные языки, информатика, изо, технология, экология. Для данных предметов вопрос о том, как их изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.

СТАДИИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ 1. Подготовительно-организационная стадия (проблематизация, разработка проектного задания) 2. Планирование (планирование и организация деятельности) 3. Исследование (осуществление деятельности) 4. Выводы 5. Представление (презентация и оценка результатов)

ПАРАМЕТРЫ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА 1) значимость, актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; 2) корректность методов исследования и обработки получаемых результатов; 3) активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; 4) коллективный характер принимаемых решений; 5) характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости; 6) необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; 7) привлечение знаний из других областей; 8) доказательность принимаемых решений, аргументированность своих заключений, выводов; 9) эстетика оформления результатов проведенного проекта; 10) умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы

СВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫМИ МЕТОДАМИ Обучение в сотрудничестве Ролевые игры Портфель Дискуссии Мозговая атака МЕТОД ПРОЕКТОВ

МОТИВАЦИЯ ВЗРОСЛЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Взрослым слушателям еще более важно знать, что получаемые ими знания: имеют практическую ценность, могут быть использованы ими в дальнейшем. 1 2 Метод проектов как активный метод обучения, является для взрослых более актуальным, чем для детей и студентов. ВЫВОД 1. ВЫВОД 2. Необходим более тщательный выбор проблемы исследования. Учителя должны научиться и быть готовы: организовывать проектную деятельность, к участию в телекоммуникационных проектах, к изменению своей позиции при реализации метода

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Эффективность использования метода проектов зависит от качества подготовки педагогов к организации и управлением усвоения студентами новой информации в процессе проектной деятельности – творческой по характеру. Функции преподавателя в процессе проектирования: Планирование (этапы проектирования) Организация (не подача информации, а организация процесса) Координация Мотивация Учебно-воспитательная работа переносится на самостоятельную. Эти процессы в педагогике связывают с педагогическим проектированием.

РЕЖИМ СОТРУДНИЧЕСТВА и СОРЕВНОВАНИЯ В проекте сотрудничества: тема должна быть делимой на несколько примерно эквивалентных по объему и сложности задач (частей) до определенного этапа группы работают над своими задачами независимо друг от друга предпочтительно использовать качественные оценки хода выполнения проекта В проекте соревновательном: все группы получают одну задачу или задачи одинаковой сложности соревнование между группами предполагает сотрудничество внутри групп предпочтительно использовать количественные оценки

ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМАМ И ПОИСКУ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЕКТЕ Проблема, поставленная в проектной задаче должна содержать в своих условиях некоторое противоречие. Противоречие будет носить учебный характер, если информация в задаче будет вносить следующие данные: избыточные, недостающие, ложные, альтернативные. Обнаружение противоречивости данных приводит участников к интеллектуальному затруднению и осознанию недостаточности ранее усвоенных знаний. Вместо попытки разрешения противоречия, возникает субъективная потребность в новых знаниях, но не генерируемых, а к поиску СУЩЕСТВУЮЩЕЙ информации. БЕЗ методологии творчества проекты ориентированы на работу с уже существующей информацией и не требуют ее самостоятельного получения

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!