Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 11 лет назад пользователемnovoklen.narod.ru
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся Автор проекта: учитель начальных классов Пузикова Светлана Дмитриевна 2011 г
2 «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь» В. А. Сухомлинский.
3 Актуальность и новизна В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в обучении младших школьников.
4 Противоречия Между предлагаемым всем детям образовательным стандартом образования и индивидуальной избирательностью ученика к познанию мира. Между естественным стремлением человека к знаниям и низкой познавательной активностью обучающихся в школе. Огромные возможности использования ИКТ для формирования учебно-познавательных компетенций и недостаточная готовность обучающихся к данному виду деятельности.
5 Проблема Создание определённой системы работы по организации проектно- исследовательской деятельности младших школьников.
6 Объект исследования Процесс развития познавательной активности личности средствами проектно- исследовательской деятельности Предмет исследования Проектные технологии как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время
7 Гипотеза Если использовать проектно – исследовательскую деятельность в начальной школе, возрастет познавательная активность учащихся, а собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка, позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний и повысить качество учебно- воспитательного процесса младших школьников.
8 Цель Изучить с учащимися принцип проектного метода, дать «инструменты» для интеллектуального и творческого созидания: формы, методы и средства для самостоятельного добывания знаний и яркого представления результата своей деятельности.
9 Задачи проекта исследовать роль проектного метода на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов; ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку учебных проектов во внеклассной работе; использовать метод проектов в классно-урочной деятельности; способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся и умению работать в группах; обобщить и проанализировать полученные результаты применения метода проектов.
10 Участники проекта Обучающиеся 3 а класса Родители Школьный библиотекарь Психологическая служба школы Срок реализации 1 год Учебные предметы: окружающий мир, литературное чтение, русский язык, математика, изобразительное искусство, информатика, технология, краеведение, внеклассная деятельность.
11 Риски проекта Неготовность детей, родителей к деятельности в условиях проекта. Отсутствие мотивации у детей и родителей. Низкая просвещенность родителей.
12 Ожидаемые результаты повышение мотивации к обучению и качества знаний по большинству предметов на основе применения проектных технологий; развитие познавательной активности обучающихся; развитие исследовательских и творческих способностей учащихся; развитие коммуникативных способностей учащихся; приобретение обучающимися умений и навыков: анализировать, сравнивать, обобщать, отстаивать свою точку зрения; работы в группах; самостоятельного нахождения путей решения проблемы.
13 Анализ психолого- педагогической литературы Бычков А.В. Метод проектов в современной школе.- Москва г Васильев В. Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации.// Народное образование, Москва.-2000г.- 9. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Начальная школа г.- 9. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.Исследовательская деятельность младших школьников. Учитель. Волгоград. 2008г Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.// Народное образование г.-7.
14 Этапы реализации проекта I.Аналитический 1.Подготовительный Изучение проблемы (май-июнь 2010г). 2.Диагностический Анкетирование, мониторинги, собеседование (сентябрь 2010г). II.Практический Достижение поставленной цели и решение поставленных задач (октябрь-май 2010/11гг). III.Заключительный Анализ полученных результатов (июнь 2011г).
15 Аналитический этап Деятельность учителя: формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи; предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность; знакомлю с различными формами презентации результатов. Деятельность учеников: вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач; анализируют проблему; разбиваются на группы; распределяют роли; планируют работу; выбирают форму презентации результатов.
16 Уровень познавательной активности во 2 классе Уровень познавательной активности Степень проявления Количество учащихся 1. Нулевой уровень Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение Относительно - активный уровень Включение учащихся в учебную деятельность связанно с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями. Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению Исполнительно – активный уровень Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся Активный уровень познания Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно Творческий уровень Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. 0
17 Результаты вводной диагностики Уровень познавательной активности
18 Уровень обученности Качество знаний – 83,3% Обученность %
19 Сформированность познавательных процессов 3а класса
20 Практический этап Деятельность учителя: консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов. Деятельность учеников: работают самостоятельно и сообща; консультируются, собирают информацию, «добывают» недостающие знания; готовят презентацию результатов.
21 Работа по проекту строится по двум направлениям Работа с родителями ( цель данной работы вовлечь родителей в совместную творческую деятельность с ребенком, чтобы родитель стал участником и помощником образовательного процесса) Работа с учащимися (основывается на принципах: наглядности, природосообразности, здоровьесбережения)
22 Наблюдение Сравнение, обобщение интервьюирование Индивидуальный описательный анкетирование Анализ, синтез Изучение теоретических источников Защита исследовательских работ Уроки- исследования Мини- исследования Работа в группах Работа в парах Поисковый эксперимент Формы, методы, приёмы исследовательской деятельности
23 Заключительный этап Деятельность учителя: обобщаю результаты; подвожу итоги; оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат. Деятельность учеников: защищают проект; проводят рефлексию деятельности; дают оценку её результативности.
