МОУ Леботёрская ООШАфанасьева Г.Н. Бессоюзные сложные предложения: стилистические особенности и употребление в речи Урок русского языка в 9 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль бессоюзных предложений. Бессоюзные сложные предложения Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это сложное предложение, части которого соединяются.
Advertisements

Обобщение опыта работы. Подготовка учащихся. 9-х классов к итоговой аттестации в новой. форме.
Урок русского языка в 9-ом классе. Практикум (урок-исследование). Тема урока: Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
БЕССОЮЗНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ по материалам учебника Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/М.М.Разумовска я, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов;
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
Обобщающее повторение пунктуации сложных бессоюзных предложений.
Урок русского языка в 7 классе по теме «Сочинительные союзы» Автор Халяпина Л.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Первомайская сош» Тамбовской.
1 Цель: Каковы преимущества БСП перед синонимичными синтаксическими конструкциями? Какие свойства изображаемой в художественных текстах картины можно передать.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Бессоюзные сложные предложения Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Виды СПП (урок закрепления изученного материала).
ИСКУССТВО произведение представитель вида искусства вид искусства чему учит что воспиты- вает чему учит что воспиты- вает.
Практикум Работа с поэтическим текстом В поле чистом с..р..брит (?) ся Снег в..лнистый и р..бой Светит месяц тройка мчит (?) ся По дороге столбовой. Пой.
Цель : проверить знания учащихся по теме ; активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии, продолжить работу по.
Сложное предложение Основные виды сложных предложений; знаки препинания в сложных предложениях.
Выполнила: ученица 11 класса Коновалова Анна Руководитель: учитель русского языка Николаева Н.Г. Проект.
Сложноподчиненные предложения. Средства связи и знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
Транксрипт:

МОУ Леботёрская ООШАфанасьева Г.Н. Бессоюзные сложные предложения: стилистические особенности и употребление в речи Урок русского языка в 9 классе

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Авторы программы и учебно-методического комплекта - М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Система уроков по теме

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Цель урока через исследование и осознание важнейших стилистических особенностей БСП способствовать сознательному формированию у обучающихся умения использовать выразительность, живость и эмоциональность бессоюзных конструкций в устных и письменных высказываниях

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Образовательные задачи урока Для учителя: Помочь осознать учащимся, какое место занимают БСП в русском языке; учить определять стилистические особенности и выразительные возможности бессоюзных сложных конструкций совершенствовать навыки стилистического и лингвистического анализа микротекстов Для учащихся: определить, какие стилистические особенности отличают БСП от других сложных предложений и делают их в речи незаменимыми;

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Развивающие задачи Для учащихся: развивать умение оживлять свою речь бессоюзными сложными предложениями, придавая ей интонационную выразительность и эмоциональность Для учителя: способствовать развитию аналитических способностей на основе лингвистического эксперимента.

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Воспитательные задачи урока 1) прививать вкус и любовь к образной, эмоциональной речи, богатой различными выразительными средствами, в том числе бессоюзными конструкциями

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Есть вопросы - нужны ответы 1)Сложность выбора знаков препинания в БСП некоторых из нас наводит на мысль: «Почему бы не отказаться от БСП в пользу СсП и СпП?» 2) Какое место они занимают в нашей речи? Какова сфера употребления БСП? 3) Какие особенности бессоюзных сложных предложений делают их незаменимыми и широко распространёнными в речи?

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Предполагаемые ответы Бессоюзные сложные предложения широко распространены в речи, используются в различных стилях речи. (ВО ВСЕХ? А в каких именно?) Бессоюзные сложные предложения имеют свои особенности, которые не позволяют заменить их в полной мере синтаксическими синонимами – сложноподчинёнными или сложносочинёнными предложениями. (Какие именно особенности?) Бессоюзные сложные предложения интересны богатством смыслового содержания и интонации. (В чём оно проявляется?)

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Основные этапы урока Блиц-опрос Проверка Д\з: проблемная задача1 Проблемная задача 2. Лингвистические эксперименты Практикум корректоров Домашнее задание Итоги урока: выводы и рефлексия. Расставьте знаки препинания. Как часто и в текстах каких стилей встречаются БСП? Исследуем особенности БСП Значение и знаки препинания в БСП Проблемы выбора знаков препинания Анкетирование

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Расставьте знаки препинания Непостоянный подобен ветру куда ветер туда и он. Богатырь умрёт имя его останется. Поспешишь людей насмешишь. Звенят жаворонки поют коноплянки в воде что-то булькает, всплёскивает, возится. проверка

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н.

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Проверьте себя. Объясните выбор знаков препинания Непостоянный подобен ветру : куда ветер, туда и он. Богатырь умрёт имя его останется. Поспешишь людей насмешишь. Звенят жаворонки, поют коноплянки, в воде что-то булькает, всплёскивает, возится. потому что а если ии

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Какую роль играют бессоюзные сложные предложения в речи? Можно ли без них обойтись? Художественные тексты разных авторов Произведения устного народного творчества Учебники и справочники Образцы разговорной речи «Слово о полку Игореве» Как часто встречаются в речи БСП? Какова сфера их употребления? Д/З

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н.

