К выходу в свет новой книги Э. Г. Кочетова «Гуманитарная космология (дорога к новому мирозданию новых людей)» Светослав БИЛЧЕВ *, Валерий БОКОВ***** *

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ Монография под редакцией проф. А.В. Трачука.
Advertisements

СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
КОЧЕТОВ ЭРНЕСТ ГЕОРГИЕВИЧ Доктор экономических наук, Президент региональной общественной организации «Общественная академия наук геоэкономики и глобалистики»,
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАК СЛОЖНОЙ СИСТЕМЫ Е.Н. Евстигнеев, зав. кафедрой налогообложения и налогового менеджмента СПбГТЭУ Н.Г.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 41 Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов (экологический, энергетический, демографический, угроза.
Москва, 2009 г.Рожков Григорий Васильевич1 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ РОСТА ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Специальность: «Экономика и управление народным хозяйством»
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Тема 13: Факторы устойчивого развития. Сущность и характеристика факторов устойчивого развития продуктивных сил Устойчивое развитие – это такое развитие,
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
Личная и профессиональная информация: Воложанин Владимир Владимирович, родился г. в г. Асбест Свердловской области. Отец – заслуженный строитель.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Выполнил: «Информационная культура в информационном обществе: основные аспекты, проблемы, перспективы»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
НАПРАВЛЕНИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ » МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»
Образование для будущего: актуальные проблемы науки, образования и культуры в XXI веке Колин К. К., д.т.н., профессор, Институт проблем информатики РАН.
Социология как наука Социология как наука. Термин «социология»- производное от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logo – слово,
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
«Об опыте проведения сквозной оценки компетенций студентов по образовательной программе ( на примере факультета «Анализ рисков и экономическая безопасность»)
ПОНЯТИЕ «ГЕОГРАФИЯ» География (от греч. geo «земля» и grapho «пишу») наука, изучающая географическую оболочку Земли, её структуру и динамику, взаимодействие.
Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
Транксрипт:

К выходу в свет новой книги Э. Г. Кочетова «Гуманитарная космология (дорога к новому мирозданию новых людей)» Светослав БИЛЧЕВ *, Валерий БОКОВ***** * * Билчев С. Й., доктор, Заведующий кафедрой Руссенского университета (Руссе, Болгария), Professor North University of BAIA MARE (Romania), Действительный член РОО Общественная Академия Наук Геоэкономики и Глобалистики, Москва, Россия. ** ** Боков В. В., д. э. н., Профессор Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова (Москва).

Э. Г. КОЧЕТОВ, – основатель российской школы геоэкономики, известный своими фундаментальными работами в этой области, а также в сфере геостратегии и геофинансов ([1-5]) в конце 2006 г. опубликовал новый интеллектуальный продукт ([6]), интересный своими инновационными взглядами на общество и гуманитарную парадигму его совершенствования и развития (гуманитарный космос). Формирование концепта гуманитарной космологии прошло красной нитью в работах ученого на стыке веков (1998 – 2006 г.), на страницах солидных научных изданий и, в частности, журнала «Безопасность Евразии» Российского Фонда поддержки исследования проблем безопасности.

Основное достоинство монографии, на наш взгляд, – фокусирование внимания читателей на глобальной проблеме трансформации земной цивилизации на основе императива гуманизации, толерантности, многовекторности экономико- политических инициатив и моделей мирообустройства, консенсуса, социально-экономического либерализма (перекликающихся с идеей Дж. Сороса ([7]) об открытом обществе).

Основные аспекты нового видения гуманитарной революции (гуманитарного Ренессанса), способного сформировать Человека-мыслителя, Человека-созидателя, Человека-гуманиста нового тысячелетия, излагаемые Э. Г. Кочетовым, достаточно глобальны и емки (подстать современному мирохозяйственному обустройству). Например, ничего нельзя сказать против утверждения Э. Г. Кочетова, что гуманитарная наука превратилась в замкнутую, закрытую сферу политологов, социологов, культурологов. В недрах этой деформированной и гипертрофированной сферы зародилась (как результат общества потребления) потребность к технологическому развитию, техническому прогрессу в ущерб гуманистическому совершенствованию (с ).

