САМАРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИСТОРИКО ЭКО КУЛЬТУРНАЯ АССОЦИАЦИЯ «ПОВОЛЖЬЕ» КОНСУЛЬТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Advertisements

Детские и молодежные общественные организации как партнеры ученического самоуправления.
Принципы и правила общественного контроля в свете реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Нормативные.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (проект) Некоммерческое партнерство «Юристы за гражданское общество» |
Самоуправление: основные понятия. 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Понятие "местное самоуправление" закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Подготовили : Студенты 41 группы Дегтеренко Марина и Жуковская Алла.
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Роль депутата представительного органа муниципального образования в осуществлении населением местного самоуправления Уточкин И.А., председатель Земского.
1 СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Координационного Совета по административной реформе при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном.
Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) на тему: Местное самоуправление
Правовые основы участия общественности в госуправлении.
Местное самоуправление и жители. Понятие местного самоуправления (гл.1.ст.1.п.2): Форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах,
Д.А.Медведев: "Сегодняшней России и её будущей инновационной экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг нужна и новая система.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В УПРАВЛЕНИИ Проблемы, точки роста и перспективы развития.
1.Конституционно-правовые основы МСУ, его сущностные признаки. 2.Законодательные основы МСУ в Ставропольском крае. 3.Законодательные основы МСУ в муниципальных.
Семинар-конференция «Государственная политика в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» 24 сентября 2012, РАНХ и ГС, Москва.
Транксрипт:

САМАРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИСТОРИКО ЭКО КУЛЬТУРНАЯ АССОЦИАЦИЯ «ПОВОЛЖЬЕ» КОНСУЛЬТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН И ОМСУ» "ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН И ОМСУ". ПЕСТРИКОВА ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА, заместитель директора Самарской региональной общественной организации «Историко-эко-культурной ассоциации «Поволжье», кандидат исторических наук.

фактически отсутствует в законодательстве США, этого понятия и его эквивалентов нет в крупнейших зарубежных юридических энциклопедиях и справочниках, в «Словаре - справочнике по российскому законодательству: термины, понятия, определения» (1998) среди почти 25 тысяч терминов, встречающихся в нормативных правовых актах законодательства РФ, понятие «гражданское общество» отсутствует, в индексах основных комментариев Конституции России «гражданское общество» не упоминается. «гражданское общество» Термин «гражданское общество» содержится более чем в сотне правовых актов и официальных документов, принятых в гг. Среди них не менее десяти президентских указов и двух распоряжений. Александр Домрин, правовед КОНЦЕПЦИЯ «ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА» ВОСХОДИТ К РАБОТАМ ФИЛОСОФОВ ДРЕВНИХ ГРЕЦИИ И РИМА, НО ТЕРМИН «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО»:

активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности; создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей; общество многообразия форм собственности, свободного рынка, свободного предпринимательства; общество идейного плюрализма, свободы слова и печати, независимости всех средств массовой информации, свободы вероисповедания. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО как лозунг или ИДЕАЛ – общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами

система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, общество, характеризующееся сферой спонтанного самопроявления индивидов и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций граждан, которые защищены от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности граждан со стороны органов государственной власти, сфера, где социальные движения становятся организованными. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК РЕАЛЬНОСТЬ

ГРАЖДАНСКОЕОБЩЕСТВО Самодеятельность граждан в политике, бизнесе, социальной сфере, духовной сфере (самостоятельно и под свою ответственность…) Регулирование - стимулирование и ограничение - самодеятельности граждан в политике, бизнесе, социальной сфере, духовной сфере ГОСУДАРСТВО в целях улучшения качества жизни

НКО Органы исполнительной власти Органы законодательной власти Силовые структуры … Бюджетные организации БИЗНЕС Объединения граждан для решения социальных проблем Политические партии и движения Религиозные общины Профсоюзы Межтерриториальные объединения Объединения предприятий и предпринимателей Независимые организации социальной сферы Неполитические организации политических партий Благотворительные организации НАСЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВО

Организационно-правовые формы негосударственных некоммерческих организаций ОПФ ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕДИТЕЛИЧЛЕНСТВО Общественная организация (в т.ч. ассоциация, союз ОО) защита общих интересов и достижение уставных целей объединившихся граждан физические лица и юридические лица - общественные объединения основана на членстве физических и/или юридических лиц Общественное движение социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения физические лица и юридические лица - общественные объединения не имеет членства, состоит из участников Общественный фонд формировании имущества и использовании данного имущества на общественно полезные цели физические лица и юридические лица - общественные объединения не имеет членства Общественное учреждение Оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. физические лица и юридические лица - общественные объединения не имеет членства Орган общественной самодеятельности совместное решение различных социальных проблем, возникающих по месту жительства, работы или учебы граждане, заинтересованные в решении проблем не имеет членства ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Религиозная организация, партия и общественно-политическое движение, профсоюзы

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОПФ ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕДИТЕЛИЧЛЕНСТВО Некоммерческое партнерство Содействие членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей граждане и/или юридические лица основана на членстве физических лиц Автономная некоммерческая организация предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг граждане и/или юридические лица не имеет членства Учреждениедля осуществления управленческих, социально- культурных или иных функций некоммерческого характера собственникне имеет членства Фондсоциальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели граждане и/или юридические лица не имеет членства Ассоциация и союз координация предпринимательской деятельности, представление и защита общих имущественных интересов Коммерческие организации; некоммерческие организации Основана на членстве юридических лиц Организационно-правовые формы негосударственных некоммерческих организаций

Потенциально активные 25 млн. человек Все население России – 145 млн. человек структуры ГО, оформленные как зарегистрированные организации Трудоспособное население – 90 млн. человек 2-3 млн. человек Участвующие в политике и властных структурах млн. человек Участвующие в НКО 5-10 млн. человек Предприниматели, менеджеры, собственники Ок. 15% населения МАСШТАБ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

РОССИЯСШАКИТАЙ 350 тыс. НКО 145 млн. человек 1,5 млн. НКО * 286 млн. человек 280 тыс. НКО ** 1,3 млрд. человек ИНДИЯ 1 млн. НКО * 1025 млн. человек экономически активное население – 74,6 млн. человек (окт. 2006, Росстат) экономически активное население – 149,3 млн. человек (2005, ОЭСР) экономически активное население – 389 млн. человек (2001, МОТ) экономически активное население – 890 млн. человек (2003, Cornell Law School) Международные НКО *** 26 тыс г. 6 тыс г. 40 тыс г. * Источник: McGann J., Johnstone M. The Power Shift and the NGO Credibility Crisis // Brown Journal of World Affairs. Global Policy Forum. Winter-Spring ** Mooney P. How to deal with NGOs. Part I – China // YaleGlobal. 1 August (Yale Center for the Study of GLobalization). *** The Economist; Anheier H. et al. Global Civil Society. OUP, 2001 РАЗМЕРЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

КОЛИЧЕСТВО «ЖИВЫХ» ОРГАНИЗАЦИЙ – 70 ТЫС. - 19% (ИЗ 359 ТЫС. ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ) млн. человек БЮДЖЕТ – 128 МЛРД. РУБ. (0.5% ВВП БЕЗ УЧЕТА ВКЛАДА ВОЛОНТЕРОВ) млрд. рублей ПЕРВАЯ ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МАСШТАБА НКО И ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ В РОССИИ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НКО ПО ДЛИТЕЛЬНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НКО ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ ФОРМЕ, % РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НКО ПО ТИПУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, % Источник: опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring СТРУКТУРА НКО В РОССИИ

1. Позиция населения 3. Позиция активистов НКО 2. Позиция муниципальных чиновников НКО И ВЛАСТЬ Власть должна помогать только полезным НКО Власть должна помогать всем НКО Власть не должна помогать НКО 28% : НКО должны помогать населению в конфликтах с властью Совместно разрабатывать и реализовывать общественно важные программы Защищать интересы граждан перед властью Помогать власти в ее начинаниях Заниматься своим делом, не обращаясь лишний раз к властям Использовать власть для своих начинаний Помогать населению в конфликтах с властью Помогать власти в ее начинаниях Не пересекаться с деятельностью власти НКО должны… Источники: репрезентативный опрос населения N=3021 чел., октябрь 2006, Аналитический центр Юрия Левады; опрос муниципальных служащих, N=103, Аналитический центр Юрия Левады; опрос НКО, N=1137, ноябрь-декабрь 2006 г., ROMIR monitoring

