Политические изменения Александр Сунгуров Курс «Теория политики» Тема 9.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Advertisements

Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
Тема 12 Политические отношения и политический процесс Учебные вопросы: 1. Политические отношения: сущность, содержание и типология. 2. Политический процесс:
Политический процесс Лекция. Вопросы: 1. Понятие и типы политических процессов. 1. Понятие и типы политических процессов. 2. Основные стадии политического.
Политика как общественное явление 1. Содержание мира политики 2. Причины возникновения политики 3. Понятие политики. 4. Структура политики. 5. Функции.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
Политическая система. Презентация по политологии ВЫПОЛНИЛ: ВЛАСОВ В. ГР. ТДК-2 ПРОВЕРИЛ: ЕРМОЛАЕВА РГТЭУ ИВАНОВО, 2013.
Типы политических процессов Презентация по политологии Выполнил: Власов В. Гр. ТДК-2 Проверил: Ермолаева РГТЭУ Иваново, 2013.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Основные обществоведческие термины. Выполнила: учитель истории и обществознания МОУ «СОШ1 г.Ершова Саратовской области» Султанова В.Н.
Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА СТРУКТУРУ ОБЩЕСТВА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 41 г. Самара Чередниченко О.В.
Проверка домашнего задания Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Опишите республиканский тип устройства государства. Какую.
Политическая власть. ВЛАСТЬ Центральное понятие политической науки.
Политология Тема1. Политика-сфера общественной жизни и наука. "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". Перикл.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Тема 4. Политическая власть 1. Политическая власть: понятие и специфика. 2. Государственная власть. 3. Легитимность и легальность власти.
СТАНОВЛЕНИЕ,СУЩНО СТЬИ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА.
Политический экстремизм - сложнейший социально-политический феномен, сопровождающий человечество на протяжении веков.
Транксрипт:

Политические изменения Александр Сунгуров Курс «Теория политики» Тема 9

Структура презентации 1. Политическое изменение как фактор общественного развития 1. Политическое изменение как фактор общественного развития 2. Понятия современности и политической модернизации 2. Понятия современности и политической модернизации

1. Политическое изменение как фактор общественного развития 1.1. Природа политического изменения 1.1. Природа политического изменения 1.2. История взглядов на политическое изменение и развитие 1.2. История взглядов на политическое изменение и развитие 1.3. Современные концепции политического развития 1.3. Современные концепции политического развития 1.4. Традиционное, переходное и современное общества 1.4. Традиционное, переходное и современное общества 1.5. Типы политического изменения 1.5. Типы политического изменения

1.1. Природа политического изменения Процесс воспроизводит систему, а изменение и развитие – не просто преобразование внутренних свойств системы, а еще и ее Процесс воспроизводит систему, а изменение и развитие – не просто преобразование внутренних свойств системы, а еще и ее переход в иное качественное состояние, переход в иное качественное состояние, Либо смену одного типа системы на другой Либо смену одного типа системы на другой Политические изменения - постоянны Политические изменения - постоянны

Два типа развития Динамическое, основанное на необходимости постоянного движения, диктуемого логикой индустриального общества и Динамическое, основанное на необходимости постоянного движения, диктуемого логикой индустриального общества и Стационарное, подпитываемое слабыми социальными импульсами, не выводящими из гомеостаза структуры традиционного типа Стационарное, подпитываемое слабыми социальными импульсами, не выводящими из гомеостаза структуры традиционного типа

Подарок Л.М.Алексеевой к 80-летию

Политическое изменение Может по разному влиять на адаптивные возможности политических систем: Может по разному влиять на адаптивные возможности политических систем: 1. Система, мобилизуя внутренние ресурсы, сравнительно легко приспосабливается к изменениям в среде, т.е. сама переходит на более высокий уровень устойчивости 1. Система, мобилизуя внутренние ресурсы, сравнительно легко приспосабливается к изменениям в среде, т.е. сама переходит на более высокий уровень устойчивости 2ю политическую систему, неспособную к самообновлению, сменяет другая, 2ю политическую систему, неспособную к самообновлению, сменяет другая, Т.е. движение имеет направляемый характер и происходит в формированном режиме Т.е. движение имеет направляемый характер и происходит в формированном режиме

«Политическое развитие - это Схема изменений, происходящих в обществе определенного типа вследствие конкретных причин и направленных на цели, Схема изменений, происходящих в обществе определенного типа вследствие конкретных причин и направленных на цели, Достижение которых функционально необходимо для данного общества» Достижение которых функционально необходимо для данного общества» Самюэл Хантингтон и Хосе Домингес Самюэл Хантингтон и Хосе Домингес

Развитие происходит через изменения И означает рост: И означает рост: 1. Сложности (диверсификации) 1. Сложности (диверсификации) 2. Специализации 2. Специализации 3. Дифференциации политических институтов данного общества 3. Дифференциации политических институтов данного общества В современном мире развитие присуще как демократическим, так и авторитарным режимам, В современном мире развитие присуще как демократическим, так и авторитарным режимам, Причем его стимулом служат экономические факторы индустриального типа. Причем его стимулом служат экономические факторы индустриального типа.

1.2. История взглядов на политическое изменение и развитие Платон и Аристотель – три правильных формы правления – аристократия, монархия и полиархия и три «Неправильных» - тимократия, деспотия и демократия – Платон и Аристотель – три правильных формы правления – аристократия, монархия и полиархия и три «Неправильных» - тимократия, деспотия и демократия – определенная динамика смен форм определенная динамика смен форм Об подобных сменах форм писали и Цицерон, и Никколо Макиавелли, и Жан Боден, Джон Локк, Монтескьё и др. Об подобных сменах форм писали и Цицерон, и Никколо Макиавелли, и Жан Боден, Джон Локк, Монтескьё и др.

