ЛЕКЦИЯ 6 тема: РЕФЛЕКСИЯ. В лекции будет 3 части: 1) феноменально-смысловое введение; 2) обзор исторических точек зрения на рефлексию; 3) механизмы методологической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
3 часть темы «Рефлексия»: МЕХАНИЗМЫ МЕТО ДО ЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ.
Advertisements

Рефлексия в структуре профессиональной компетентности педагога.
5-я ежегодная конференция по схематизацииСхематизация в мышлении, деятельности, рефлексии Москва, 2 июня 2011 г. Вячеслав Марача «Схема схем»: методологическое.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Тема лекции 4: Различительность – первая операция мышления.
Цой Любовь Николаевна канд. соц.наук Организационный Конфликтменеджмент © Обучение рефлексии в «offline» и «online» коммуникации.
Тема: УСТРОЙСТВО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. Гипотезы возникновения мышления.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО.
Основы философии Тема 1 Характер философского знания и задачи философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии.
Мыследеятельностная педагогика Мыследеятельностная педагогика является продолжением теории развивающего обучения В.В. Давыдова.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Принципы диалектики. Термин «Диалектика» Диалектика (греч. διαλεκτική искусство спорить, вести рассуждение) метод аргументации в философии, а также форма.
Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Метапредметный подход в организации современного урока Рябова Ж.А., методист отдела образования администрации МО «Чойский район»
1 Формирование познавательного интереса на уроках физики Учитель физики Чимченко И.Ю.
Рефлексивная сессия Без рефлексии нет учения. Человек, повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться.
ПРОЕКТ СЦЕНАРИЯ – ЭТО «МОСТИК» ПО СООРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 6 тема: РЕФЛЕКСИЯ

В лекции будет 3 части: 1) феноменально-смысловое введение; 2) обзор исторических точек зрения на рефлексию; 3) механизмы методологической рефлексии В лекции будет 3 части: 1) феноменально-смысловое введение; 2) обзор исторических точек зрения на рефлексию; 3) механизмы методологической рефлексии

1 часть: Феноменально- смысловое введение рефлексии 1 часть: Феноменально- смысловое введение рефлексии

ЧТО ТАКОЕ РЕФЛЕКСИЯ? – базовый механизм сознания (Дж.Локк) – сущность мышления (В.Гумбольдт) – опосредование вообще (Г.Гегель) - механизм перескоков между «пустыми местами» мышления (Г.П.Щедровицкий) - установление отношений по содержанию (Н.Г.Алексеев) – функция человеческой активности (С.В.Попов) ЧТО ТАКОЕ РЕФЛЕКСИЯ? – базовый механизм сознания (Дж.Локк) – сущность мышления (В.Гумбольдт) – опосредование вообще (Г.Гегель) - механизм перескоков между «пустыми местами» мышления (Г.П.Щедровицкий) - установление отношений по содержанию (Н.Г.Алексеев) – функция человеческой активности (С.В.Попов)

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА РЕФЛЕКСИЯ? - для различения и удержания разного (отвечает за существование); - для поддержания актуальности мира; - для обеспечения «умственного здоровья»; - для развития; ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА РЕФЛЕКСИЯ? - для различения и удержания разного (отвечает за существование); - для поддержания актуальности мира; - для обеспечения «умственного здоровья»; - для развития;

ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «reflexio» - от латинского «повёрнутый назад», «отраженный»; «reflexus» - внутренняя, обращенная к морю и отражающая волны, сторона залива. (отсюда же – «рефлектор» - отражающая часть прожектора) ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА «reflexio» - от латинского «повёрнутый назад», «отраженный»; «reflexus» - внутренняя, обращенная к морю и отражающая волны, сторона залива. (отсюда же – «рефлектор» - отражающая часть прожектора)

В XVII в. Дж. Локк ввёл другой смысл: «осознание опыта» В России XVIII в. с тем же смыслом использовался термин: «восклонение», иначе говоря: «восхождение-склонение»

До XIX в физике была «рефлексия света» В XIX в. Белинский ввёл в литературу «рефлексивного героя» В биологии ХХ в. – «рефлекс Павлова» До XIX в физике была «рефлексия света» В XIX в. Белинский ввёл в литературу «рефлексивного героя» В биологии ХХ в. – «рефлекс Павлова»

