Александр Сунгуров Фабрики мысли и Центры публичной политики: Российский и международный опыт С-Петербург, 7 ноября 2004.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
Advertisements

ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Иваново, 2012.
Социальный проект Приволжский Федеральный округ самый лучший.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
Общественный совет по защите прав пациентов Москва, сентябрь 2010 г.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
Первоочередные меры для развития диалога и усиления роли НКО: представление обучающего и грантового компонента Программы «ДИАЛОГ» Екатерина Лебедева,
Особенности ведения бизнеса в Ленинградской области: перспективы и проблемы Принципы организации промышленных зон в Ленинградской области.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Открытый экспертный совет по развитию энергетики Свердловской области.
Открытый экспертный совет по развитию энергетики Свердловской области Кузьмина Анна Павловна аспирант ИИиА УрО РАН.
Роль институтов развития образования в реализации федеральной образовательной политики Аверкин Владимир Николаевич, ректор Новгородского института развития.
Факторы стимулирующие/препятствующие развитию предпринимательства в России. Анализ экспертных интервью Агния Алесина (O+K Маркетинг + Консалтинг) Декабрь.
К.э.н. Карпенко Т.В.. Институциональные инструменты выражения интересов социальных субъектов общественные или добровольческие организации, их ассоциации,
Опыт работы Управляющего совет системы образования района Афоничева Юлия Валерьевна, заведующий кафедрой менеджмента ГОАУ ЯО «ИРО»
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Д.А.Медведев: "Сегодняшней России и её будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг нужна и новая система.
Формирование институциональной среды в регионе для работы с частным партнером: организационный и правовой аспекты Третий Всероссийский форум «Регионы России.
Долгосрочная целевая программа «Содействие развитию гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Красноярском.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.
Транксрипт:

Александр Сунгуров Фабрики мысли и Центры публичной политики: Российский и международный опыт С-Петербург, 7 ноября 2004

Структура презентации Политическая ситуация в России Фабрики мысли и их разновидности ВШЭ как Фабрика мысли Центры публичной политики и их функции Примеры Центров публичной политики

Ноябрь, Политическая ситуация в России Общая тенденция – рост централизации власти Решение о фактическом назначении губернаторов – явно унитарная тенденция Партия «Единая Россия»: «медведь, которому не нужны крылья» Государственная Дума – «Парламент, в котором нет места для дискуссий» Электронные СМИ: все каналы говорят одно и то же Слабость и раздробленность либеральных сил. Усиление коррупции

Политическая ситуация – вторая сторона Исполнительная власть чувствует минусы послушного парламента – январские события по 122 закону МВД хочет перейти от оценки по «раскрываемости» к оценке по «мнению населения», но не знает как Возникают Общественные советы у различных министерств и ведомств Послание Президента Федеральному Собранию Встреча с Президентом 20 июля

Опасность утверждения «демократии голосования» Власти выгодна ситуация, когда голосование для большинства остается единственной формой участия в управлении городом и т.д. Неучастие в принятии решений приводит к незнанию того, что (не) сделала власть В этом случае растет возможность манипуляций на выборах- «административный ресурс», «грязные» избирательные технологии Питательной почвой является широкое распространение «подданической» политической культуры

Что нужно сделать для «демократии участия»? Активная часть населения участвуют в выработке стратегии и тактики развития города. Ряд НКО своей целью ставят информирование граждан о деятельности власти и содействие их участию в выработке, обсуждению и принятию решений, в контроле выполнения Демократия участия требует постоянных усилий людей и НКО, сама собой состоится только «демократия голосований»!!!

Для обсуждения предлагается тезис 1: Сама собой может состояться только демократия голосований Для становления демократии участия требуются постоянные усилия и временные затраты общественных организаций и отдельных людей, реализующих на практике различные формы общественного участия

Тезис 2 для обсуждения: В социуме роль антиэнтропийных структур, структур, способствующих развитию демократии участия, играют различные структуры гражданского общества. Среди организаций 3-го сектора или некоммерческих организаций (НКО), наиболее активную роль в становлении демократии участия играют правозащитные организации и организации-медиаторы («Организации-посредники в структуре гражданского общества»// «Полис», 1999 г., 6)

Блэр Рубл (США)«Управление городами в современном мире» - на семинаре МШПИ, 26 января 2001 г., пос. Репино, СПб Условием эффективного управления городом является реальное участие жителей в решении его проблем Интуиция городских политиков и чиновников протестует - феномен NIMBY Опыт возрождения и развития Амстердама, Барселоны, Портленда «Мы не думали о городе, мы думали о демократии - и получили великий город» (Д.Соварос, глава совета Барселоны)

Процесс управления и, в частности, властный процесс Эффективен только тогда, Когда решение принимается на основе анализа различных альтернатив Поэтому так важны структуры, способные предложить различные варианты решения существующих проблем. Как правило, выработка таких вариантов внутри властной иерархии затруднена. Поэтому возникает потребность в существовании хотя бы относительно независимых аналитических центрах.

