«Опыт проектного менеджмента энергоэффективной санации многоуартирных домов» г. Омск, 22 по 24 марта 2012 г. Жилищное хозяйство в Германии. Содействие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
Advertisements

М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
ИНИЦИАТИВЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЯХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ VI-й Евразийский энергетический форум.
Февраль 23, 2008 ГРАЖДАНСКИЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОРУМ Петербургский жилищный конгресс «Анализ текущего состояния и возможностей повышения доступности жилья для населения»
Финансирование капитального ремонта и энергоэффективной модернизации жилищного фонда: потребность в кредитных ресурсах и потенциал рынка Москва 22 ноября.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Украина Углублённый обзор политики энергоэффективности VI Международная специализированная выставка Энергоэффективность. Возобновляемая энергетика – 2013,
Показатель энергоемкости ВВП в Беларусь 2- 2,5 раза выше, чем в странах с развитой экономикой Более 40% от всей энергии, потребляемой в странах ЕС (а.
Рыночные схемы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов Фонд «Институт экономики города»
Екатеринбург, Россия октября 2012 Всероссийское Совещание: «Эффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством в целях создания благоприятных.
Тематическая область и межотраслевые стратегии – изменение климата Семинар для членов ГЭФ в расширенном составе 11–13 октября 2011 года Ташкент, Узбекистан.
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
Г. Москва ОАО «Холдинг МРСК» Стратегия развития распределительного сетевого комплекса.
Инвестиционный проект Энергосбережение в бюджетной сфереЭнергосбережение в бюджетной сфере Запорожской области в период 2008 – 2010 гг. Энергосервисная.
Международная практика финансирования ремонта и повышения энергоэффективности в жилищном секторе с участием банков Семинар «Роль банков в финансировании.
Хартия Европейской экономической комиссии ООН по устойчивому жилищному хозяйству и перспективы ее реализации в России Гайдаровский Форум 2015 Экспертная.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
ЭКОНОМИЯ И БЕРЕЖЛИВОСТЬ – ОСНОВА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БЕЛАРУСИ (ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 14 ИЮНЯ.
Финансирование энергоэффективности в ЖКХ и зданиях: подходы и опыт ЕБРР для Украины Олег Трикоз Глава Представительства ЕБРР в Восточной Украине Межрегиональная.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Транксрипт:

«Опыт проектного менеджмента энергоэффективной санации многоуартирных домов» г. Омск, 22 по 24 марта 2012 г. Жилищное хозяйство в Германии. Содействие строительству жилья и энергосберегающей санации. Философия, механизмы и инструменты

Влияние на организацию жилищного хозяйства через политику Центральный вопрос экономической философии: нуждаемся ли мы в государственной поддержке? Две фундаментальные концепции: - рыночный подход - (социально) политический подход

Рыночный подход: квартира = материальное благо Последствие: покупательная способность и предпочтения потребителей определяют предложение Задачи государства: обеспечение функционирования рынка Через внутреннюю и внешнюю безопасность, действующую процедуру урегулирования споров (независимое правосудие), конкуренцию, госфинансирование через налоги и сборы

Политический подход: квартира = социальное благо Последствие: государство может влиять на предложение в соответствии с политическими целями (например, социальные, энергетические, экологические) и оказывать финансовую поддержку «Конфликт целей» с рыночным принципом: вмешательство государства не должно нарушать позитивное воздействие рынка на предложение

Решение «конфликта целей» между рынком и государством в Германии: Социальная рыночная экономика. Это значит, что государство создает благоприятные условия для инвестиций, минимально вмешивается в механизмы регулирования рыночных цен и обеспечивает конкуренцию.

Жилищная политика в России /СНГ/Центральной и Восточной Европе: Уход государства от ответственности, так как квартира -частное дело, не отрегулированы права на жилую собственность, нет однозначных сфер ответственности и санкций, неудачная приватизация: до санации, по нулевому тарифу = объединение по принуждению финансово неравных домашних хозяйств = Сдерживание инвестиций в жилой фонд Последствие: отсутствие санации, разрушение существующего жилфонда

Три периода жилищной политики в Германии 1. послевоенные годы, с 1948 (огромный дефицит жилья в результате войны) 2. период после объединения Германии (1990) (большие различия в обеспеченности жильем в Восточной и Западной Германии) 3. актуальный период, после изменения энергетической политики (уход от атомной энергетики)

