Устаревшая, диалектная лексика. Неологизмы. Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Объясните лексическое значение и происхождение слов: Факс Факс (анг.) – 1. Система связи посредством электронной передачи. 2. Материал, полученный по.
Advertisements

Лексика. Антонимы. Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 5.
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА. Активный – деятельный, энергичный. Пассивный – наоборот, не проявляющий активности, вялый.
Русские народные сказки. фольклор.
В музее старых слов. НЕОЛОГИЗМЫ АРХАИЗМЫ Космонавт Изба Царство Светофор Купец Терем Телефон Компьютер Кроссовки Ларец Тулуп Айфон.
Лексическое богатство русского языка. Что такое богатство языка Лексика – это словарный состав языка Лексика – это словарный состав языка Многозначные.
Лексика Культура речи Домниной Арины и Моисеевой Ксении.
Лексика Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 1.
Русский язык и культура речи Тема 2. Лексический состав русского языка к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
1.Говор какой-либо местности 2.Новое слово 3.Словарный состав языка 4.Устаревшее слово, которое не имеет синонимов в современном языке 5.Слово, одинаковое.
Обобщение изученного по теме «Лексика» 10 класс. Выполнила: Бабакина Н.И. МОУ «СОШ 55» города Магнитогорска.
Лексическое и грамматическое значение слова Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок.
Путешествие во времени
Лексическое значение слова – это его содержание, т.е. исторически закрепленная в сознании говорящих соотнесенность между звуковым комплексом и предметом.
Архаизмы это устаревшие слова, вышедшие из активного употребления в речи.
Омонимы. Паронимы. Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 6.
Напишите сочинение- рассуждение, раскрывая смысл высказывания А.И.Куприна: «Язык – это история народа». Аргументируя свой ответ, приведите два примера.
Устаревшие слова РУССКИЙ ЯЗЫК, 6 КЛАСС, Ч. 1. Урок 7. © ООО «Баласс», 2013.
- Слова живут. Как это надо понимать? Ведь слово не человек, не животное, не растение! - Слова – это живые свидетели истории, развития науки, техники,
МОУ «Авсюнинская средняя общеобразовательная школа» Исследовательская работа по русскому языку «Заимствованные слова в речи современных школьников» Выполнила:
Транксрипт:

Устаревшая, диалектная лексика. Неологизмы. Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 7

Цели: расширить знания учащихся об историзмах и архаизмах, углубить представления о сфере употребления диалектной лексики, причинах возникновения в языке неологизмов; воспитание внимательного отношения к слову, к русской языковой культуре

Л…нгвистика, пре…почтение, ни…провергнуть, племян…ик, велик…душный, (не)зд…ровится, конституц…я, к…мфорт, п…лнощный,, фл…мастер, к…мпьют…р. Орфографический диктант – молчанка

Проверка Лингвистика, предпочтение, ниспровергнуть, племянник, великодушный, нездоровится, конституция, комфорт, полнощный,, фломастер, компьютер.

Рефлексия. 1.Назовите неологизмы из диктанта – молчанки 2.Слова со старославянскими элементами 3. Древнерусское слово 4. Какие слова относятся к архаизмам? 5. Назовите историзмы.

Объясните, почему возникли варианты имён Агафон – Гапон, Иосиф – Осип, Стефан – Степан, Прокофий – Прокопий? Слова с буквой Ф – заимствованы из греческого языка. В древнерусском не было особого звука Ф, поэтому при освоении имён с этим звуком он заменялся на близкий в артикуляционном плане - П

Лицедей чело уста пиит урядник ланиты купец помещик зерцало дьяк опричник АрхаизмыИсторизмы Лицедей, чело, уста, пиит, ланиты, зерцало Опричник, дьяк, урядник, купец, помещик Приведённые ниже устаревшие слова распределите на: архаизмы историзмы

Лингвистическая загадка Многие русские народные сказки начинаются со слов: «В некотором царстве тридевятом государстве жил-был царь…» Объясните значение, образование и употребление этих числительных. Эти числительные образовались в результате сращения сочетаний «три+ дясяте» = тридесять; «три+девяте» = тридевять. Слово «тридесятый» употребляется в произведениях фольклора, имея значение «очень далёкий» (в старинном счёте тридцатый). Тридевятый обозначает числительное двадцать седьмой.

Спасибо за работу!