Эпоха Просвещения внесла Приницпиально новые представления о политических изменениях – Приницпиально новые представления о политических изменениях – Прогресс и Прогресс и Однолинейность развития Однолинейность развития Появление человека экономического, т.е суверенного индивида, свободного от традиционных социально-институциональных ограничений Появление человека экономического, т.е суверенного индивида, свободного от традиционных социально-институциональных ограничений Изменения начали восприниматься как Изменения начали восприниматься как Осознанные и направленные Осознанные и направленные

Жан Кондорсе ( ) «Наши надежды на улучшение состояния человеческого рода в будущем могут быть сведены к трем важным положениям: «Наши надежды на улучшение состояния человеческого рода в будущем могут быть сведены к трем важным положениям: уничтожение неравенства между нациями уничтожение неравенства между нациями Процесс равенства между различными классами того же народа, наконец, Процесс равенства между различными классами того же народа, наконец, Действительное совершенствование человека» Действительное совершенствование человека» Он разрабатывал гипотезу об историческом прогрессе человечества, направленном к его абсолютному совершенству Он разрабатывал гипотезу об историческом прогрессе человечества, направленном к его абсолютному совершенству

КОНДОРСЕ, МАРИ ЖАН АНТУАН НИКОЛА (Condorcet, Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, Marquis de) (1743–1794), французский математик, экономист, публицист и философ эпохи Просвещения и Французской революции. КОНДОРСЕ, МАРИ ЖАН АНТУАН НИКОЛА (Condorcet, Marie Jean Antoine Nicolas de Caritat, Marquis de) (1743–1794), французский математик, экономист, публицист и философ эпохи Просвещения и Французской революции. В 1791 Кондорсе был избран в Законодательное собрание от Парижа и вскоре стал его секретарем. Принимал участие в реформе системы образования, написании ряда деклараций и жирондистского варианта конституции. Голосовал против смертного приговора Людовику XVI В 1791 Кондорсе был избран в Законодательное собрание от Парижа и вскоре стал его секретарем. Принимал участие в реформе системы образования, написании ряда деклараций и жирондистского варианта конституции. Голосовал против смертного приговора Людовику XVI

Линейно-прогрессистская Схема общественного развития Схема общественного развития В XIX веке специфическим образом воспроизводится в марксизме В XIX веке специфическим образом воспроизводится в марксизме С его представлением о линейности истории и концепции смены общественно- экономических формаций С его представлением о линейности истории и концепции смены общественно- экономических формаций Для К.Маркса и Ф.Энгельса политические изменения (динамические процессы в надстройке) отражали качественные социально-экономические сдвиги в базисе Для К.Маркса и Ф.Энгельса политические изменения (динамические процессы в надстройке) отражали качественные социально-экономические сдвиги в базисе

1.3. Современные концепции политического развития (П.Р.) П.Р. - предпосылка экономического прогресса П.Р. - предпосылка экономического прогресса П.Р. – типичная для индустриальных обществ политика П.Р. – типичная для индустриальных обществ политика П.Р. как модернизация П.Р. как модернизация П.Р. как действия нации-государства П.Р. как действия нации-государства П.Р. как совершенствование административной и правовой систем П.Р. как совершенствование административной и правовой систем П.Р. в виде массовой мобилизации и участия П.Р. в виде массовой мобилизации и участия

П.Р. - предпосылка экономического прогресса Исходит из положения, что политические и социальные условия могут сыграть решающую роль в приостановке или ускорении роста душевого дохода. Исходит из положения, что политические и социальные условия могут сыграть решающую роль в приостановке или ускорении роста душевого дохода. Политическое развитие – такое состояние политии, которое может обеспечить достижение экономического роста Политическое развитие – такое состояние политии, которое может обеспечить достижение экономического роста

П.Р. – типичная для индустриальных обществ политика Содержит некое абстрактное представление о некоей типичной для высокоразвитых стран политике. Содержит некое абстрактное представление о некоей типичной для высокоразвитых стран политике. Иначе – индустриальные общества устанавливают известные стандарты политического поведения и действия институтов, которые и составляют суть политического развития с целями, Иначе – индустриальные общества устанавливают известные стандарты политического поведения и действия институтов, которые и составляют суть политического развития с целями, Подходящими для любых других систем Подходящими для любых других систем

Определенные модели поведения правительств Отказ от опрометчивых действий, угрожающих интересам значительных слоев общества Отказ от опрометчивых действий, угрожающих интересам значительных слоев общества Акцент на социальных программах Акцент на социальных программах Представление о высокой ценности организованных административной и судебной процедур Представление о высокой ценности организованных административной и судебной процедур Признание того, что политика – справедливый инструмент разрешения проблем, а не самоцель Признание того, что политика – справедливый инструмент разрешения проблем, а не самоцель Известные ограничения верховенства политики, согласие с некоторыми формами массового участия Известные ограничения верховенства политики, согласие с некоторыми формами массового участия

Политическое развитие как модернизация Передовые индустриальные страны являются «образцами для подражания», так как задают темпы развития по большинству направлений социальной и экономической жизни. Передовые индустриальные страны являются «образцами для подражания», так как задают темпы развития по большинству направлений социальной и экономической жизни. Трудность различения «западного» и «современного» Трудность различения «западного» и «современного»

П.Р. как действия нации- государства С появлением нации-государства возник и особый набор требований к политике. С появлением нации-государства возник и особый набор требований к политике. Политика империи, колонии, племенного или этнического общества должна уступить место политике, Политика империи, колонии, племенного или этнического общества должна уступить место политике, Необходимой для создания эффективного нации-государства, способного успешно существовать в системе других наций-государств. Необходимой для создания эффективного нации-государства, способного успешно существовать в системе других наций-государств.

Тест для подлинного развития Создание набора публичных институтов, Создание набора публичных институтов, Составляющих необходимую инфраструктуру нации-государства, и Составляющих необходимую инфраструктуру нации-государства, и Контролируемое выражение национализма в общественной жизни. Контролируемое выражение национализма в общественной жизни. Политическое развитие – национализм, вписанный в рамки государственных институтов. Политическое развитие – национализм, вписанный в рамки государственных институтов. Преобразование националистических настроений в дух гражданства. Преобразование националистических настроений в дух гражданства. Политическое развитие как нациестроительство (nation-building) Политическое развитие как нациестроительство (nation-building)

П.Р. как совершенствование административной и правовой систем Разделив процесс нациеобразования на институциональное строительство (institution-building) и развитие гражданства – получим две распространенных теоретических схемы Разделив процесс нациеобразования на институциональное строительство (institution-building) и развитие гражданства – получим две распространенных теоретических схемы Политическое развитие как образование организаций (organisation- building) – лежит в основе многих просвещенных колониальных практик Политическое развитие как образование организаций (organisation- building) – лежит в основе многих просвещенных колониальных практик

