ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ Институт статистических исследований и экономики знаний Международный научно-образовательный Форсайт-центр.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Advertisements

Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Приоритеты инновационного развития водного хозяйства России Е.В. Веницианов, зав. лабораторией Института водных проблем РАН 1. Проблемы водного хозяйства.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Под редакцией профессора К.В. Папенова.
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ РОССИИ В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЕМ КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ Е.В. Веницианов Институт водных проблем РАН Всероссийская научно-практическая.
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Модельные леса – универсальные полигоны для организации и проведения научных исследований и совершенствования системы управления лесами системы управления.
Утилизация попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы Руководитель Руководитель Владимир Кириллов 2013 г г.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
1 Мирный, 2010 г. Программа инновационного развития.
Программа поддержки Беларуси Федерального Правительства Германии Институт экономики Национальной академии наук Беларуси Развитие Местных повесток-21 в.
Внедрение систем экологического управления – фактор устойчивого развития территории ЯНАО В соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14.
Экологическая политика ОАО «Татэнерго». Именно применение электроэнергии сделало возможным развитие самых передовых отраслей промышленности: автоматизацию.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Транксрипт:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ Институт статистических исследований и экономики знаний Международный научно-образовательный Форсайт-центр Выбор приоритетов инновационного развития природно-ресурсного комплекса России

2 Современные тенденции инновационного развития Инновации – драйвер экономического роста Открытые инновации География инноваций Расширение масштабов инновационной деятельности

3 Вызовы для инновационной политики Внедрение инноваций требует целенаправленной политики в области инноваций Политика приобретает более долгосрочные горизонты Потребность в новых инструментах формирования политики

4 Форсайт-проекты, имеющие отраслевую или региональную направленность Национальные Форсайт-проекты в области охраны окружающей среды и природных ресурсов Европейский Союз: Европейские приоритеты в области окружающей среды Япония: Долгосрочные прогнозы развития науки и техники: проблемы природно-ресурсного комплекса Великобритания: национальный Форсайт и проблемы защиты окружающей среды Новая Зеландия: Приоритеты в области экологических исследований Россия: критические технологии для сферы «рациональное природопользование» и др. Форсайт-проекты в области защиты окружающей среды (опыт ЕС, ОЭСР, Великобритании, Голландии, Новой Зеландии, Канады, Дании и др. стран) Форсайт-проекты для водных и минеральных ресурсов (опыт Юнидо, ОПЕК, ЕС, США, Норвегии, Китая и др. стран) Мировой опыт формирования долгосрочных приоритетов

5 Цель проекта: Определение приоритетов инновационного развития природно-ресурсного комплекса России в перспективе до 2020 г. и формирование на их основе предложений по внесению изменений в документы, определяющие стратегические направления деятельности МПР России Приоритет инновационного развития - важнейшее направление деятельности в системе управления природно- ресурсным комплексом России, направленное на достижение целей средне- и долгосрочного характера Инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией идей в новые или модифицированные методы управления, реформирование или создание организационных структур с целью повышения эффективности государственной политики

6 Этапы реализации проекта Обзор концептуальных моделей отраслей природно-ресурсного комплекса Разработка системы критериев для ранжирования проблем долгосрочного характера Определение важнейших проблем в сфере природно- ресурсного комплекса I этап III этапII этап Разработка методического и организационного обеспечения Формирование информационно- аналитической базы Построение сценариев развития природно-ресурсного комплекса России Определение перечня приоритетов инновационного развития природно- ресурсного комплекса России Анализ нормативных документов Минприроды России, устанавливающие приоритеты развития природно-ресурсного комплекса России Формирование предложений по внесению изменений в стратегические документы Минприроды России Разработка процедуры выбора и актуализации системы приоритетов Минприроды России

7 Методология проекта Анализ системы социально- экономических целей России Систематизация и сопоставление глобальных и национальных приоритетов Анализ статистических данных Выявление основных проблем в сфере природно-ресурсного комплекса Форсайт Исследование лучшего зарубежного и российского опыта Национальные Форсайт-проекты в области охраны окружающей среды и природных ресурсов(более 30) Форсайт-проекты, имеющие отраслевую или региональную направленность (более 60) Формирование информационно- аналитической базы RAND Corporation UNIDO NISTEP University of Manchester Fraunhofer-Institut für System- und Innovationsforschung ISI ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ и др. Методические материалы ведущих центров Интервью с ведущими экспертами по 8 рассматриваемым направлениям Экспертные опросы 8 постоянно действующих тематических панелей Обсуждение результатов (12 экспертных дискуссий) Экспертные исследования Специфика проекта Определение ключевых вызовов Детальная экспертная проработка Разработка рекомендаций по формированию политики

