©С.К.Мордовин Модель компетенций современного преподавателя бизнес дисциплин Мордовин Сергей Кириллович Доктор экономических наук, профессор АКАДЕМИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОССИЙСКОЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ – ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ Взгляд негосударственной бизнес-школы Сергей Мордовин ректор бизнес-школы ИМИСП (Санкт-Петербург)
Advertisements

©Мордовин С.К. Многообразие моделей управления бизнес-образованием. Обоснование выбора. Мордовин Сергей Кириллович Ректор ИМИСП, Санкт-Петербург.
Бакалавры и магистры: новое в образовании и на рынке труда зам. декана по магистратуре ЭФ ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, д.э.н., профессор Апенько С.Н.
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Кафедра менеджмента и маркетинга Кафедра менеджмента и маркетинга.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
От образовательных программ к программам по управлению знаниями © С.Р.Филонович ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ К ПРОГРАММАМ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗНАНИЯМИ С.Р.Филонович,
Департамент Персонала Москва, 2008г. Позиционирование внутренних бизнес-тренеров в Банке. Задачи, решаемые бизнес-тренерами.
Сравнение методов оценки уровня интеллекта человека © учебная группа 1 Почему одни умнее других?
Модульная программа тренингов развития деловых навыков СОДЕРЖАНИЕ О Компании Преимущества модульной программы тренингов Тематика модулей Краткое содержание.
Образовательная программа «Международный бизнес» Государственный университет управления Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного.
* Если воспользоваться моделями компетентности применительно к самим характеристикам менеджера по персоналу, то из всего изложенного выше ясно, что это.
Программа индивидуального консультирования «Развитие карьеры: стратегии, достижения»
Управление коллективом Работа в команде. Стиль руководства.
1 Программа развития талантов компании. Бизнес-симуляции | Персональные финансы | Образовательные программы.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ «MINI-MBA». Программа подготовки «Mini - MBA» - это: 1.Специально разработанная программа для собственников среднего и малого бизнеса,
UCStudio Интеллектуальное лидерство в управлении тренинг START UP РУКОВОДИТЕЛЯ.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Менеджмент и менеджер
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» Кафедра менеджмента и маркетинга Кафедра менеджмента и маркетинга.
Транксрипт:

©С.К.Мордовин Модель компетенций современного преподавателя бизнес дисциплин Мордовин Сергей Кириллович Доктор экономических наук, профессор АКАДЕМИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РАБО

©С.К.Мордовин Карта общения ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ОСНОВНЫЕ РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АРГУМЕНТАЦИЯ НЕОБХОДИМОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ РАЗРАБОТКА АВТОРСКИХ КУРСОВ – КРИТЕРИЙ ЗРЕЛОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

©С.К.Мордовин Бизнес-образование Предложил бы ограничить отрасль бизнес-образования спектром образовательно-тренинговых учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и форме собственности) решающих реальные проблемы и удовлетворяющих реальные потребности реального сектора отечественной экономики. С.К.Мордовин, Ведомости,

©С.К.Мордовин Тип образовательного учреждения Модель управления образовательным учреждением Доминирующая организационна я культура Тип учебной программы Преподаваемая дисциплина Категория слушателей Роли и модель компетенций преподавателя Основные факторы, определяющие тип преподавателя

©С.К.Мордовин Обучение Консультирование Исследования БизнесшколаБизнесшкола УниверситетУниверситет КонсалтинговаяКонсалтинговая компания

©С.К.Мордовин Комплекс программ Форматы образовательных учреждений Европы Дополнительное образование Государственная 1е Высшее образование Программы для топ-менеджеров Частная Вузовская структура и орг.культура Структура и орг.культура Бизнес-школы Автономная Часть структуры вуза Национальная Международная «по рождению» Gordon Shenton, efmd FORUM 02/1

©С.К.Мордовин Жизненный цикл «ИМИСП» Выхаживание Расцвет Стабильность Аристократизм Бюрократизация Смерть Время Потенциал Младенчество Смерть во младенчестве «Давай-давай» «Ловушка основателя» Юность Преждевременное старение «Гражданская война»

©С.К.Мордовин Консолидация отрасли: особенности этапов I. Начало II. РостIII. Специализация IV. Равновесие 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% min max CR3 Время Деконсолидация (δ0) CR3~15%...40% Решающую роль начинает играть размер компании. Крупные игроки возглавляют консолидацию. В некоторых отраслях консолидация может достигать 45%. Консолидация (δ>0) CR3~40%...70% Успешные игроки расширяют присутствие в базовой отрасли, обменивая или ликвидируя бизнесы в других отраслях. В некоторых случаях консолидация может достигать 80%. Консолидация (δ>0) / деконсолидация (δ0) CR3~80%...65% (δ