Определим Фабрики мысли как Объединения интеллектуалов и экспертов, по заказу или по собственной инициативе, выполняющие анализ или разработки, Которые предусматривают их использование в общественной практике. В большинстве случаев в структуру таких центров входят специалисты-практики, Способные реализовать, внедрить разработанную стратегию действий.

Еще одно определение Фабрик мысли: Это – исследовательские организации в области политики (полиси), имеющие существенную автономию от правительства и групп интересов, частных фирм и политических партий. При этом понимается относительность этой автономии.

Выделяют три типа «выходов» Фабрик мысли: Цель – поиск ответов на определенные вопросы Цель – развитие аргументов в общественной дискуссии Цель – предложить новые темы для обсуждения в обществе, новую «повестку дня»

Как правило, такие структуры действуют По контракту с властными структурами Либо с бизнес-структурами Иногда они ассоциированы с политическими партиями А иногда – с крупными СМИ или медиа-концернами

Губернаторы и мэры крупных городов используют Аналитические центры внутри администрации Консультативные группы под руководством успешных менеджеров избирательных кампаний - «политтехнологов» Иногда – университетские аналитические или консультативные центры

В сфере подготовки экономи- ческих решений в России Успешно действуют несколько «Мозговых фабрик», так или иначе связанных со структурами исполнительной власти: Это Институт проблем переходного периода Е.Гайдара и Институт экономики города в Москве А также «Леонтьевский центр» в Санкт-Петербурге

Самостоятельная роль органов представительной власти В российских регионах Скорее исключение, чем правило. Однако, например, в Красноярском крае или в Калининградской области они представляют собой реальную силу Соответственно, в таких случаях при них возникают и аналитические центры, которые могут стать Центрами публичной политики.

В качестве примера можно привести Фонд «Региональная стратегия» в Калининграде Или университетские структуры в Красноярске, ставшие интеллектуальной опорой для спикера краевого парламента, профессора КрГУ А.Усса

Большинство российских политических партий Обладают своими аналитическими центрами, которые иногда выходят на уровень Центров публичной политики. Классическим примером являются Эпицентр Г.Явлинского или Фонд «Духовное наследие» Подберезкина

Финансово-промышленные группы Также стали, особенно в последнее время, уделять внимание анализу и разработке технологий взаимодействия в властью и обществом. Принципиально новым явлением стал возникший после финансового кризиса 1998 г. Клуб 2015

Наиболее активным из Полпредов Президента РФ В направлении развития публичной политики стал Сергей Кириенко Во многом он опирается на активное содействие Пера Щедровицкого и его школы, который не только ведет большую работу в Поволжье, но и инициировал создание Центра Стратегических разработок – Северо-запад

«Фабрика мысли» Приволжского округа: Центр стратегических исследований (ЦСИ) – экспертная и проектно- аналитическая организация, созданная в 2000 г. Для изучения и проектно- стратегической проработки проблем управления развитием

ЦСИ сегодня представляет собой сетевую структуру Объединяющую ряд Центров стратегического планирования в регионах округа Проектно-аналитических групп и Независимых экспертов, привлекаемых для обсуждения проблематики развития (на страновом, региональном и муниципальном уровнях

Ярослав Кузьминов ректор Высшей школы экономики Рассматривает ВШЭ как фабрику мысли Будучи формально государственным Вузом, она является еще и интеллектуальной корпорацией.

ВШЭ регулярно взаимодействует с други-ми аналитическими центрами и группами Такими, как Бюро экономического анализа, Клуб 2015, Экспертный институт, Либеральная миссия, СВОП, Центр Карнеги, Гражданский форум

Как работает фабрика мысли в лице ВШЭ? Первая фаза – постановка проблемы. Формулируется новая тема для разработки. Толчком может послужить или поручение властных структур или собственная неудовлетворенность состоянием дел в какой-либо области Проводится несколько установочных семинаров для узкого круга экспертов с целью структурирования проблемы и определения методов ее разработки

Потом во главе с одним из руководителей ВШЭ мы формируем task force и обеспечиваем ее финансирование за счет собственных средств Такая группа готовит доклад, который «вбрасывается» для широкого обсуждения, в том числе в различных структурах власти. Идентифицируется заказчик партнер во власти, готовый взять на себя политическую задачу «продвижения» реформы.