8 Формирование информационно-аналитической базы Анализ системы социально- экономических целей России Систематизация и сопоставление глобальных и национальных приоритетов Анализ статистических данных Выявление основных проблем в сфере природно- ресурсного комплекса 1. Поручение Президента РФ от 6 июня 2010 г. Пр Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от г. и г. 3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года 4. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005–2008 годы) 5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации 6. Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2008–2010 годы 7. Водная стратегия Российской Федерации до 2020 года 8. Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года Всего было проанализировано более 30 документов, определяющих политику в сфере природно-ресурсного комплекса 1. Поручение Президента РФ от 6 июня 2010 г. Пр Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от г. и г. 3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года 4. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005–2008 годы) 5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации 6. Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2008–2010 годы 7. Водная стратегия Российской Федерации до 2020 года 8. Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года Всего было проанализировано более 30 документов, определяющих политику в сфере природно-ресурсного комплекса

9 Формирование информационно-аналитической базы Анализ системы социально- экономических целей России Систематизация и сопоставление глобальных и национальных приоритетов Анализ статистических данных Выявление основных проблем в сфере природно- ресурсного комплекса Важнейшие приоритеты, выделяемые за рубежом: Разработка новых «зеленых» технологий Безотходное производство Альтернативные источники энергии Повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов Решение проблем изменения климата Управление окружающей средой Повышение эффективности использования ресурсов (водных, лесных) Защита почв и земель Решение проблемы загрязнения атмосферного воздуха Охрана морских побережий и речных систем Сохранение биологического разнообразия В целом, охрана окружающей среды в зарубежных странах базируется, в основном, на разработке, проектировании, внедрении новых зеленых технологий, домов, городов (города-небоскребы Японии, Ecorium Южной Кореи, Корейский Акрополь, «Восточный Берег» Китая) Важнейшие приоритеты, выделяемые за рубежом: Разработка новых «зеленых» технологий Безотходное производство Альтернативные источники энергии Повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов Решение проблем изменения климата Управление окружающей средой Повышение эффективности использования ресурсов (водных, лесных) Защита почв и земель Решение проблемы загрязнения атмосферного воздуха Охрана морских побережий и речных систем Сохранение биологического разнообразия В целом, охрана окружающей среды в зарубежных странах базируется, в основном, на разработке, проектировании, внедрении новых зеленых технологий, домов, городов (города-небоскребы Японии, Ecorium Южной Кореи, Корейский Акрополь, «Восточный Берег» Китая)

10 Формирование информационно-аналитической базы Анализ системы социально- экономических целей России Систематизация и сопоставление глобальных и национальных приоритетов Анализ статистических данных Выявление основных проблем в сфере природно- ресурсного комплекса Данные официальной статистики: - Среднегодовое количество чрезвычайных природных ситуаций, имевших место в РФ, с 1991 г. выросло более чем в 2 раза; - Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, с 2000 г. выросли на 10%; -Объемы отходов, поступающих в окружающую среду, с 2000 г. выросли в 1.9 раза; - Объем инвестиций в охрану окружающей среды в общем объеме инвестиций с 1994 г. упал в 2 раза. Данные официальной статистики: - Среднегодовое количество чрезвычайных природных ситуаций, имевших место в РФ, с 1991 г. выросло более чем в 2 раза; - Выбросы наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, с 2000 г. выросли на 10%; -Объемы отходов, поступающих в окружающую среду, с 2000 г. выросли в 1.9 раза; - Объем инвестиций в охрану окружающей среды в общем объеме инвестиций с 1994 г. упал в 2 раза.

11 Формирование информационно-аналитической базы Анализ системы социально- экономических целей России Систематизация и сопоставление глобальных и национальных приоритетов Анализ статистических данных Выявление основных проблем в сфере природно- ресурсного комплекса Минерально-сырьевые ресурсы Неподготовленность к ситуации исчерпания рентабельных запасов градообразующих месторождений Низкие технологические возможности по глубокой переработке минерального сырья Низкая рациональность и комплексность отработки месторождений полезных ископаемых Высокая доля непривлекательных запасов в нераспределенном фонде недр Сокращение запасов важнейших видов полезных ископаемых, сокращение «поискового задела» Рост площадей экологического загрязнения отходами горнодобывающих и металлургических производств Минерально-сырьевые ресурсы Неподготовленность к ситуации исчерпания рентабельных запасов градообразующих месторождений Низкие технологические возможности по глубокой переработке минерального сырья Низкая рациональность и комплексность отработки месторождений полезных ископаемых Высокая доля непривлекательных запасов в нераспределенном фонде недр Сокращение запасов важнейших видов полезных ископаемых, сокращение «поискового задела» Рост площадей экологического загрязнения отходами горнодобывающих и металлургических производств

