Педагогическая поддержка ребенка в образовании Теория, практика, проблема внедрения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая поддержка. Педагогика поддержки - деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.
Advertisements

Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
«Резервы качественного улучшения УВП в детском доме на основе педагогической поддержки»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: сегодня.
Педагогическая поддержка семьи Выполнил студен 2 курса 3 группы Физико-Математического Факультета Ткачев Игорь.
«Система медико- психолого- педагогического сопровождение учащихся»
Савельева Елена Николаевна МАОУ гимназия 100, педагог - психолог.
«Технология сопровождения инклюзивного процесса в образовательных организациях Мурманской области» Технология поддержки педагогов, реализующих инклюзивную.
П ЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ И ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ МО классных руководителей МОУ Фоминская СОШ.
Т к а ч ё в а Н. Г. директор МОУ «СОШ 9». Образовательный стандарт - это Государственный стандарт второго поколения задаёт ориентиры развития всей системы.
Особенности психологического сопровождения Аксиома психологического сопровождения : индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Матвеева М.Г., педагог-психолог ГМЦ. * Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об.
«Особенности образовательного процесса в соответствии с ФГТ»
Основные цели, принципы, направления и содержание организации взаимодействия социального педагога и семьи К профессиональной компетенции социального педагога.
Уроки психологии Медико-психолого- педагогическое сопровождение Здоровьесберегающие технологии Логопедия Школьная программа «Здоровье» Духовно-нравственное.
Лысьва 2015 г. МАДОУ «Детский сад 39 МО «ЛГО». Индивидуализация образования – поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Педагогическая поддержка. В законе Об образовании одной из основных целей школы заявлена ориентация на самоопределение личности учащегося и создание условий.
Транксрипт:

Педагогическая поддержка ребенка в образовании Теория, практика, проблема внедрения

Поддержка как культурный феномен Поддержка – это поведение, отражающее тип человеческих отношений, в основе которого лежит принцип гуманизма Данный тип поведения адекватен ситуации, в которой: кто-то в чем-то нуждается, но не может самостоятельно достичь желаемого; кто-то испытывает желание помочь достичь желаемого тому, кто не может самостоятельно достичь того, чего хочет.

Такой тип отношений ТОТАЛЬНО фиксирует тип позиций « СИЛЬНЫЙ-слабый »

Фиксация типа отношений и позиций в социальной практике Опека забота Службы социальной помощи Службы медицинской помощи Службы психологической помощи

Что отражает слово «педагогическая» в словосочетаниях Социально- педагогическая поддержка Медико- педагогическая поддержка Психолого- педагогическая поддержка Очевидно во всех этих словосочетаниях есть указания на: Детский возраст человека, нуждающегося в поддержке; Наличие педагога, обязанного собственную деятельность сделать адекватной для работы с «проблемным» ребенком

Логика дифференциации детей «с проблемами» и специалистов, обязанных оказывать им разные типы «поддержки». Модель социально-педагогической поддержки. Проблемы со здоровьемДети с аутизмом, ДЦП, ЗПР и т.п. Медики и коррекционные педагоги, педагоги без четкой специфики «под проблему» Проблемы с адаптацией к реалиям жизни или лишенные условий для нормальной жизни Дети из малообеспеченных семей; Дети с ассоциальным поведением и т.п. Работники детских комнат милиции, социальные педагоги и педагоги без четкой спецификации «под проблему» Проблемы с «САМО» в условиях «общественной заданности» Дети, не адекватные социальным нормам, соответствующим их возрасту. Психологи и педагоги (без четкой спецификации «под проблему»)

Ограничения модели социально-педагогической поддержки ребенка (модель опеки-заботы-защиты) Откуда берется данная модель? – из требований определенной части общества к государству: заботиться о детях, чьё качество ниже, чем у их сверстников, потому, что есть «ПРОБЛЕМА» детей с проблемами такие условия, при которых ; Кредо социально-педагогической поддержки: «Мы обязаны создать ДЛЯ детей с проблемами такие условия, при которых качество их социализации не уступало бы качеству социализации их сверстников» ; В этой тотальной модели «опеки-заботы-защиты» ребенку априори и тотально отводятся позиции «СЛАБОГО» во имя которого и на благо которого должны трудиться все – государство, общество, родители, сверстники; Если те, кто должен тотально опекать- заботиться - защищать ребенка с проблемой этого делать не будут, то ребенок СТАНЕТ ЖЕРТВОЙ обстоятельств; Если же все будут стремиться ДЛЯ РЕБЕНКА делать всё возможное, то они рискуют СТАТЬ ЖЕРТВОЙ тотальных претензий данного ребенка к «опекунам», при этом претензии будут увеличиваться по мере взросления и появления новых желаний и потребностей у «объекта опеки-заботы-защиты Подтверждением тому – ситуация в семьях, когда престарелые родители уже не в силах брать на себя всю нагрузку по элементарному жизнеобеспечению повзрослевшего ребенка, а в нем не развиты ни потребность, ни элементарные умения делать ДЛЯ СЕБЯ ТО, ЧТО ОН МОГ БЫ ДЕЛАТЬ БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ

