ВЛИЯНИЕ ПНПО НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Результаты анализа данных полученных в ходе анкетирования и интервьюирования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реструктуризация системы профессионального образования Республики Марий Эл Ушаков В.С. – председатель Государственного комитета Республики Марий Эл по.
Advertisements

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Корпоративный институт Владимирского государственного университета на учебно-производственной площадке ОАО «Завод «Автоприбор», г.Владимир.
Наталия Геннадьевна Путиловская Первый заместитель председателя Комитета по образованию 24 марта 2011 года РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Деятельность Центра развития профессионального образования и профориентации обучающихся АОУ ВО ДПО « ВИРО »
Калачева Наталья Александровна Директор КГБОУ СПО Технический колледж.
Проект «Развитие научной и инновационной деятельности» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
В период с 2006 по 2011 годы в системе НПО, СПО проведены 6 научно-практических конференций в рамках Дня науки: Год 2006 Опытно-экспериментальная работа.
Проект «Развитие социального партнерства» ЦИВИЛЬСК 2011 РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Городской практический семинар «Организация независимой итоговой аттестации» Воронько Г.И., директор ПЛ июня 2013.
Республиканская программа действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на годы и.
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
Управление инновационной деятельностью в современных условиях 25 сентября 2014.
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
О состоянии и перспективах развития системы профессионального образования Архангельской области Министерство образования и науки Архангельской области.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКИХ ОЛИМПИАД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
ПОЛОЖЕНИЕ об Учебно-методическом объединении профессионального образования Приволжского федерального округа Идиатуллина Э.Д., заместитель министра образования.
Проект «Совершенствование системы подготовки рабочих кадров и специалистов» РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Практика применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ярославской области В.Ю. Выборнов, заместитель.
Транксрипт:

ВЛИЯНИЕ ПНПО НА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Результаты анализа данных полученных в ходе анкетирования и интервьюирования образовательных учреждений – победителей ПНПО 2008/09г.г. Основные аспекты.

Цель - экспертная оценка: основных эффектов, полученных от участия образовательных учреждений в Приоритетном национальном проекте «Образование»; факторов, повлиявших на достижение этих эффектов; основных институциональных изменений в системе профессионального образования Санкт-Петербурга

Образовательные учреждения НПО/СПО, победители ПНПО 2008/09г.г.-участники второго этапа постпроектного мониторинга Санкт-Петербургское ГОУ НПО Строительно-индустриальный профессиональный лицей 50 ГОУ НПО Санкт-Петербургский профессиональный лицей 130 им. Владимира Широкова ГОУ СПО «Колледж туризма и гостиничного сервиса Санкт- Петербурга» ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» ФГОУ СПО «Санкт-Петербургский политехнический колледж» ГОУ СПО «Колледж строительной индустрии и городского хозяйства»

Основные виды эффектов Образовательные учреждения выделили пять-шесть основных эффектов, полученных в ходе реализации ПНПО: повысился уровень профессиональной подготовленности выпускников; усилилась мотивация молодежи к получению профессионального образования по востребованным профессиям (повысилась привлекательность НПО/СПО); укрепился ресурсный потенциал образовательных учреждений – участников ПНПО (кадровый, материально- технический, методический и др.); повысилась привлекательность образовательных учреждений со стороны социальных партнеров (работодателей, органов муниципальной власти и пр.) укрепился общий потенциал региональной системы профессионального образования за счет распространения опыта ОУ - участника ПНПО на другие образовательных учреждений, использования полученных разработок методической службой и пр.