12 Рассматриваемые компоненты природно-ресурсного комплекса Биоразнообразие и ООПТ Климат Отходы Земли и почвы Атмосферный воздух Опасные природные явления Водные ресурсы Минерально-сырьевые ресурсы

Экспертная группа проекта – более 100 специалистов из ведущих исследовательских центров и компаний компаний Биоразнообразие и ООПТ Климат Отходы Земли и почвы Атмосферный воздух Опасные природные явления Водные ресурсы Минерально-сырьевые ресурсы Географический факультет МГУ ВНИИ охраны природы Экоцентр «Заповедники» Институт географии РАН Гринпис и др. Географический факультет МГУ Институт глобального климата и экологии Российский региональный экологический центр Центр экологических инвестиций ООО «Глобал Карбон» др. Географический факультет МГУ ВНИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России Институт геоэкологии РАН и др. НИИ атмосферы Институт глобального климата и экологии Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова Институт физики атмосферы др. ООО «Эко-Центр» РХТУ им. Менделеева ОАО «Центр благоустройства и обращения с отходами» и др. Институт экологического почвоведения МГУ Почвенный институт МГУ Почвенный институт имени В.В. Докучаева Российский государственный аграрный университет Институт водных проблем РАН Московский Институт природообустройства Института Географии РАН СОПС и др. ЦНИГРИ ФГУП ВИМС ВНИИгеосистем ИМГРЭ Центр «Минерал»и др. 13

Масштаб Форсайт-исследования: экспертная база наличие релевантных патентов, публикаций в международных реферируемых журналах, докладов на важнейших научных конференциях представительство ведущих исследовательских центров и компаний отрасли авторитет в профессиональной среде (метод кономинации) Критерии формирования экспертной группы Число участников проекта - более 100 Квалификация Области «Ресурсы» и «Охрана окружающей среды «– 90 экспертов Область «Охрана окружающей среды» экспертов Эксперты сферы науки, в т.ч. руководители научных организаций, научных подразделений Эксперты реального сектора экономики, в т.ч. генеральные директора, их заместители, руководители структурных подразделений Область «Охрана окружающей среды» - 70 экспертов 9-й прогноз научно- технологического развития Японии Технологический Форсайт Чехии Британская программа «Foresight» Обсуждение в экспертных панелях: 1)межотраслевая панель 2)8 постоянно действующих тематических панелей

Логика разработки и реализации проекта Инфомационно- аналитическая база Экспертная база Основные проблемы и вызовы в системе управления природно-ресурсным комплексом России и его отраслей Приоритеты инновационного развития природно-ресурсного комплекса России Приоритеты инновационного развития природно-ресурсного комплекса России Предложения по внесению изменений в стратегические документы Минприроды России …. Ключевые задачи

Схема реализации проекта: пример Систематизация зарубежных приоритетов Анализ статистических данных Анализ с.- э. целей России Выявление основных проблем Формирование инфомационно-аналитической базы Создание экспертной базы Эксперты из ведущих НИИ Эксперты из компаний Индивидуальны е эксперты Основные проблемы и вызовы в системе управления ПРК России и его отраслей Приоритеты инновационного развития ПРК России Приоритеты инновационного развития ПРК России Предложения по внесению изменений в стратегические документы Минприроды России Твердые промышленные отходы и накопленный экологический ущерб Проблема : Отсутствие эффективного управленческого механизма ликвидации критических объемов накопленного экологического ущерба Проблема ….. ………………………. Приоритет: Формирование комплексного управленческого механизма ликвидации критических объемов накопленного экологического ущерба …. Задача: Разработка правового механизма ответственности за накопленный экологический ущерб, порядка его оценки и процедур компенсации Предлагается внести изменения в Экологическую доктрину РФ (в состав ведущих факторов деградации природной среды РФ, базовых принципов государственной экологической политики, перечень стратегических направлений восстановления природной среды, и др. разделы), карту проекта «Формирование новых экологических стандартов жизни» (включение нового целевого индикатора, изменение ожидаемых результатов), и соответствующие изменения в Гражданский Кодекс РФ часть1 от ФЗ и часть 2 от ФЗ, Земельный Кодекс РФ от 25 октября ФЗ, федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января ФЗ Безотходное производство Объемы отходов, поступающих в окружающую среду, с 2000 г. выросли в 1.9 раза; РХТУ им. Менделеева и др. ООО «Эко-Центр» и др. Ключевые задачи: Более 40 Более 100

