Оппортунизм в межфирменных отношениях: методология исследования Попова Ю.Ф. Сыктывкарский госуниверситет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 5 Теория контрактов Схема Уильямсона Характеристика инвестиций неспецифичныеспецифичныеидиосинкратические Частота Разовая повторяющаяся Конкурентныеотношения.
Advertisements

Управление организацией. Управление конкурентоспособностью организации Сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность.
Предпринимательский риск В рамках проекта «Учебная фирма». Экономика 10 класс. Учитель истории, обществознания, экономики Василёнок В.В. МОУ СОШ 36 г.
Понятие маркетинга Термин маркетинг происходит от английского слова «Мarket»(рынок) и означает деятельность на рынке связанная со сбытом товара. Маркетинг.
Экономические предпосылки банкротства предприятия 1.Банкротство: сущность, виды, факторы, его определяющие 2.Социально-экономические предпосылки банкротства.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Управление организацией Неправский Александр Александрович, к.э.н., доцент.
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ КОНЦЕПЦИЯ ТРАНСАКЦИИ СУТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК Выполнила: Назарова Ольга.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Стратегические альянсы Особенности стратегических альянсов Разновидности СА Положительные и отрицательные эффекты Жизнеспособность и конкурентоспособность.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Экономические задачи государства Должно ли государство вмешиваться в экономику?
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии ПОДГОТОВИЛ: ШАШОК ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ СТУДЕНТ 601 ГРУППЫ.
Маркетинг в здравоохранении. Формирование рыночных отношений в здравоохранении. А. Б. Лутцев.
Логистика Логистика снабжения. Логистика снабжения является собой комплекс взаимосвязанных операций по управлению материальными потоками в процессе обеспечения.
Общекорпоративные стратегии Стратегии интегрированного роста.
Анализ ресурсов организации. Компоненты внутреннего анализа ресурсов организации (ресурсы и организация корпорации, финансирование, производство, персонал).
Презентацию выполнила Студентка 3 курса: Каменева Полина.
Тема 1. Налоговое планирование и налоговые риски предпринимательской деятельности Лекция 1. Теоретические основы налогового планирования.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
Транксрипт:

Оппортунизм в межфирменных отношениях: методология исследования Попова Ю.Ф. Сыктывкарский госуниверситет

Понятие и основные характеристики оппортунизма Оппортунизм – неотъемлемая черта человеческой природы. Оппортунистический процесс будет проявляться в отношениях продавец-покупатель всякий раз, когда будут представляться реальные и выгодные обстоятельства. О. Уильямсон определяет оппортунизм как недостаток искренности, откровенности или честности в отношениях, включая действия на основе собственных интересов и обман [Williamson O., 1993] Оппортунизм – это эгоистичное поведение, которое зачастую сопровождается обманом. Оппортунизм обычно проявляется в «получении выгод» от других людей или в использовании чужих слабостей в своих собственных целях. Оппортунизм является огромным источником потенциального вреда, в случаях когда интересы индивидов не совпадают или направлены на конфликт. [Williams M., 2007] Оппортунизм – одна из форм поведения экономических агентов, которая формируется на основании преследования собственных интересов, которые не всегда ограничиваются рамками морали и могут затрагивать интересы другого участника взаимоотношений. [Evgeny V. Popov, Victoria L. Simonova, 2006]

Типы проявления оппортунизма Внутренний и внешний. Явный (ложь, мошенничество, воровство) и неявный (необоснованный риск, несправедливость и др.) оппортунизм. Оппортунизм до и после заключения контракта (предконтрактный и постконтрактный).

Формы проявления оппортунизма искажение фактов и ложь; невыполнение условий контракта; нарушение неформальных договоренностей между компаниями; использование в своих интересах «контрактных дыр»; использование в своих интересах непредвиденных событий; преувеличение партнером потребностей; сокрытие информации.

Основные предпосылки возникновения оппортунистического поведения Неопределенность рыночной ситуации (ее изменчивость и неясность): Изменчивость трактуется как степень непредсказуемости окружающей среды во времени, ввиду которой возникает неопределенность будущих условий. Неясность относится к уровню неопределенности существующей ситуации. Различное понимание компаниями ситуации, в которой они находятся, определяет различия в их поступках и стратегических решениях.

Основные предпосылки возникновения оппортунистического поведения Ассиметричное распределение информации. Репутация контрагента. Уровень доверия (межфирменного и межличностного), лояльность и приверженность партнеров, надежность и честность, направленность на выполнение соглашений и обязательств, проявление справедливости, обмен информацией. Опыт прошлых взаимоотношений. Высокий уровень зависимости (взаимозависимости) партнеров. Определяется количеством поставщиков и покупателей и сложностью их замены.