Результаты анализа данных, полученных в ходе анкетирования и интервьюирования образовательных учреждений – победителей ПНПО 2008/09г. Данные, характеризующие повышение уровня профессиональной подготовленности учащихся и выпускников, как следствие участия образовательного учреждения в ПНПО: Выросли показатели итоговой аттестации в среднем на 5,5%; Уменьшился отсев учащихся по показателям успеваемости в среднем на 8,4%; Увеличились показатели трудоустройства выпускников по специальности в среднем на 8,3%; Улучшились результаты учащихся на конкурсах профессионального мастерства - 1 и 2 места в конкурсах учебных заведений СПО и НПО «Лучший по профессии» в 2009/2010 уч. году; Увеличился выпуск с повышенными разрядами в среднем на 3,2%

Данные, характеризующие усиление мотивации молодежи к получению профессионального образования по востребованным профессиям (повышение привлекательности НПО/СПО) Активнее идет набор учащихся на поступление в ОУ (больше заявлений в среднем на 14%); Увеличивается доля заявлений на поступление от выпускников 11 классов (в среднем на 19%); Выросла доля учащихся, осваивающих смежные профессии (по профилю ИОП) в среднем на 20%

Данные, характеризующие укрепление потенциала образовательного учреждения Повысился уровень квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения - повысили свою квалификацию и прошли стажировку в среднем 41% от педагогического состава ОУ; Произошло обновление учебно-материальной базы образовательного учреждения в среднем на 30%; Учебные программы стали в большей степени соответствовать требованиям работодателей (в каждом ОУ в среднем не менее 3-х программ составлены при участии работодателей)

Данные, подтверждающие повышение инвестиционной и имиджевой привлекательности образовательных учреждений со стороны социальных партнеров У образовательных учреждений расширился круг предприятий – партнеров ( в среднем добавилось 5 новых партнеров); В договорах с предприятиями конкретизировался и расширился перечень предметов сотрудничества ( появились новые предметы сотрудничества в договорах ОУ с предприятиями: - совместное изучение квалификационных требований; - участие в рецензировании учебных программ; - включение в работу ГАК представителей работодателей; - направление заявки на подготовку и переподготовку персонала); Предприятия стали больше выделять средств на обновление учебно- материальной базы (предприятиями партнерами были выделены дополнительные стипендии 2009 /2010 уч. г.); Выросло число мест, предоставляемых для практики учащихся в среднем на 10%; Расширились возможности для стажировки преподавателей на предприятиях (число преподавателей, прошедших стажировку на предприятиях в среднем увеличилось на 5 чел.)

Институциональные изменения по результатам участия в ПНПО в системе профессионального образования Санкт-Петербурга Развитие форм государственно - общественного управления системой профессионального образования В 2009 году создан Межведомственный координационный совет по кадровому обеспечению отраслей экономики Санкт-Петербурга при Правительстве Санкт-Петербурга; Создана рабочая группа по реализации Комплексного плана действий по обеспечению переподготовки высвобождающихся работников предприятий и организаций, трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования в Санкт-Петербурге, утвержденного Губернатором Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко. В состав рабочей группы вошли руководители исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга, председатели Советов ректоров вузов и директоров средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга.

Институциональные изменения по результатам участия в ПНПО в системе профессионального образования Санкт-Петербурга Реструктуризация сети учреждений профессионального образования В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от «Об основных мероприятиях по развитию системы среднего профессионального образования» активно идет работа по формированию вертикально интегрированных университетских комплексов. В 2009 году такие комплексы созданы на базе высших учебных заведений: Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии, Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации, Северо-Западной академии государственной службы.

Институциональные изменения по результатам участия в ПНПО в системе профессионального образования Санкт-Петербурга Внедрение и развитие механизмов сетевого взаимодействия образовательных учреждений В Санкт-Петербурге реорганизуется сеть учреждений начального и среднего профессионального образования, создаются отраслевые ресурсные центры, ведется работа по внедрению новых государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ. В 2008/2009 г.г. создано 15 ресурсных центров в системе НПО/СПО в учреждениях, подведомственных Комитету по образованию и Комитету по науке и высшей школе Санкт-Петербурга; Cоздан реестр ОУ профессионального образования, реализующих программы опережающего обучения; Создана база данных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, насчитывающая более 1830 профессиональных образовательных программ; Разрабатывается комплекс мероприятий по созданию постоянно действующего центра непрерывного образования кадров для инновационной системы Санкт-Петербурга в котором определены региональные партнеры процесса развития обучения в течение всей жизни;