Реакция жилищной политики Исходная ситуация после войны: разрушение ( городских зданий= 20%) переселение (6–7 млн.= 20 % новые житили в Западной Германии, 9,4 млн. квартир для 14,6 млн. домашних хозяйств=5 человек в 1 домашнем хозяйстве/15 м² на человека. Ответ Западной Германии: массовое строительство социального арендного жилья (до ,5 млн. квартир, из них 1-2 млн. частная собственность); сегодня около 6% социального жилья) / инструменты принудительной жилищной экономики

Реакция жилищной политики после объединения Исходная ситуация: 7 млн. квартир/6,7 млн. домашних хозяйств/ 16 млн. жильцов; 11% пустующих квартир/ 80 % нуждается в ремонте; нормально оборудованы только 43 % квартир (на западе 89%), мало частного жилья, которым пользуются сами собственники - 28% квартир (на западе 39%) Ответ политики: значительная налоговая поддержка строительства арендного жилья/ санации; индивидуальная поддержка приватизации жилья нанимателями / новая жилая собственность/ повышение стоимости аренды до рыночного уровня

Реакция политики после изменения энергетических приоритетов: Исходная ситуация: 2010 первичное энергопотребление PJ (петаджоуль = 10 в 15-ой степени джоулей), из чего 70 % импорт/ конечное энергопотребление 8900 PJ= 54% первичного энергопотребления, составляющие первичного энергопотребления: нефть 33%, уголь 23%, природный газ 22%, атомная энергия 11% = 30% от электроэнергии, 9,4% возобновляемая энергия Ответ политики: энергетическая концепция 2010 надежное, экологическое, доступное энергоснабжение; комплекс мероприятий: экономия энергии/расширение сети энергоснабжения/энергоэффективность

Основные мотивы: 1.Использование всех потенциалов для повышения энергоэффективности ввиду растущих цен на энергию (> 35% за последние 10 лет; газ для домашних хозяйств + 100%; мазут %), а также в связи с необходимостью защиты климата 2.Цель изменения энергетической политики: уход от первичных источников энергии к возобновляемой энергии

Энергетическая концепция – часть «здания» до 2020 сокращение потребности в тепле на 20% по сравнению с сегодняшней до 2050 планируется достичь сокращения потребности в первичной энергии порядка 80% до 2050 достичь почти полностью климатически нейтрального фонда зданий (за счет сокращения потребности в тепле) Удвоение доли энергетической санации Tехническая реальность: Эти высокоэффективные стандарты создаются уже сегодня!

Основные исходные пункты политики Жилой фонд : 39 млн. квартир, 17,3 млн. жилых домов новое строительство: 0,5 % - 1 % жилого фонда Основные инструменты: требовать и поддерживать (принцип кнута и пряника) Повышение энергетических стандартов через законы и предписания Поддержка с помощью многообразных стимулов (субсидии, льготные долгосрочные кредиты, общественные гарантии, налоговые преимущества, открытое и скрытое перекрестное субсидирование возобновляемой энергии) Методы поддержки с учетом типов зданий и форм собственности

Фонд зданий 17,3 млн. жилых зданий 1,5 млн. нежилые здания, из них школ 48 млн. тонн CO млн. тонн CO 2

Предпосылки для эффективности «требования» и «поддержки» Точное определение стандартов, прав и обязанностей собственников/инвесторов Эффективный контроллинг Санкции при нарушениях Учет различных интересов, когда собственностью владеет одно лицо и объединение собственников

Пример различных интересов когда собственностью владеет одно лицо и объединение собственников Собственник - одно лицо, например, жилищный кооператив: управление, доход/риск, распоряжение на стороне инвестора рефинансирование инвестиций через жильцов /нанимателей, при необходимости в пределах социальных государственных рамок санкции по отношению к неплательщикам: расторжение договора аренды/ принудительное выселение результат: высокая инвестиционная свобода/ большой интерес к сохранению/ увеличению стоимости недвижимости Товарищество собственников жилья: распоряжается зданием объединение результат: принятие решений блокируется социально слабыми собственниками; санкции за неплатежи = принудительное выселение социально слабых невозможно реализовать; ограниченные шансы для инвестиций

Элементы плана действий Федерального правительства по санации до 2020 постепенно внедрить для нового строительства стандарт «климатически нейтрального здания» на основе показателей первичной энергии до 2050 поэтапно сократить потребность существующего жилфонда в первичной энергии на 80 % инструменты: ужесточение требований (Положение об энергосбережении, закон о возобновляемой энергии = подача возобновляемой энергии в сеть на рентабельных условиях, закон о возобновляемой тепловой энергии=обязательство использовать возобновляемую энергию при новом строительстве и в общественных зданиях