Основные предпосылки возникновения оппортунистического поведения Наличие «контрактных дыр». Несправедливость отношений и убытки одного из их участников. Несовпадение целей (интересов) партнеров. Специфичность активов участников взаимоотношений. Трудности расторжения долгосрочных договоров. Продолжительность контракта и временная ориентация компаний на поддержание межфирменных отношений.

Справедливость и оппортунизм Первоначальным фактором, определяющим поведение фирмы, является исключительно собственный интерес. В условиях агентского конфликта воспринимаемая справедливость действий является решающим показателем склонности компании к оппортунистическому поведению. Риск оппортунизма может подтолкнуть партнеров к поиску мер, возвращающих взаимоотношения в состояние, воспринимаемое как справедливое [Cohen J., Holder-Webb L., Sharp D., Pant L., 2006].

Факторы, определяющие период сотрудничества, выбор уровня интеграции и координации взаимоотношений в сети Стратегические цели создания партнерств и уровень согласованности интересов участников сети (непостоянство, несовпадение целей, стремление к быстрым результатам) Степень однородности и совместимости компаний (различие и несовместимость организационных культур). Уровень зависимости (взаимозависимости) участников межфирменных отношений. Уровень риска участия в межфирменных отношениях;

Способы борьбы с оппортунизмом Составление более подробного и жесткого контракта как способ защиты от партнерского оппортунизма через угрозу преследования законом. Отбор бизнес – партнеров как более эффективная и менее затратная альтернатива составлению подробных контрактов, поддержание доверительных взаимоотношений с партнерами. Мониторинговые программы как контрольный механизм сдерживания оппортунизма партнеров. Санкции,обращение в арбитраж, разрыв взаимоотношений.

Оппортунистическое поведение – это вопрос этики деловых отношений. Основные вопросы, связанные с исследованием оппортунизма: Насколько распространено оппортунистическое поведение в России? Оппортунистическое поведение - это «норма» хозяйственной деятельности или «ненормальное» поведение? Как бороться с проявлениями оппортунистического поведения партнеров?

Цель исследования На основе характеристики межфирменных отношений и анализа процесса управления взаимодействием в цепочке создания ценности выявить причины, формы проявления оппортунистического поведения, а также меры, предпринимаемые компанией для предупреждения и преодоления его последствий.

Обсуждаемые проблемы и вопросы Текущая ситуация и положение компании в отрасли. Основные факторы внешней среды, влияющие на вероятность и степень рапространения оппортунизма в межфирменных отношениях, в том числе неясность и неопределенность среды, зависимость компании от партнера и фактор времени. Анализ «сетевого контекста» межфирменных отношений. Характеристика контрактных отношений (формы контрактов, их дифференциация, способы защиты компании от оппортунистического поведения партнеров, частота нарушения). Анализ причин, форм проявления оппортунизма и мер, предпринимаемых компанией для предотвращения оппортунмзма.

Система показателей анализа сетевого контекста «Сетевой контекст» - это качественные и функционально структурные характеристики взаимоотношений центральной фирмы с ее основными контрагентами: Выгодность / справедливость взаимоотношений Степень приверженности/ лояльности Уровень кооперации / сотрудничества Управленческая дистанция и уровень координации взаимодействия Сила влияния / зависимости участников взаимоотношений Функционально-структурные характеристики сети

Методология исследования 6 глубинных интервью с менеджерами компании ОАО «Комитекс»: коммерческим директором, начальником отдела снабжения, начальником отдела маркетинга, менеджерами по продажам продукции на рынке геотекстиля, основы под линолеум, нетканых материалов для автомобильной промышленности; 1 глубинное интервью с коммерческим директором компании - партнера «Комитекс Лин».

Основные характеристики компании ОАО «Комитекс» Самая большая компания в отрасли работников, из них 837 рабочих и 170 руководителей, специалистов и служащих. Ассортимент ОАО «Комитекс» - более 50 видов продукции. Доля «Комитекс» на российском рынке нетканых материалов – около 40% Конкуренты: 75 российских производителей и 15 зарубежных, в том числе Du Pont и Karl Freudenberg Экспорт нетканых материалов – около 2% от оборота. Экспорт идет в следующие страны: Израиль, Словения, Словакия, Литва, Эстония, Латвия, Казахстан, Белоруссия, Украина.

Основные направления деятельности компании основа под линолеум (28%); геотекстильные материалы (25%); полотна для автомобилестроения (13%); основа под тафтинговые покрытия (9%); кабельная продукция (6,5%); прочие товары (18,9%).