©С.К.Мордовин Темп роста клиентской базы компаний Регулярный менеджмент в компаниях До реформы или отказ В процессе реформы После реформы Ниже среднего по отрасли Средний по отрасли Выше среднего по отрасли Группа 1 Лидеры роста (1-й эшелон) Группа 2 Отстающие компании (2-й эшелон) Группа 3 Малые и нишевые компании На II этапе формируется группа лидеров в росте доли рынка и эффективности менеджмента (1-й эшелон). Они демонстрируют наивысший в отрасли темп роста и наименьший риск. Компании этой группы владеют долями рынка от 5 до 15%. Вторую группу составляют компании с долями 1…5%. Они достаточно велики для интереса к их клиентской базы со стороны лидеров, но их масштаб и качество управления не позволяет им привлекать ресурсы для опережающего роста. В третью группу входят малые и нишевые игроки с долями рынка, не превышающими 1%. Различие между малыми и нишевыми компаниями заключается в фокусированной стратегии, реализуемой последними на узком клиентском сегменте, в то время как первые либо претендуют на экстенсивный рост либо пока не определили свою позицию. Стратегические группы в отрасли: II этап консолидации Ф.В.Рагин

©С.К.Мордовин Низкая Ценность Высокая УзкаяШирокая МНОГО ДЕНЕГ СИЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВО - СТЕЙКХОЛДЕР МАЛО ДЕНЕГ СИЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВО - СТЕЙКХОЛДЕР МАЛО ДЕНЕГ СИЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ РЫНОК МНОГО ДЕНЕГ СЛАБАЯ КОНКУРЕНЦИЯ РЫНОК Аудитория

©С.К.Мордовин Низкая Ценность Высокая Аудитория УзкаяШирокая МНОГО ДЕНЕГ СИЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВО - СТЕЙКХОЛДЕР МАЛО ДЕНЕГ СИЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВО - СТЕЙКХОЛДЕР МАЛО ДЕНЕГ СИЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ РЫНОК МНОГО ДЕНЕГ СЛАБАЯ КОНКУРЕНЦИЯ РЫНОКНЕЗАВИСИМЫЕ ШКОЛЫ БИЗНЕСА УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ШКОЛЫ БИЗНЕСА ПОСТСОВЕТСКИЕ ВУЗЫ С ПРОГРАММАМИ ДЛЯ БИЗНЕСА КУРСЫ ПО ПЕРЕПИСКЕ

©С.К.Мордовин Очевидно возможные тенденции в развитии бизнес-образования Изменение роли государства Потеря интереса бизнеса к «дипломным» программам Трансформация программ МВА в магистратуру; программ DBA – в аспирантуру Дальнейшая специализация провайдеров Внедрение бизнесом KPI при оценке ROI в бизнес- образование

©С.К.Мордовин «ПОЖАРОТУШИТЕЛИ» Мгновенные решения «САМОДОВОЛЬНЫЕ» Минимизация изменений «УЧАЩИЕСЯ» Конкурентное преимущество «ТЯЖЕЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ» Централизованные меню НИЗКАЯ ВЫСОКАЯ Степень влияния Степень гибкости Управление школой бизнеса / Отношения с клиентом ПОСТСОВЕТСКИЕ ВУЗЫ С ПРОГРАММАМИ ДЛЯ БИЗНЕСА УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ШКОЛЫ БИЗНЕСА ТРЕНИНГОВЫЕ ЦЕНТРЫ Re-designing Management Development in the New Europe. Report of the Torino Group.- European Training Foundation, Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 1998

©С.К.Мордовин Диаграмма Абелля Компании исследования консалтинг обучение Университетские бизнес- школы. Исследования слишком академичны Практики (консультанты, тренеры, корпоративные университеты). Отсюда не идёт создания нового знания Создание нового знания, концепций, прикладные исследования, трансформируемые в учебные материалы (Здесь конкурируют лучшие бизнес-школы, обучающеие центры Маккинзи, БКГ и др.) Легко скатиться IMD

©С.К.Мордовин Основания возможного успеха Лояльность коллектива (ключевых компетентов) Лояльность ключевых клиентов Оперативность реагирования на изменения внешней среды Активный переход к бизнес-модели управления Централизация управления

©С.К.Мордовин Открытый рынок Корпоративный рынок Ректор Проректор Факультет Беляева Бондаревская Карлик Ковалева Сербинова Колчанов Молл Мордовин Огибин Привольнев Рагин Фунтов Чернов Шушаро Администраторы и библиотека Белова Благовещенская Веселаго Павлова Суханова Шувалова Программы МВА - Переподготовка - Повышение квалификации - Авторские - Директор по маркетингу и продажам Директор по ИС Главный бухгалтер Технический директор Продажи Директоры программ Беляева Бондаревская Ковалева Сербинова Карлик Колчанов Молл Мордовин Привольнев Огибин Рагин Фунтов Чернов Шушаро ССКП Продажи ДОМВАКП

©С.К.Мордовин Влияние на стратегическую позицию Развитие Основная деятельность Р О Влияние на прибыль ПрибыльныеНеприбыльные ПН Влияние на ресурсы Категория проекта Модель портфеля проектов ИМИСП Занчит. Среднее Незначит.