Рецензируя эту монографию, мы исходили из стремления разъяснить себе и читателям тонкие моменты реализации замысла автора, – создание нового мира для нового человека, с необходимым алгоритмом трансформации старой структуры и доказательствами возможности такой трансформации. В качестве объяснения феномена техногенного мышления в России автор достаточно логично отмечает, что ориентиры национального генезиса в современном глобальном мире зависят не только от национальной экономики, но и от общемировых тенденций, правил игры и традиций. Применительно к России это означает, что экономическая наука и практика заимствовала идеи техногенности по причинам национального престижа и безопасности. Как в таких случаях бывает научная мысль была далека от систематизации фактов и проектирования их на национальную почву (аналогичное наблюдается в переживающей кризис американской экономической теории, имеющей множество близких, но автономных, наработок, при отсутствии интерфейса между ними).

Другая причина засилья техногенной доктрины в России – ослабление категорийного аппарата, в результате чего через формальный подход была ослаблена гуманитарная компонента экономической философии. Как мы уже отметили, обобщающий набор явлений и фактов отсутствовал, что не способствовало обеспечению сепарабельности доказательной базы. Свои мысли мы сформулировали в иерархическом виде, как это имеет место у автора.

Во-первых, - это необратимый процесс вступления мирового социума и международного бизнеса в фазу смены геополитических преференций на геоэкономические ([1], [8], [9]). Познавательная сила менталитета социального человека такова, что заставляет его задуматься над дилеммой: так ли уж хорош окружающий его и не им созданный мир и не имеет ли смысла создание нечто, по его мнению, более эффективного.

Общество, в целом, и мировая бизнес-элита, в частности, увидели непреложность факта транснационализации, вывода предпринимательства и инновационных технологических ядер за национальные государственные границы. Появились «экономические границы», в рамках которых получили статус привилегированных внешние экономические интересы и цели. Национальные экономики и их организационно- стратегическая поддержка обрели новый театр действий – распределение мирового дохода и природных ресурсов (с. 30). Глобалистика помогла гуманитарной парадигме и ее пространственно-научному замыканию, - гуманитарной космологии, по-новому транслировать современное мирообустройство, высветить реперные точки современного развития, распознать его новейшие тенденции, предложить новые модели системного мышления.

Таким образом, гуманитарная космология проектируется в сферу знания человека тремя компонентами: - глобалистикой как экономической категорией совершенства человеческого разума и изощренности его практической деятельности (глобалистика как реальность инициировала другие отрасли гуманитарного знания, восприятию и отображению нашего мира. Она подняла на должный уровень категорию общности, открыла путь для появления и развития новых, ранее невостребованных, институтов общества );

- геоэкономикой – стратегическим откликом на социально- экономическую либерализацию и прогресс коммуникационных технологий; - рефлексивной философией объяснения окружающего нас мира в связке «жизнедеятельность человека - гуманитарная космология» (с.109).

Во-вторых, гуманитарная космология как воплощение нового гуманитарного Ренессанса дала толчок для появления и развития таких важных наук, как геостратегия, геологистика, геокультура, геоинформатика, сетевая экономика и др.

В-третьих, гуманитарная космология в ее геоэкономическом проявлении подготовила «трибуну» для межцивилизационного общения, выдвинув такие актуальные аспекты, как совместное перераспределение мирового дохода и понятие «общего интереса» (с. 78).

В-четвертых, важная фаза гуманитарных ренессансных трансформаций – «демонтаж» техногенной цивилизации, которая агрессивно динамична и представляет прямую угрозу жизнедеятельности человека, так как включает ряд негативных качеств (абсолютизацию технологических инновационных революций; императив силы; возможность техногенных катастроф и диверсий, вызванных протестом человека преклонению перед техногенным фетишем).

Ценно то, что Э. Г. Кочетов конкретно обозначает путь ренессансных преобразований, ведущий к новому мирозданию: от новых парадигмальных посылок (с. 61), через общий философский концепт, принципы (с. 61) и шаги ренессанских трансформаций к цельной и компактной модели нового обустройства человеческого бытия. Все это отображено в виде структурной блок-схемы (с. 65).

В комплексе – это следующая цепочка: - демонтаж старой техногенной парадигмы; - формирование гуманистической космологической базы преобразование мышления социального человека; - новые космологические ориентиры.

В-пятых, важнейшая составляющая ренессансного перехода – это демонтаж техногенного мышления и сознания, упорно насаждаемого обществом потребления (когда шкала потребления разрастается до гигантских размеров, вступая в противоречие с ресурсной и интеллектуальной базой) и коммерческими образовательными структурами в ущерб гуманистическому императиву.