Основные факторы риска, определяющие результаты деятельности предприятия: сильная зависимость предприятия от материально- сырьевого рынка, как внешнего, так и внутреннего, в том числе с риском потери поставщиков и увеличения цен по закупкам; правовые риски, связанные с часто меняющимся законодательством; высокая конкуренция на рынках продаж нетканых материалов как со стороны внутренних, так и со стороны внешних производителей данной продукции; финансовые риски, связанные с потерями от валютно-кредитных операций географическая удаленность ОАО «Комитекс» от основных источников сырья и потребителей продукции.

Поставщики ОАО «Комитекс» Общее количество поставщиков – 30, из них 12 основных. Период совместной работы – 8-10 лет. Основное сырье для производства продукции – полиэфирное волокно, полипропилен и вискоза. С целью снижения зависимости от поставщиков сырья, с конца 2004 г. ОАО «Комитекс» реализовал инвестиционный проект «Производство полиэфирного волокна».

Управление взаимоотношениями с поставщиками Ведется информационная база данных и «Реестр поставщиков сырья». Основные критерии оценки: качество сырья, соблюдение поставщиком сроков поставки, условий оплаты, цена по сравнению с рыночной, место расположения поставщика и условия доставки.

Характеристика взаимоотношений с основными поставщиками Взаимоотношения долгосрочные (8-10 лет период сотрудничества), стабильные. Сложно найти замену поставщику. Невысокий уровень информационной открытости. Уровень затрат и цены реализации – коммерческая тайна Высокий уровень зависимости от поставщиков. Закупаемое сырье частично адаптировано. Получение финансовых льгот: отмена предоплаты, отсрочка платежа. Для поддержания взаимоотношений с поставщиками фирма идет на определенные уступки: сокращение периода отсрочки платежа, прощение невыполнения обязательств, отказ от применения санкции и др. Взаимоотношения с небольшими поставщиками могут осущетвляться на более выгодных для ОАО «Комитекс» условиях.

Потребители продукции ОАО «Комитекс» Более 700 потребителей продукции в России и за рубежом. Основные продукты: геотекстильные материалы, основа для линолеума, полотна для автомобильной промышленности (более 70% от общего объема реализации).

Основные потребители Основные потребители на рынке геотекстиля: ОАО РЖД, ОАО «Газпром» и ООО «Вариация» (74% от общей суммы реализации). Основные потребители основы по линолеум: ОАО «Таркетт», ООО «Комитекс Лин» (95% от общей суммы реализации). Потребители автомобильной отрасли (холстопрошивные и ковровые полотна): ОАО «АВТОВАЗ», ОАО «ГАЗ» (85% от общей суммы реализации).

Взаимоотношения с покупателями Ключевые клиенты настаивают на подписании своей формы и редакции договора, определяют его основные условия. Отсутсвуют формальные стандарты работы с клиентами, но есть неформальное правило – отвечать на вопрос на следующий день после его поступления независимо от статуса клиента. Компания ежегодно оценивает степень удовлетворенности клиентов по материалам специально организованного опроса.

Преимущества от взаимоотношений с ключевыми клиентами Стабильность и устойчивость. Значительная доля прибыли. Четкое исполнение условий договора. Доступ к информации (о ситуации на рынке, новых технологиях). Повышение конкурентоспособности предприятия за счет развития совместных разработок и снижения издержек.

Формы проявления оппортунизма Обман. Из интервью с менеджерами: «Очень редко, но бывает, что партнеры начинают что-то умалчивать, врать. Как правило, обманывают по поводу оплаты». «В период кризиса мы столкнулись с подлогом платежных документов, неисполнением договорных обязательств по срокам отгрузки или оплаты» «Есть такие партнеры, с которыми при переговорах не удается достигнуть нужной нам отсрочки. Мы подписываем договор с меньшей отсрочкой, но потом все равно стараемся придерживаться той отсрочки, которая нас устраивает».

Формы проявления оппортунизма Из интервью с менеджерами: «По договору у нас отсрочка платежа 30 дней, а поставщик через неделю начинает звонить и уговаривать заплатить раньше, так как у них нет денег. Но мы тоже не уступаем и утверждаем, что у нас денег тоже нет. Если партнер начинает говорить, что не может отгрузить и денег даже на отправку груза нет, то мы начинаем думать, что он может отгружать продукцию кому- то еще. Если мы понимаем, что, скорее всего, поставщик никуда продукцию не грузит, то переворачиваем ситуацию в свою пользу и говорим, чтобы грузил, а мы постараемся решить все вопросы по оплате. Когда поставщик продукцию уже отгрузил, мы извинямся и говорим, что у нас не получается заплатить раньше».

Формы проявления оппортунизма Нарушение условия контракта и неформальных договоренностей, в частности, неисполнение договорных обязательств по срокам оплаты, размере задолженности, отсрочке платежа. Из интервью с менеджерами: «Конечно, бывали такие случаи и довольно часто, когда партнер нарушает устные договоренности по отсрочке платежа, доставке. Но последствия не такие серьезные. Нарушение неформальных договоренностей клиентами может быть как по объективным причинам, так и в корыстных интересах».

