Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области Педагогический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Проектная исследовательская деятельность в школе как фактор формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования»
Advertisements

Умеющий жить среди людей познающийсамостоятельный.
Педагогический совет « Формирование и развитие УУД учащихся через организацию проектной и исследовательской деятельности »
Развитие навыков исследовательского поведения у младших школьников на основе проектного метода.
« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
«Ученик -- это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Б. Паскаль.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Современные модели организации исследовательской деятельности школьников на уровне педагога в образовательном учреждении.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
Попова Вера Николаевна учитель начальных классов МКОУ «Спасбардинская ООШ»
Муниципальное образовательное учреждение «Детчинская средняя общеобразовательная школа» Программа развития ресурсного центра «Школа ИКТ-компетентности»
Введение новых стандартов образования приоритетными направлениями определило формирование предметных и метапредметных компетенций, ведущими из которых.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области Проектно-исследовательская.
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии МОУ СОШ с. Ленинское учитель биологии Чабунина А.С.
ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА. ТЕМА: «Овладение эффективными технологиями взаимодействия с родителями как условие профессионального саморазвития.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области Педагогический проект Исследовательская деятельность как средство развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся.. Автор проекта: Поварова Светлана Николаевна учитель биологии 2011

« Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим». (Карл Роджерс )

Актуальность В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией.Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. Исследовательская деятельность создает условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих способностей, формирует потребности учиться на протяжении всей жизни, приобретения опыта практической деятельности в различных сферах, самоопределения самореализации. Поэтому, основным направлением моей педагогической деятельности является создание благоприятной среды для развития исследовательской деятельности учащихся. Такая форма работы развивает инициативу учащихся, формирует самостоятельную творческую личность, позволяет проявить лидерские качества и организует менее компетентных детей, дает возможность самосовершенствоваться каждому ребенку. На современном этапе развития школьного образования исследовательский метод обучения необходимо рассматривать как средство развития познавательных возможностей школьника.

Новизна Наиболее эффективные пути исследовательской деятельности – использование новых информационных технологий, элементов статистики, ресурсов Интернет стимулирующих самостоятельную и творческую деятельность учащихся, формирующих интеллектуальные, действенно-волевые качества личности.

Противоречия Между мощным потоком новой информации и её недостаточным отражением в образовательном процессе. Между необходимостью обеспечить достаточный уровень образования и снижением интереса к обучению у детей; Между большой загруженностью теоретическим материалом по всем школьным предметам и необходимостью развивать самостоятельность в решении практических задач; Между повышением требований к образовательному уровню учащихся и сокращением часовой нагрузки на биологию(с 2 часов до 1 часа в 6 классе); Огромные возможности использования ИКТ для формирования учебно- познавательных компетенций и недостаточная готовность обучающихся к данному виду деятельности.

Проблема Создание определённой системы работы по организации исследовательской деятельности у школьников.

Объект исследования Процесс развития познавательной активности личности средствами исследовательской деятельности. Предмет исследования Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время.

Цель: Создать условия для освоения методики исследования, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.

Задачи: Внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения биологии; Развивать познавательную самостоятельность, обучая исследовательской и проектной деятельности; Изучить роль исследовательской деятельности на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; Выявить наиболее приемлемую форму введения исследовательской деятельности; ознакомить учащихся с исследовательской деятельностью через разработку учебных исследовательских работ во внеклассной работе; способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся и умению работать в группах; обобщить и проанализировать полученные результаты применения исследовательской деятельности. Учить школьников применять полученные знания на практике; Вовлекать обучающихся в практическую деятельность по изучению природных закономерностей и решению экологических проблем;

Участники проекта Обучающиеся 8 а класса Родители Школьный библиотекарь Психологическая служба школы Срок реализации 1 год Учебные предметы: Биология, экология растений, экология животных, экология человека, география.

Гипотеза: Если использовать исследовательскую деятельность в школе, возрастет познавательная активность учащихся, а собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний и повысить качество учебно-воспитательного процесса школьников.