Приоритеты инновационного развития природно-ресурсного комплекса России Минерально- сырьевые ресурсы Водные ресурсы Климат Атмосфер- ный воздух Биоразноо бразие и ООПТ Опасные природные явления Отходы Земли и почвы Отбор приоритетов и задач инновационного развития: -определяющий вклад в развитие природно-ресурсного комплекса - высокая важность для совершенствования государственного управления природно- ресурсным комплексом Отбор приоритетов и задач инновационного развития: -определяющий вклад в развитие природно-ресурсного комплекса - высокая важность для совершенствования государственного управления природно- ресурсным комплексом Систематизация и обобщение выделенных приоритетов: - направленность на решение одной проблемы - логическая связность Систематизация и обобщение выделенных приоритетов: - направленность на решение одной проблемы - логическая связность Валидация полученных результатов на экспертных дискуссиях и формирование сводного перечня приоритетов инновационного развития ПРК России

18 Политика «всего правительства» в области «зеленого развития» Политика «всего правительства» в области «зеленого развития» Обобщенное экспертное мнение: -существующие экономические механизмы и стимулы неэффективны - «зеленое развитие» - наилучшая современная модель инновационного экологического развития Обобщенное экспертное мнение: -существующие экономические механизмы и стимулы неэффективны - «зеленое развитие» - наилучшая современная модель инновационного экологического развития Международные тренды: -стратегия зеленого развития ОЭСР - стратегия инновационного развития ОЭСР -национальные стратегии зеленого роста - «зеленое развитие» конкретизирует задачи устойчивого развития Международные тренды: -стратегия зеленого развития ОЭСР - стратегия инновационного развития ОЭСР -национальные стратегии зеленого роста - «зеленое развитие» конкретизирует задачи устойчивого развития Данные официальной статистики: -отсутствуют радикальные положительные тренды улучшения состояния окружающей среды - возникают новые острые экологические проблемы Данные официальной статистики: -отсутствуют радикальные положительные тренды улучшения состояния окружающей среды - возникают новые острые экологические проблемы

19 Приоритеты инновационного развития природно-ресурсного комплекса России Политика «всего правительства» в области «зеленого развития» Инновационные принципы регулирования на основе адаптации лучшей мировой практики Инновационная система принятия управленческих решений на основе совместного участия в их разработке всех заинтересованных сторон

20 Политика «всего правительства» в области «зеленого развития» Политика «всего правительства» в области «зеленого развития» единая государственная политическая линия по инновационному развитию ПРК, базирующаяся на принципах зеленого развития: А. Баланс между использованием и восстановлением природных ресурсов и окружающей среды Б. Изменение структуры производства и потребления (ресурсосбережение, энергоэффективность, экологически чистое производство и потребление, рациональная территориальная организация производства, изменение стиля жизни и пр.) Для реализации политики всего правительства необходимо: - Разработка Концепции и Стратегии зеленого развития России - Формирование единых программных документов правительства, министерств и ведомств - Изменение системы оценки экономического развития - Создание системы стимулов к зеленому развитию - Разработка системы мониторинга, контроля и обратной связи - Масштабная информационная поддержка

21 Принципиальные различия между понятиями «зеленое развитие» и долгосрочной экологической политикой Принципиальные различия между понятиями «зеленое развитие» и долгосрочной экологической политикой Долгосрочная экологическая политика«Зеленое развитие» Фокус внимание «на конце трубы» Выбор «зеленых» вариантов проектного развития с самой ранней стадии зарождения идеи (стратегическая экологическая оценка) Экономическая политика разрабатывается в отрыве от экологической политики Экономическая политика выстраивается в соответствии с целевыми установками «зеленого развития»: тарифы, устранение субсидий и адресное предоставление дотаций, таможенные льготы и т.д. Поддержка не носит акцентированного характера, нацеленного на структурные изменения Государство стимулирует инновации через «зеленые закупки», зеленые стандарты в строительстве. Суровая ответственность за нанесение экологического ущерба Стимулирует разрешение вопросов предотвращения и возмещения экологического ущерба на ранней стадии Составляет отдельный раздел в документах социально-экономического развития страны на перспективу Интегрируется во все важнейшие разделы прогнозных документов Создает специальные механизмы регулирования деятельности экономических агентов (платежи за негативное воздействие, экологические фонды и т.д.) Регулирование осуществляется в рамках единой финансовой и экономической политики Пользуется системой принципов и оценок, трудно встраиваемой в систему принятия экономических и социальных решений (нулевой риск) Встраивание в систему принятия экономических (наилучшая доступная технология) и социальных решений (помощь малоимущим от повышения тарифов)

