РОССИЙСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: проблемы и вызовы д.э.н. Дискин Лекция г. Тюмень 26 января 2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОССИЙСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: СОЦИАЛЬНО- ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ д.э.н. Дискин Доклад на Научном совете ВЦИОМ 10 февраля 2010 г.
Advertisements

МОДЕРНИЗАЦИЯ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ Иосиф Дискин ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МИРОВОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ФОРУМЕ ЯРОСЛАВЛЬ СЕНТЯБРЬ 2011Г.
(с) ВЦИОМ, , РФ, Москва, Болотная наб., дом 7, стр.1., тел./факс: (495) , (495)
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
Внешние условия развития: поступательное развитие мировых центров, сохранение трендов глобализации высокие темпы роста мировой экономики за счет Китая.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Инвестиции в промышленную модернизацию Чухланцев Д.О. Председатель Подкомитета по региональной инвестиционной политике ТПП РФ, Генеральный директор Группы.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
«Институциональные условия экономического роста» д.э.н. Дискин Мастер-класс ВШЭ 23 декабря 2015 г.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
И.Э. Фролов Перспективы перехода к долгосрочному управлению инновационными процессами И.Э. Фролов Перспективы перехода к долгосрочному управлению инновационными.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Ректор УрГЭУ профессор, д. э. н., Фёдоров М. В. АРХИТЕКТУРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ.
Институциональные изменения. Сложность изменения институтов Люди инвестируют свои интересы в существующую институциональную структуру Люди отрицательно.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
Транксрипт:

РОССИЙСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: проблемы и вызовы д.э.н. Дискин Лекция г. Тюмень 26 января 2011 г.

ПРИРОДА КРИЗИСА МИР СТОЛКНУЛСЯ ОДНОВРЕМЕННО С ЧЕТЫРЬМЯ КАЧЕСТВЕННО РАЗЛИЧНЫМИ КРИЗИСАМИ: 1.Кризис модели «однополярной» глобализации, находящейся в противоречии с разнородными цивилизационными и национальными трендами; 2.Смена «длинных» «Кондратьевских» волн, начало нового технологического цикла; 3.Кризис глобальной финансовой системы, инициированный институциональным кризисом капитализма и эгоистической политикой США; 4.Обычный циклический кризис, охвативший все страны, вовлеченные в глобальные связи. Каждый из этих кризисов различается длительностью цикла и методами лечения.

Смена «длинных» «Кондратьевских» волн, начало нового технологического цикла; Кончается технологический цикл, основанный на информационных и коммуникационных технологиях, consumer electronics. Маржинальность в них низка и не обеспечивает окупаемости прорывных R&D; Сегодня можно предвидеть контуры «нового» технологического цикла: новые энерготехнологии, снижающие значение нефти (значение газа сохранится дольше); новые материалы, снижающие издержки и зависимость от ограниченности природных ресурсов; медицинские и биотехнологии, существенно (до 130 лет) продлевающие продолжительность жизни жителей благополучных стран, а также богатых во всем мире. Для всех этих продуктов и технологий - налицо огромные спрос и высокая маржинальность.

ПРОТИВОРЕЧИЯ РАЗВИТИЯ: Драйверы роста не повышают качество экономики; Сырьевые сектора, коммуникации и IT базируются на импорте технологий; Модернизация в сырьевых секторах не диффундирует в смежные сектора; Рост экономики, повышение уровня жизни в перспективе подрывают конкурентоспособность основных секторов экономики; Производство продуктов первых переделов, потребительских товаров (с высокой долей з.пл.) будет терять конкурентоспобность по мере роста з.пл.; Поддержание конкурентоспособности в этих секторах требует кардинального сокращения занятости, межсекторального перетока; Экономическое развитие не создает значимого спроса на качественное образование, на развитие прикладной науки; Экономическое развитие в малой степени обусловлено внутренними технологическими импульсами; Низкий уровень конкуренции не создает высоких требований к качеству менеджмента, к подготовке высококвалифицированных кадров; Экономическая политика не стимулирует высокие темпы роста, абсорбирование реальным сектором огромных финансовых ресурсов.

ПРЕДВИДИМЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Сужение спектра конкурентоспособных секторов; Затухание темпов экономического роста; Сужение бюджетных возможностей; Исключение отечественной науки, ее технологических центров из контура экономического развития, «сжатие», «догнивание» отечественной фундаментальной и прикладной науки; Деградация отечественного «человеческого капитала», эмиграция активных, квалифицированных кадров; Деградация «социального капитала», снижение качества корпоративного и государственного управления. ВЫСОКИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ

ГЛОБАЛЬНЫЕ И ВНУТРЕННИЕ ВЫЗОВЫ РОССИИ Изменение глобальных «правил игры» комфортное место для России в мире Технологическое отставание переход к инновационному развитию Социальное развитие («Закон де Токвиля») «справедливая» социальная динамика; высокие темпы роста ЛИБО РОССИЯ БУДЕТ ВЕЛИКОЙ – ЛИБО ЕЕ НЕ БУДЕТ ВОВСЕ КАК ЗНАЧИМОГО ГЛОБАЛЬНОГО СУБЪЕКТА. МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ – НЕТ ПРИЕМЛЕМОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ

УРОКИ МОДЕРНИЗАЦИЙ Модернизация – политический проект, а не продукт «естественного» развития системы Модернизация не «борьба всего хорошего против всего плохого», а процесс, связанный с ростом социальных напряжений и конфликтов Прямое заимствование институтов (даже где-то оправдавших себя) – не дает эффекта. Не ясна эффективность институциональных средств при решении ключевых проблем. РОССИИ НУЖЕН МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЕЕ СПЕЦИФИКЕ

ФОКУС СТРАТЕГИИ: БОРЬБА РОССИИ ЗА ВЫСОКОМАРЖИНАЛЬНЫЕ СЕКТОРА НА ВНУТРЕННЕМ И ГЛОБАЛЬНОМ РЫНКАХ Рост корпоративных доходов поддержание конкурентоспособности за счет инвестиций, в т.ч. высокотехнологических частный спрос на технологии, науку и качественное образование; Рост доходов бюджета возможность государства инвестировать в будущее: поддержать производство «человеческого капитала»; поддержать структурные реформы, развитие инфраструктуры, фундаментальной науки; Возможность роста доходов населения рост социального потенциала развития снижение экономических мотивов эмиграции активных, квалифицированных граждан.

РЕСУРСЫ БОРЬБЫ – КОММЕРЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА Природные ресурсы, пользующиеся коммерческим спросом: спроса на энергоресурсы в среднесрочной перспективе; долгосрочного спроса на минеральные ресурсы и лесопродукты; долгосрочного спроса на продовольствие и биоресурсы ; Значимые доли в ряде высокомаржинальных секторов; Значимое ВТС – стимул продвижения невоенного экспорта; Сохраняющийся квалификационный потенциал в перспективных секторах; Сохраняющиеся элементы качественного образования; Высокие уровень адаптивности населения, значительный потенциал социальной активности; Технологические заделы в перспективных секторах; Широкий фронт фундаментальных исследований, заделы – источник прорывных технологий и продуктов; Огромные финансовые ресурсы, «замороженные» в ЗВР.

КРИТЕРИЙ УСПЕХА – СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ: кардинальное снижение «утечки мозгов», эмиграции молодых, наиболее образованных и предприимчивых людей. ИНДИКАТОРЫ: уровень доходов населения в 7-8 децилях сопоставим с западноевропейским. С учетом более высокой дифференциации доходов в России это требует выхода на уровень 30 тыс. долл. ВВП на душу населения или роста ВВП на 5,5% в год в течение лет; конкурентоспособные институты. Риски бизнеса в России, прежде всего инновационных проектов, с учетом большего уровня их доходности, должны обеспечивать конкурентоспособность бизнес-проектов; общественная атмосфера экономической и социальной активности, предприимчивости, социального оптимизма. Существенный, в разы, рост доли молодежи, ориентированной на предпринимательство, организацию собственных, прежде всего инновационных проектов. Высокая готовность молодых генераций к мобилизации своего «человеческого капитала», к повышению квалификации, к профессиональной и территориальной мобильности.

ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ НЕОБХОДИМЫ ТЕМПЫ РОСТА ВВП В 5-6% В ГОД, А С УЧЕТОМ СНИЖЕНИЯ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ – НА 6-7% Институциональная реконструкция: институты – решающее звено (потенциал 2-3% роста ВВП). Рост технологической компоненты развития (3-4% роста ВВП): Модернизация реального сектора через заимствование технологий; Создание масштабного инновационного сектора – драйвера высокомаржинальных секторов. Создание эффективной системы развития «человеческого капитала», социальной динамики (1,5 -2% роста ВВП).