Элементы плана действий Федерального правительства по санации Поддержка через государственный банк КфВ:энергоэффективное строительство и санация, а также энергетическая санация города Программа по созданию рыночных стимулов через Федеральную службу по экономике и контролю экспорта, которая содействует развитию возобновляемой энергетики (солнечные коллекторы, тепловые насосы, отопление биомассой)

Элементы плана действий по санации, направленные на укрепление рыночных механизмов и конкуренции Пилотные примеры нового строительства и санации по стандарту домов с самым низким, нулевым энергопотреблением и плюсовой энергоотдачей Больше прозрачности за счет лучших энергетических паспортов и обзора размера арендных плат Повышение квалификации и приобретение «ноу-хау» энергетическими консультантами, проектировщиками, квалифицированными рабочими Повышение уровня энергетической сознательности через усиленное консультирование по энергетическим вопросам

Баланс CO2- программы по санации зданий Объем финансирования 2006 – 2010: порядка 7,1 млрд., Объем финансирования на 2011: 936 млн., вкл. 500 млн. специальные средства фонда по энергетике и климату 2,5 млн. квартир и более 1000 зданий коммунальной и социальной инфраструктуры Объем инвестиций в размере 85 млрд. «рычаг финансовой поддержки» общественные средства / частные инвестиции 1:12 Экономия энергии на отопление для всех жильцов и высокое качество проживания (мероприятия : 1,5 млрд. ) Экономия энергии = мощность 2 АЭС

Политика содействия с лучшими показательными примерами показательный пример немецкого энергетического агентства Dena на пути к энергоэффективному плюсовому дому (завершенный конкурс) показательный пример нового строительства энергоэффективного здания коммунальной, социальной инфраструктуры (EH 55,EH 40) содейстивие развитию концепций санации города с учетом различных зданий при комбинировании общественного планирования, частных и общественных инвестиций и консультирование по использованию всех возможных инструментов поддержки

Пилотные проекты dena Частный дом в г. Ольденбург Год постройки 1890 до: 462 кВт-ч/ м² / год после: 21 кВт-ч/ м² /год экономия (первичной энергии) 95% Частный дом в г. Ольденбург Год постройки 1890 до: 462 кВт-ч/ м² / год после: 21 кВт-ч/ м² /год экономия (первичной энергии) 95% Многоквартирный дом в г. Пфорцхайм Год постройки 1951 до: 358 кВт-ч/ м² / год после: 31 кВт-ч/ м² / год экономия (первичной энергии) 92% Многоквартирный дом в г. Пфорцхайм Год постройки 1951 до: 358 кВт-ч/ м² / год после: 31 кВт-ч/ м² / год экономия (первичной энергии) 92% Памятник архитектуры в г. Айхштеттен Год постройки 1750 до: 202 кВт-ч/ м² / год после: 22 кВт-ч/ м² / год экономия (первичной энергии) 89% Памятник архитектуры в г. Айхштеттен Год постройки 1750 до: 202 кВт-ч/ м² / год после: 22 кВт-ч/ м² / год экономия (первичной энергии) 89%

Дом с «плюсовым» энергетическим стандартом Технического университета в г. Дармштадт 2007 Пассивные системы. Компактный строительный каркас. Высокоутепленная оболочка. Пассивные солнечные поступления на юге. Материал изменяющихся фаз (Phase Changing Material). Ночное сквозное проветривание. Пассивная система охлаждения. Избежание перенагревания. Использование дневного света Aктивные системы. Moдули фотовольтаики. Гелиотермические коллекторы. Тепловые насосы

2009 – the winner is…

Следующий этап: соединение дома с электромобилем Задание: создание здания, пользуещегося спросом, с зарядной установкой и семейным электромобилем. Дом должен помимо положительного энергетического баланса выполнять следующие требования: Утилизуемость всех материалов, простая разборка, Ответ на демографические изменения, безбарьерный доступ, системы помощи Помощь в управлении через максимальную автоматизацию функций при постоянно возможном вмешательстве пользователя Легкий уход, обслуживание и ремонт Современный дизайн при максимально возможной гибкости перепланировки Энергетический баланс дома с плюсовой энергией в комбинации с электро-смартом (источник: Tехнический университет Дармштадт )

Автор: Томас Яницкий бывший уполномоченный Федерального министра транспорта, строительства и городского развития Германии по кооперации с Восточной Европой, член попечительского совета ИВО

Контакт с ИВО: Бернхард Шварц Initiative Wohnungswirtschaft Osteuropa (IWO ) e.V. Bernhard Schwarz Friedrichstraße Berlin Bundesrepublik Deutschland Телефон: Факс: cм.:

Спасибо за внимание!