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н.

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н.

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. БСП в разных стилях речи РазговорныйНаучныйХудожественныйДеловой обиходная речь Проза пословицыСтихи песни народные «Слово о полку Игореве» БСП очень активно используются в нашей речи

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. «Слово о полку Игореве» Тогда въступи Игорь князь в злат стремень и поеха по чистому полю. Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста; збися Див, кличет верху древа - велит послушати земли незнаеме, Волзе, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, тьмутораканьскый болван! А половци неготовами дорогами побегоша к Дону великому; крычат телегы полунощы, рци лебеди роспужени. Игорь к Дону вои ведет. Уже бо беды его пасет птиць по дубию; волци грозу въерожат по яругам; орли клектом на кости звери зовут; лисици брешут на черленыя щиты. О Руская земле, уже за шеломянем еси! Долго ночь меркнет. Заря свет запала, мгла поля покрыла; щекот славий успе, говор галичь убудиси. Русичи великая поля черлеными щиты прегородиша, ищучи себе чти, а князю славы. перевод

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Перевод Д Лихачёва Тогда вступил Игорь-князь в золотое стремя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмою путь заграждало, ночь стонами грозы птиц пробудила, свист звериный поднялся, встрепенулся Див, кличет на вершине дерева, велит послушать земле неведомой, Волге, и Поморью, и Посулью, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутороканский идол. А половцы непроторенными дорогам помчались к Дону Великому. Кричат телеги в полуночи, словно лебеди вспугнутые. А Игорь к Дону войско ведёт! Уже беду его подстерегают птицы по дубравам, волки грозу накликают по оврагам, орлы клёкотом зверей на кости зовут, лисицы брешут на червлёные щиты. О Русская земля! Уже ты за холмом! Дмитрий Сергеевич Лихачёв Биограическая справка

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Как давно появились в речи бессоюзные сложные предложения? БСП – «ДОЛГОЖИТЕЛИ» в русском языке. Подтверждение: примеры из устного народного творчества – пословицы, например;пословицы «Слово о полку Игореве»;Слово о полку Игореве народные приметы

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Задача 2. В чём секрет популярности БСП? Почему бессоюзные сложные предложения так часто употребляются в речи? Какие особенности, преимущества перед другими видами сложных предложений имеют БСП ?

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. План исследования Прочитать предложение максимально выразительно: передать мысли и чувства, авторское отношение. СпП Произвести замену синтаксическим синонимом (СпП), вставив подходящий по смыслу союз. Найти отличия: какие изменения произошли? (Обратите внимание на особенности интонации, смысловое и образное восприятие предложений.) В чём различие данного БСП и синонимичного ему СпП? Сформулируйте выводы об особенностях БСП. Эксперимент 1Эксперимент 2Эксперимент 3

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Эсперимент 1. Печален я: со мною друга нет. (А.С.Пушкин) исследование вывод

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Эксперимент1 Печален я: со мной друга нет. Печален я, так как со мною друга нет. Печален я, так как со мною нет друга. 1) Исчез драматизм (та интонация, мимика, жесты теперь неуместны и невозможны) 2) Утрачена эмоциональная выразительность, оно стало холоднее, суше, рассудочнее – логичнее Эксперимент 2

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Эксперимент 1. Вывод Предложение утратило свою сжатость (лаконизм) стало менее благозвучным Причина – громоздкость, неблагозвучие союзов, которые обозначают чисто логические отношения и снижают роль интонации и образность речи.

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Эксперимент 2 Он засмеётся – все хохочут. А.С. Пушкин Вспомните, с какими персонажами и событиями романа «Евгений Онегин» связана эта фраза. Прочитайте её выразительно. исследованиевывод

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Эксперимент 2. Он засмеётся – все хохочут. Когда он засмеётся, то все хохочут. Всякий разТолько тогда Достаточно ему засмеяться, как все начинают угодливо хохотать Утрачены: драматичность, но не эмоциональная, а динамическая: действие заключено в самом предложении Пушкина. исключительный лаконизм: поэт двумя глаголами ярко показал, как грубо и подхалимски утрируются действия повелителя

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Эксперимент 2. Выводы Пушкинское БСП не рассказывает о событии, а драматически разыгрывает его перед нами самой формой своего построения: Всякое изменение этого бессоюзного сложного предложения ведёт к разрушению наглядной, живой, динамической драматичности и бледному пересказу. Он засмеётся – все хохочут. Параллелизм в построении: он – все, смеётся – хохочут. Второе предложение является зеркальным отражением первого

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Эксперимент 3 Проснулся: пять станций убежало назад. (Н.В.Гоголь) исследование вывод

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Эксперимент Чтение БСП: Интонация приятного изумления проснувшегося путника с ударением на слове «пять» (целых пять!) Пауза полна ожидания сюрприза. Жесты, мимика сами просятся… 2. Замена СпП: Метафора неуместна в логическом стиле СпП, заменяем … Когда я проснулся, то оказалось, что уже пять станций убежало назад. Когда я проснулся, то оказалось, что я проехал уже пять станций. вывод

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Эксперимент 3 Вывод При замене сложноподчинённым предложением «получилось сухое и бледное предложение, от гоголевской динамической драматичности, от стремительного и смелого гоголевского жеста ровно ничего не осталось» (М.М. Бахтин) Динамический драматизм в БСП у Гоголя выражен ещё более резко, чем у Пушкина Какова роль БСП в речи? Бахтин М.М.

