Шумакова Н.Б., ПИ РАО, МГППУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Advertisements

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Выполнила: Николаева Анна, 10 «б» Руководитель: Смирнова О.М.
Развитие личности Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо.
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
Изучение психофизиологического состояния здоровья школьников подростков. Проектная работа. Автор Юкаева Дарья.
Одаренность Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких,
ПЕДСОВЕТ: «Организация ситуации успеха на уроке».
Основные особенности ЛОРТ Учитель: Т.П.Безобразова, МОУ Павловская СОШ им.А.К.Васильева, 2010 г.
Технология проектного обучения организация проектной деятельности обучающегося.
Познавательный интерес учащихся на уроке музыке..
Мониторинг психологического здоровья дошкольников Сечкина О.К. Набережных Е.В.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Смысл жизни - не звезда и не химический элемент: его невозможно открыть в готовом виде - его создаем мы сами А. Мелихов.
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
ГБОУ СОШ 1028(дошкольное отделение) Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и их значение для дальнейшего успешного развитие.
Активизация познавательной деятельности учащихся Исследование познавательной деятельности учащихся 8-11 классов.
1 Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Одаренность и способности Федорук М.Г.,учитель начальных классов (гимназия 4)
Транксрипт:

Шумакова Н.Б., ПИ РАО, МГППУ

Вовлеченность в задачу [Рензулли] Творческая мотивация [Torrance] Доминирование познавательной мотивации, исследовательская творческая активность [А.М.Матюшкин] Мотивация развития (саморазвития) [В.С.Юркевич] Страсть к овладению, совершенствованию:Rage to master [Horowitz,2009] «Поток» [М.Чиксентмихайи, 2011]

Исследовательская позиция (ИП) - своеобразный сплав ценностного отношения ребенка, подростка или юноши к миру (как тайне, загадке) и интенции (стремления самому узнать, выяснить, разобраться).

«Необычное, невиданное, странное по формам, цветам, запахам или звукам, все очень малое, все далекое, все разрушающее замкнутые границы привычного, все вторгающееся в предвиденное было магнитом моего – не скажу ума, ибо дело гораздо глубже, - моего всего существа… Это была жажда знать, упиться познанием тайны… Природа, во всех ее сторонах, во всех событиях своей сокровенной жизни – она держала меня в плену».

Одаренные дети существенно превосходят своих сверстников по степени выраженности ИП. На протяжении подросткового периода отмечается сложная динамика проявлений выраженности ИП, которая обнаруживается в подъемах и спадах, не совпадающих (асинхронных) у мальчиков и девочек. Гипотеза: одной из причин такой динамики ИП может быть изменение ее направленности по отношению к той или иной стороне познаваемого мира, обусловленное возрастным, гендерным и социокультурным фактором.

Разработать методику изучения направленности исследовательской позиции у детей младшего школьного и подросткового возраста. Выявить гендерные особенности направленности ИП одаренных школьников в период с 9-10 до лет. Определить влияние социокультурных условий на развитие исследовательской позиции младших подростков с высокой общей одаренностью.

8 1 Объекты направленности исследовательского отношения: природа, устройство вещей (конструкции, структуры), люди и их внутренний мир, компьютер (использование компьютера для познания, компьютер как инструмент и источник познания).

Люблю наблюдать и изучать жизнь природы, в одном муравейнике можно увидеть целый мир. (П) Люблю наблюдать и изучать жизнь природы, в одном муравейнике можно увидеть целый мир. (П) Мне всегда очень интересно узнать, как устроена та или иная вещь. (С) Мне всегда очень интересно узнать, как устроена та или иная вещь. (С) Я часто размышляю о том, почему люди поступают так, а не иначе, о чём они думают, мечтают… (Л) Я часто размышляю о том, почему люди поступают так, а не иначе, о чём они думают, мечтают… (Л) Мне кажется, что самая большая загадка – природа. (П) Мне кажется, что самая большая загадка – природа. (П) Компьютер может заменить наблюдение, опыты и любое другое изучение окружающего мира. (К) Компьютер может заменить наблюдение, опыты и любое другое изучение окружающего мира. (К) Я не успокоюсь, пока не узнаю всё об устройстве того предмета, который меня заинтересовал. (С) Я не успокоюсь, пока не узнаю всё об устройстве того предмета, который меня заинтересовал. (С) Самое загадочное на Земле – люди, их мысли и поступки…(Л) Самое загадочное на Земле – люди, их мысли и поступки…(Л) Практически все мое свободное время занимает компьютер. (К) Практически все мое свободное время занимает компьютер. (К)