©С.К.Мордовин Ректор Проректор Директор по маркетингу и продажам Директор по ИТ Директор по исследованиям и консалтингу Главный бухгалтер Технический директор Факультет и администраторы Отдел маркетинга и продаж Отдел исследований и консалтинга Отдел ИТБухгалтерия Технический отдел Влияние на ресурсы Р О ПН Влияние на стратегическую позицию Развитие Основная деятельность Влияние на прибыль ПрибыльныеНеприбыльные Занчит. Среднее Незначит.

©С.К.Мордовин ЗНАНИЕ (Что, зачем?) УМЕНИЕ (Как?) ЖЕЛАНИЕ (Хочу ли?) НАВЫК S.R.Covey, The 7 Habits of Highly Effective People Эффективные навыки

©С.К.Мордовин компетентные работники теоретические знания и образование опыт и практический тренинг Наши ожидания от бизнес школ EFMD,январь 2010

©С.К.Мордовин Результаты оценки Управленческого кадрового резерва методом Ассессмент центра Ориентация на достижение Генерация изменений Способность к развитию Лидерство в команде Создание развивающей среды Командная работа Масштабное бизнес-видение Управление эффектив- ностью Надежность и ответственност ь Результаты оценки Развиваемость компетенций P P P РP PР Р P Приоритет в развитии Предположительное кол-во дней обучения, фокусно развивающих компетенцию 260,58947,59,52 Р хорошо развиваемые компетенции Р средне развиваемые компетенции Р плохо развиваемые компетенции высокие оценки средние оценки низкие оценки 6

©С.К.Мордовин Подходы к воспитанию и образованию в менеджменте Henry Mintzberg «Managers Not M Bas A Hard Look at the Soft Practice of Managing and Management Development» AMP EMBA Традиционные программы MBA Краткосрочные курсы БИЗНЕС-ШКОЛЫ Зона образования КОНСУЛЬТАНТЫ И ЦЕНТРЫ ПОДГОТОВКИ Зона тренингов Объединенные программы MBA КОРПОРАЦИИ И ИНСТИТУТЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Зона практики Контроль Продвижение Наставничество «Тони или плыви» Внутрикорпоративные курсы Обучение действием (Обучение)(Действие) Личностное развитие Рост менеджера Развитие менеджмента Развитие организации Социальное развитие

©С.К.Мордовин Академическая свобода Университетская демократия Управление комитетами Индивидуализм Сильная власть ППС Слабая власть деканов и директоров программ Институциональная независимость Сильное централизованное управление Матричная структура Строго определенные обязанности Рыночная ориентация Ориентация на результат «Университетская» культура Культурабизнес-школы Доминирующая организационная культура Gordon Shenton, efmd FORUM 02/1

©С.К.Мордовин Перестройка системы подготовки управленческих кадров ОТ К Исходное профессиональное образование Централизованные концепции Наделение знаниями Функциональное образование Организаторы стандартных программ обучения Обучение на протяжении всей жизни Специально разработанные подходы Содействие самосовершенствованию Интегрирующее обучение Учебные партнерства Re-designing Management Development in the New Europe. Report of the Torino Group.- European Training Foundation, Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 1998

©С.К.Мордовин ШКОЛА БИЗНЕСА БУДУЩЕГО Управление изменениями в развитии менеджмента Интегрированный партнер Изменения, основанные на развитии Структурированный укомплектованный продукт ТИП ПРЕДЛАГАЕМЫХ УСЛУГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КЛИЕНТОМ ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА Заочный поставщик Re-designing Management Development in the New Europe. Report of the Torino Group.- European Training Foundation, Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 1998

©С.К.Мордовин ПРОБЛЕМЫ СТАРОЙ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Кто определяет потребность в знаниях? Традиции дизайна образовательных программ Проблема ROI применительно к образовательным программам Как строить систему life-long learning? С.Р.Филонович

©С.К.Мордовин ТРУДНОСТИ «Все это у нас уже есть» Непривычное – странное: необходимость изменения установок корпоративных заказчиков Неумение организовать работу сотрудников компании Необходимость новых навыков преподавателей ВЫВОД: Без сотрудничества компаний и бизнес-школ парадигму не сменить С.Р.Филонович

©С.К.Мордовин Основные стили обучения 1.Анализирование Работнику необходимо время для проведения самостоятельного анализа 2.Практическое действие Неотъемлемая часть обучения – метод проб и ошибок 3.Наблюдение Разделение задачи на части и решение их методом проб и ошибок М.Багингем, К черту недостатки, с.98-99

©С.К.Мордовин Обучение Максимально эффективное обучение невозможно в сферах деятельности, связанных со слабыми сторонами работника М.Багингем, К черту недостатки, с.187

©С.К.Мордовин Обучающие ситуации Ориентация на действие Ориентация на размышление Действие/Размышление «Правила» Конкретные простые Не конкретные сложные Арифметика Езда на велосипеде Физика,Химия Рафтинг Prof. D.Abell