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Mihail Mihajlovich Bahtin ( года [Орел] года [Москва]) Русский философ, литературовед и теоретик искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра романа. Сторонник концепции драматического полифонизма (многоголосия) в произведении искусства. Исследуя художественные принципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры. Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп, карнавализация, мениппея. Бахтин автор нескольких лингвистических работ, посвящённых общетеоретическим вопросам, стилистике и теории речевых жанров. Участвовал в написании книги «Марксизм и философия языка» (1929), опубликованной под именем В. Н. Волошинова. БИОГРАФИЯ

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Какова роль БСП в речи? Общие выводы. Бессоюзные сложные предложения придают нашей речи живость и образность; эмоциональны и динамичны; интонационно богаты и выразительны; лаконичны и поэтичны. В каких стилях речи БСП встречаются наиболее часто? Какова сфера их употребления?

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Практикум Найдите ошибку в подборе БСП и неточность в объяснении знаков препинания в прозе И.С. Тургенева Найдите ошибку в подборе БСП и неточность в объяснении знаков препинания в прозе И.С. Тургенева Помогите товарищу объяснить знаки препинания в БСП из произведений А.С. Пушкина Помогите товарищу объяснить знаки препинания в БСП из произведений А.С. Пушкина Помогите исправить ошибки и объяснить знаки препинания в предложениях, взятых у Н.А. Некрасова Помогите исправить ошибки и объяснить знаки препинания в предложениях, взятых у Н.А. Некрасова Постройте схемы сложных предложений, объясните двоеточие и тире в примерах из былин Постройте схемы сложных предложений, объясните двоеточие и тире в примерах из былин

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Помогите товарищу объяснить знаки препинания в БСП

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Найдите ошибку в подборе БСП и неточность в объяснении знаков препинания

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Постройте схемы сложных предложений, объясните двоеточие и тире

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Помогите ученику исправить ошибки и Объяснить знаки препинания в предложениях Н.А. Некрасова

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Собери пословицы – поставь знаки препинания Лес рубят Кончил дело Трудно в ученье Поработаешь до поту Легко в бою Гуляй смело Поешь в охоту Щепки летят

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н.

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н.

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Народные приметы на всё дают ответы Грибы ищут Май холодный Бобы не грибы Худо овцам Ремесло не коромысло по лесу рыщут год хлебородный взойдут где волк в пастухах плеч не оттянет :, : ?!

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Домашнее задание Тема для обсуждения: Как в бессоюзном сложном предложении связаны интонация и знаки препинания? Сообщение: Что такое авторские знаки? Почему писатели не всегда ставят знаки препинания по правилам? Индив. задания: Любимые знаки препинания у любимых авторов Упражнение 236

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Итоги урока. Анкета «Сегодня на уроке...» Какие вопросы обсуждали? _________________________________________________ Выводы-ответы дополни 1. БСП наиболее употребительны в _________________ и __________________________ стилях речи. 2. БСП – «долгожители» в языке, потому что 1) активно используются в устной _______________речи 2) широко представлены в ________________________ ________________________(фольклоре) 3) часто употребляются в «________________________» и других памятниках древнерусской литературы.

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Особенности БСП. Впиши нужное, убери лишнее 3. Широкое употребление БСП объясняется их способностью обогащать нашу речь благодаря их особенностям: 1) _______________________________________ 2) _______________________________________ 3) _______________________________________ 4) _______________________________________ Образность, эмоциональность, краткость, логичность, выразительность, динамизм, строгость, лаконичность, интонационное богатство, смысловая ясность, однозначность…

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Анкета «Я на уроке» Понял главное (всё, ничего не понял) Работал _____________________ Научился __________________________ ___________________________ ____________________________________ Выполнил задания сам (с помощью ребят, учителя) Нашёл у себя ошибки и исправил Ставлю себе за работу ______

МОУ Леботёрская ООШ Афанасьева Г.Н. Литература к уроку. 1. Бахтин М.М. О стилистических особенностях бессоюзных сложных предложений/Русский язык / приложение к газете «Первое сентября», 1995, Лихачёв Д.С. Заметки о русском./ ресурс: 3. Лихачёв Д.С. Дословный перевод «Слово о полку Игореве». Ресурс: Культура письменной речи/ Литература/ хрестоматия Русский язык: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А Леканта. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.