Закон и порядок требуют Наличия бюрократических структур и развития государственного управления (public administration) Наличия бюрократических структур и развития государственного управления (public administration) Но политическое развитие значит нечто большее, необходимо и развитие самих граждан и гражданского общества. Но политическое развитие значит нечто большее, необходимо и развитие самих граждан и гражданского общества. Иначе нация-государство не сможет возникнуть Иначе нация-государство не сможет возникнуть

П.Р. в виде массовой мобилизации и участия Эти концепции связаны в основном с поведением и ролями граждан, Эти концепции связаны в основном с поведением и ролями граждан, А также с требующимися для осовременивания новыми стандартами их политического участия и лояльности по отношению к государству А также с требующимися для осовременивания новыми стандартами их политического участия и лояльности по отношению к государству Во многих исследованиях политическое развитие отождествляется с понятием модернизации (иногда используются как синонимы) Во многих исследованиях политическое развитие отождествляется с понятием модернизации (иногда используются как синонимы)

Арендт Лейпхарт В книге «Демократия в многосоставных обществах» (1977) В книге «Демократия в многосоставных обществах» (1977) «Признание важности национальной интеграции как фактора политического развития приводит, однако, к тому, что между ними ставится знак равенства: политическое развитие и есть создание нации, что сужает рамки явления развития». «Признание важности национальной интеграции как фактора политического развития приводит, однако, к тому, что между ними ставится знак равенства: политическое развитие и есть создание нации, что сужает рамки явления развития». Требование национального объединения как главной задачи также спорно. Требование национального объединения как главной задачи также спорно. Также спорно, что нациестроительство требует искоренения первичной субнациональной идентификации и замену ее преданностью нации. Также спорно, что нациестроительство требует искоренения первичной субнациональной идентификации и замену ее преданностью нации.

Джеймс Коулман и Льюсьен Пай Политическое развитие – сочетание процессов структурной дифференциации, Политическое развитие – сочетание процессов структурной дифференциации, Возрастающей потребности в равенстве и Возрастающей потребности в равенстве и Расширение интегративной, адаптивной, ответственной функций политической системы. Расширение интегративной, адаптивной, ответственной функций политической системы. Все вместе составляет синдром развития, с которым сталкиваются все общества Все вместе составляет синдром развития, с которым сталкиваются все общества

В теории политического развития Альберта Хиршмана (р. 1915) в качестве критического фактора – соотношение между Альберта Хиршмана (р. 1915) в качестве критического фактора – соотношение между 1) институциональными возможностями системы и 1) институциональными возможностями системы и 2) потребностями граждан, которые они выражают 2) потребностями граждан, которые они выражают 3) своим политическим участием. 3) своим политическим участием. Для стабильного развития системы нужно сначала создать новые потребности и постепенно преодолевать отчуждение граждан от политики, Для стабильного развития системы нужно сначала создать новые потребности и постепенно преодолевать отчуждение граждан от политики, а затем соответственно этим потребностям институционализировать новые формы участия, а затем соответственно этим потребностям институционализировать новые формы участия, чтобы его подъем не подорвал политический порядок чтобы его подъем не подорвал политический порядок

1.4. Традиционное, переходное и современное общества В основе этих о политическом развитии как модернизации лежит модель: В основе этих о политическом развитии как модернизации лежит модель: История, общественно-исторический процесс понимается как преопределенное объективными социально-экономическими факторами движение от т.н. традиционного общества к обществу переходному, а затем – к современному (модерну). История, общественно-исторический процесс понимается как преопределенное объективными социально-экономическими факторами движение от т.н. традиционного общества к обществу переходному, а затем – к современному (модерну). В отличие от концепций «кризиса западной цивилизации» и замкнутой цикличности исторического развития (рубеж веков, В.Паретто, П.Сорокин, Арнольд Тойнби и др В отличие от концепций «кризиса западной цивилизации» и замкнутой цикличности исторического развития (рубеж веков, В.Паретто, П.Сорокин, Арнольд Тойнби и др

Этот переход для северо- западной Европы растянулся на Период с начала XIV по конец XVIII веков Период с начала XIV по конец XVIII веков По мнению Норберто Элиаса ( ) По мнению Норберто Элиаса ( ) Эти пять веков вместили в себя окончание «осени средневековья», Возрождение, Реформацию и Просвещение. Эти пять веков вместили в себя окончание «осени средневековья», Возрождение, Реформацию и Просвещение. В развитых странах Европы был завершен первый этап промышленной революции, В развитых странах Европы был завершен первый этап промышленной революции, Утвердился индустриально- капиталистический порядок Утвердился индустриально- капиталистический порядок

Характеристики традиционного общества: Основанность на механизмах простого воспроизводства, Основанность на механизмах простого воспроизводства, Слабую заинтересованность в обмене итогами экономической активности с другими производителями по типу горизонтальных связей Слабую заинтересованность в обмене итогами экономической активности с другими производителями по типу горизонтальных связей Ориентированность на замкнутую жизнедеятельность и самоообеспечение Ориентированность на замкнутую жизнедеятельность и самоообеспечение

Досовременное общественное строение Значительный перевес сельского населения над городским и, поэтому Значительный перевес сельского населения над городским и, поэтому Перевес доиндустриального труда над индустриальным, Перевес доиндустриального труда над индустриальным, Слабая дифференциация и статичность социальной структуры. Слабая дифференциация и статичность социальной структуры. Политическая организация: Политическая организация: Преобладание автократических приемов властвования над согласованием еще смутно ощущаемых частных и групповых интересов Преобладание автократических приемов властвования над согласованием еще смутно ощущаемых частных и групповых интересов Политика еще не выделена в самостоятельную сферу жизнедеятельности человека Политика еще не выделена в самостоятельную сферу жизнедеятельности человека

Две модели трансформации традиционных обществ: Спонтанно-органическая, Спонтанно-органическая, Действует при наличие сильного потенциала саморазвития, характерна для развитых обществ Запада Действует при наличие сильного потенциала саморазвития, характерна для развитых обществ Запада Принудительно-инверсивная Принудительно-инверсивная - как итого давления на общество его правителей или воздействие извне, - как итого давления на общество его правителей или воздействие извне, Характерна для современных развивающихся стран. Характерна для современных развивающихся стран. Страны поздней модернизации: Германия, Италия, Россия, Япония и др – черты обеих моделей Страны поздней модернизации: Германия, Италия, Россия, Япония и др – черты обеих моделей