Существуют Фабрики мысли Действующие достаточно самостоятельно, При поддержке различных фондов И в интересах развития открытой ответственной власти и гражданского общества Именно такие структуры мы и называем Центрами публичной политики

Андрей Макарычев (Н.Новгород): Сегодня в России возникает различие между мозговыми центрами или «техническими» экспертными организациями и Центрами публичной политики, деятельность которых базируется на некоей общественно значимой метаидее.

Центры публичной политики и Фабрики Мысли Могут внести значительный вклад в управление публичной политикой и, таким образом, сыграть важную роль в формировании Открытого общества Они имеют возможность предоставить ответственным лицам, принимающим решения, независимую оценку по вопросам, которые влияют не только на судьбу отдельно взятой страны, но и общества в целом

Роли ФМ, как структур Гр. Об-ва: 1. Играть роль медиатора между правительством и обществом 2. Идентифицировать, артикулировать и оценивать текущие или возникающие темы, проблемы или предложения 3. Трансформировать идеи и проблемы в конкретные задачи политики 4. Выполнять роль информированного и независимого голоса в дебатах по поводу конкретных политик Обеспечивать конструктивный форум для обмена идеями и информацией между ключевыми стэйкхолдерами в процессе формулирования политики.

Функции Центров публичной политики: Исследовательская Образовательная Креативная Медиаторская (Коммуникативная) Внедренческая «Обеспечивающие функции»

Исследовательская функция Мониторинг проблемного поля, мониторинг ожиданий общества Аналитическая, определение и анализ проблем территории, социальных (ой) групп(ы) Изучение опыта других регионов и стран в решении аналогичных проблем Собственно исследовательская (проведение объективных исследований ситуаций, например, состояния того или иного сегмента общества) Экспертная (проведение по заказу или по собственному побуждению экспертиз решений органов власти, стратегий развития, законов, сложившейся практики.

Образовательная Функцию гражданское образования, включающую в себя обучение методам общественного участия и воспроизводства позитивного опыта, социальным технологиям, методам решения проблем) Консультирование по проблемам своей области граждан, бизнеса и власти Подготовка кадров, экспертов для воспроизводства Наконец, Центры публичной политики могут выполнять и адаптационную функцию, под которой понимается приспособление публичных акторов, и прежде всего властных структур, к международным нормам и стандартам.

Креативная Разработка методологических подходов к решению общественно-значимых проблем Выработка инновационных идей Поиск альтернативных вариантов решений Выбор оптимальных вариантов решений общественно-значимых проблем Разработка прогнозов, докладов, проектов законов и иных нормативных актов

Коммуникативная Задача организации поля деятельности ЦПП Задача формирование общественного мнения, разъяснение выработанной точки зрения в Масс-медиа, PR – функция Обеспечения прозрачности и открытости деятельности самого ЦПП

Внедренческая Лоббирование подготовленных проектов Распространение проектов в научной и общественной среде Участие в реализации предлагаемых решений Мониторинг ситуаций, отслеживание выполнения решений, выявление возникающих проблемы, а также предлагать варианты их решений.

Представленность этих функций у различных ФМ, АЦ и ЦПП – различна. Университеты – исследовательская и аналитическая функции Лоббистские фирмы – внедренческая Фабрики мысли – НЕ Центры публичной политики – исследовательская, креативная, внедренческая Для ЦПП – критично наличие коммуникативной функции.

Например: Фонд ИНДЕМ: Исследовательская, креативная, внедренческая. Постепенно – коммуникативная Леонтьевский Центр – Также 4 функции, эта конференция – пример коммуникативной Московская Школа Политических Исследований – в основном образовательная + коммуникативная

Еще примеры: Центр стратегических исследований ПФО – основа – Креативная, но развиты и остальные 4 функции Совет по внешней и оборонной политике – в основном - креативная и коммуникативная СПб центр СТРАТЕГИЯ – Образовательная, коммуникативная, креативная и внедренческая, в последнее время упор делается на развитие исследовательской функции.