Формы проявления оппортунизма Использование в своих интересах непредвиденных событий (например, при непрогнозируемом росте цен на продукцию). Из интервью с менеджерами: «Чаще нарушения объемов поставки происходят во время колебания цен. Подписали спецификацию на конкретный месяц, отгрузили половину объема, предусмотренного в контракте, и ситуация на рынке резко поменялась. Поставщики молчат. Мы звоним, спрашиваем про сроки отгрузки, а поставщики начинают объяснять, что они с трудом сводят концы с концами, поэтому пока не могут отгрузить. Понятно, что врут и хотят поднять цены, так как они на рынке стали выше. Просим выгрузить оставшуюся часть. Поставщик отвечает, что пока не может, а мы понимаем, что он в это время может грузить для кого-нибудь другого. В таком случае мы можем попросить заново составить спецификацию с новыми ценами, но потом, когда поставщик начнет к какой-то мелочи придираться, мы им это вспомним».

Формы проявления оппортунизма Преувеличение партнером своих потребностей. Сокрытие информации. Завышение цен на продукцию в случае недостаточной информированности партнеров. Из интервью с менеджерами: «В основном к оппортунитическому поведению склонны фирмы однодневки, которым мы осуществляем разовые поставки».

Оценка менеджерами ОАО «Комитекс» причин оппортунистического поведения партнеров Из интервью с менеджерами: «Иногда нарушение договорных обязательств связано не с тем, что партнеры хотят обмануть нас, а просто у них в настоящее время нет денег. В таких случаях мы готовы помочь партнеру и отгрузить продукцию». «Партнеры хотят получить быстрее продукцию, для того, чтобы избежать остановки своего производства» 2. Несправедливые условия контракта и потери одного из участников взаимодействия могут привести к оппортунистическому поведению и потере партнера, поэтому необходим поиск компромисса.

Меры, предпринимаемые компанией, для предотвращения оппортунистического поведения Договор как одна из ступеней защиты от недобросовестного поведения участников рыночных сделок. Ужесточение условий контрактов, санкции, обращение в арбитраж и разрыв контрактных отношений в случае нарушения формальных и неформальных соглашений. Выстраивание долгосрочных партнерских отношений, основанных на доверии и лояльности. Развитие личных связей с поставщиками и покупателями, использование методов «морального» воздействия на сетевых партнеров. Мониторинг поставщиков и покупателей: проверка уставных документов, сбор информации, в том числе финансовой рынка.

Меры, предпринимаемые компанией, для предотвращения оппортунистического поведения Сбор информации о партнерах, в том числе и конфиденциальной, перед заключением контракта и в период взаимодействия (информация с налогового сайта, сведения от постоянных партнеров, данные отраслевой Ассоциации и др.). Дифференциация контрактных условий, например, требование внести 50% предоплату за отгруженную продукцию. Многократные попытки договориться путем переговоров. Страх санкций за нарушения правил недостаточен, поэтому главное – это моральные обязательства фирм перед партнерами. Следовательно правила, регулирующие коммерческие сделки, должны вытекать из общепризнанных ценностей. Обращение в арбитражный суд только как крайняя мера. Разрыв взаимоотношений. Самый эффективный способ – построение долгосрочных взаимоотношений, основанных на доверии, лояльности, социальных отношениях.

Основные выводы 1. Договор не является гарантией выполнения обязательств. В российской экономике, основанной на неформальных личных связях, роль контрактов ограничена, их нарушение часто оправдывается объективными обстоятельствами, поэтому не осуждается и фактически входит в систему взаимных ожиданий.

2. Несоблюдение деловых обязательств считается обычной ситуацией и воспринимается компаниями как неизбежное зло. Из материалов интервью с менеджерами: «По моему мнению, ложь, неисполнение обещаний, нарушение условий контракта, нарушение неофициальных договоренностей между компаниями, использование в своих интересах неожиданных событий, преувеличение партнером потребностей, искажение фактов, сокрытие информации – это не оппортунизм, а нормальные взаимоотношения. Скрывают информацию все. Говорят только то, что необходимо и преподносят информацию так, чтобы на том конце провода человек поверил в то, что тебе надо. Просто в процессе общения и работы надо стараться «угадать» нечестные намерения партнера»

Основные выводы 3. Несмотря на важную роль формальных контрактов как основного способа защиты от оппортунизма, менеджеры особые надежды возлагают на действенность правил и стандартов поведения участников рынка, этических норм, влияние сетевых ценностей и культуры. 4. Долгосрочные партнерские взаимоотношения воспринимаются как основная и самая надежная защита от проявлений оппортунизма.