Трансформация традиционного общества вызывается Разными факторами: Разными факторами: От военных поражений и захватов (в т.ч. колонизации), От военных поражений и захватов (в т.ч. колонизации), иных контактов (торгово-экономических, информационных и др.) с более развитыми государствами до иных контактов (торгово-экономических, информационных и др.) с более развитыми государствами до миграционных потоков, приносящих элементы «вестернизации», миграционных потоков, приносящих элементы «вестернизации», появление «модернизаторских» элитарных групп, получивших образование на Западе или в СССР появление «модернизаторских» элитарных групп, получивших образование на Западе или в СССР В итоге расслоения общество становится переходным В итоге расслоения общество становится переходным В переходном состоянии в течение 5 веков были и страны Западной Европы В переходном состоянии в течение 5 веков были и страны Западной Европы

Модернизация опирается на следующие предпосылки: 1. Приведение к единообразию кодов внутринационального общения, консолидация территориального, этнического и языкового пространства 1. Приведение к единообразию кодов внутринационального общения, консолидация территориального, этнического и языкового пространства 2. Осуществление индустриализации 2. Осуществление индустриализации 3. Формирование общенационального воспроизводственного комплекса 3. Формирование общенационального воспроизводственного комплекса 4. Урбанизация 4. Урбанизация

Предпосылки модернизации-2 5. Повышение социальной и территориальной мобильности населения, размывание жестких общественных связей старого типа 5. Повышение социальной и территориальной мобильности населения, размывание жестких общественных связей старого типа 6. Превращение в итоге политики в одну из сфер самореализации личности, а индивида – в субъекта политического процесса 6. Превращение в итоге политики в одну из сфер самореализации личности, а индивида – в субъекта политического процесса 7. Утверждение новых политических институтов, работающих в режиме представительства всего многообразия интересов в обществе 7. Утверждение новых политических институтов, работающих в режиме представительства всего многообразия интересов в обществе

Более подробные классификации обществ: Брюс Рассетт (р. 1935): Брюс Рассетт (р. 1935): 1) традиционные примитивные общества; 2) традиционные цивилизации; 3) переходные общества; 4) общества индустриальных революций; 5) общества высокого уровня массового потребления 1) традиционные примитивные общества; 2) традиционные цивилизации; 3) переходные общества; 4) общества индустриальных революций; 5) общества высокого уровня массового потребления Критика концепции: культуроцентризм и линейность развития Критика концепции: культуроцентризм и линейность развития

1.5. Типы политического изменения Политическая реформа Политическая реформа Революция Революция Государственный переворот Государственный переворот Реставрация Реставрация Пересмотр Конституции Пересмотр Конституции

Политическая реформа В мировой политике В мировой политике мирному урегулированию (разрешение конкретных спорных вопросов) мирному урегулированию (разрешение конкретных спорных вопросов) Противостоит понятие мирных изменений. Противостоит понятие мирных изменений. Среди них – изменения в суверенитете – деколонизация, наделение автономией; Среди них – изменения в суверенитете – деколонизация, наделение автономией; Изменения в мировом балансе (одно- или многополярность) Изменения в мировом балансе (одно- или многополярность) Существенный пересмотр принятых норм (например, расширения НАТО, реформа ООН) Существенный пересмотр принятых норм (например, расширения НАТО, реформа ООН)

Мирное изменение в рамках государства – политическая реформа Эволюционный и ненасильственный характер процесса. Эволюционный и ненасильственный характер процесса. Способность политической системы к реформированию обеспечивает ее устойчивость. Способность политической системы к реформированию обеспечивает ее устойчивость. Конституционные изменения в исполнительной власти, в соотношении властей. Конституционные изменения в исполнительной власти, в соотношении властей. Стабильность политии – свидетельство ее эффективности, готовности к реформам Стабильность политии – свидетельство ее эффективности, готовности к реформам

1.5.2.Революция – два смысла - коллективный, насильственный и осознанный захват власти какой-либо общественной группой - коллективный, насильственный и осознанный захват власти какой-либо общественной группой - (переносно) обозначение мощных тенденций и коренному преобразованию – «революция в искусстве» - (переносно) обозначение мощных тенденций и коренному преобразованию – «революция в искусстве»

«Революция - Совокупность исторических событий в рамках национального сообщества, когда группе, Совокупность исторических событий в рамках национального сообщества, когда группе, поднявшей вооруженное восстание, удается взять власть и когда поднявшей вооруженное восстание, удается взять власть и когда в обществе происходят глубокие преобразования (политические, экономические и социальные)» в обществе происходят глубокие преобразования (политические, экономические и социальные)» Французский толковый словарь «Робер» Французский толковый словарь «Робер»

Петр Штомпка ситематизировал объяснения революций Группа 1. Революции – фундаментальные и широко распространенные преобразования общества; акцентируется их масштаб и глубина, они противопоставляются реформам (А.Баллок, О.Сталлибрас) Группа 1. Революции – фундаментальные и широко распространенные преобразования общества; акцентируется их масштаб и глубина, они противопоставляются реформам (А.Баллок, О.Сталлибрас) Группа 2. Упор на насилие, борьбу и скорость изменений. Революция противостоит эволюции (Тед Роберт Гурр, р г.) Группа 2. Упор на насилие, борьбу и скорость изменений. Революция противостоит эволюции (Тед Роберт Гурр, р г.) Группа 3. сочетает подходы первых двух («быстрые, базовые преобразования социальных и классовых структур путем переворотов снизу», Тэд Скокпол) Группа 3. сочетает подходы первых двух («быстрые, базовые преобразования социальных и классовых структур путем переворотов снизу», Тэд Скокпол)

Три признака революций 1. Коренные, всеобъемлющие изменения законов социального порядка 1. Коренные, всеобъемлющие изменения законов социального порядка 2. В них действуют большие массы мобилизованных людей 2. В них действуют большие массы мобилизованных людей 3. Революционный процесс всегда сопровождается насилием 3. Революционный процесс всегда сопровождается насилием