©С.К.Мордовин Обучающие ситуации Ориентация на действие Ориентация на размышление Действие/Размышление «Правила» Конкретные простые Не конкретные сложные Арифметика Характеристики: только один ответ Изучение: выучивание наизусть Обучение: ответы, правила Езда на велосипеде Характеристики: приспосабливание Изучение: метод проб и ошибок Обучение: практика Рафтинг Характеристики: приспосабливание, нестандартность, множественность ответов Изучение: опыт, подражание другим, концепуализирование, предвидение, открытие Обучение: практика, позитивные открытия, саморефлексия, моделирование Физика, Химия Характеристики: непредвиденные ответы Изучение: формулы, научные методы Обучение: взаимосвязи Prof. D.Abell

©С.К.Мордовин Обучающие ситуации Ориентация на действие Ориентация на размышление Действие/Размышление «Правила» Конкретные простые Не конкретные сложные Бухгалтерский учет Арифметика Езда на велосипедеРафтинг Физика, Химия Управленческий учет Финансовый менеджмент Маркетинг Generalменеджмент Лидерство Prof. D.Abell

©С.К.Мордовин Обучающие ситуации Ориентация на действие Ориентация на размышление Действие/Размышление «Правила» Конкретные простые Не конкретные сложные Лидерство, General менеджмент Характеристики: множественность вопросов, множественность перспектив, множественность ответов, ориентированность на действие. Изучение: опыт, подражание другим, обмен опытом, концепуализирование, компетентность в управленческой и не связанной с управлением областях. Обучение: структурированное обучение, быстрая саморефлексия, постановка не имеющих ответов вопросов, моделирование, ролевые игры, интегрирование, глобальное (холистическое) мышление, мудрость, рассудительность Prof. D.Abell

©С.К.Мордовин Методы обучения Пассивные Активные Интерактивные

©С.К.Мордовин Методы обучения Активные методы обучения - совокупность педагогических действий и приемов, мотивирующих обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому усвоению материала в процессе познавательной деятельности. Гредасова Надежда Викторовна член комиссии Методического Совета по новым образовательным технологиям

©С.К.Мордовин Стадии научения 1. Неосознанное незнание 2. Осознанное незнание 3. Осознанное знание 4. Неосознанное знание

©С.К.Мордовин Рост квалификации менеджера Время Уровень квалификации Кривая обучения Кривая забывания Развитие в деятельности Требуемый уровень Первоначальная подготовка Поддержание квалификации М.Гордеев, А.Громов, УП 5(112)/2005 Повышение Квалификации

©С.К.Мордовин Шкалы ценностей (Россия) НИЗКОЕ ИЗБЕГАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 50% 0%100% Geert Hofstede ВЫСОКОЕ ИЗБЕГАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ НИЗКАЯ ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ ВЫСОКАЯ ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ

©С.К.Мордовин Преподаватель БД СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР ЛИДЕР НАСТАВНИК/ КОУЧ ТЕХНИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРТ АГЕНТ ИЗМЕНЕНИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КОМАНДНЫЙ ИГРОК ФАСИЛИТАТОР КОНСУЛЬТАНТ ДИЗАЙНЕР КУРСА/ПРОГРАММЫ АДМИНИСТРАТОР Представитель организации ТРЕНЕР Требования к современному преподавателю бизнес-образования

©С.К.Мордовин Теория множества интеллектов Вместо того, чтобы рассматривать интеллект как совокупность многих способностей, Гарднер предпочитает считать, что пришла пора рассматривать его как совокупность восьми различных основных, базовых, коренных интеллектов, т.е. восьми секретов мыслительного производства. Теория множественного интеллекта базируется на двух важных, по мнению Гарднера, утверждениях. Во-первых, все люди обладают всеми видами интеллекта. Во-вторых, так же как все мы обладаем разной внешностью, неповторимыми особенностями темперамента и личности, так же мы обладаем и различными интеллектуальными профилями. Howard Gardner Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences (1983)

©С.К.Мордовин Типы интеллектов Пространственный интеллект Телесно-кинестетический интеллект Музыкальный интеллект Лингвистический интеллект Логико-математический интеллект Межличностный интеллект Внутриличностный интеллект Интеллект естествоиспытателя Экзистенциальный интеллект? Howard Gardner Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences (1983)

©С.К.Мордовин «Интеллект и успех НИСКОЛЬКО не взаимосвязаны» Люис Терман M.Gladwell, Outliers

©С.К.Мордовин Практический интеллект – «знание того, что, когда и кому сказать, а также знание того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов». Роберт Стернберг

©С.К.Мордовин Howard Gardner Люди с пространственным интеллектом Cпособны быстро распознавать модели и формы; они мыслят в образах и картинках. Они легко ориентируются в новом городе, потому что могут быстро создать в голове пространственную карту. Им нравится выражать свои мысли в картинах, фотографиях и скульптурах. Пространственный Типы интеллекта

©С.К.Мордовин Howard Gardner Люди с физическим (или телесно-кинестетическим) интеллектом Безошибочно знают, как использовать свое тело. У них хорошая моторная координация и понимание тонкостей движения. Они преуспевают в имитации, легко подражая жестам и движениям людей.. Телесно-кинестетический Музыкальный У людей с музыкальным интеллектом Очень чуткие уши; Они могут быстро определить стиль композитора и узнать музыкальное произведение. Музыка является очень важной частью их жизни Типы интеллекта