Направленность исследовательского отношения к миру у одаренных подростков

Подростковый период детства (между и годами) является значимым периодом с точки зрения гендерной дифференциации исследовательского отношения одаренных школьников к различным сторонам окружающей действительности. Подростковый период детства (между и годами) является значимым периодом с точки зрения гендерной дифференциации исследовательского отношения одаренных школьников к различным сторонам окружающей действительности. Изменение направленности ИП – от внешнего окружающего мира – к другим людям и внутреннему миру характерно только для одаренных девочек-подростков. Изменение направленности ИП – от внешнего окружающего мира – к другим людям и внутреннему миру характерно только для одаренных девочек-подростков. Для современных же одаренных мальчиков- подростков характерно значительно более выраженное исследовательское отношение к компьютеру и его новым возможностям. Для современных же одаренных мальчиков- подростков характерно значительно более выраженное исследовательское отношение к компьютеру и его новым возможностям.

Одаренные девочки в подростковом возрасте значительно больше, чем их сверстники мальчики уязвимы в отношении благоприятного развития у них устойчивой личностной характеристики – исследовательской позиции. Одаренные девочки в подростковом возрасте значительно больше, чем их сверстники мальчики уязвимы в отношении благоприятного развития у них устойчивой личностной характеристики – исследовательской позиции. В младшем подростковом возрасте девочки, имеющие на предыдущем возрастном этапе более высокие показатели развития исследовательской позиции, чем их сверстники мальчики, утрачивают свое преимущество, что связано с существенным снижением их настойчивости в достижении познавательной цели, а также стремления к познанию внешнего мира. Эта особенность личностного развития одаренных девочек в подростковом возрасте может быть одной из причин «потери» их одаренности. В младшем подростковом возрасте девочки, имеющие на предыдущем возрастном этапе более высокие показатели развития исследовательской позиции, чем их сверстники мальчики, утрачивают свое преимущество, что связано с существенным снижением их настойчивости в достижении познавательной цели, а также стремления к познанию внешнего мира. Эта особенность личностного развития одаренных девочек в подростковом возрасте может быть одной из причин «потери» их одаренности.

Социокультурные условия не оказывают определяющего влияния на уровень развития исследовательской позиции одаренных подростков в период между и годами. Социокультурные условия не оказывают определяющего влияния на уровень развития исследовательской позиции одаренных подростков в период между и годами. В разных социокультурных условиях гендерные различия в направленности исследовательской позиции подростков могут сглаживаться или, наоборот, усиливаться. В разных социокультурных условиях гендерные различия в направленности исследовательской позиции подростков могут сглаживаться или, наоборот, усиливаться. Гендерные различия по направленности исследовательской позиции к таким объектам познания как «люди» и «компьютерные технологии» имеют одинаковый характер в группах «подростки мегаполиса» и «подростки крупного промышленного центра», но значимо более выражены между одаренными мальчиками и девочками и лет из крупного промышленного центра. Гендерные различия по направленности исследовательской позиции к таким объектам познания как «люди» и «компьютерные технологии» имеют одинаковый характер в группах «подростки мегаполиса» и «подростки крупного промышленного центра», но значимо более выражены между одаренными мальчиками и девочками и лет из крупного промышленного центра.

Одаренные подростки лет обнаруживают высокую чувствительность по отношению к социальной значимости «объектов познания» окружающего мира: учащиеся гимназий промышленного центра Урала по сравнению с их одаренными сверстниками из мегаполиса обнаруживают более выраженное исследовательское отношение к компьютеру и его новым возможностям и менее выраженное по отношению к людям и их внутреннему миру (различия статистически достоверны с р