24 Уровень познавательной активности в 3 классе Уровень познавательной активности Степень проявления Количество учащихся 1. Нулевой уровень Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение Относительно - активный уровень Включение учащихся в учебную деятельность связанно с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями. Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению Исполнительно – активный уровень Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся Активный уровень познания Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно Творческий уровень Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. 1
25 Результаты заключительной диагностики Уровень познавательной активности
26 Уровень обученности Качество знаний – 85,7% Обученность %
27 Эффекты от реализации проекта Уровень познавательных процессов учащихся 3а класса
28 Анкета, проведённая в конце проектной деятельности. Вопросы анкеты для учащихсяданетНе очень 1. Работать над проектом тебе было интересно? Проектная деятельность помогает развивать в тебе навыки самостоятельности? В работе над проектом тебе оказывали помощь? Ты волновался перед защитой проекта? Твоя презентация тебе понравилась? Тебе удалось решить поставленную проблему? 600
29 Вопросы анкеты для родителейДанетНе знаю 1. Является ли проектная деятельность эффективным методом обучения? Выполнение проекта повышает чувство ответственности, развивает самостоятельность и творчество? Положительно ли вы относитесь к самостоятельной исследовательской, информационной, творческой работе своего ребёнка? Проект даёт ребёнку получать чувство удовлетворённости от проделанной работы? Проект способствует сплочению коллектива? Для достижения в развитии творческого потенциала ребёнка считаете ли необходимым взаимное понимание, доверие между учеником, учителем и родителями? 600
30 Продукты исследовательской деятельности Виды проектовСрокиНазваниеДата защиты Уровень Творческий1 месяц«Русские народные сказки» октябрь 2010г школьный Исследовательский, индивидуально- групповой 6месяцев«Моя семья»Декабрь 2010г школьный Информационный3месяца«Семь чудес России»Апрель 2011г муниципальн ый Исследовательский1урок«Урок Чистой воды»Май 2011гшкольный Информационно- пропагандистский, групповой 2 недели«Мы и наше здоровье»Январь 2011гшкольный
31 Результаты проекта повышение познавательной активности и качества знаний обучающихся; приобретение умений ориентироваться в информационном пространстве, умений самостоятельно конструировать свои наработки, презентовать их; интенсивное использование ИКТ в работах обучающихся; сплочение коллектива; положительная оценка опыта работы на муниципальном уровне.
32 Распространение опыта Обобщение опыта работы на муниципальном уровне. Личная страница на сайте: Публикации на сайтах:
33 Учебно- методический пакет Презентации Анкета Разработки классных часов Разработки уроков Публикации Дневник юного исследователя Буклет
34 Вывод: Исследования показали, что проектная работа –это эффективный метод учебной деятельности, который является средством для развития познавательной активности учащихся начальной школы. Таким образом, удалось повысить качество учебно- воспитательного процесса младших школьников, степень самостоятельности, инициативности учащихся; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско - творческой деятельности. Гипотеза подтвердилась.
35 Задачи дальнейшей деятельности Продолжить работу: по реализации проектно- исследовательской деятельности в образовательном процессе; по вовлечению родителей в совместную творческую деятельность с ребёнком.
36 Информационные ресурсы obobshchenie/library/proekt-uchitelyahttp://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe- obobshchenie/library/proekt-uchitelya shkola/raznoe/library/pedagogicheskii-proekt- ispolzovanie-proektnoi-tekhnologii-v-formirohttp:// shkola/raznoe/library/pedagogicheskii-proekt- ispolzovanie-proektnoi-tekhnologii-v-formiro razvitie_tvorcheskogo_samostoyatelnogo_myshleniya_shk olnikov http://metodisty.ru/m/files/view/pedagogicheskii_proekt_- razvitie_tvorcheskogo_samostoyatelnogo_myshleniya_shk olnikov yatelnosti.htmhttp://metodisty.ru/forum/topic/organizaciya_proektnoi_de yatelnosti.htm
40 МОУ «Новокленская СОШ» ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ 3А КЛАССА ПУЗИКОВА С.Д.
42 Тема проекта: « Семь чудес России»
43 Дневник юного исследователя Имя : Сегодня : Что выполнено : Какие есть проблемы : Какие есть решения : Дальнейшие цели :
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.