©С.К.Мордовин Howard Gardner Люди с логико-математическим интеллектом Знают, как разгадывать логические головоломки и Легко обращаются с цифровыми задачами. Именно они обычно получают высокие результаты на IQ тестах. Лингвистический Логико-математический Люди с лингвистическим интеллектом Обладают большой чувствительностью к значениям слов. Им нравится играть словами, Они быстро учат иностранные языки и Легко распознают разные интонации. Типы интеллекта

©С.К.Мордовин Howard Gardner Межличностный Внутриличностный Люди с межличностным интеллектом Способны проникаться чувствами других, Понимать, как человек чувствует, Ладят с людьми и Добиваются всего с помощью окружающих. Люди с внутриличностным интеллектом Очень хорошо понимают собственные чувства Обычно они ведут насыщенную эмоциональную жизнь, Хорошо понимают собственные мотивации и поведение. Они могут обладать развитой интуицией Типы интеллекта

©С.К.Мордовин Типы интеллекта Интеллект естествоиспытателя Люди с интеллектом естествоиспытателя хорошо распознают и классифицируют природные объекты. Экзистенциальный интеллект? Люди с экзистенциальным интеллектом склонны к рассмотрению фундаментальных вопросов бытия, вечности, жизни и смерти.

©С.К.Мордовин Основные повседневные иллюзии 1.иллюзии внимания 2.иллюзии памяти 3.иллюзии уверенности 4.иллюзии знаний 5.иллюзии причинно-следственных связей 6.иллюзии потенциала Cristofer Chabris and Daniel Simons. The Invisible Gorilla: And Other Ways Our Intuitions Deseive Us (искаженные представления о собственной психической деятельности людей)

©С.К.Мордовин Иллюзии внимания Иллюзии внимания (перцептивная слепота) - это расхождение между наблюдаемым объектом и субъективным восприятием этого объекта Основные причины: 1.Неготовность воспринимать предметы, которые мы не ожидаем увидеть; 2.Рассеянность, вызванная необходимостью полностью сконцентрировать внимание. Cristofer Chabris and Daniel Simons. The Invisible Gorilla: And Other Ways Our Intuitions Deseive Us

©С.К.Мордовин Иллюзии памяти Иллюзии памяти - это расхождение между реальным событием, которое откладывается в памяти, и последующим воспоминании об этом событии. Основные причины: Память ассоциативна (но ассоциации не всегда корректны). Человек часто вспоминает то, что по его представлению он хочет вспомнить (а не то, что было в действительности) Т.е. мы реконструируем воспоминания, а не вспоминаем то, что было в действительности. Cristofer Chabris and Daniel Simons. The Invisible Gorilla: And Other Ways Our Intuitions Deseive Us

©С.К.Мордовин Примеры иллюзии памяти "Слепота к изменениям» Собственная Вера в придуманные нами же самими или услышанные от кого- нибудь другого истории. (т.н. "неправильное определение источника воспоминаний") Неумышленный плагиат Cristofer Chabris and Daniel Simons. The Invisible Gorilla: And Other Ways Our Intuitions Deseive Us

©С.К.Мордовин Иллюзии уверенности Иллюзии уверенности - некорректная оценка своей уверенности и неуверенности, принятие этих оценок за истину. Чем выше компетентность, тем адекватнее самооценка. Отсюда - сомнение в своих силах высококвалифицированных профессоров, актеров, художников, композиторов и проч. Cristofer Chabris and Daniel Simons. The Invisible Gorilla: And Other Ways Our Intuitions Deseive Us

©С.К.Мордовин "Невежество всегда обладает большей самоуверенностью, чем знание." Чарльз Дарвин "Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю." Сократ Иллюзии уверенности

©С.К.Мордовин Иллюзии знаний Иллюзии знаний – склонность приписывать себе познания в какой- либо области, которыми на самом деле мы не обладаем. Примеры: догматизм, вера в модели, типологии, классификации. См. «Черный лебедь», Н.Талеб. Cristofer Chabris and Daniel Simons. The Invisible Gorilla: And Other Ways Our Intuitions Deseive Us

©С.К.Мордовин Nassim Nicholas Taleb

©С.К.Мордовин «Чёрный лебедь» Мир гораздо сложнее и случайнее, чем мы себе это представляем, однако мы убеждаем себя, что мы способны его понять и игнорируем то, что мы считаем не важным. Ретроспективное искажение: Мы воспринимаем события постфактум и через призму наших предубеждений, отфильтровывая важную информацию. Гипероценка фактической информации: Люди переоценивают информацию, и полагают, что те факты, свидетелями которых они стали в прошлом, ведут к универсальным выводам о будущем. N.Taleb, «The Black Swan: The Impact of the Highly Improbable» Воздействие крайне маловероятного

©С.К.Мордовин Иллюзии причинно-следственных связей Иллюзии причинно-следственных связей - вера в возможность корректного определения "правильной выборки" и определения жестких причинно-следственных связей всех/большинства явлений. Основные причины: 1.Мы ищем закономерное в случайном и предсказываем будущие события, исходя из повторяющихся паттернов; 2.Мы устанавливаем причинно-следственные связи между событиями, происходящими в одно и то же время; 3.Мы склонны считать, что если за одним событием следует или должно последовать другое, то более раннее событие является причиной случившегося. Cristofer Chabris and Daniel Simons. The Invisible Gorilla: And Other Ways Our Intuitions Deseive Us

©С.К.Мордовин Иллюзии потенциала Иллюзии потенциала - мы верим, что наш мозг скрывает в себе огромные резервы интеллектуальных ресурсов, которые только и ждут того, чтобы их освоили, весь вопрос только в том, как это сделать. Основные причины: Мы (безосновательно) полагаем, что 1.В широком спектре ситуаций и условий человеческий разум и мозг потенциально способны работать на гораздо более высоком уровне, чем обычно; 2.Этот потенциал можно раскрыть с помощью простых методов, быстро и легко претворяемых в жизнь. Cristofer Chabris and Daniel Simons. The Invisible Gorilla: And Other Ways Our Intuitions Deseive Us

©С.К.Мордовин Требования к современному преподавателю Способность преподавать Знание бизнеса Знание предмета Бизнес опыт Консультирование Руководство проектами Аспирантура Самообразование Коучинг Тренинг Обмен опытом Новое знание

©С.К.Мордовин Типология преподавателей Лектор Расказчик/сказочник Пастор/проповедник Фасилитатор Шоумен Тренер Коуч/наставник

©С.К.Мордовин Определяйте уникальные особенности каждого человека и используйте их в работе Marcus Buckingam, The One Thing You Need to Know

©С.К.Мордовин Профиль преподавателя IMD Скорее мужчина лет Скорее американец Любитель Швейцарии Нелюбитель академической среды как места работы Мотивируемый большими деньгами Имеющий инстинкт к преподаванию в аудитории Способный генерировать новое знание Приличный (decent)

©С.К.Мордовин Преподаватели ИМИСП. Требования Основные базовые курсы – «Core faculty» Хорошее знание английского Обучение/стажировка в ведущих школах бизнеса Участие в консалтинговой деятельности Способность работать в команде Либерал

©С.К.Мордовин Нравственная цель жизни человека - достижение личного счастья Ayn Rand, The Virtue of Selfishness: A New Concept of Egoism

©С.К.Мордовин Пять сфер, позволяющих человеку испытать Радость жизни Nathaniel Branden, The Virtue of Selfishness: A New Concept of Egoism

©С.К.Мордовин Три главные ценности Ayn Rand, The Virtue of Selfishness: A New Concept of Egoism

©С.К.Мордовин Три главные добродетели Ayn Rand, The Virtue of Selfishness: A New Concept of Egoism

©С.К.Мордовин Вариант «выращивания» преподавателя ИМИСП ХОРОШЕЕ базовое образование Работа в бизнесе (5-7 лет) МВА в ХОРОШЕЙ школе бизнеса Ассистент преподавателя (1 год) Преподавание НОВЫХ курсов Защита кандидатской диссертации Этапы роста Возраст

©С.К.Мордовин Кривая развития карьеры Развитие Возраст Расширение УкреплениеСовершенствование Рост Плато Застой/упадок

©С.К.Мордовин Особенности мозга взрослого человека Современная наука определяет «средний возраст» человека с 40 до 70 лет. Т.н. "Кризис середины жизни" (1965) и синдром "опустевшего гнезда"(1972) – не подтверждены серьезными и многочисленными исследованиями Barbara Strauch. The Secret Life of the Grown-up Brain. Suprising Talantes of the Middle-aged Mind.

©С.К.Мордовин Особенности мозга взрослого человека Основные Проблемы (начинаются с 35 лет) : – Человека легче отвлечь - снижается способность блокировать/игнорировать ненужную информацию – Снижается способность к концентрации – Снижается быстрота реакции – Ухудшается память на имена – Снижается острота мышления Barbara Strauch. The Secret Life of the Grown-up Brain. Suprising Talantes of the Middle-aged Mind.

©С.К.Мордовин Особенности мозга взрослого человека Основные достоинства: Продолжает увеличиваться белое вещество – миелин, отвечающее за связи нейронов Начинают работать оба полушария: Способность к двухсторонней (билатеральной) симметрии. снижается способность блокировать/игнорировать ненужную информацию, что часто полезно, т.к. не всегда очевидно, какая именно информация является необходимой Свободный от блокирования мозг более склонен к креативным, творческим решениям Повышается глобальность мышления (расширяющееся восприятие) Повышается оптимизм (амигдала перестает реагировать на негатив) Улучшается комплексность взглядов, мышления Гораздо лучше работает опыт Легче (хотя медленнее) принимаются решения в сложных, непредсказуемых ситуациях Лучше работает интуиция Лучше способность регулировать эмоции Характерны более зрелые (взвешенные) суждения Barbara Strauch. The Secret Life of the Grown-up Brain. Suprising Talantes of the Middle-aged Mind.

©С.К.Мордовин Профиль преподавателя в терминах НЛП СХЕМА РАБОТЫ МОТИВАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ИСТОЧНИК ОЦЕНКИ ВНИМАНИЕ УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ РАЗМЕР ИНФОРМАЦИИ ОТВЕТ НА СТРЕСС ФАКТОРЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ КАНАЛЫ УБЕЖДЕНИЯ СПОСОБЫ УБЕЖДЕНИЯ СТРУКТУРА ПРАВИЛ выборпроцесс «кнут»«пряник» люди внутренний вещи внешний реактивный другие проактивный специфическое «я» общее чувства сходство видеть автоматический собственныеправила анализ отличие делать последовательность выбор Сходство с исключением Отличие с исключением слышатьчитать количествопродолжительностьчастота мои правила для меня/ мои правила для других правила других мои правила/ правила других

©С.К.Мордовин Области разработки нового курса Основной курс Дополняющие курсы КУРСЫ ИЗ ДРУГИХ ОБЛАСТЕЙ МЕНЕДЖМЕНТА

©С.К.Мордовин Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента» Цепочка УЧР КОМПЕНСАЦИИПЛАНИРОВАНИЕОТБОРПОДБОР ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ АДАПТАЦИЯОЦЕНКА ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОВЫШЕНИЕ ПОНИЖЕНИЕ ПЕРЕВОД УВОЛЬНЕНИЕ

©С.К.Мордовин Управлениечеловеческимиресурсами Мотивирующи й менеджмент Аудит УЧР Компенсационный менеджмент Комплексная система управления показателями Технологии эффективного найма Аудит обучения и развития Аудит мотивации персонала Аудит службы персонала Аудит эффективности работы Эмоциональный интеллект и компетенции менеджера СИСТЕМА БИЗНЕСА ТАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ ЭФФЕКТИВНЫЕ СОВЕЩАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫЕ КОММУНИКАЦИИ АВТОРИТАРИЗМ КАК СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

©С.К.Мордовин Основания для нового курса Интерес автора Базовая основа Интерес аудитории Новый авторский курс

©С.К.Мордовин Этапы создания курса 1.Формирование видения 2.Разработка общего дизайна 3.Разработка элементов 4.Тестирование 5.Доработка

©С.К.Мордовин 1. Формирование видения Цели Целевая аудитория Объем часов Формат

©С.К.Мордовин 2. Разработка общего дизайна Взаимосвязь с другими курсами Основные разделы Логика построения Аргументация применения дидактических элементов Тайминг

©С.К.Мордовин Интервал внимания аудитории во время презентации США – 30 мин. Франция – 30 мин. Великобритания – мин. Швеция – 45 мин. Финляндия – 45 мин. Россия – 45 мин. Германия – 60 мин. Япония – 60 мин. Richard D. Lewis, When Cultures Collide

©С.К.Мордовин Воздействие оратора на аудиторию 55% воздействия определяется языком ваших телодвижений: позы, жесты и контакт глазами 38% определяется тоном вашего голоса и лишь 7% – содержанием того, о чем вы говорите (М.Арджайл и др., в Британском журнале социальной и клинической – психологии, т9, 1970, с ).

©С.К.Мордовин Типовая структура занятия Обзор предыдущего материала Изложение нового материала нового материала Изложение Изучение практической ситуации Обсуждение Ситуации в группах Подведение Итогов обсуждения

©С.К.Мордовин Часто используемые методы активизации 1.Специально разработанные методические материалы – Кейсы – Деловые игры – Компьютерные симуляции – Тренинги – Тесты – ……

©С.К.Мордовин Часто используемые методы активизации 2. Методически препарированные материалы – Художественная литература – Художественные фильмы – Документальные фильмы – Живопись – Спектакли – Актуальные новости – ……

©С.К.Мордовин ПРОБЛЕМА ДИЗАЙНА ПРОГРАММ Основа дизайна – представления создателя программы о потребностях заказчика Эти представления часто абстрактны и редко основываются на диагностике Часто в результате диагностики программы строятся из готовых, стандартных модулей С.Р.Филонович

©С.К.Мордовин 3. Разработка элементов Текстовая часть Слайдовая часть Разработка/подбор кейсов, упражнений Разработка/подбор IT элементов Подбор видео материалов

©С.К.Мордовин Принципы при использовании активных методов обучения Использование любого метода должно быть хорошо аргументировано: – С точки зрения целесообразности (Зачем?); – С точки зрения формата (Что?); – С точки зрения процента учебного времени ему отведенного (Сколько?); – С точки зрения продолжительности. Важен учет аудитории: – Возраст; – Гендерная структура; – Статус слушателей; – Однородность; – Отрасль; – Размер группы. Хорошая методическая и «техническая» подготовка преподавателя.