Феноменальные проявления рефлексии

Раньше говорили так: «задумался – и ушёл в монастырь» (рефлексия, опосредующая переход в другой мир) В восточных единоборствах: только бой начинается – боец сразу же определяет школу противника (рефлексия деятельностных средств)

А.Парибок: «В буддизме сознание раскладывают на несколько позиций, а потом по определённой схеме собирают в новую структуру (следующего уровня посвящения)» (конструктивная рефлексия сознания)

Работа архитектора при строительстве дома: его рефлексия напоминает движения сплавщиков леса при молевом сплаве (конструктивная рефлексия мышления)

Солженицын, живя в США, писал сразу по несколько книг одновременно, каждую – в отдельном доме. В каждом доме было по несколько столов, на которых был свой особый «беспорядок» в бумагах. И никто не имел права к ним прикасаться (организующая рефлексия)

Притча Трёх строителей Кёльнского собора спросили: что делаете здесь? Первый сказал: «Таскаю камни»; Второй – «Зарабатываю на хлеб семье»; Третий – «Строю собор». (рефлексия разных рамок деятельности) Притча Трёх строителей Кёльнского собора спросили: что делаете здесь? Первый сказал: «Таскаю камни»; Второй – «Зарабатываю на хлеб семье»; Третий – «Строю собор». (рефлексия разных рамок деятельности)

Если ребёнку говоришь: «…такой-сякой, вместо того, чтобы учить уроки, сидишь в «компе» и играешь в игрушки!» - в ответ получишь весь спектр рефлексивных реакций – от обмана до прямого хамства (рефлексивная защита сознания)

Шутка: Сороконожку спросили, как она ходит со своими 40 ногами? Она задумалась и перестала ходить И серьёзно: Если художник задумается, как он пишет картины, он перестанет быть художником (проблематизирующая рефлексия) Шутка: Сороконожку спросили, как она ходит со своими 40 ногами? Она задумалась и перестала ходить И серьёзно: Если художник задумается, как он пишет картины, он перестанет быть художником (проблематизирующая рефлексия)

Школьник при решении задачи говорит себе: «Что-то не получается; попробую-ка я решить задачу по-другому» (рефлексия способов решения задачи) На стене университета перед сессией было написано: Я даже не знаю, знаю я или не знаю… (рефлексия рефлексии)

Герой рассказа А.Герцена лежит на диване и думает: «Может быть, встать? А зачем? Ну, хотя бы, чтобы поесть? Но я есть не хочу. И потом ведь снова ложиться придётся. А может быть, всё же, встать?...» (рефлексивная возгонка)

Подвыпившего водителя останавливает инспектор ГИБДД: «Влип», - думает водитель (рефлексия ситуации)

рефлексия – это то, без чего : - то, что было – не было; - то, что есть – не существует; - то, что будет – не появится. (рефлексия условий существования)

Рефлексия по Лефевру: « Я думаю, что он думает, что я думаю» Рассуждение шахматиста: «Если он сходит, пешкой, я подставлю под неё слона. Если он возьмёт его, у меня открыватся фланг…» (взаимный рефлексивный расчёт конфликтующих структур)

Рефлексия по ГП: «Представьте себе мясорубку, из которой вылезает фарш, который становится частью самой мясорубки – этот эффект и есть рефлексия мышления» (рефлексия перефункционализации организованностей мыследеятельности)

Условия появления рефлексии: - когда нужно установить отношения между разнородными сущностями; - когда двигаться надо, но двигаться дальше не можешь; - когда задают рефлексивные вопросы (как? за счёт чего?); - когда хочешь что-то понять, чтобы сделать (через рефлексию понятое переводится в действие);

ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСИИ: - отражение поступившего извне неким субстратом; - то, что отражается, всегда преобразованное; - отражение направлено на уже бывшее. Следствие: рефлексии над пустотой не бывает. ПРИЗНАКИ РЕФЛЕКСИИ: - отражение поступившего извне неким субстратом; - то, что отражается, всегда преобразованное; - отражение направлено на уже бывшее. Следствие: рефлексии над пустотой не бывает.