Институциональные изменения по результатам участия в ПНПО в системе профессионального образования Санкт-Петербурга Активно идет работа по созданию региональных центров качества образования, прогнозирования рынка труда и др. В целях развития и совершенствования деятельности образовательных учреждений в 2009 году организовано обучение 50 специалистов из 37 организаций, отобранных на конкурсной основе. Они прошли обучение по программе «Сертификация систем менеджмента качества на базе стандартов ИСО серии 9000» в НОУ ДПО «Институт управления качеством». Победителями конкурса среди образовательных учреждений и инновационно- технологических центров, расположенных на территории Санкт-Петербурга, на право обучения их специалистов развитию и совершенствованию деятельности образовательных учреждений и инновационно - технологических центров на базе внедрения современных методов управления качеством стали:СПб ГОУ СПО «Колледж туризма и гостиничного сервиса», ГОУ СПО «Педагогический колледж 1 им. Н.А. Некрасова», ГОУ СПО «Медицинский колледж 2», ГОУ СПО Пожарно-спасательный колледж «Санкт-петербургский центр подготовки спасателей», ГОУ СПО «Медицинский колледж 1», ГОУ СПО «Машиностроительный техникум им. Ж.Я. Котина», ГОУ СПО «Петровский колледж»; По заданию Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Советом директоров СПУЗ Санкт-Петербурга реализуется проект «Создание инновационной площадки по мониторингу профессиональных компетенций специалистов и разработке профессиональных образовательных программ с учетом вводимых профессиональных (квалификационных) стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения».

Институциональные изменения по результатам участия в ПНПО в системе профессионального образования Санкт-Петербурга Внедрение механизмов бюджетного финансирования на основе субсидий В рамках реализации ПНПО в регионе существенно укреплена материально-техническая, учебно-лабораторная и учебно-производственная базы учреждений НПО/СПО. Бюджетные средства в общем объеме ,8 тыс. рублей на ремонт и реконструкцию, оснащение современным учебным инвентарем, компьютерной техникой и станочным парком ОУ СПО, подведомственных исполнителям Плана мероприятий по развитию системы среднего профессионального образования, выделены из бюджета Санкт- Петербурга в 2009 году Комитету по науке и высшей школе (15 184,0 тыс. рублей), Комитету по образованию (36 900,0 тыс. рублей), Комитету по культуре (20 977,8 тыс. рублей), Комитету по здравоохранению (1 500,0 тыс. рублей). В 2009 году продолжилось строительство нового здания для Политехнического колледжа городского хозяйства общей площадью кв. м. Общий объем финансирования – ,7 тыс. рублей (2008 год – ,0 тыс. рублей, 2009 год – ,0 тыс. рублей). Объект введен в эксплуатацию 1 сентября 2010 года. Впервые за много лет в Санкт- Петербурге было построено здание колледжа.

Факторы, повлиявшие на достижение основных эффектов Разработка нормативно-правовой базы сферы начального и среднего профессионального образования - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от » (о Межведомственном координационном совете по кадровому обеспечению отраслей экономики Санкт-Петербурга при Правительстве Санкт-Петербурга); - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от «О специальных стипендиях Правительства Санкт-Петербурга в сфере информационных технологий» ; - Комплексная городская программа профессиональной ориентации и обеспечения адаптации к рынку труда учащихся и выпускников общеобразовательных учреждений и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга. Программа разработана на основании законодательных и нормативно-правовых актов: Закона Санкт-Петербурга от «О программе социально- экономического развития Санкт-Петербурга на годы»; - постановления Правительства Санкт-Петербурга от «О программе развития рынка труда в Санкт- Петербурге на годы»; - постановления Правительства Санкт-Петербурга от «Об основных мероприятиях по развитию системы среднего профессионального образования Санкт-Петербурга на годы»; - постановления Правительства Санкт-Петербурга от «О Программе развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на годы».; - Распоряжение Комитета по образованию от р "Об утверждении Положения о Конкурсе профессионального мастерства среди обучающихся государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга, подведомственных Комитету по образованию«; - Распоряжение Комитета по образованию от р «О регулировании инновационной деятельности в системе образования Санкт-Петербурга»; -Распоряжение Комитета по образованию от р «О деятельности государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных Комитету по образованию, в режиме ресурсного центра по отрасли системы начального и среднего профессионального образования»