Шмуэль Эйзенштадт (р. 1923): «Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокоразвитой идеологии социального протеста. «Революция характеризуется как самый интенсивный, насильственный и осознанный процесс из всех социальных движений. В ней видят предельное выражение свободной воли и глубоких чувств, проявление незаурядных организационных способностей и высокоразвитой идеологии социального протеста. Особое значение придается утопическому или освободительному идеалу, основанному на символике равенства, прогресса, свободы и на убеждении, что революции созидают новый и лучший социальный порядок» Особое значение придается утопическому или освободительному идеалу, основанному на символике равенства, прогресса, свободы и на убеждении, что революции созидают новый и лучший социальный порядок»

Классификация революций 1. Революции на уровне государства – внезапная трансформация институтов, изменяя их легитимизацию (Французские революции 1930 и 1948 гг.) 1. Революции на уровне государства – внезапная трансформация институтов, изменяя их легитимизацию (Французские революции 1930 и 1948 гг.) 2. Революции, связанные с преобразованиям общества (Франция – 1789, Россия – 1917, Германия – 1918), часто ускорены военным поражением, либо прерваны в ходе развития. 2. Революции, связанные с преобразованиям общества (Франция – 1789, Россия – 1917, Германия – 1918), часто ускорены военным поражением, либо прерваны в ходе развития. 3. Революции, создающие новое государство (Америка 1787); часто – продукт распада империи или деколонизации (Австро-Венгрия в 1918 г.) 3. Революции, создающие новое государство (Америка 1787); часто – продукт распада империи или деколонизации (Австро-Венгрия в 1918 г.) Временная динамика революций Временная динамика революций

Государственный переворот Внезапный неконституционный захват власти, незаконная смена правящей элиты в целом, которые не связаны с коренными изменениями политического режима, социальных или экономических отношений. Внезапный неконституционный захват власти, незаконная смена правящей элиты в целом, которые не связаны с коренными изменениями политического режима, социальных или экономических отношений. Общее с революцией – коллективный и насильственный характер политических действий, стремление идеологизировать событие с помощью пропаганды. Общее с революцией – коллективный и насильственный характер политических действий, стремление идеологизировать событие с помощью пропаганды. Различие – источник переворота - часто заговор внутри самих государственных институтов. Различие – источник переворота - часто заговор внутри самих государственных институтов. Политическое изменение, отрицающее правовое государство Политическое изменение, отрицающее правовое государство

Путчи: Чили, 1974; Москва, 1991

Есть случаи, когда переворот - Начало создания нового режима Начало создания нового режима Оценка – от характера нового режима – авторитарный, тоталитарный или ориентированный на демократию Оценка – от характера нового режима – авторитарный, тоталитарный или ориентированный на демократию (переворот 1974 г. в Португалии – путь к «революции гвоздик») (переворот 1974 г. в Португалии – путь к «революции гвоздик») Проблема «переворота во спасение» Проблема «переворота во спасение» Корниловский мятеж Корниловский мятеж

Реставрация Политические изменения, направленные на возрождение режима, ранее низвергнутого революцией или государственным переворотом. Политические изменения, направленные на возрождение режима, ранее низвергнутого революцией или государственным переворотом. Как правило – реакционные (вторичное правление Бурбонов во Франции в гг.) Как правило – реакционные (вторичное правление Бурбонов во Франции в гг.) Реже- для установления более демократического режима («Республиканская реставрация» под началом Де Голля в гг. – полезные структурные реформы) Реже- для установления более демократического режима («Республиканская реставрация» под началом Де Голля в гг. – полезные структурные реформы)

Пересмотр Конституции Иногда оценивается как реформа Иногда оценивается как реформа Единовременная ревизия Конституции как инструмент для мирной смены отжившего свое режима. Единовременная ревизия Конституции как инструмент для мирной смены отжившего свое режима. Шарль де Голль в 1958 г. представил на утверждение референдумом совершенно новый конституционный текст, и во Франции установилась V республика – существует уже 50 лет. Шарль де Голль в 1958 г. представил на утверждение референдумом совершенно новый конституционный текст, и во Франции установилась V республика – существует уже 50 лет.

2. Понятия современности и политической модернизации 2.1. Смысловое содержание Современности / Модерна 2.1. Смысловое содержание Современности / Модерна 2.2. Предпосылки и факторы политической модернизации 2.2. Предпосылки и факторы политической модернизации 2.3. Концепции политической модернизации 2.3. Концепции политической модернизации 2.4. Модели модернизации 2.4. Модели модернизации 2.5. Переходные общества в процессе политической модернизации 2.5. Переходные общества в процессе политической модернизации

2.1. Смысловое содержание Современности / Модерна Современность как одновременность – Иван Грозный и Карл V – современники Современность как одновременность – Иван Грозный и Карл V – современники Современность как совпадение с ныне действующим временем Современность как совпадение с ныне действующим временем При этом современность можно расширить на всю современную эпоху При этом современность можно расширить на всю современную эпоху Первый смысл – contemporary Первый смысл – contemporary Второй - modern Второй - modern

Проблема еще сложнее в начале XXI века Современники ли Линкольн и Джордж Буш- младший? Современники ли Линкольн и Джордж Буш- младший? Современны ли цивилизации Англии и сообщества на островах Полинезии? Современны ли цивилизации Англии и сообщества на островах Полинезии? Эволюция разных цивилизационо-культурных зон – в собственных ритмах и динамике, которые не синхронизованы Эволюция разных цивилизационо-культурных зон – в собственных ритмах и динамике, которые не синхронизованы При переносе норм из одной зоны в другую – даже родственники разных поколений не всегда могут считаться современниками При переносе норм из одной зоны в другую – даже родственники разных поколений не всегда могут считаться современниками + Коннотации модерна с искусством, и понятием технического улучшения + Коннотации модерна с искусством, и понятием технического улучшения

2.2. Предпосылки и факторы политической модернизации Важно понимать динамику модернизации, уловить суть переходов от одного ее момента к другим Важно понимать динамику модернизации, уловить суть переходов от одного ее момента к другим «Демонстрационный эффект» - в модернизирующихся обществах субъективные качества, потребности и желания людей осовремениваются быстрее, «Демонстрационный эффект» - в модернизирующихся обществах субъективные качества, потребности и желания людей осовремениваются быстрее, нежели объективные, прежде всего, экономические и социально-политические основы их жизнедеятельности нежели объективные, прежде всего, экономические и социально-политические основы их жизнедеятельности