Выпускаемым ими специалистам чужды понятия гуманизм, альтруизм, бескорыстие. Человек с универсальным кругозором смотрится как ортодокс. Часто он не востребован обществом и бизнесом, так как способен к анализу повседневных и экстремальных отношений людей, проектируя их на гуманистические ценности. Наглядный пример тому - поведение российского математика и тополога Г. Перельмана, который, будучи награжденным американской престижной премией за выдающиеся успехи в точных науках (решение одной из задач Пуанкаре), не получил человеческого гуманистического понимания в своем коллективе (Математическом институте им. Стеклова РАН) и в итоге ушел из института.

В-шестых, новый гуманистический ренессансный переход включает решение следующих проблем и формирование в сознании «нового социального человека» интеллектуальных посылок : умение распознавать глобальные геоэкономические и геополитические подвижки в мире и вектор их воздействия на социум, экономику и ее позиционирование в мировом экономическом пространстве;

Эти грандиозные задачи – основа осуществления космологических трансформаций (с. 76). умение стратегически реагировать на проявления глобалистики; развитие «чувства опасности» при наблюдении геоэкономических явлений и фактов; организовать интеллектуальную среду для выработки согласованных подходов к формированию долгосрочных прогнозов мирового развития на основе межцивилизационного общения и гуманистических ценностей.

В-седьмых, новый гуманистический ренессансный переход ассоциирован со следующим аспектом теории познания: каков вектор современного развития общества и имеет ли он пространственно- временную память, позволяющую выяснить, что ранее сформировавшаяся парадигма мирового развития, категории и модели, пройдя определенное время развития, становятся менее очевидными, более ортодоксальными, и ненужными, требуя на их замену новую цивилизационную парадигму, определяющую новые ориентиры развития мира в XXI в., что тонко подметил Э. Г. Кочетов (с. 107).

В-восьмых, гуманитарная сфера в современном состоянии не соответствует предъявляемым к ней требованиям наблюдаемой и директивной составляющих. События последних десятилетий выявили неспособность гуманитарной науки не только прогнозировать события, но и трактовать их. Надеемся, что научные изыскания Э. Г. Кочетова будут содействовать ее правильной ориентации.

Остается добавить, что через всю монографию проходит идея, что в основе вопросов бытия лежит проблема общих жизнеутверждающих начал и мотиваций. Гуманитарная космология впервые возвела на высокий уровень интеллектуального осмысления категорию «жизнь», носителем которой, безусловно, является человек.

Учитывая ранее сказанное, можно утверждать, автор книги «ГУМАНИТАРНАЯ КОСМОЛОГИЯ» сделал серьезную попытку в эскизной форме раскрыть необходимость перехода к новой гуманитарной парадигме развития окружающего нас мира, нового гуманистического Ренессанса, исповедующего величие Человека (почти по Максиму Горькому: «Человек – это звучит гордо») (с. 117). Считаем публикация данной монографии актуальной и полезной всем, кто задумывался о будущем человечества.

В приведенном в конце монографии глоссарии дана современная трактовка основных понятий и категорий, относящихся к геоэкономике, глобалистике и новому гуманистическому Ренессансу (с ).

ЛИТЕРАТУРА 1. Кочетов Э. Г., Геоэкономика (основы мирового геоэкономического пространства), Учебник для вузов, Москва, «Норма», Кочетов Э. Г., Глобалистика: теория, методология, практика, Учебник для вузов, Москва, «Норма», Кочетов Э. Г., Геоэкономический (глобальный) толковый словарь: основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса, Екатеринбург, «Уральский рабочий», 2006.

4. Кочетов Э. Г., Геоэкономика и глобалистика (новый класс гуманитарных дисциплин и их общественное значение в выстраиваемой модели безопасного развития), Безопасность Евразии, 2, 2005, 375 – Кочетов Э. Г., Геоэкономический атлас мира: Новейшая конфигурация глобального пространства, Общество и экономика, 1999, 7 – Кочетов Э. Г., Гуманитарная космология (дорога к новому мирозданию новых людей), Москва, «Деловая литература», Сорос Д., Новый взгляд на открытое общество, Москва, «Магистр», 1997.

8. Кочетов Э. Г., Геоэкономический (глобальный) толковый словарь (Основы высоких геоэкономических технологий современного бизнеса), Сборник стратегических понятий – новелл, «Уральский рабочий», Екатеринбург, Кочетов Э. Г., Геоэкономика и стратегия России. Истоки и принципы построения внешнеэкономической доктрины, Серия «Научные доклады», 44, «Московский общественный научный фонд», Москва, 1997.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, БОЛЬШОЕ СПАСОБО ЗА ВНИМАНИЕ !