РЕГИОНЫ- ЛИДЕРЫ: высокий уровень развития и темпы роста некоммерческого сектора за гг. прирост 41-55% ДОГОНЯЮЩИЕ: низкий исходный уровень развития, высокие темпы роста некоммерческого сектора за гг. прирост 54-88% СЛАБЫЕ: слабая экономика, низкие темпы роста некоммерческого сектора за гг. прирост >24% спад до –23% ПРОЧИЕРЕГИОНЫ Москва, Санкт-Петербург, Московская, Воронежская, Тверская, Калининградская, Нижегородская, Саратовская области, Краснодарский край, Красноярский край, Республика Татарстан Республика Алтай, Республика Тыва, Южный федеральный округ Дальневосточный федеральный округ Брянская, Курская, Орловская, Смоленская, Тамбовская, Архангельская, Новгородская обл., Псковская, Астраханская, Кировская, Курганская, Магаданская области, Еврейский АО. РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ НКО Самарская область

Закон СО «Об общественной палате Самарской области» 2008 г. Закон СО «Об общественной палате Самарской области» 2004 г. Коллективный договор (соглашение) о взаимодействии Самарской Губернской Думы и негосударственных некоммерческих организаций в нормотворческой деятельности Положение об Общественном совете при Самарской Губернской думе 2003 г. Положение об Общественном собрании Самарской области при губернаторе Самарской области Концепция партнерства органов государственной власти Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных некоммерческих организаций по развитию гражданского общества 2000 г. Устав Самарской области (ст. 81) наделяет региональные общественные организации, зарегистрированные и действующие на территории области не менее 1 года, правом законотворческой инициативы 1999 г. Закон СО О благотворительной деятельности в Самарской области 1998 г. Закон СО О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений Самарской области НПА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

2000 – 2003 г.г. «...ОСОЗНАЕМ НЕОБХОДИМОСТЬ ДИАЛОГА И ПАРТНЕРСТВА МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ» Гражданское общество не может быть сформировано по инициативе представителей власти, по их желанию, и тем более - по их плану. Перед властью в целом может стоять только одна задача - формировать максимально благоприятный институт для его развития. Без действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни процветающего благополучного общества: здесь нужен диалог на равных. Эффективность этого диалога в значительной степени зависит от представителей власти, от власти в целом. В этой связи мы готовы пойти на необходимые организационные и законодательные меры, готовы обеспечить эффективную обратную связь общества с госаппаратом. … есть хороший шанс соединить ресурсы окрепшего государства и энергию демократического общества…

2004 – 2005 г.г. «Без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей...» «…иметь в стране развитые демократические процедуры не просто необходимо, но и экономически выгодно. Быть с обществом в ответственном диалоге – политически целесообразно» «Наши цели абсолютно ясны. Это – высокий уровень жизни в стране, жизни – безопасной, свободной и комфортной. Это – зрелая демократия и развитое гражданское общество» … современный российский чиновник обязан учиться разговаривать с обществом не на командном жаргоне, а на современном языке сотрудничества, языке общественной заинтересованности, диалога и реальной демократии. … мы прежде всего должны обеспечить право граждан на объективную информацию … … законопроект об информационной открытости государственных органов … позволит гражданам получать больше объективной информации о деятельности государственного аппарата… Чтобы … стимулировать дальнейший рост институтов гражданского общества… необходимо постепенно передавать негосударственному сектору функции, которые государство не должно или не способно эффективно выполнять. … постоянно действующие негосударственные организации могут обеспечивать независимую экспертизу важнейших нормативных актов - актов, непосредственно затрагивающих интересы граждан

2005 N 32-Ф ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РФ Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан РФ с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях: учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан РФ и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, … в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Активизация деятельности гражданского общества является одной из важнейших предпосылок успешности: административной реформы, реформирования судебной системы и правоохранительных органов (через реализацию эффективного гражданского контроля), проведения реформы образования (через развитие попечительских и наблюдательных советов учебных учреждений) и реформы жилищно-коммунального хозяйства (через содействие формированию товариществ собственников жилья). РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ N 38-р от 19 января 2006 г. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу ( годы)

а) модернизация законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, б) обеспечение равных условий доступа негосударственных и государственных некоммерческих организаций на рынки социальных услуг, в) обеспечение прозрачности деятельности некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, г) развитие механизмов независимой общественной экспертизы и государственно-общественных консультаций на ранних стадиях подготовки и принятия решений, д) развитие механизмов общественного мониторинга, е) создание механизмов, способствующих усилению социальной ответственности бизнеса, ж) развитие системы гражданского образования, направленного на обеспечение граждан знаниями и навыками, необходимыми для активного участия в демократическом гражданском обществе. Приоритетными направлениями развития организаций гражданского общества являются:

