1 Обучение в сотрудничестве Ирикбаева Гайни Уметовна учитель истории МОУ «Цветочинская средняя общеобразовательная школа Муниципальный этап Всероссийского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Групповые технологии «Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а.
Advertisements

Позволяет подобрать динамическую группу с примерно равным индивидуальным временем обучения. Совместная деятельность опосредует межличностные отношения.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Лицей17 Обучение в сотрудничестве Косовцева Н.И. Поташникова Е.М.
Корпоративная компетенция ШМО ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК Презентация подготовлена Гонтаревой Е.Ю.
Классный руководитель 8 класса МОУ СОШ 2 г. Ядрин Плеханова Алевтина Борисовна 2010 г.
Проблемы, трудности общения и взаимопонимания волнуют людей не одно тысячелетие. Великие умы человечества искали и находили ответы на эти вопросы, но.
Групповые технологии. Общественный контакт вызывает своеобразное возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а.
Современный урок Сидорова Н.А., заместитель директора лицея.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
Организация г рупповой работы н а у роках г еографии Пилюшина Людмила Дмитриевна - учитель I квалификационной категории МОУ «СОШ 7» Г.Киров Калужской области.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Мастер-класс-технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности Мастер- класс- ярко выраженная форма ученичества у мастера, т.е.передача.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Использование возможностей совместной учебной деятельности в формировании культуры безопасности МОУ ВСОШ 7.
Использование метода погружения в преподавании биологии в профильных классах и группах Изотова Елена Анатольевна - учитель биологии МОУ МСОШ 1 городского.
Заместитель директора по УВР Берсенева Ю.В.. Современное общество требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Проектная методика В процессе обучения иностранным языкам.
Групповая работа как средство активизации познавательной активности учащихся Учитель физики МОУ лицея МОК 2 Харькова И.В.
Транксрипт:

1 Обучение в сотрудничестве Ирикбаева Гайни Уметовна учитель истории МОУ «Цветочинская средняя общеобразовательная школа Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года-2008» МОУ «Цветочинская средняя общеобразовательная школа»

2 Идея личностно-ориентированного подхода к воспитанию и образованию Развитие индивидуальности личности – это прежде всего развитие потребности и способности личности к саморазвитию. педагогическая помощь школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию имеет такие аспекты, составляющие, как помощь в развитии потребности:

3 Первая: всякий выход на общение сопряжен с психологическими трудностями, ибо внутренний мир автономен, закрыто от окружающих, и его открытие само по себе происходит через усилия физические и психические. Вторая: опыт общения у детей пока еще маловат и ограничен привычными ситуациями повседневной жизни, а в школе ребенок попадает в публичную среду и на глазах публики должен умело высказать свой личностный мир. Сложность вопроса имеет две стороны

4 Актуальность данной технологии она позволяет: приобрести детям через учебный труд навыки сотрудничества; развивать стремление к совместным достижениям; открывает большие возможности для кооперирования; для коллективной, познавательной деятельности

5 Мастерство учителя заключается в том, что он не мешает детям, когда они работают. Уровень и характер применения: общепедагогический Философская основа: приспосабливающаяся Характер содержания и структуры: проникающий, адаптивно – вариативный Организационные формы: вариативная, классно –урочная, групповая, индивидуальная Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: субъект – субъективные отношения

6 Целевая ориентация Целевая ориентация Создание условий для совместного выбора педагогом и учащимися оптимального пути обучения Формирование умений самостоятельного учения, самообразования Формирование критического мышления Развитие рефлексивных способностей учащихся Освобождение учителя от чисто информационной функции в пользу консультативно – координирующей

7 Концептуальные направления Развитие интеллекта, речи, коммуникативных возможностей. Развитие творческих способностей и логического мышления Органическая связь индивидуальной и коллективной деятельности Особенности методики В системе форм учебных занятий особое значение имеют нетрадиционно построенные уроки.

8 Технология «Обучение в сотрудничестве» предполагает взаимное обогащение учащихся в группе; организация совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обуславливающихся особенностями изучаемого объекта); коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия; обмен способами действия- задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности-решения проблемы; взаимопонимание -диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность; рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

9 Особенности организации групповой работы учащихся на уроке класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание(либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; задание в группе выполняется таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы не постоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

10 Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня, обученности, информированности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированн ая – выполнение различных заданий разными группами.

11 В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

12 Технология «Обучение в сотрудничестве» предусматривает последовательный процесс, который складывается из следующих элементов процесс Подготовка и выполнение группового задания постановка познавательной задачи инструктаж о последовательности работы раздача дидактического материала по группам Групповая работа знакомство с материалом, планирование работы в группе распределение заданий внутри группы индивидуальное выполнение задания обсуждение индивидуальных результатов работы в группе обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения) подведение итогов группового задания Заключительная часть сообщение о результатах работы в группах анализ познавательной задачи, рефлексия общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи

13 Во время групповой работы я, как учитель: - контролирую ход работы в группах; - отвечаю на вопросы; - регулирую споры, порядок работы в группах - в случае необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе в целом.

14 Метод групповой работы в технологии«Обучение в сотрудничестве» может применяться для решения почти всех основных дидактических задач, причем как на уроках обобщения, контроля, так и при изучении нового материала. Кроме того, учителю предоставляется большая возможность использовать разнообразные нетрадиционные задания, формы и приемы обучения, которые вносят элементы новизны, делают урок продуктивным, повышают интерес к предмету

15 Эффективной и результативной формой работы является игра Эффективной и результативной формой работы является игра Среднее звеноСтаршее звено «Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во вселенной». Я. Корчак

16 Алгоритм педагогического воздействия по созданию субъективного проживания личностного успеха деятельности ребенка «снятие страха» «авансирование» «скрытая инструкция» «персональная исключительность» «высокая мотивация» высокая оценка детали полученного результата «Ничего страшного, если не получится, мы тогда…» «У тебя, конечно, получится, ведь ты…» «Ты же помнишь, что…» «Именно у тебя должно получится, так как…») «Нам это так нужно…» «Особенно хорошо было…» « Эта часть получилась отлично…»

17 Мое педагогическое кредо – воплощение в жизнь педагогики сотрудничества через изучение предметов истории и обществознания. Правило первое. Развивая личность ребенка – развивай сам! Правило второе. Организуй следующие этапы учебного процесса. Правило третье. Следуй семи принципам организации учебного процесса.

18 Этапы учебного процесса Погружение в учебный материал – формирование «информационного поля». Этот этап позволяет ученику познакомиться с историческими явлениями определенного периода, сформировать представление об эпохе, построить в своем сознании ее образ. Этап самостоятельного овладения знаниями. На этом этапе происходит фильтрация информации. Второстепенное уходит на второй план, ребята самостоятельно формулируют проблемы. Они дают исторические прогнозы, в качестве доказательства своих суждений подбирают факты, которым дается оценка. В процессе дискуссии возможно столкновение различных точек зрения. В результате материал становиться личностно значимым для учеников. Этап использования полученных знаний в качестве инструмента в своей собственной деятельности. На этом этапе появляются продукты собственной и коллективной деятельности.

19 Первый принцип учет психологических знаний о развитии личности и детского коллектива, в котором работаешь. Современному учителю сегодня необходимо овладеть «ключом» к составлению заданий или изложению учебного материала, ориентированному на формирование тех психических процессов, которые наиболее актуальны для развития личности в определенном школьном возрасте.

20 Второй принцип Отбор содержания учебного материала и его структурирование. Он предполагает определение учебных пособий, которые будут использованы при организации блочной подачи материала. Одной из проблем при обучении является перегрузка учащихся. Переход на двухконцентрическую систему исторического образования привел к новому распределению этапов изучения исторических курсов. Из-за этого учебники стали перегруженными. Если говорить о блочной подаче материала, то существует два параллельных уровня подачи. Первый уровень основан на изучении определенного периода исторического развития государства, а второй предполагает развитие тематической линии по проблемам экономики, политики и культуры. По мере изучения учебного материала блоки укрупняются и систематизируются. И здесь тоже необходимо рационально использовать учебное время.

21 Третий принцип принцип преемственности или цикличности. Его суть заключается в следующем: не начинать изучение нового материала, не повторив изученное и не прояснив, что уже известно ученикам по теме урока. И здесь есть много приемов, с помощью которых учащиеся сами формулируют тему урока.

22 Чтобы мои ученики могли самостоятельно находить походы к пониманию исторических явлений Четвертый принцип – комплексное усвоение знаний; Пятый – обязательное оформление результатов учебной деятельности учеников в виде определенного информационного продукта; Шестой – принцип вовлечения в учебный процесс как можно большего числа субъектов; Седьмой – творческий подход к процессу обучения.

23 Этапы обучения и результаты

24

25 Технология «Обучение в сотрудничестве» предусматривает в первую очередь диалог: диалог с учителем; диалог со сверстниками а иногда и с самим собой Велико значение диалога, который не заставляет ребенка подделываться под образ, роль, искажать свою сущность, а принимать зависящие от природы человека чувства без моральных суждений, учит принимать ответственность не за чувства, а за действия. Поэтому одинаково значимы в диалоге собеседники активные и пассивные, говорящие и молчащие, открытые и закрытые. Когда растущему человеку будет позволено быть любым и не чувствовать вину за свое мнение, отношение, чувство, расходящееся с общепринятыми или отличными от «как у всех», тогда и возникает возможность гармоничного восхождения человека к лучшему