Факторы, повлиявшие на достижение основных эффектов Поддержка лучших мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин учреждений НПО и СПО, в том числе в повышение их квалификации В Санкт-Петербурге активно идут процессы, направленные на совершенствование систем подготовки, переподготовки педагогических кадров педагогических кадров, повышения квалификации, стимулирования инновационной деятельности преподавателей. В целях развития образовательного потенциала Санкт-Петербурга, создания эффективных технологий обучения, а также реализации приоритетного национального проекта «Образование», в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от «О премиях Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования», начиная с 2009 года вручается 20 ежегодных премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования в размере 100 тысяч рублей каждая. В 2009 году на соискание премии были выдвинуты кандидаты из 9 средних специальных учебных заведений. Экспертными советами было рассмотрено 85 работ. Из 20 премий три премии были вручены авторским коллективам из средних специальных учебных заведений. В 2010 году были представлены 79 работ, из них 13 работ от средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга. По номинации «Организационные решения по повышению качества подготовки специалистов» награжден авторский коллектив ГОУ СПО«Автотранспортный и электромеханический колледж». Повышению качества подготовки педагогических кадров призваны конкурсы профессионального мастерства. В системе среднего профессионального образования проведены конкурсы «Преподаватель года» В конкурсе «Преподаватель года» приняли участие 85 преподавателей из 17 ОУ СПО. Призами, денежными премиями и памятными медалями награждены 17 преподавателей - победителей конкурсов.

Факторы, повлиявшие на достижение основных эффектов Распространение инновационных методик и технологий обучения В целях обсуждения проблем развития и представления достижений системы профессионального образования Санкт-Петербурга проводится традиционный Санкт- Петербургский образовательный форум. В 2009 году в рамках Форума прошла выставка образовательных учреждений всех уровней профессионального образования (общегородской день открытых дверей), Ярмарка вакансий для студентов и молодых специалистов. В Форуме приняли участие 206 образовательных учреждений и других организаций. Форум посетили 12 тыс. человек. Проведено пять круглых столов: «Содействие трудоустройству выпускников и переподготовка высвобождающихся работников на базе учреждений профессионального образования как фактор стабилизации регионального рынка труда», «Единый государственный экзамен и предметные олимпиады школьников как основные формы отбора абитуриентов, поступающих в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования», «Изменение структуры подготовки специалистов, перспективы внедрения модульного принципа обучения и формирование единого образовательного пространства профессионального образования Санкт-Петербурга», «Развитие системы среднего профессионального образования Санкт-Петербурга в современный период», «Практика проведения воспитательной работы со студентами и формы социальной поддержки студенчества». Создан пресс-центр СПО Санкт-Петербурга, информационный портал учреждений СПО

Факторы, повлиявшие на достижение основных эффектов Распространение инновационных методик и технологий обучения В 2009 году были проведены следующие мероприятия имеющие большое значение для Санкт- Петербурга: - Международный деловой политехнический форум «Инновации: наука, образование, бизнес»; - Санкт-Петербургский научный форум под девизом «Наука и общество. Информационные технологии». В рамках форума обсуждались следующие вопросы: образование и информационные технологии, подготовка кадров; - Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука, инновации в ХХI веке». В конгрессе приняли участие более 500 представителей из 110 образовательных учреждений и научных организаций Санкт-Петербурга. Расширяются прямые связи учебных заведений НПО/СПО города с зарубежными партнерами. Учебные заведения принимают активное участие в реализации индивидуальных программ сотрудничества с зарубежными образовательными учреждениями Финляндии, Дании, Швеции, Бельгии, ФРГ, Чехии, Словении, стран СНГ.