2 часть: О бзор исторических точек зрения на рефлексию

Рефлексия – оборачивание назад и рассматривание того, что было. Н о, что смотрит? Куда смотрит? Как (для чего) смотрит? – в истории решалось по-разному

РЕФЛЕКСИЮ не надо путать с событийным воспоминанием того, что было когда-то Память в рефлексии служит рамкой, а не содержанием

Аристотель: Бог – это самомыслящее мышление мета-метафизическая трактовка РЕ Локк: РЕ - осознание человеком собственного эмпирического опыта РЕ эмпирического психологизма Лейбниц: РЕ - осознание человеком способов работы сознания по построению понятий РЕ логического психологизма Кант: РЕ - творческое воображение условий (способностей) познания методологическая, трансцендентальная РЕ

Фихте: РЕ – объективирование конструктивного построения мысли, освобождение от собственной мысли субъективно-деятельностная трактовка РЕ Гегель: РЕ – механизм самореализации абсолютного духа (мышление над мышлением) объективно-деятельностная трактовка РЕ Маркс: РЕ – механизм привязки мышления к исторически разворачиващемуся бытию РЕ исторически организованного мышления Фихте: РЕ – объективирование конструктивного построения мысли, освобождение от собственной мысли субъективно-деятельностная трактовка РЕ Гегель: РЕ – механизм самореализации абсолютного духа (мышление над мышлением) объективно-деятельностная трактовка РЕ Маркс: РЕ – механизм привязки мышления к исторически разворачиващемуся бытию РЕ исторически организованного мышления

Есть и другие формы рефлексии – предметные: - в психологии: РЕ – самопознание индивидом внутренних психологических актов и состояний; - социальной психологии: РЕ – процесс зеркального взаимоотражения субъектов в пространстве социальных взаимодействий - в научной теории (любой): РЕ – процесс замыкания на объект исследования Есть и другие формы рефлексии – предметные: - в психологии: РЕ – самопознание индивидом внутренних психологических актов и состояний; - социальной психологии: РЕ – процесс зеркального взаимоотражения субъектов в пространстве социальных взаимодействий - в научной теории (любой): РЕ – процесс замыкания на объект исследования

Современные методологические трактовки рефлексии

В.А. Лефевр: РЕ - взаимное осознание конфликтующих сознаний РЕ психологии взаимодействий субъектов Г.П.Щедровицкий: РЕ – дефициентности (недостаточности) средств развития деятельности РЕ логики бессубъектной кооперативной мыследеятельности С.В. Попов: РЕ – взаимодействия замкнутых миров (разных культур) РЕ организации общественных изменений В.А. Лефевр: РЕ - взаимное осознание конфликтующих сознаний РЕ психологии взаимодействий субъектов Г.П.Щедровицкий: РЕ – дефициентности (недостаточности) средств развития деятельности РЕ логики бессубъектной кооперативной мыследеятельности С.В. Попов: РЕ – взаимодействия замкнутых миров (разных культур) РЕ организации общественных изменений

Типы и классификационные признаки рефлексии

3 типа рефлексий: - рефлексия сознания по поводу деятельности (Локк, Лейбниц, Фихте) - рефлексия мышления по поводу деятельности (Аристотель, Кант, Гегель, Маркс, ГП) - рефлексия мышления по поводу взаимодействий с сознаниями (Лефевр, Попов)

По функциональной интенции можно различить:

- выделяющую РЕ (чего не хватает в ряду: 1, 2, 4, 5, 7 ?) - расслаивающую РЕ (вопрос Платона: по очереди заменяем доски на галере; остается ли галера той же или становится другой?) - конструктивную РЕ (поскользнулся – упал: в чем причина падения? В зависимости от ответа – конструирование разных средств, предотвращающих падения в будущем) - самоопределяющую РЕ (профессиональная, схематизирующая собственный способ работы) - критическую РЕ (высвобождение из культуры Аристотеля, Канта, Декарта, Гегеля, Маркса, Гуссерля, ГП, Попова) - замыкающую РЕ (рефлексивное замыкание мышления или мира)

По временной направленности различают: - ситуативную РЕ - ретроспективную РЕ - проспективную РЕ

По типу организации различают РЕ: - топическую (рамочную) - разноуровневую (рефлексивную возгонку к основаниям) - объектную (теоретическую) По типу организации различают РЕ: - топическую (рамочную) - разноуровневую (рефлексивную возгонку к основаниям) - объектную (теоретическую)