Риски проекта Неготовность детей к исследовательской деятельности в условиях проекта. Отсутствие мотивации у детей.

Повышение мотивации в изучении предмета Развитие творческой активности Повышение эффективности коммуникативной деятельности Приобщение к исследовательской деятельности овладение навыками и умениями использования биологических знаний для анализа, систематизации и обобщения разнообразной информации вооружить школьников умением пользоваться различными источниками биологической информации, правильно её применять, обрабатывать, сохранять заинтересовать ученика, побуждая его к учебной деятельности (сочетая технологию исследовательской деятельности с проектной деятельностью ).

Пути решения: Обеспечение необходимого и достаточного уровня усвоения систематизированных знаний по биологии через развитие познавательной и исследовательской компетентности, формирование способностей школьников к самообразованию. Наличие изучаемых объектов способствующих вовлечению учащихся в разнообразную познавательную деятельность, в которой ребенок, проводя наблюдение и опыты сам, добывает знания, делает выводы, высказывает свои мысли и впечатления. Учитель должен постоянно направлять активную деятельность учащихся, т.е. путь один- сотрудничество учащихся и учителя

Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме Ганич Л.Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активизации познания: М.: Школа-пресс,2008 г. Лакоценина Т.П, Алимова Е.Е,. Оганезова Л.М Современный урок. Часть 5 Инновационные уроки. Волгоград. «Учитель», 2007г. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся: Журнал «Исследовательская деятельность», 2004, 1. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности. //Директор школы, 2004, 1; Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование,2003. Селиванова О.В. Организация научно - исследовательской деятельности учащихся. Методическое пособие. ТОИПКРО,2006г.

Этапы реализации проекта. I.Аналитический 1.Подготовительный Изучение проблемы ( сентябрь – октябрь 2010г.). 2.Диагностический Анкетирование, мониторинги, собеседование (ноябрь – декабрь 2010г.). II. Практический Достижение поставленной цели и решение поставленных задач (январь - сентябрь 2011Г.) III. Заключительный Анализ полученных результатов ( октябрь 2011г ).

Аналитический этап Деятельность учителя: Знакомлю со структурой исследовательской работы Введение Обзор литературы Материал и методика исследования Характеристика района исследования Результаты исследования и их обсуждение Выводы, практические рекомендации, перспективы для дальнейшей работы Библиографический список. Использую методы исследования (По Бабанскому) на уроке применение исследовательских методов проведение учебного эксперимента проведение нетрадиционных уроков, домашнее задание исследовательского характера (Наблюдение за живыми объектами, своим организмом) Во внеурочное время подготовка и участие в олимпиадах, конкурсах, экскурсиях, походах,проведение кружков. Знакомлю с этапами исследовательской деятельности 1 этап - организационный - выбор темы - постановка проблемы - планирование 2 этап – реализации(основной) - работа с различными источниками информации Проведение собственных исследований Обработка текстового и графического материала - оформление работы в соответствии с требованиями 3 этап – презентация (завершения работы) - защита работы - сопоставление целей и результатов 4 этап – рефлексивно - оценочный

Аналитический этап Деятельность учеников: Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач; анализируют проблему; разбиваются на группы; распределяют роли; планируют работу; работают с различными источниками информации; Проводят собственные исследования; Обрабатывают текстовый и графический материал; Выбирают форму творческой исследовательской работы результатов.

Уровень познавательной активности во 8 классе Уровень познавательной активности Степень проявленияКоличество учащихся 1. Нулевой уровень Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение Относительно - активный уровень Включение учащихся в учебную деятельность связанно с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями. Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению Исполнительно – активный уровень Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся Активный уровень познания Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно Творческий уровень Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. 0

Результаты вводной диагностики Уровень познавательной активности

Уровень обученности Качество знаний – 68 % Обученность %

Сформированность познавательных процессов 8 класса

Практический этап Деятельность учителя: консультирую, сообщаю адреса интернет ресурсов, ненавязчиво контролирую, репетирую творческие исследовательские работы результатов. Деятельность учеников: работают самостоятельно, индивидуально и сообща; консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания; готовят творческие исследовательские работы результатов.