Общие черты Современности (по П.Штомпке, р г.) 1. Индивидуализм. Утверждается центральная роль индивида, самостоятельно определяющего действия и несущего за них ответственность 1. Индивидуализм. Утверждается центральная роль индивида, самостоятельно определяющего действия и несущего за них ответственность 2. Дифференциация – в сфере труда и услуг, возникает много квалифицированных профессий 2. Дифференциация – в сфере труда и услуг, возникает много квалифицированных профессий 3. Рациональность – активно влияет на гос. управление, важная роль науки и образования 3. Рациональность – активно влияет на гос. управление, важная роль науки и образования 4. Экономизм – экономика определяет динамику других общественных отношений 4. Экономизм – экономика определяет динамику других общественных отношений 5. Экспансия – способность процессов современного мира распространяться на периферию 5. Экспансия – способность процессов современного мира распространяться на периферию

Этапы модернизации 1. Секуляризация – на смену единому папе отдельные властители (Генрих VIII), секты и даже индивиды сами стали брать на себя право интерпретировать Священное писание и основания политического порядка 1. Секуляризация – на смену единому папе отдельные властители (Генрих VIII), секты и даже индивиды сами стали брать на себя право интерпретировать Священное писание и основания политического порядка 2. Рационализация – замещение всемогущего Всевышнего столь же всесильным разумом – источником и венцом всякого бытия 2. Рационализация – замещение всемогущего Всевышнего столь же всесильным разумом – источником и венцом всякого бытия Вместе с Секуляризацией – импульс демистификации мироустройства и политического порядка Вместе с Секуляризацией – импульс демистификации мироустройства и политического порядка

Этапы модернизации - 2 Конституционализация – разрешение конфликтов между структурами абсолютного государства и «своевольного» гражданского общества. Конституционализация – разрешение конфликтов между структурами абсолютного государства и «своевольного» гражданского общества. Новый порядок основывается не на сакральном авторитете, а на разумно- прозаических основаниях, из переосмысленных фрагментов цивилизационного наследия Новый порядок основывается не на сакральном авторитете, а на разумно- прозаических основаниях, из переосмысленных фрагментов цивилизационного наследия

Этапы модернизации - 3 Конституционализм позволил ограничить и увязать друг с другом дисциплинирующие устремления государства и своевольные порывы гражданского общества Конституционализм позволил ограничить и увязать друг с другом дисциплинирующие устремления государства и своевольные порывы гражданского общества Нациеобразование – самовыражение единства новых политических сообществ – как начало средней фазы модернизации Нациеобразование – самовыражение единства новых политических сообществ – как начало средней фазы модернизации Структуры управления обретают и развивают новые функции Структуры управления обретают и развивают новые функции Гражданское общество – структурирование, выделение различных по характеру организаций, т.е. плюрализация Гражданское общество – структурирование, выделение различных по характеру организаций, т.е. плюрализация

Этапы модернизации - 4 Репрезентация – обеспечение ответственности политик, ее соотнесение с частными интересами и целями специализированных институтов государственной власти Репрезентация – обеспечение ответственности политик, ее соотнесение с частными интересами и целями специализированных институтов государственной власти Внутри государств – появление парламентов, партий и иных институтов – посредников Внутри государств – появление парламентов, партий и иных институтов – посредников Во внешней политике – появление норм международного права, формы согласования политических курсов Во внешней политике – появление норм международного права, формы согласования политических курсов

2.3. Концепции политической модернизации Модель Данкварта Растоу( ) Модель Данкварта Растоу( ) Модернизация как синоним политического развития в эпоху Современности. Модернизация как синоним политического развития в эпоху Современности. В рамках модели выделены три ключевых цели модернизации: В рамках модели выделены три ключевых цели модернизации: 1. Национальное единство 1. Национальное единство 2. Стабильная власть 2. Стабильная власть 3. Равенство 3. Равенство Наиболее приемлемые варианты модернизации: Наиболее приемлемые варианты модернизации: 2>1>3 и 1>2>3 2>1>3 и 1>2>3 Иначе велика вероятность распада режима и анархии Иначе велика вероятность распада режима и анархии

Теория политической модернизации Хантингтона Процесс, включающий: Процесс, включающий: 1. Рационализацию власти 1. Рационализацию власти 2. Дифференциацию социальных, государственных и гражданских структур 2. Дифференциацию социальных, государственных и гражданских структур 3. Повышения уровня политического участия 3. Повышения уровня политического участия По критерию очередности достижения этих целей – три модели модернизации По критерию очередности достижения этих целей – три модели модернизации

Континентально-европейская модель Преобладали рационализация власти и дифференциация структур. Преобладали рационализация власти и дифференциация структур. Зарождение современного государства – ослабление аристократии, рост новых социальных групп, рост рационализированной бюрократии, появление армии нового типа Зарождение современного государства – ослабление аристократии, рост новых социальных групп, рост рационализированной бюрократии, появление армии нового типа Преданность церкви и династической монархии – на лояльность государству Преданность церкви и династической монархии – на лояльность государству

Британская модель сходна с С континентальной, переподчинение гражданина государству вместо церкви, централизация власти и рост роли бюрократии, создание постоянной армии. С континентальной, переподчинение гражданина государству вместо церкви, централизация власти и рост роли бюрократии, создание постоянной армии. Однако здесь централизацию олицетворял и осуществлял парламент, а не монарх. Однако здесь централизацию олицетворял и осуществлял парламент, а не монарх.

США воспроизвели у себя Британские политические институты образца XVI в. И сохранили к ним уважение, а модернизация свелась к росту политического участия. Британские политические институты образца XVI в. И сохранили к ним уважение, а модернизация свелась к росту политического участия. Американскую политическую систему Хантингтон назвал «уникальным античным анахронизмом» в эпоху современности, которой свойственны рациональная власть, централизованная бюрократия и тоталитарные диктатуры. Американскую политическую систему Хантингтон назвал «уникальным античным анахронизмом» в эпоху современности, которой свойственны рациональная власть, централизованная бюрократия и тоталитарные диктатуры. Политическая модернизация – дестабилизирующее явление, и главная проблема – не свобода, а создание легитимного общественного порядка, устойчивость которого – есть основная ценность. Политическая модернизация – дестабилизирующее явление, и главная проблема – не свобода, а создание легитимного общественного порядка, устойчивость которого – есть основная ценность.