Факторы, повлиявшие на достижение основных эффектов Совершенствование управления качеством профессионального образования, в том числе организация внешней оценки качества профессионального образования и сертификации выпускников учреждений Реализуя на практике программно-целевые методы управления отраслью, в 2009 году проводилась работа по выполнению Плана основных мероприятиях по развитию системы среднего профессионального образования Санкт-Петербурга на годы (постановление Правительства Санкт-Петербурга от ). В 2009 году выдана 71 лицензия на право ведения образовательной деятельности, из них 20 - учреждениям среднего профессионального образования и 50 – дополнительного образования взрослых, а также 20 свидетельств о государственной аккредитации, из них 17 - учреждениям среднего профессионального образования и 3 – дополнительного образования взрослых. В целях прогнозирования развития и подготовки данных для принятия управленческих решений осуществляется мониторинг системы СПО Санкт-Петербурга. Сформирована и поддерживается база данных по основным параметрам деятельности ОУ СПО и системы СПО Санкт-Петербурга в целом. Скорректированы разработанные в 2008 году модульные образовательные программы повышения квалификации работников образовательных учреждений. При согласовании контрольных цифр приема в ОУ СПО и ВПО корректируется планируемая численность студентов, принимаемых на бюджетные места по специальностям учетом потребностей регионального рынка труда (в части увеличения приема на технические специальности за счет снижения приема студентов на экономические и гуманитарные специальности). Потребности Санкт-Петербурга в специалистах учитываются также при проведении процедур лицензирования и государственной аккредитации в ОУ СПО.

Факторы, повлиявшие на достижение основных эффектов Поддержка учащихся и студентов, обучающихся по профессиям и направлениям подготовки (специальностям) для приоритетных отраслей экономики, высокотехнологичных наукоемких производств и критических технологий, показывающих высокие результаты в обучении. В 2009 году комитетами исполнительной власти Санкт-Петербурга, Советами ректоров вузов и директоров средних специальных учебных заведений проведена большая работа, направленная на обеспечение трудоустройства выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и опережающее переобучение граждан, уволенных по сокращению штатов, находящихся под угрозой увольнения или работающих в режиме неполной занятости. В течение 2009 года проводился мониторинг трудоустройства выпускников; оказывалось содействие созданию и развитию структурных подразделений образовательных учреждений, занимающихся вопросами трудоустройства, временной занятости, профориентации и сопровождения профессиональной карьеры. Составлена и ведется база данных подразделений и должностных лиц образовательных учреждений, занимающихся указанными вопросами. Составлена и ведется база данных по программам опережающего обучения, разработанных и реализуемых образовательными учреждениями. В рамках конкурса «Студент года» проведены 3 Олимпиады: по программированию и информатике; по русскому языку и литературе, олимпиада профессионального мастерства «Лучший по профессии» по специальностям «Технология машиностроения».В конкурсе «Студент года» приняли участие 385 студентов из 23 ОУ СПО; в Олимпиадах и профессиональных конкурсах студент из 36 ОУ СПО. Призами, денежными премиями и памятными медалями награждены 23 студента–победителя конкурсов.

Факторы, повлиявшие на достижение основных эффектов Значительное софинансирование из регионального бюджета отражает, с одной стороны, достаточно высокий инновационный уровень системы образования Санкт- Петербурга, а с другой, что особенно важно, наличие политической воли у высшего руководства региона на приоритетное развитие образования. На реализацию инновационных образовательных программ в 2009 году из бюджета Санкт-Петербурга выделено – 66,9 млн. рублей, из внебюджетных источников – 50,5 млн. рублей. Название субъекта Всего ОУ 2007 г.Кол.- во ОУ 2008 г. Кол- во ОУ 2008 г. (доп. уч) Кол-во ОУ 2009 г. Кол - во ОУ г. Санкт- Петербург 268, , , , ,953 4

Главной целью приоритетного национального проекта «Образование», заявленной в начале его реализации, является достижение институциональных изменений в системе образования. Основываясь на внешней оценке достигнутых в Санкт-Петербурге результатов, можно с уверенностью утверждать, что такие изменения происходят на всех уровнях образования региона, включая систему НПО/СПО. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!