Работа по проекту строится по двум направлениям Работа с родителями ( цель данной работы вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, чтобы родитель стал участником и помощником образовательного процесса) Работа с учащимися (основывается на принципах: наглядности, доступности, природосообразности, здоровьесбережения)

Формы, методы, приёмы исследовательской деятельности Изучение теоретически х источников Уроки исследования Сравнение, обобщение Индивидуальный Наблюдение описательный Уроки путешествия Поисковый эксперимент анкетирование Уроки погружения Анализ, синтез Защита исследовательских работ Работа в парах и работа в группах Мини- исследования

Заключительный этап Деятельность учителя: обобщаю результаты; подвожу итоги; оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать индивидуально, а также в группе на общий результат. Деятельность учеников: Защищают свою исследовательскую работу; проводят рефлексию деятельности; дают оценку её результативности.

Уровень познавательной активности в 9 классе Уровень познавательной активности Степень проявленияКоличество учащихся 1. Нулевой уровень Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение Относительно - активный уровень Включение учащихся в учебную деятельность связанно с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями. Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению Исполнительно – активный уровень Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся Активный уровень познания Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно Творческий уровень Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. 3

Результаты заключительной диагностики Уровень познавательной активности

Уровень обученности Качество знаний – 76% Обученность %

Эффекты от реализации проекта уровень познавательных процессов учащихся 9 класса

Распространение опыта Обобщение опыта на муниципальном уровне. Публикации на сайтах:

Результаты проекта повышение познавательной активности и качества знаний обучающихся; приобретение умений ориентироваться в информационном пространстве, умений самостоятельно конструировать свои наработки, презентовать их; интенсивное использование ИКТ в работах обучающихся; сплочение коллектива; положительная оценка опыта работы на муниципальном уровне.

Вывод: Исследования показали, что исследовательская деятельность –это эффективный метод учебной деятельности, который является средством для развития познавательной активности учащихся. Таким образом, удалось повысить качество учебно-воспитательного процесса школьников, степень самостоятельности, инициативности учащихся; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе индивидуальных и групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательской творческой деятельности. Гипотеза подтвердилась.

Задачи дальнейшей деятельности Продолжить работу: По реализации исследовательской деятельности в образовательном процессе; по вовлечению родителей в совместную творческую деятельность с ребёнком.

Анкета, проведённая в конце исследовательской деятельности. Вопросы анкеты для учащихсяданетНе очень 1. Проводить исследование тебе было интересно? Исследовательская деятельность помогает развивать в тебе навыки самостоятельности? В исследовательской работе тебе оказывали помощь? Ты волновался перед защитой творческой исследовательской работы? Твоя творческая работа тебе понравилась? Тебе удалось решить поставленную проблему? 600

Вопросы анкеты для родителейДанетНе знаю 1. Является ли исследовательская деятельность эффективным методом обучения? Выполнение исследовательской работы повышает чувство ответственности, развивает самостоятельность и творчество? Положительно ли вы относитесь к самостоятельной исследовательской, информационной, творческой работе своего ребёнка? Проект даёт ребёнку получать чувство удовлетворённости от проделанной работы? Исследовательская деятельность способствует сплочению коллектива? Для достижения в развитии творческого потенциала ребёнка считаете ли необходимым взаимное понимание, доверие между учеником, учителем и родителями? 1300

Продукты исследовательской деятельности Виды исследовательской деятельности СрокиНазваниеУровень Творческий Исследовательская работа индивидуальная 2011 «Мнемозина – богиня памяти» Международный детский творческий фестиваль» Южный полюс» Информационная 2011 « Сохраним первоцветы» муниципальный Исследовательская работа групповая 2011 «Живые барометры» школьный Информационно- пропагандистская групповая 2010ЗОЖ: Инструкция по применению муниципальный