22 Инновационные принципы регулирования на основе адаптации лучшей мировой практики Инновационные принципы регулирования на основе адаптации лучшей мировой практики А) Модернизация оценочных показателей качества окружающей среды, экологической и технологической безопасности и включение их в систему регулирования, основанного на наилучших доступных технологиях А) Модернизация оценочных показателей качества окружающей среды, экологической и технологической безопасности и включение их в систему регулирования, основанного на наилучших доступных технологиях - разработка оценок качества для конкретных регионов - разработка оценок качества для конкретных регионов - масштабное внедрение практики управления рисками - масштабное внедрение практики управления рисками - базовые индикаторы и инструментальные методы их контроля ( - базовые индикаторы и инструментальные методы их контроля (энергопотребление на ед. ВВП, водопотребление на единицу ВВП и др.) Б) Формирование и внедрение комплексных экологических разрешений как правовой и институциональной основы технологического инновационного развития Б) Формирование и внедрение комплексных экологических разрешений как правовой и институциональной основы технологического инновационного развития В) Внедрение практики регулирования на базе пилотных проектов В) Внедрение практики регулирования на базе пилотных проектов (с внедрением НДТ) (с внедрением НДТ)

23 Инновационная система принятия управленческих решений на основе совместного участия в их разработке всех заинтересованных сторон Инновационная система принятия управленческих решений на основе совместного участия в их разработке всех заинтересованных сторон А) Площадки для обсуждения будущих регуляций с адресатами, обмена информацией и согласования позиций Б) Создание независимых экспертных центров для разработки альтернативных решений В) Формирование системы использования и распространения информации, открытой для всех заинтересованных сторон Г) Разработка механизмов согласования мнений заинтересованных сторон и их интеграции в систему принятия решений в области ПРК Г) Разработка механизмов согласования мнений заинтересованных сторон и их интеграции в систему принятия решений в области ПРК

24 Приоритеты инновационного развития для сферы минерально-сырьевых отношений Создание и реализация актуализированных оптимальных технологических схем ГРР по этапам и стадиям с соответствующими требованиями к их результатам и качеству Включение в лицензионные соглашения по объектам, передаваемым для геологического изучения, требований к ГРР Создание и реализация общего порядка оценки, учета и списания прогнозных ресурсов, а также – соответствующей федеральной системы мониторинга Контроль за соблюдением сроков ввода в эксплуатацию месторождений ликвидных полезных ископаемых Создание системы комплексного учета и порядка использования всех видов отходов добычи, обогащения и переработки минерального сырья Определение статуса всех видов выработанного пространства недр, включая права собственности на него и обязанности по поддержанию в безопасном состоянии Определение статуса зон экономического роста в правовом поле с учетом необходимых специфических (льготных) организационно- экономических режимов

25 Приоритеты инновационного развития для сферы минерально-сырьевых отношений Создание и реализация актуализированных оптимальных технологических схем ГРР по этапам и стадиям с соответствующими требованиями к их результатам и качеству ЗАДАЧИ: Обобщение по завершенным федеральным ГРР информации по использованным методам и видам работ в сопоставлении с ожидавшимися и полученными результатами Обоснование исходя из принципа соответствия комплексы видов и методов работ, необходимых и достаточных для получения результатов, предусмотренных классификацией запасов и прогнозных ресурсов Формирование и утверждение в установленном порядке технологические схемы ГРР – их актуализированную стадийность, основанную на принципе последовательного приближения, включающую инновационные технологии и обеспечивающую качество и результативность в соответствии с моделями объектов прогноза и поисков

26 Приоритеты инновационного развития для сферы промышленных твердых отходов и прошлого экологического ущерба Формирование комплексного управленческого механизма ликвидации критических объемов накопленного экологического ущерба Совершенствование системы правоприменения и улучшение правоприменительной практики Формирование эффективных экономических механизмов стимулирования предприятий к уменьшению образования отходов Формирование эффективного межотраслевого взаимодействия