©С.К.Мордовин О кейс-методе Кейс – это не просто «история» Кейс должен затрагивать важные и релевантные проблемы Кейс должен предлагать «непредсказуемое путешествие к непредсказуемому результату» Кейс должен быть противоречив Кейс должен содержать контрасты и сравнения

©С.К.Мордовин Кейс должен позволять делать полезные и актуальные обобщения Кейс должен содержать необходимое и достаточное количество информации Кейс должен быть персонализирован Кейс должен быть хорошо структурирован и легко читаем Кейс должен быть кратким О кейс-методе

©С.К.Мордовин Что такое кейс-метод? Практический методический инструмент для закрепления теории и техник уже изученных Практический методический инструмент для развития обобщающих концепций и создания системы взглядов при помощи дискуссий реальных комплексных проблем

©С.К.Мордовин Кейс-метод… В обучении общему менеджменту Весьма эффективен: В выработке навыков диагностики В обучении уяснения комплексных организационных процессов Когда необходимо выработать собственное суждение В руках опытного преподавателя, регулярно использующего хорошо написанные короткие кейсы Не очень эффективен: Для выработки конкретных управленческих навыков В обучении решению конкретных проблем В руках традиционных преподавателей-лекторов

©С.К.Мордовин 4. Тестирование Определение «фокус-группы» Разработка форматов получения обратной связи Проведение курса Получение развернутой обратной связи

©С.К.Мордовин 5.Доработка Обработка информации, полученной при тестировании Корректировка структуры, дизайна и элементов курса Окончательное оформление курса и учебно-методических материалов Разработка концепции продвижения курса

©С.К.Мордовин 1.Мой основной читаемый курс Практикум «разработка нового авторского курса»

©С.К.Мордовин 2. Возможные варианты ответвлений Общая тема нового специализированногокурса специализированногокурса специализированногокурса специализированногокурса специализированногокурса специализированногокурса Практикум «разработка нового авторского курса»

©С.К.Мордовин 3. Основания для нового курса Интерес автора Базовая основа Интерес аудитории Новый авторский курс Зачем МНЕ это нужно? Что можно взять за основу? Кому и зачем это нужно? Практикум «разработка нового авторского курса»

©С.К.Мордовиня МИР Замысел Действительность СПОСОБНОСТЬ ДЕЙСТВИЕ Полный успех Полный провал

©С.К.Мордовин MQ – коэффициент менеджерского развития PQ IQEQ MQ jo Owen, How to manage, The art of making things happen Задачи Функции Контроль и власть Измерения Индивиды Группы Эмоциональный мир Политический мир Рациональный мир

©С.К.Мордовин IQ-СПОСОБНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ И ДЕНЬГИ Начинать с конца Достигать результатов Принимать решения Решать проблемы Стратегически мыслить Управлять бюджетом Управлять расходами Составлять электронные таблицы и расчеты Разбираться в цифрах и показателях jo Owen, How to manage, The art of making things happen

©С.К.Мордовин EQ-СПОСОБНОСТИ: ОБЩЕНИЕ С ЛЮДЬМИ Мотивировать людей Влиять на людей Коучинг Делегирование Разрешать конфликты Обеспечивать неформальную обратную связь Самоуправление Эффективно распределять время Выживать в менеджерском марафоне Изучать правильное поведение jo Owen, How to manage, The art of making things happen

©С.К.Мордовин PQ-СПОСОБНОСТИ: КАК ДОБИВАТЬСЯ ЦЕЛЕЙ Знать и применять семь ключевых источников власти Знать как получить власть Уметь получать политическую поддержку Правильно применять власть Владеть искусством неблагоразумного менеджмента. Уметь сказать «нет» своему начальнику Сочетать власть и честность Уметь брать контроль в свои руки Уметь управлять изменениями Уметь мотивировать людей на участие в изменениях jo Owen, How to manage, The art of making things happen

©С.К.Мордовин «Интеллект и успех НИСКОЛЬКО не взаимосвязаны» Люис Терман M.Gladwell, Outliers

©С.К.Мордовин Практический интеллект – «знание того, что, когда и кому сказать, а также знание того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов». Роберт Стернберг

©С.К.Мордовин Daniel Goleman Эмоциональный интеллект «Умение лидеров управлять собой и другими людьми»

©С.К.Мордовин Краткая шкала эмоциональных тонов Р.Хаббард

©С.К.Мордовин Daniel Goleman Основные области эмоционального интеллекта Emotional Intelligence СамосознаниеСамоконтроль Социальная чуткость Управление отношениями

©С.К.Мордовин 1.Работники должны быть мотивированы на обучение. 2.Для обучающихся следует установить стандарты выполнения работы. 3.У обучающихся должно быть руководство. 4.Обучающиеся должны получать удовлетворение от обучения. 5.Обучение является активным, а не пассивным процессом. 6.Следует применять подходящие методы.. 7.Методы обучения должны быть разнообразными. 8.Должно быть предусмотрено время на усвоение новых навыков. 9.Обучающиеся должны получать подкрепление правильного поведения. 10.Необходимо понимать, что существуют разные уровни обучения, и что они требуют разных методов и занимают разное время. Условия эффективного обучения

©С.К.Мордовин Как стать более эффективным Определите, что Вам не нравится делать, и прекратите этим заниматься! М.Багингем, К черту недостатки, с.173