О профессиональной компетентности личности учителя Компетенции учителя ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ 2009 Рыбкина Н.И., зам.директора по НМР МОУ-СОШ 2 ЗАТО Солнечный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« КОМПЕТЕНЦИИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Advertisements

Компетенция и компетентность. Образование, ориентированное на компетенции. Первый этап ( ), Д. Хамс Второй этап (1970 – 1990), Дж. Равен Третий.
Компетентный человек Хорошо осведомлён- ный, обладает познаниями и опытом Продемонтри- ровал что-то Справился с решением проблемы, задачи Эффективно действует.
Формирование ключевых педагогических компетенций ИКТ – компетентность Сообщение подготовила: учитель истории и обществознания МОУ СОШ 12 г. Балашова Саратовской.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Пять основных понятий, содержащихся в ФГОС. Мы рассмотрим содержание следующих понятий: 1. Системно-деятельностный подход в образовании. 2. Урочная и.
КОМПЕТЕНЦИЯ – готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Знания не открывают двери…
КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
Великая цель образования - это не знания, а действия Г.Спенсер.
Мастер-класс 2011 Профессиональная компетентность педагога: понятие, сущность.
Педагогический совет Формирование ключевых и предметных компетентностей на уроках и во внеурочной деятельности.
Компетентностный подход в образовательном процессе Г.А.Бурдина Рук. ШМО учителей математики МОУ СОШ г Оханск 2010 г.
Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11.
Васильчук Ирина Алексеевна. Воспитатель высшей категории. «Прогимназия 108». Г. Улан –Удэ.
Современный урок в условиях реализации ФГОС Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 8 Брежнева З.И.
Компетентности педагогического работника Подготовила заведующий МБДОУ 8 Т.В.Субач.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Транксрипт:

О профессиональной компетентности личности учителя Компетенции учителя ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ 2009 Рыбкина Н.И., зам.директора по НМР МОУ-СОШ 2 ЗАТО Солнечный Красноярского края

НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Компетентностный подход лежит в основе новых образовательных стандартов качества образования обучающихся и воспитанников Термины "компетенция" и " компетентность " упомянуты без расшифровки в Федеральном законе 79 о государственной гражданской службе в РФ относительно должностной квалификации госслужащих наряду с образованием и опытом работы

Введение компетентностно-ориентированного подхода в образовательный процесс Изменение организации традиционного урока Включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс МЕТОД ПРОЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРА УЧАЩИМИСЯ ИОТ ФОРМИРУЮЩАЯ ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ Учебные проекты УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ (ОПД, ОП) ДРУГИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Глоссарии терминов ЕФО (1997) компетенция определяется как: Способность делать что-либо хорошо или эффективно Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу Способность выполнять особые трудовые функции Там же отмечается, что «… термин компетентность используется в тех же значениях. Компетентность обычно употребляется в описательном плане» (поясняет И. Зимняя) Согласны с этим Л.Н. Болотов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков Л.Н. Болотов подчёркивает: «Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования»

Сompetence-based education CBE-подход Ноам (Наум) Хомский в 1965 году (Массачусетский университет, Америка) начинает разграничивать понятия «компетентность» и «компетенция» А вслед за ним и наши учёные продолжили это разграничение: Г. В. Горланов, Д. А. Мещеряков, А. В. Хуторской Н.Хомский

В отечественной педагогике принято различать понятия Компетентность характеристика работника (специалиста) Компетентность мера соответствия требованиям, степень освоения компетенции, личностная характеристика человекаПРАКТИКА Компетенция характеристика рабочего места (должности) Компетенция это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной ролиТЕОРИЯ

В. Хутмахер (Mr. Walo Hutmacher) подчеркнул, что понятие компетенция ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что» Ирина Зимняя: «компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции. Однако с учетом того, что многие исследователи не разделяют эти понятия, далее в ряде случаев они будут приводиться вместе (компетенция/компетентность)»

Внешние ресурсы: информация, люди, группы, организации и т.д. Внутренние ресурсы: знания, умения, навыки, способы деятельности психологические особенности, ценности и т.д. Опыт постановки цели и соорганизации ресурсов Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели Ключевые компетентности - результат образования, выражающегося в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.

Глоссарий «компетентный (лат. competentis надлежащий, способный) знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо» «Краткий словарь иностранных слов» (М., 1952 г.)

Профессиональная компетентность учителя Владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определённых ценностей, идеалов и педагогического сознания Журнал «Директор школы», 8, ноябрь 2007, стр

Компетентность личности (Н.А.Стефанишина, заместитель директора по НМР) 1. Cпособность результативного действия, эффективного решения проблем. 2. Готовность делать осознанный и ответственный выбор: проанализировать ситуацию; определить свои приоритеты; поставить цели и соотнести их с устремлениями других людей; спланировать результат своей деятельности; разработать алгоритм его достижения; оценить результаты своей деятельности в контексте существующей ситуации и соотнести их со своими жизненными достижениями.

Деятельность учителя на уроке 1. Предоставляет ли учитель учащимся возможность самим исследовать проблему, явление, выработать собственное знание, создает ли ситуацию исследовательского поиска? 2. Нацелен ли учитель на сотрудничество, дискуссию, коллективный поиск, обмен мнениями, субъектное общение, использует ли проблемные, эвристические, игровые методы? 3. Задает ли темп в работе, проектирует ли затруднения, побуждающие к волевым усилиям? 4. Создает ли ситуацию успеха для учеников? 5. Умеет ли слушать учеников, терпим ли к различным мнениям (инакомыслию), создает ли ситуацию свободного выражения собственной точки зрения учащихся, даже если эта точка зрения не соответствует его собственной? 6. Умеет ли учитель вызвать вопросы у учащихся?

7. Дифференцирует ли работу с учащимися различного уровня развития (подготовки)? 8. Импровизирует ли на уроке в зависимости от создавшейся конкретной ситуации? 9. Доступно ли для учащихся данного возраста излагает материал? 10. Проблемно ли, интересно преподносит информацию учащимся, делает ли ее сферой жизненных интересов? 11. Понимает ли учитель каждого ребенка и принимает ли таким, какой он есть? 12. Сочувствует ли, сопереживает ученику (т.е. строит ли отношения с ним на основе эмпатии)? 13. Раскрывает ли ученикам свой внутренний мир? 14. Является ли учитель открытым, искренним в общении с учениками? 15. Помогает ли самовыражению учащихся? 16. Создает ли психологический комфорт для учащихся на уроке? Деятельность учителя на уроке