Образовательный смысл Образовательный смысл «педагогическая» в сочетании со словом «поддержка» или откуда берется иное, чем опекающее, культурное основания для понимания сути «поддержки» Смысл слова «образование» в данном контексте несет в себе процесс и результат явления - развития - образования чего-то нового, отличного от привычно существующего Откуда может появиться «новое из привычно существующего»? Из понимания, что рамки «привычного» мешают увидеть «потенциал сущего»; Из желания развить потенциал сущего до адекватных ему рамок; Из умения построить и осуществить деятельность по развитию потенциала, заложенного в сущном ЕСТЕСТВЕННО, ЧТО РЕБЕНОК, У КОТОРОГО ЕСТЬ СЕРЬЕЗНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, БОЛЕЕ, ЧЕМ ДРУГИЕ ДЕТИ, НУЖДАЕТСЯ В ОПЕКЕ. НО ТАКЖЕ ЕСТЕСТВЕННО, ЧТО В ТАКОМ РЕБЕНКЕ, ТАК ЖЕ, КАК И У ЕГО СВЕРСТНИКОВ (У ЧЕЛОВЕКА – ВООБЩЕ), ЗАЛОЖЕНЫ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО СПРАВЛЯТЬСЯ С ПРОБЛЕМОЙ, БЫТЬ ОПОРОЙ И ПОДДЕРЖКОЙ САМОМУ СЕБЕ В ЭТОМ ПРЕОДОЛЕНИИ МЕРА ВЗРОСЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА – ЭТО УВЕЛИЧЕНИЕ ДОЛИ ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ.

Основания педагогической поддержки Поддержка как культурный феномен – взрослый человек должен защитить ребенка от проблем в том случае, если не ребенок, а его окружение является источником его проблем Поддержка как профессиональная деятельность – направлена на то, чтобы наблюдать, целенаправленно исследовать и развивать потенциал ребенка, дающий ему возможность быть самостоятельным в решении собственных проблем; Использовать различные тактики поддержки – «помощь», «содействие», «взаимодействие», как путь постепенного уменьшения опекающего воздействия на взаимодействие с ребенком как с субъектом собственной жизнедеятельности Видеть в проблеме ребенка – не угрозу, от которой его нужно оберечь, а возможность развивать и поддерживать его желания и возможности ее преодоления. Поддерживать ребенка на пути от СТРАХА перед проблемой к целенаправленной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ее преодолению.

Осознанный (рефлексивный) и целенаправленный (деятельностный) выход из тупика – это не только простое избавление ребенка от проблемы или облегчение ее, Это формирование опыта ребенка, где он сумел по максимому реализовать себя в качестве успешного и самостоятельного человека. ГДЕ ОН ИЗ «СЛАБОЙ», ОПЕКАЕМОЙ ПОЗИЦИИ, занимает наравне с поддерживающим его человеком или сообществом СИЛЬНУЮ позицию; СМЕНА ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА СО СЛАБОЙ НА СИЛЬНУЮ – ЭТО ТОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ, ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ, НА КОТОРЫЙ РАССЧИТАНА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА страх не знание и не умение с ней справляться ПРОБЛЕМА ДЛЯ РЕБЕНКА – это ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ (страх) И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ (не знание и не умение с ней справляться) ТУПИК

4 тактики педагогической поддержки ребенка в преодолении проблем Если причиной возникновения проблем ребенка является не он сам, а стал жертвой неразрешенных проблем других людей – действует тактика «ЗАЩИТЫ» Если у ребенка объективно есть все возможности самостоятельно решить проблему, а он этого не делает (пассивен), не доверяя собственным силам – действует тактика «Помощи» Если ребенок активно действует, но во вред себе, значит у него не сформированы причинно-следственные связи – действует тактика «Содействие» Если ребенок хочет решить свою проблему и делает для этого на пределе собственных возможностей – научить его договариваться с другими людьми и обретать подкрепляющий ресурс – поможет тактика «Взаимодействие»

НА ПОМОЩЬ и ПОДДЕРЖКУ РЕБЕНКУ В РАЗВИТИИ ЕГО ПОТРЕБНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ НАПРАВЛЕНЫ НАШИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УСИЛИЯ:. НА ЭТИХ ОСНОВАНИЯХ МЫ ВЫСТРОИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ОПРЕДЕЛИВ ПРЕДМЕТОМ НАШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПОДДЕРЖКУ РЕБЕНКА В РАЗВИТИИ И ОБРЕТЕНИИ ИМ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ; 10 лет ( гг) мы вели экспериментальную деятельность, целью которой было исследование, выявление, развитие и построение условий, при которых стала бы возможной целенаправленная и продуктивная педагогическая деятельность по достижению выше обозначенной цели. В эксперименте были задействованы десятки школ из 15 регионов РФ. С 1992 по 2003 год шли совместные исследования в рамках поиска теоретических оснований и сравнительного анализа педагогической поддерживающей практике в рамках Международного проекта (Россия-Нидерланды- Великобритания-США). По итогам успешного завершения эксперимента Министерство образования РФ создало нормативно-правовую базу для создания и функционирования в российских школах института классных воспитателей, способных при соответствующей профессиональной подготовке, осуществлять самим и становится «системообразующей единицей» в школе, способной порождать, осуществлять и развивать деятельность по педагогической поддержке ребенка в образовании. По независящим от нас причинам и не по причинам слабости теоретических и практических результатов масштабная инновационная деятельность была свернута, а в ряде регионов – разрушена до основания. Главная причина этого явления кроется в том, настоящие инновации в системе образования бросают вызов самой СИСТЕМЕ во всем многообразии ее существования.