Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемЛев Врубель
1 РОССИЙСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ: СОЦИАЛЬНО- ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ д.э.н. Дискин Доклад на Научном совете ВЦИОМ 10 февраля 2010 г.
2 ГЛОБАЛЬНЫЕ И ВНУТРЕННИЕ ВЫЗОВЫ РОССИИ Изменение глобальных «правил игры» комфортное место для России в мире Технологическое отставание переход к инновационному развитию «Закон да Токвиля» «справедливая» социальная динамика; высокие темпы роста ЛИБО РОССИЯ БУДЕТ ВЕЛИКОЙ – ЛИБО ЕЕ НЕ БУДЕТ ВОВСЕ КАК ЗНАЧИМОГО ГЛОБАЛЬНОГО СУБЪЕКТА. МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ – НЕТ АЛЬТЕРНАТИВЫ
3 УРОКИ МОДЕРНИЗАЦИЙ Модернизация – политический проект, имеющий идеологическое измерение, а не продукт «естественного» развития системы Path depended, но «коридоры возможностей» достаточно широки Прямое заимствование институтов (даже оправдавшие себя) - не дает эффекта. Не ясно соотношение решаемых проблем и институциональных инструментов и средств. РОССИИ НУЖЕН МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ, ОТВЕЧАЮЩИЙ ЕЕ СПЕЦИФИКЕ
4 ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ РАМКИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ Универсальные ценности – слабый регулятор социальной деятельности; «Двухсекторная» этика: высокие требования к «своим», низкий уровень доверия к «безличностным», универсалистским институтам; Крах влияния «интеллигентской религии» и вакуум авторитетов – источников этических норм; Рынок и демократия – «дарованы», а не «завоеваны». Налицо разрыв между институциональными нормами и практиками.
5 ПРЕДПОСЫЛКИ МОДЕРНИЗАЦИИ Социальная база модернизации – «Новая Россия» - адаптированные и рациональные слои, заинтересованные в модернизации, способные и к критике и к реализации новых правил игры Институциональная конвенция относительно неформальных норм, способная к эволюции в легальную систему Ресурсы: финансовые ресурсы;благоприятная посткризисная мировая конъюнктура; растущий внутренний спрос; активный бизнес; производственный и научно-технический потенциал Ценности: рост значимости патриотизма, демократии и социальной справедливости ШАНС НА УСПЕХ - ЕСТЬ
6 БАРЬЕРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ Инерция либерального догматизма, дезориентирующая реформу государственного управления, ослабляющая проблемное видение Авторитарный тип реформирования, игнорирующий социальную реальность, блокирующий обратные связи, повышение эффективности государства Переоценка социальных угроз, популизм Коррупция, неупорядоченное лоббирование, искажающие стратегические приориеты, размывающие ее реализацию НАЗРЕЛА СМЕНА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
7 НАЦИОНАЛЬНО- ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ Базовые ценности:патриотизм, демократия, справедливость Принципы: стратегичность, органичность, реализм и социальность развития Средства:национальная консолидация, стимулирование активности, умножение точек роста Роль государства: концептуальное лидерство, проблемная постановка целей, «живой» контакт с «низами», анализ противоречий развития, корректировка его целей ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА - СУБЪЕКТ
8 ВЫБОР СДЕЛАН – ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ Инициативы Президента Д.А. Медведева подвели итог дискуссий относительно характера российской модернизации: Интегрированная модернизация – модернизация государства, экономики, политической и социальной систем; иначе модернизация одних локальных систем будет обрушена отставанием других; Модернизация ненасильственная, основанная на демократических ценностях; успешная модернизация в конкретных условиях России может быть только с опорой на народ и для народа. ЦЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ – «РОССИЯ, ВПЕРЕД!»
9 МОДЕРНИЗАЦИЯ И ДЕМОКРАТИЯ Какие конкретные задачи модернизации должна решать демократия? Формировать атмосферу доверия к государственным институтам; стимулировать экономическую и социальную активность основных субъектов модернизации; Расширять социальную поддержку модернизации; определять ее задачи на основе учета и баланса интересов основных «игроков» Обеспечивать «обратную связь», своевременно корректировать задачи модернизации, обеспечить практичность и действенность институциональных норм.
10 МОДЕРНИЗАЦИЯ И ДЕМОКРАТИЯ (продолжение) С какими рисками модернизации должна бороться демократия? Модернизация - время инноваций. Нужно отсекать маниловщину и авантюры, не теряя «жемчужины»; Модернизация часто страдает технократизмом. Нужно поддерживать социальное измерение модернизации, ее связь с нуждами людей; Демократическая модернизация чревата популизмом, подрывающим стратегические ориентиры. Нужен баланс роста текущего качества жизни и создания заделов устойчивого развития.
11 МОДЕРНИЗАЦИЯ, ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА «Институциональный ремонт» – ключевое условие успеха модернизации. Будут институты, адекватные задачам модернизации, будут инвестиции и технологии; Институты не продукт идеологизированного догматизма, а разумный компромисс между нормативными установками и практическими нуждами; Институты - продукт модернизационной социальной динамики; Реформы институтов ориентированы на решение ясно понимаемых проблем; Заимствование образцов: решение сходных проблем в сходных условиях при апробации и адаптации.
12 МОДЕРНИЗАЦИЯ, ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА (продолжение) Модернизационная социальная динамика: Генерация социальных образцов модернизационной деятельности – запрос на «институциональный ремонт». Креативное меньшинство – 1,5 -2%; Апробация модернизационных образцов – диалог власти и общества, адаптация институциональных норм к новому запросу. «Новая Россия» – 20-25%; Взаимная адаптация общества и институтов. «Благожелательное большинство» %; Дезадаптация и маргинализация меньшинства – %. Социальная поддержка, контроль за социальной напряженностью.
13 МОДЕРНИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ Проблемный фокус Как реагирует «Новая Россия» на генерируемые модернизационные социальные образцы: замечает ли? как воспринимает: воспроизводит новые образцы, отвергает, предлагает направления и формы корректировки? как формируется ее запрос на «институциональный ремонт» ( с учетом образцов или без такого учета)?
14 МОДЕРНИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ (продолжение) Проблемный фокус Как институциональная среда воспринимает новый запрос на «институциональный ремонт» и участвует в диалоге: отвергает? воспринимает целиком? корректирует в ходе диалога и с учетом апробации активными рациональными группами?
15 МОДЕРНИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ (продолжение) Проблемный фокус Кто выступает значимым экспертом для власти, формирующей институты, и активных групп: эксперты, назначенные органами власти; эксперты – представители профессионального сообщества, пользующиеся в нем авторитетом; эксперты – лидеры
16 МОДЕРНИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ (окончание) Проблемный фокус Кто может выступить успешным медиатором диалога между властью, формирующей институты, и представителями активных групп: специализированные структуры гражданского общества (общественные палаты и советы); эксперты – представители профессионального сообщества, пользующиеся в нем авторитетом (проблема - легитимация их позиции); представители корпоративных интересов (проблема – «перекос» интересов, лоббизм).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.