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ РАМКИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ Универсальные ценности – слабый регулятор социальной деятельности; «Двухсекторная» этика: высокие требования к «своим», низкий уровень доверия к «безличностным», универсалистским институтам; Высокая распространенность оппортунистического поведения, подрывающего функционирование легальных институтов; Рынок и демократия – «дарованы», а не «завоеваны». Налицо разрыв между легальными нормами и реальными практиками.

ПРЕДПОСЫЛКИ МОДЕРНИЗАЦИИ Социальная база модернизации – «Новая Россия» - адаптированные и рациональные слои, заинтересованные в модернизации, способные и к критике, и к реализации новых правил игры Институциональная конвенция относительно неформальных норм, способная к эволюции в легальную систему Ресурсы: финансовые ресурсы; благоприятная посткризисная мировая конъюнктура; растущий внутренний спрос; активный бизнес; производственный и научно-технический потенциал Ценности: рост значимости патриотизма, демократии и социальной справедливости ШАНС НА УСПЕХ - ЕСТЬ

ВЫБОР СДЕЛАН – ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ Инициативы Президента Д.А.Медведева подвели итог дискуссий относительно характера российской модернизации: Интегрированная модернизация – модернизация государства, экономики, политической и социальной систем; иначе модернизация одних локальных систем будет обрушена отставанием других; Модернизация ненасильственная, основанная на демократических ценностях; успешная модернизация в конкретных условиях России может быть только с опорой на народ и для народа. ЦЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ – «РОССИЯ, ВПЕРЕД!»

МОДЕРНИЗАЦИЯ, ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА «Институциональная реконструкция» – ключевое условие успеха модернизации. Будут институты, адекватные задачам модернизации, будут инвестиции и технологии; Институты не продукт идеологизированного догматизма, а разумный компромисс между нормативными установками и практическими нуждами; Институты - продукт модернизационной социальной динамики; Реформы институтов ориентированы на решение ясно понимаемых проблем; Заимствование образцов: решение сходных проблем в сходных условиях при апробации и адаптации.

ЭВЕНТУАЛЬНЫЙ СПРОС НА ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК ОСОЗНАНИЕ ЭЛИТАМИ КРИЗИСА ПРЕЖНЕЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ КОНВЕНЦИИ; ЗАПРОС КОНКУРЕНТНОГО СЕКТОРА НА ПОРЯДОК: Рост зависимости его положения от собственных бизнес- решений, а не от административного ресурса; Сложности в поддержании устойчивых «внешних» рамок: крупный бизнес перерос защиту «своих» губернаторов, но не дорос до защиты «верхов»; Внешняя и внутренняя конкуренция повышают значимость трансакционных издержек. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ЗАКОНА И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ВЕДУТ К НЕОБХОДИМОСТИ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ И ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, К РЕАЛЬНЫМ ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ ПРОЦЕДУРАМ.

МОДЕРНИЗАЦИЯ, ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА 1,5 – 2 % 20 – 25 % 13 – 25 % 50 – 60 % «Креативное меньшинство» «Новая Россия» «Благожелательное большинство» « Дезадаптированное меньшинство» Взаимная адаптация общества и институтов Апробация модернизационных образцов Запрос на «институциональную реконструкцию» Социальная поддержка, контроль за напряженностью

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ДЕМОКРАТИЯ Какие конкретные задачи модернизации должна решать демократия? Формировать атмосферу доверия к государственным институтам; стимулировать экономическую и социальную активность основных субъектов модернизации; Расширять социальную поддержку модернизации; определять ее задачи на основе учета и баланса интересов основных «игроков» Обеспечивать «обратную связь», своевременно корректировать задачи модернизации, обеспечить практичность и действенность институциональных норм.

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ДЕМОКРАТИЯ (продолжение) С какими рисками модернизации должна бороться демократия? Модернизация - время инноваций. Нужно отсекать маниловщину и авантюры, не теряя «жемчужин»; Модернизация часто страдает технократизмом. Нужно поддерживать социальное измерение модернизации, ее связь с нуждами людей; Демократическая модернизация чревата популизмом, подрывающим стратегические ориентиры. Нужен баланс роста текущего качества жизни и создания заделов устойчивого развития.

СОЦИАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ «ДЕМОКРАТИИ ДОВЕРИЯ» Слабое влияние либеральных и демократических ценностей на реальную социальную деятельность; Традиции взаимного недоверия власти и общества; Недоверие внутри элит, их неготовность к устойчивым коалициям ради «абстрактных» целей («серпентарий элит»); Опасения (во многом справедливые) руководства страны ослабления «вертикали власти», заполнения возникающего «вакуума власти» влиянием криминалитета, коррупционных, популистских, сепаратистских групп; Дефекты технологии диалога, недостаток умелых переговорщиков, слабое использование существующих переговорных площадок.