Примером может служить Центр и Фонд ИНДЕМ Целью Центра прикладных политических исследований ИНДЕМ, основанного в 1990 г является содействие становлению и развитию демократических институтов в России с использованием новейших достижений политологии и информационных технологий, а также распространение знаний о функционировании этих институтов и о новейших методах их изучения. Целью основанного в 1997 г. Фонда ИНДЕМ является обеспечение развития работы Центра ИНДЕМ

Фонд ИНДЕМ

Статус – НКО Пост. Сотрудники: 8-14 Привлекаемые эксперты – Более 40 Бюджет: Договора с гос.структ. – 25%, с бизнес- стр. – 2%, Ин. Гранты – 73%, Бюджет – 1-5 млн.руб. Адресат деятельности – Исп.власть, Предст. Власть, Бизнес, Научн. Сообщ. Типы «выходов» ФМ по Фосбергу – Первый. Реже – второй, еще оеже - третий

Другим примером является Фонд международных правовых исследований ИНТЕРЛИГАЛ, основанный в конце 80-х годов А также созданная недавно в Высшей школе экономики Кафедра публичной политики, целью которой является подготовка специалистов в сфере взаимодействия государства и общества

Центр ИНТЕРЛИГАЛ

Статус – НКО Пост. Сотрудники: 4-7 Привлекаемые эксперты – Бюджет: Договора с гос.структ. – 30%, МСУ – 30%, с бизнес-стр. – 30%, Ин. Гранты – 10%, Бюджет – 1-5 млн.руб. Адресат деятельности – Исп.власть – 10%, Предст.Воасть – 20%, НКО – 70% Типы «выходов» ФМ по Фосбергу – третий

Экспертный институт

Экспертный институт – Источники бюджета

Центр публичной политики, Алматы, Казахстан

Статус – НКО Пост. Сотрудники: 8-14 Привлекаемые эксперты – Бюджет:– Ин. Гранты – 99%, Договора с Междунар. орг. – 1% Бюджет – млн.руб. Адресат деятельности – Исп.власть, Предст. Власть, Бизнес, СМИ, Полит.парт., НКО, Научн. Сообщ. Типы «выходов» ФМ по Фосбергу –Третий.

МЦПИ (Рук. Вера Нанивска, Киев, Украина)

Europeum – Institute for European Policy

Примером такого Центра является СПб гуманитарно-политоло-гический центр СТРАТЕГИЯ Учредители – депутаты Ленсовета, журналисты, предприниматели, ученые в области общественных наук. Цель – объединение интеллектуальных, финансовых, материальных и иных сил и средств СПб и Ленинградской области для решения уставных задач Центра

Санкт-Петербургский гуманитарно- политологический центр СТРАТЕГИЯ Миссия: содействие становлению в России гражданского общества и демократического правового государства путем разработки и реализации проектов и программ, направленных на развитие социального партнерства, повышение общественного участия, становления эффективной и ответственной власти.

Программы СПб центра СТРАТЕГИЯ: « Прозрачный бюджет» - развитие общественного участия в бюджетном процессе: Развитие института Уполномоченного по правам человека в регионах России Гражданские инициативы по предупреждению коррупции Проект «Публичная политика в сфере мягкой безопасности и демократического развития: Балтийское измерение» Содействие развитию Центра гражданского образования и прав человека СПбГУ Развитие Интернет-Портала центра СТРАТЕГИЯ

СПб центр СТРАТЕГИЯ

Опубликованы сборники "Фабрики мысли" и центры публичной политики: международный и первый российский опыт. Сборник статей. - СПб.: Норма, с Публичная политика в сфере мягкой безопасности: балтийское измерение. Сборник статей. – СПб.: Норма, – 160 с. Публичная политика – Сборник статей. – СПб: Норма, – 120 с. Публичная политика как инструмент против коррупции в России. – СПб.: Норма, 2004 – 287 с. Публичная политика: вопросы мягкой безопасности в Балтийском регионе. – СПб.: Норма, 2004 – 320 с.

Действуют веб-сайты -Основной сайт СПб центра СТРАТЕГИЯ – Виртуальная сетевая фабрика мысли Сайт программы «Прозрачный бюджет» – Сайт о работе УПЧ в субъектах РФ Сайт по программе мягкой безопасности в Балтийском регионе

Ставя перед собой задачу становления публичной, эффективной власти, ЦПП и сами должны соответствовать этим критериям Отсюда возникают такие вопросы как: Тема ответственности ЦПП Тема самоидентификации сотрудников ЦПП (становление экспертного сообщества) Тема эффективного менеджмента ЦПП