Два типа модернизации (по Хантингтону) Технократическая модель – временное ограничение участия граждан, увеличение капиталовложений, экономический рост, который усугубляет неравенство (прежде всего – в доходах) Технократическая модель – временное ограничение участия граждан, увеличение капиталовложений, экономический рост, который усугубляет неравенство (прежде всего – в доходах) В популистской модели главное – равенство, ради него принимаются меры для уравнивания доходов и по удержанию темпов экономического роста на низком уровне В популистской модели главное – равенство, ради него принимаются меры для уравнивания доходов и по удержанию темпов экономического роста на низком уровне Технократическая модель ведет к использованию принуждения и репрессий для предотвращения участия граждан в политике Технократическая модель ведет к использованию принуждения и репрессий для предотвращения участия граждан в политике Популистская – ведет к гражданским столкновениям из-за широкого участия Популистская – ведет к гражданским столкновениям из-за широкого участия То есть не равенство влияет на степень участия, в последнее воздействует на равенство То есть не равенство влияет на степень участия, в последнее воздействует на равенство

Либеральная модель развития Д.Лернера и С.М.Липсета (р. 1922) Д.Лернера и С.М.Липсета (р. 1922) Предполагает, что увеличение равенства позволяет достичь более высокого уровня политического участия Предполагает, что увеличение равенства позволяет достичь более высокого уровня политического участия

2.4. Модели модернизации Две основные модели: Две основные модели: Спонтанные (естественные, органические) Спонтанные (естественные, органические) Направляемые (задержанные, догоняющие, ускоренные) Направляемые (задержанные, догоняющие, ускоренные)

Спонтанные модернизации Зарождаются и протекают естественным путем, в процессе постепенного самопроизвольного (опиравшегося на объективно формировавшиеся силы спроса и предложения) преобразования социально-экономической и затем – политической структуры общества. Зарождаются и протекают естественным путем, в процессе постепенного самопроизвольного (опиравшегося на объективно формировавшиеся силы спроса и предложения) преобразования социально-экономической и затем – политической структуры общества. Великобритания, но – мощные импульсы – отношения метрополия - колонии, Великобритания, но – мощные импульсы – отношения метрополия - колонии, США и другие переселенческие колонии США и другие переселенческие колонии

Направляемые модернизации Общества «позднего старта», где фактически не оформились независимые от политической власти агенты модернизации (Германия, Италия, Россия, Япония). Общества «позднего старта», где фактически не оформились независимые от политической власти агенты модернизации (Германия, Италия, Россия, Япония). Ответственность берет государство Ответственность берет государство Чем «ниже» точка старта, тем большую роль берет государство. Чем «ниже» точка старта, тем большую роль берет государство. В целом успешный модернизационный проект В целом успешный модернизационный проект В отличие от современных переходных обществ В отличие от современных переходных обществ Сегодня – БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) Сегодня – БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай)

Национальные варианты Великобритания Великобритания Франция Франция Германия – Отто фон Бисмарк ( ) Германия – Отто фон Бисмарк ( ) Япония – мобилизационная стратегия развития ( гг) Япония – мобилизационная стратегия развития ( гг) Россия Россия Опасность «срывов задержанной модернизации» Опасность «срывов задержанной модернизации»

Александр Гершенкрон ( ): парадигма «позднего старта» 1. Чем ниже уровень страны к началу модернизации, тем более активную роль играют замещающие факторы – крупные банки в Германии, министерство финансов в России 1. Чем ниже уровень страны к началу модернизации, тем более активную роль играют замещающие факторы – крупные банки в Германии, министерство финансов в России 2. Очень важна роль фактора идеологии модернизации, влияющей как на формирование средне- и долгосрочной политики страны, так и на текущую внутриполитическую ситуацию 2. Очень важна роль фактора идеологии модернизации, влияющей как на формирование средне- и долгосрочной политики страны, так и на текущую внутриполитическую ситуацию

2.5. Переходные общества в процессе политической модернизации Переходные общества – развивающиеся страны, «новые демократии» Восточной и Центральной Европы, Южноевропейский регион (кроме Италии) Переходные общества – развивающиеся страны, «новые демократии» Восточной и Центральной Европы, Южноевропейский регион (кроме Италии)

Универсальные проблемы транзитных обществ: 1. Вероятность преодоления в исторически уплотненном времени экономического и социально-культурного дуализма, сохранившегося от прежних эпох и усугубляемого глобализацией 1. Вероятность преодоления в исторически уплотненном времени экономического и социально-культурного дуализма, сохранившегося от прежних эпох и усугубляемого глобализацией 2. Выявление параметров лучшей хозяйственной модели, способной осуществить без сильных потрясений переход от традиционного в современное качество 2. Выявление параметров лучшей хозяйственной модели, способной осуществить без сильных потрясений переход от традиционного в современное качество

Универсальные проблемы-2 3. Возможность институтов политического представительства, сформировавшихся до начала общей модернизации, облегчить трудности «межформационного» периода и создать условия для массового участия в преобразованиях. 3. Возможность институтов политического представительства, сформировавшихся до начала общей модернизации, облегчить трудности «межформационного» периода и создать условия для массового участия в преобразованиях. Проблема легитимизации политической системы в обществах в процессе глубокой модернизации Проблема легитимизации политической системы в обществах в процессе глубокой модернизации

Период после II мировой войны Политические изменения в Алжире, Индокитае, потом в Африке – Политические изменения в Алжире, Индокитае, потом в Африке – Появление Третьего мира Появление Третьего мира Исследования американских политологов вместе с европейскими – выработка стратегии США к новым странам Исследования американских политологов вместе с европейскими – выработка стратегии США к новым странам Методология – проблемы описания обществ с неоднородной социальной структурой, отсутствием массовых носителей идей модернизации, сложное соподчинение экономических, этнокультурных, местных интересов Методология – проблемы описания обществ с неоднородной социальной структурой, отсутствием массовых носителей идей модернизации, сложное соподчинение экономических, этнокультурных, местных интересов Оптимизм, ожидание грядущих перемен Оптимизм, ожидание грядущих перемен

Теории модернизации Вначале – на наследие кейнсианства – Индустриализация, подкрепленная западной экономической помощью и стратегическими инвестициями Вначале – на наследие кейнсианства – Индустриализация, подкрепленная западной экономической помощью и стратегическими инвестициями Идеи универсальности демократических ценностей и Идеи универсальности демократических ценностей и линейности перехода от традиционного к современному обществу линейности перехода от традиционного к современному обществу Базируясь на социологические теории позитивистов – Конта, Спенсера, Дюркгейма, Тённиса, на идеи Вебера. Базируясь на социологические теории позитивистов – Конта, Спенсера, Дюркгейма, Тённиса, на идеи Вебера.

Методологическая база - Структурный функционализм, Структурный функционализм, Принципы системного анализа социальных объектов посредством Принципы системного анализа социальных объектов посредством Статичных структур и Статичных структур и Динамичных функциональных категорий Динамичных функциональных категорий

Проблемы транзита Незападные общества реагируют на импульсы модернизации странным образом Незападные общества реагируют на импульсы модернизации странным образом Приток капиталовложений укреплял позиции традиционалистских сил, так что модернизация – в видимость Приток капиталовложений укреплял позиции традиционалистских сил, так что модернизация – в видимость Современные институты использовались элитой для укрепления контроля над обществом и блокирования социализации массовых слоев Современные институты использовались элитой для укрепления контроля над обществом и блокирования социализации массовых слоев

Кризис теорий «рыночного решения» Привел к подходу с другой стороны Привел к подходу с другой стороны Сначала добиться сдвигов в традиционном мировоззрении человека через его участие в избирательном процессе – и затем соединить это новое политическое сознание с современным экономическим мышлением – Сначала добиться сдвигов в традиционном мировоззрении человека через его участие в избирательном процессе – и затем соединить это новое политическое сознание с современным экономическим мышлением – Развитие публичного политического процесса Развитие публичного политического процесса

Удачи исследователей модернизации Конкретное рассмотрение политических аспектов противоречивого перехода от до- и раннеиндустриального к индустриальному состоянию общества Конкретное рассмотрение политических аспектов противоречивого перехода от до- и раннеиндустриального к индустриальному состоянию общества Работы Г.Алмонда, Пая, Дж. Бингэма Пауэлла (р. 1942), Сиднея Вербы, Алекса Инкельса (р. 1920) и их коллег Работы Г.Алмонда, Пая, Дж. Бингэма Пауэлла (р. 1942), Сиднея Вербы, Алекса Инкельса (р. 1920) и их коллег - громадный эмпирический материал для анализа - громадный эмпирический материал для анализа Третья волна демократизации Третья волна демократизации

Стратегические ошибки Ряда прежних концепция модернизации: Ряда прежних концепция модернизации: Структурные особенности переходных обществ затушевывались в моделях сравнения классической модернизации с новыми объектами Структурные особенности переходных обществ затушевывались в моделях сравнения классической модернизации с новыми объектами Использовались важные, но производные от социальной структуры параметры политической сферы, например, отсутствие профессионально подготовленной элиты, мозаичность политической культуры и т.д. Использовались важные, но производные от социальной структуры параметры политической сферы, например, отсутствие профессионально подготовленной элиты, мозаичность политической культуры и т.д. В рамках структурно-функционального подхода политические процессы были отделены от социально-экономических, рассматривались как замкнутая система В рамках структурно-функционального подхода политические процессы были отделены от социально-экономических, рассматривались как замкнутая система

Стратегия развития (вариант Раджни Котхари) 1. Интеграция разнородных социальных и этнических компонент общества 1. Интеграция разнородных социальных и этнических компонент общества 2. Экономический рост, ориентированный на повышение жизненного уровня населения и на смягчения возникающих конфликтов 2. Экономический рост, ориентированный на повышение жизненного уровня населения и на смягчения возникающих конфликтов 3. Утверждение социальной справедливости как одного из принципов межличностных отношений 3. Утверждение социальной справедливости как одного из принципов межличностных отношений 4. Институционализация политической демократии в социальной системе, где укоренилась статусная иерархия, а власть – у ограниченного круга лиц 4. Институционализация политической демократии в социальной системе, где укоренилась статусная иерархия, а власть – у ограниченного круга лиц

Персоналии презентации Жан Кондорсе ( ) Жан Кондорсе ( ) Огюст Конт ( ) Огюст Конт ( ) Отто фон Бисмарк ( ) Отто фон Бисмарк ( ) Карл Маркс ( ) Карл Маркс ( ) Фридрих Энгельс ( ) Фридрих Энгельс ( ) Герберт Спенсер ( ) Герберт Спенсер ( ) Фердинанд Тённис ( ) Фердинанд Тённис ( ) Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) Макс Вебер (1864 – 1920) Макс Вебер (1864 – 1920) Шарль де Голль ( ) Шарль де Голль ( ) Норберто Элиас ( ) Норберто Элиас ( ) Александр Гершенкрон ( ) Александр Гершенкрон ( )

Персоналии презентации-2 Габриэль Алмонд (1911 г.) Габриэль Алмонд (1911 г.) Алан Баллок ( ) Алан Баллок ( ) Альберт Хиршман (р. 1915) Альберт Хиршман (р. 1915) Алекс Инкельс (р. 1920) Алекс Инкельс (р. 1920) С.М.Липсет (р. 1922) С.М.Липсет (р. 1922) Шмуэль Эйзенштадт (р. 1923) Шмуэль Эйзенштадт (р. 1923) Данкварт Растоу( ) Данкварт Растоу( ) Арендт Лейпхарт (1926) Арендт Лейпхарт (1926) Самюэл Хантингтон (род г.) Самюэл Хантингтон (род г.) Сидней Верба (Род. 1932) Сидней Верба (Род. 1932) Брюс Рассетт (р. 1935) Брюс Рассетт (р. 1935) Тед Роберт Гурр (р г) Тед Роберт Гурр (р г)

Персоналии презентации-3 Дж. Бингэм Пауэлл (р. 1942) Дж. Бингэм Пауэлл (р. 1942) Петр Штомпка (р. 1944) Петр Штомпка (р. 1944) Хосе Домингес Хосе Домингес Раджни Котхари Раджни Котхари Джеймс Коулман Джеймс Коулман Даниэл Лернер Даниэл Лернер Люсьен Пай Люсьен Пай Тэд Скокпол Тэд Скокпол Оливер Сталлибрас Оливер Сталлибрас