КОМУ НЕ НУЖНА ДЕМОКРАТИЯ? Элементам политического класса, не готовым к честной конкуренции; Авторитарно ориентированным группировкам властных элит, опасающимся за свой статус и собственность, слабо осознающим последствия отказа от демократии; Коррумпированным элементам государственного аппарата; Элементам крупного, среднего и мелкого бизнеса, выстроившим «специальные» отношения с властью, использующим их в качестве значимого конкурентного преимущества. ПРОДВИЖЕНИЕ К «ДЕМОКРАТИИ ДОВЕРИЯ» СНИЗИТ ВЛИЯНИЕ ЭТИХ ГРУПП ИЛИ ПОДВИГНЕТ ИХ К СМЕНЕ ПОЗИЦИЙ

Учитывают ли власти интересы россиян? 22 С каким из следующих мнений о деятельности российских властей вы в большей степени согласны? (в % от числа опрошенных) Данные всероссийского опроса

23 Отражает ли деятельность перечисленных организаций интересы таких людей как Вы? (в % от числа опрошенных) Данные всероссийского опроса Оценка респонсивности политических институтов

МОДЕРНИЗАЦИЯ: ИНФОРМИРОВАННОСТЬ, НАСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРИОРИТЕТЫ НАСЕЛЕНИЕ 17% - «хорошо осведомлены о политике модернизации», 50% - «что-то слышали, но неточно». 38% - «модернизация важнее, чем стабильность», 42% - «стабильность важнее». 27% -модернизация «снизу», 60% - модернизация «сверху». Приоритеты: 39% - «общество, в котором гарантированы социальные права граждан» ; 30% - высокоразвитые отрасли «традиционной» промышленности; 29%- – высокоразвитая инновационная экономика. ЭКСПЕРТЫ 66% - «хорошо осведомлены о политике модернизации», 29% - «что-то слышали, но неточно». 60% - «модернизация важнее, чем стабильность». 23% - модернизация - главный приоритет, 67% - один из приоритетов. 53% - модернизацию проводить быстро и энергично, 33% - осторожно и постепенно. Приоритеты : 49% – высокоразвитая инновационная экономика ; 29%- создание системы стимулов инновационной деятельности; 25% - выбор и реализация проектов по созданию прорывных технологий, качественно новых продуктов.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ: Готовы мобилизоваться в условиях кризиса Стремятся получить хорошее образование Хотели бы иметь собственный бизнес Стремятся стать богатыми Стремятся сделать карьеру Готовы заниматься самообразованием, повышать свою квалификацию, оставаясь на той же работе Готовы больше работать, искать дополнительный заработок Готовы переехать на новое место жительства, чтобы найти лучшую работу Готовы при необходимости освоить новую профессию Готовы рискнуть стабильностью, попытаться изменить свою жизнь Уверены, что человек должен сам (а не государство) позаботиться о своей старости Прилагают много усилий, чтобы заработать много денег и тем самым обеспечить свое будущее Чувствуют себя современными людьми Для них важно достичь успеха в жизни, сделать карьеру Социальный потенциал модернизации – активные слои населения количество пунктов соответствия% кумулятив ный % активные умеренно- активные пассивные

ВЫВОДЫ ШАНС НА УСПЕХ ЕСТЬ: НАЛИЦО ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ; КОРИДОР ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОЧЕНЬ УЗОК: НЕОБХОДИМО ОБЕСПЕЧИТЬ НЕРАЗРУШАЮЩУЮ ПЕРЕКОНФИГУРАЦИЮ ИНТЕРЕСОВ КЛЮЧЕВЫХ ИГРОКОВ; РЕШАЮЩИЕ УСЛОВИЯ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВОЛЯ ВЛАСТВУЮЩЕЙ ГРУППЫ; ПЕРЕХОД К ПОЛИТИЧЕСКОМУ ИЗМЕРЕНИЮ РАЗВИТИЯ. Политические проблемы не решаются бюрократическими средствами. СЕЛЕКЦИЯ ЭЛИТ ПО ДЕЛОВЫМ И ПОЛИТИЧЕСКИМ КАЧЕСТВАМ; БОРЬБА ЗА УМЫ И СЕРДЦА КЛЮЧЕВЫХ ГРУПП, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ ПОДДЕРЖКИ.