развитие общественного контроля в основных областях управления делами государства, в частности, контроля за деятельностью правоохранительных и пенитенциарных органов..., развитие ювенальной юстиции для противодействия наркомании, преступности прежде всего в молодежной среде, детской беспризорности, принципиальную и общественную оценку деятельности экстремистских организаций, организацию контроля за процессом выборов год ПРЕЗИДЕНТ РФ ОЖИДАЕТ, ЧТО ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА НАПРАВЯТ СВОИ УСИЛИЯ НА:

ПЕРВОЕ ВТОРАЯ Сильное государство и всесильная бюрократия – это не одно и то же. ПЕРВОЕ нужно гражданскому обществу как инструмент развития и поддержания порядка, для защиты и укрепления демократических институтов. ВТОРАЯ – смертельно опасна для него. Поэтому наше общество должно спокойно, настойчиво и не откладывая на потом развивать институты демократии. нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства…, доверять всё большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению год Д.Медведев, Президент РФ Послание Федеральному собранию Российской Федерации

Концепция административной реформы в Российской Федерации в годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г р К числу основных задач административной реформы относится повышение эффективности государственного управления, включающего: качество государственных услуг, качественные характеристики государственных институтов, компетенцию государственных служащих, уровень доверия к политике, проводимой правительством. Для оценки достигаемых результатов должны быть…: отработаны и внедрены формы участия представителей гражданского общества в процессе подготовки и принятия государственными органами решений с последующим осуществлением необходимого мониторинга…

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ( ГОДЫ) Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от г. N 38-р Обеспечение права граждан на объективную информацию, информационную открытость государственных органов, публичность принятых решений. Развитие механизмов независимой общественной экспертизы государственно-общественных консультаций общественного мониторинга. Создание работающих эффективных моделей сотрудничества государственных и гражданских институтов: включение представителей гражданского общества в …структуры по подготовке нормативных правовых актов и иных затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций решений органов исполнительной власти. Общественные советы с участием представителей гражданского общества при органах исполнительной власти.

2008 год Д.Медведев, Президент РФ Послание Федеральному собранию Российской Федерации … ставя задачи нового этапа развития, мы должны обеспечить широкое участие граждан, политических партий и других общественных институтов в их решении… Наделение представительных органов местного самоуправления … серьёзными полномочиями предполагает, в свою очередь, и повышение требований к качеству их собственной работы. Нужно, чтобы они избирались при самом активном участии как политических, так и неполитических объединений местных жителей – правозащитных, добровольческих, благотворительных и просветительских. Прошу предусмотреть дополнительные меры для привлечения к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций.

ПРЕДМЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА: обеспечение права граждан на объективную информацию продвижение общественных интересов в ходе государственно- общественных консультаций на ранних стадиях подготовки решений, независимая общественная экспертиза подготавливаемых и принимаемых государственными органами решений, включая законотворческие, осуществление общественного мониторинга процессов реализации принимаемых государственными органами решений, участие неполитических объединений местных жителей – правозащитных, добровольческих, благотворительных и просветительских - в выборах представительных органов местного самоуправления, общественное участие в принятии решений и в обустройстве жизни. ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: формирование и развитие работающих эффективных моделей сотрудничества государственных и гражданских институтов

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая … самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ФЗ 131)

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ Выдвижение кандидатов и выборы ОМСУ Подготовка и принятие решений органами власти Мониторинг исполнения решений Оценка эффективности решения Общественное участие в обустройстве жизни и развитии территории социально значимые работы ФЗ 131 Муниципальные выборы Сход граждан Собрание граждан Конференция граждан Местный референдум Опрос граждан Публичные слушания Правотворческая инициатива граждан Обращения граждан в ОМСУ Территориальное общественное самоуправление, АНО, фонды, другие типы НКО, самообложение, Инициирование новых решений

Бизнес Социальный сектор Государство Институты государственной власти Семья Частные производящие предприятия Организации социального сектора НКО Нормы и правила Богатство Социальные блага Человек Социальные товары и услуги Этические нормы и правила Социальный капитал МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА